Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (25-31 мая 2009 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили на палестино-израильском направлении и в Пакистане. 28 мая в Вашингтоне с визитом находился глава Палестинской национальной администрации М. Аббас. По итогам переговоров с палестинским лидером президент США Б. Обама заявил, что «продвижение вперед мирного процесса на Ближнем Востоке возможно при условии, если все стороны будут выполнять свои обязательства, и если они будут руководствоваться не краткосрочными тактическими соображениями, а стратегическими интересами». Командование пакистанской армии 30 мая сообщило о взятии Мингоры - крупнейшего города в долине Сват и важнейшего опорного пункта боевиков движения «Талибан».

Заявления, сделанные на прошедшей неделе палестинскими и израильскими политиками, показывают наличие серьезных, принципиальных разногласий между сторонами по основным проблемам урегулирования палестино-израильского конфликта. Различие в подходах к разрешению этого конфликта имеется также между США и Израилем. В израильском руко-водстве отмечается усиление недовольства американской позицией по арабо-израильскому урегулированию. Так, в Вашингтоне продолжают настаивать на реализации формулы «два государства для двух народов» и прекращении строительства новых и расширении имеющихся еврейских поселений на палестинских территориях Западного берега реки Иордан (ЗБРИ), в то время как нынешнее израильское правительство во главе с Б. Нетаньяху, декларируя готовность к возобновлению мирных переговоров с палестинцами, обходит молчанием вопрос о создании палестинского государства, а заявив о согласии на прекращение строительства новых и демонтаж незаконных поселений на ЗБРИ (эта работа была начата на прошедшей неделе), не намерено отказываться от расширения оставшихся поселений «в рамках естественного роста их населения». Всего в настоящее время на территории ЗБРИ имеется 121 еврейское поселение с населением около 300 тыс. человек.

По информации СМИ, администрация США заблокировала израильский запрос на поставку для ВВС ЦАХАЛ дополнительной партии из шести боевых вертолетов АН-64D «Апач Лонгбоу», мотивируя это тем, что поставки новых вертолетов могут угрожать безопасности мирного населения в секторе Газа. В то же время президент Б. Обама 28 мая подчеркнул, что США продолжают оставаться «надежным союзником Израиля», обеспечение безопасности которого отвечает американским интересам. Однако при этом Обама отметил, «что наилучшим способом добиться безопасности Израиля – это создать условия и заложить основу для палестинского государства». Что касается палестинцев, то они, по заявлению главы Белого дома, должны прекратить террор против Израиля и усилить работу по обеспечению безопасности на территориях, подконтрольных ПНА.

По заявлениям М. Аббаса, правительство Б. Нетаньяху до начала переговоров с палестинцами должно признать формулу «два государства для двух народов» в качестве основы решения палестино-израильского конфликта, т. к. без этого не будет прогресса в диалоге между сторонами. Аббас также настаивает на полном прекращении израильской поселенческой деятельности на ЗБРИ, которая приравнивается палестинцами к оккупации их земель. Итоги своей поездки в Вашингтон М. Аббас обсудил с президентом Египта Х. Мубараком и королем Саудовской Аравии Абдаллой.

На минувшей неделе вновь обострились отношения между ведущими палестинскими движениями ФАТХ и ХАМАС. 29 мая на ЗБРИ силами безопасности ПНА, подчиняющимися М. Аббасу, были арестованы 22 активиста ХАМАС, а после этого в г. Калькилия произошло вооруженное столкновение между силами безопасности и исламистскими боевиками.

Наряженная обстановка сохраняется в северо-западе и западе Пакистана. На всем протяжении минувшей недели правительственные войска при активной поддержке авиации продолжали наступление на позиции боевиков радикального исламистского движения «Талибан» в долине Сват и прилегающих к ней районах. В итоге 30 мая военное командование сообщило, что армия полностью выбила противника из крупнейшего города региона - Мингоры. Также сообщается о восстановлении правительственного контроля над большей частью этой долины. Вместе с тем, по заявлениям военных, на оставшейся в руках исламистов территории «еще придется много повоевать», т. к. подавить сопротивление боевиков в горах, где талибы имеют много хорошо укрепленных баз, будет трудно.

Масштабная военная операция против экстремистов на северо-западе страны привела к гуманитарному кризису. Число жителей, бежавших из района боевых действий, уже превысило 2,4 млн человек и продолжает увеличиваться. Некоторые районы Северо-западной пограничной провинции объявлены властями зоной бедствия. Туда направляется срочная помощь, в т. ч. зарубежная. Однако ситуация с беженцами продолжает осложняться, что ведет к усилению напряженности в стране. Вместе с тем, по имеющейся информации, большинство населения Пакистана пока продолжают поддерживать операцию против талибов. При этом эксперты считают, что настроения в обществе могут измениться, если боевые действия затянутся, а ситуация с беженцами не будет решена должным образом.

Положение в западных и северо-западных районах Пакистана осложняется активной террористической деятельностью исламистов. 27 мая в Лахоре, а 28 мая Пешаваре и Дери-Исмаилхане были совершены крупные теракты, приведшие к большим человеческим жертвам. Ответственность за них взяли на себя талибы.

Премьер-министр Пакистана Ю. Р. Гилани считает, что с увеличением численности иностранных военных в Афганистане боевики перебираются на пакистанскую территорию. В этой связи власти страны намерены усилить охрану границы. По мнению Гилани, действующие в стране боевики получают помощь извне.

Несмотря на усиление борьбы с экстремистами и террористами, пакистанские военные продолжают уделять большое внимание вопросам военного соперничества с Индией. Так, 30 мая командующий ВВС страны маршал авиации Р. К. Сулейман заявил, что недавняя поставка Индии израильской системы дальнего радиолокационного обнаружения и управления (АВАКС), установленной на борту российского самолета Ил-76, «вызывала новую гонку вооружений в регионе». По словам военачальника, «Пакистан также получит систему АВАКС в сентябре этого года». Кроме того, Сулейман сообщил, что пакистанским ВВС из США будут поставлены истребители F-16, а к ним 500 новейших ракет.

Верховный суд Пакистана 26 мая пересмотрел свое февральское решение и разрешил лидеру ведущей оппозиционной партии страны - Пакистанской мусульманской лиги-Наваза Н. Шарифу и его брату Шахбазу баллотироваться в выборные органы власти.

Воинственной риторикой характеризуется предвыборная кампания баллотирующегося на второй срок президента Ирана М. Ахмадинежада. 25 мая он заявил, что Тегеран не будет вести переговоры по своей ядерной программе вне МАГАТЭ и в очередной раз отверг возможность приостановки ядерной деятельности в стране на время переговоров. Президент ИРИ подчеркнул неизменность курса Тегерана на продолжение и расширение работ по обогащению урана. Грубые высказывания делаются им в адрес США. Между тем 29 мая вооруженные люди совершили нападение на офис избирательной кампании М. Ахмадинежда в г. Захедан на юго-востоке страны недалеко от границы с Пакистаном. Днем ранее – 28 мая здесь был совершен теракт в мечети, в результате которого погибли 35 и получили ранения 125 человек. Тегеран обвинил в организации этой акции США, что в Вашингтоне категорически отвергают.

Президент Франции Н. Саркози 25-26 мая находился с визитом в Объединенных Арабских Эмиратах во время которого принял участие в официальной церемонии открытия в Абу-Даби первой в регионе стационарной французской военной базы. Кроме того, на территории ОАЭ будут созданы два опорных пункта для ВВС и сухопутных войск. Общая численность французских военнослужащих в Эмиратах составит 500 человек. Предполагается, что французские военные будут участвовать в обеспечении безопасности морского торгового судоходства в Персидском заливе и в борьбе с сомалийскими пиратами. По итогам переговоров в Абу-Даби ОАЭ и Франция заявили о своей готовности к дальнейшему углублению двусторонних отношений. Подписан ряд документов, среди которых новое соглашение о сотрудничестве в области безопасности и обороны.

Сложная внутриполитическая обстановка сохраняется в Судане. Глава администрации Южного Судана и первый вице-президент страны С. Киир 26 мая выступил с предупреждением о том, что мирному соглашению между Хартумом и южанами (2005 г.) угрожает «серьезная опасность» из-за растущего насилия, которое создает риск возобновления конфликта и поощ-ряется со стороны неназванных им внутренних и внешних сил. Особую опасность при этом, по мнению Киира, представляют непрекращающиеся вооруженные столкновения между различными «этническими группами» на юге страны, жертвами которых в последние месяцы стали более 1000 человек. Растет число людей, покидающих из боев места своего постоянного проживания. Так, на минувшей неделе в Южном Кордофане, расположенном между Югом и Севером Судана, произошли кровопролитные межплеменные столкновения (погибли свыше 100 человек). В этом регионе столкновения между различными племенами происходят в основном на почве борьбы за контроль над пастбищами и источниками воды. Рост ожесточенности и масштабности межплеменных столкновений во многом обусловлен нарастающим поступлением в Южный Кордофан оружия из соседних регионов, в т. ч. из Дарфура, где продолжается вооруженный конфликт между центральным правительством и местными повстанческими группировками.

Со своей стороны, президент Судана О. аль-Башир 30 мая выступил с угрозой запретить деятельность правящего на юге Суданского народно-освободительного движения (СНОД) в северных районах Судана, если руководство СНОД не устранит препятствия для деятельности других партий на Юге. Речь, в первую очередь, идет о ныне правящей в стране партии Су-данский национальный конгресс, лидером которой является О. аль-Башир.

Лидер военного крыла сепаратистской Курдской рабочей партии (КРП) М. Караилан 26 мая заявил властям Турции, что КРП может отказаться от требования независимости для территорий, населенных курдами, в обмен на переговоры и окончание войны. Кроме того, в обмен нам мир КРП требует амнистии и освобождения своего лидера А. Оджалана, находящегося в заключении с 1999 г. По словам Караилана, курдский вопрос может быть разрешен по британской модели, когда Британия, «признала волю шотландцев, дав им собственный парламент, и турки также могут поступить с нами». Боевики заявили, что до 1 июня они переходят к «пассивной обороне», чтобы дать правительству в Анкаре время обсудить их предложение.

Эмир Кувейта шейх С. ас-Сабах 30 мая принял присягу нового правительства во главе с Н. аль-Мухаммедом аль-Ахмедом ас-Сабахом. Из 15 членов кабинета – семь новые лица, но ключевые министры сохранили свои посты. Пять министров представляют правящую в стране династию ас-Сабахов. Политологи характеризуют новый кабинет как «правительство технократов», в котором позиции либералов усилились в ущерб исламистам, а также представлены наиболее влиятельные в Кувейте племена. 31 мая состоялось первое заседание кувейтского парламента, избранного 16 мая.

Президент Йемена А. А. Салех, прибывший 31 мая с официальным визитом в Саудовскую Аравию, провел в Эр-Рияде переговоры с королем Абдаллой. По информации из правительственных источников в Сане, А. А. Салех, должен обсудить с Абдаллой вопрос о прекращении саудовцами поддержки, в т. ч. финансовой, сепаратистским силам на йеменском юге, ко-торые в последнее время заметно активизировали свою деятельность. В различных районах юга страны регулярно проходят массовые антиправительственные демонстрации и вооруженные столкновения с силами безопасности.

Приложение

О некоторых особенностях борьбы с терроризмом в Алжире

Правящему в Алжире режиму в начале нынешнего столетия после длительного и жесткого противостояния удалось подавить основные силы экстремистских исламистских группировок, снять угрозу с их стороны действующей власти и в целом стабилизировать ситуацию в стране. Тем не менее, как показывает развитие событий, говорить о полной победе над экстремистами в Алжире пока не оснований. Несмотря на понесенные тяжелые потери, радикальные исламисты смогли сохранить часть своих сил и продолжают совершать различного рода насильственные действия. Сохраняются и глубинные причины для распространения в Алжире идеологии джихадизма, что связано с социально-экономическими и политическими факторами. Первый обусловлен нерешенностью острых социально-экономических проблем внутри страны, расслоением общества и маргинализацией части населения, а также связан с состоянием мировой экономики, переживающей с 2008 г. финансово-экономический кризис. Так, западные эксперты считают, что «в условиях высокого уровня безработицы в Алжире многие молодые люди видят для себя только два выбора: присоединиться к силам безопасности или присоединиться к исламистским инсургентам, которые стреляют в первых». Второй фактор имеет преиму-щественно внешнюю ориентированность и связан с неурегулированностью арабо-израильского конфликта, особенно его палестинской составляющей, военно-политическими акциями США и Запада в Афганистане и Ираке, политическим противостоянием в Ливане, активизацией исламофобии на Западе и др. Все эти события и явления подпитывают настроения радикального исламизма и религиозного фанатизма в самом Алжире, подталкивают в ряды экстремистских группировок новых людей.

Основной силой алжирских исламистских экстремистов является организация «Аль-Каида» в странах исламского Магриба» (АКМ), поддерживающая связи с международной террористической сетью «Аль-Каида». Специалисты считают, что АКМ взяла под свой контроль другие радикальные группировки Магриба - Воюющую исламскую группу - ливийскую, Воюющую исламскую группу - марокканскую и Воюющую исламскую группу – тунисскую, а также активно действует в Мавритании. Кроме того, АКМ имеет прочные связи с радикальными исламистами в Мали, Нигере и Чаде. Боевики активно действуют в пустынных и слабо контролируемых властями районах на стыке границ Алжира, Мали, Мавритании, Ливии, Нигера, Туниса, Чада. Таким образом, в Магрибе и регионе Сахеля создана и активно действует разветвленная террористическая сеть.

Общая численность действующих боевиков АКМ, по различным оценкам, колеблется от 1200 до 1600 человек. Помимо алжирцев в их рядах имеются выходцы из Мали, Марокко, Туниса и других стран. Многие боевики прошли «школу» Афганистана и Ирака. Кроме стрелкового оружия они располагают минометами и различными взрывными устройствами, а для координации своих действий активно используют каналы спутниковой связи. Отмечается, что боевики и террористы в состоянии быстро восстанавливать свои силы после ударов, нанесенных правительственными войсками.

По оценке экспертов, в настоящее время АКМ не располагает возможностями для проведения широкомасштабных боевых и террористических акций. Тем не менее, действуя в составе небольших отрядов и групп, радикальные исламисты продолжают регулярно совершать теракты, вооруженные нападения, похищения людей, в т. ч. иностранцев. Значительное число нападений совершается на военнослужащих и полицейских. Отмечается рост числа акций, совершенных террористами-смертниками, чего ранее алжирские исламисты, к каким бы группировкам они не относились, избегали. Боевики и террористы постоянно совершенствуют тактику своих действий и зачастую добиваются успеха. Их деятельность держит в напряжении правительственные силовые структуры, негативно воздействует на настроения населения.

В условиях сохранения террористической угрозы алжирские власти осуществляют комплекс политических и силовых мер по борьбе с ней. Далее остановимся главным образом на мерах силового характера. Подчеркнем, что многое здесь пришлось делать заново, т. к. в рамках политики национального примирения, провозглашенной президентом страны А. Бутефликой в 1999 г., правительство расформировало специальные антитеррористические подразделения, включая армейский спецназ, управление по борьбе с бандитизмом и отряды местной самообороны, которые успешно противостояли боевикам и террористам в 1990-е гг. Вместо этих структур были созданы новые.

В настоящее время в деле повышения эффективности борьбы с терроризмом одним из главных приоритетов считается укрепление силовых структур, оснащение их современным вооружением и специальными техническими средствами, разносторонняя подготовка личного состава. Развитие и совершенствование антитеррористических сил признано в качестве одного из основных направлений модернизации Национальной народной армии (ННА) АНДР. Военные и другие силовики регулярно проводят специальные учения по антитеррористической и противоповстанческой тематике. Постоянное внимание уделяется вопросам улучшения охраны сухопутных (6343 км) и морских (998 км) границ республики.

В различных районах Алжира части ННА самостоятельно или во взаимодействии с формированиями других силовых структур регулярно проводят войсковые и специальные операции с целью ликвидации боевиков и террористов, их опорных баз. В них активно задействуются боевая авиация, бронетанковая техника, артиллерия, средства радиоэлектронного противо-действия. Операции против боевиков и террористов проводятся преимущественно в восточных, западных и южных районах Алжира.

Для патрулирования и ведения разведки в Турции закуплена крупная партия бронированных автомобилей «Кобра». Планируется наладить производство машин этого класса в Алжире. С помощью ЮАР были модернизированы российские боевые вертолеты Ми-24, на которых установили новое вооружение и систему наведения оружия, приборы ночного видения. При подготовке и проведении войсковых операций против боевиков широко используются приобретенные в России в последние годы транспортно-десантные вертолеты Ми-17 и транспортно-боевые Ми-171Ш. Для нанесения ударов по боевикам алжирское командование намерено привлечь даже поступившие недавно на вооружение новейшие российские многофункциональные истребители Су-30МКА и еще не прибывшие в страну российские учебно-тренировочные самолеты/легкие штурмовики Як-130.

Алжирское руководство придает большое значение международному сотрудничеству в борьбе с терроризмом. АНДР наряду с Мавританией, Мали, Марокко, Нигером, Нигерией, Сенегалом, Тунисом и Чадом участвует «Транссахарской контртеррористической инициативе», разработанной США, и которая предполагает повышение эффективности действий государств региона в борьбе с террористической угрозой, налаживание взаимодействия между ними при подготовке и проведении антитеррористических операций. Получило развитие и двусторонне сотрудничество с США в вопросах противодействия терроризму. Американские военные оказывают содействие ННА в борьбе с отрядами исламистов в пустынных районах Сахары, участвуют в обучении алжирских спецподразделений. На территории АНДР даже действовали подразделения американского спецназа. Стороны обмениваются информацией о деятельности террористических организаций. Вместе с тем, в Алжире считают, что развитие сотрудничества с США в борьбе с терроризмом вовсе не означает, что американцы могут получить во-енные базы на алжирской территории. Алжир не поддержал создание отдельного Африканского командования ВС США. Развивается взаимодействие по вопросам борьбы с терроризмом со странами НАТО и Россией.

В последнее время Алжир расширяет взаимодействие в борьбе с терроризмом с южными соседями – Мали (протяженность совместной границы – 1376 км), Мавританией (463 км) и Нигером (956 км), где в приграничных районах боевики АКМ и других террористических группировок создали большое число своих опорных баз. Начиная с 2008 г. АНДР поставляет Мали оружие и снаряжение. В частности, в начале мая с. г. малийцам предали партию стрелкового оружия, боеприпасы, армейские внедорожники, горючее и средства связи. ВВС Алжира оказывали помощь армии Мали в операциях против боевиков. Проводятся совместные антитеррористические учения. Военную помощь от Алжира получают также Мавритания и Нигер. АНДР во многом взяла на себя роль координатора антитеррористических усилий четырех стран, которые намерены и далее более взаимодействовать в борьбе с общей угрозой. Будет расширяться обмен разведывательной информацией, планируется проведение совместных операций против боевиков и их баз.

В целом, правительство Алжира, несмотря на прилагаемые значительные усилия, вряд ли сможет в обозримой перспективе полностью подавить действующие в стране экстремистские исламистские силы и их террористическую ветвь и тем самым прочно стабилизировать обстановку в стране.

Начало