Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Об отношениях НАТО и Турции

И.А.Свистунова

27 августа в Анкару с официальным визитом прибыл новый глава НАТО – А.Расмуссен, вступивший в должность с 1 августа.

Напомним, что Турция – единственная мусульманская страна среди членов альянса, возражала против назначения А.Расмуссена на пост генсека НАТО из-за его поведения в ходе «карикатурного скандала». Скандал, вызванный карикатурами на пророка Мухаммеда, разразился в Дании в бытность Расмуссена премьер-министром страны. В итоге Анкара, уступив уговорам союзников, все же проголосовала за кандидатуру А.Расмуссена, однако, по понятным причинам, отношения нового генсека с Турцией вызывают особый интерес.

В качестве главы НАТО Расмуссену необходимо взаимопонимание с руководством Турции, поскольку все решения в НАТО принимаются единогласно. Может быть, именно поэтому одной из первых зарубежных поездок нового генсека стал визит в Анкару. А.Расмуссен подчеркнул, что рассматривает Турцию в качестве важного союзника по НАТО и пообещал, что в течение его пребывания в должности генерального секретаря североатлантического альянса отношениям с Турцией будет уделяться повышенное внимание.

В Анкаре А.Расмуссена приняли президент А.Гюль, премьер-министр Т.Эрдоган, министр иностранных дел А.Давутоглу, начальник Генштаба генерал И.Башбуг, министр национальной обороны В.Генюль. На встречах обсуждались вопросы деятельности НАТО (прежде всего, операция в Афганистане), а также состоялся обмен мнениями относительно стратегической концепции развития альянса.

Подход руководства Турции к сотрудничеству в рамках НАТО и к развитию отношений с новым генеральным секретарем озвучил министр иностранных дел А.Давутоглу на пресс-конференции после переговоров с А.Расмуссеном. А.Давутоглу сказал, что Турция продолжит активное участие в деятельности альянса. Анкара считает успешное функционирование НАТО одним из ключевых элементов международной безопасности. Руководство Турции надеется, что при новом генеральном секретаре отношения Турции с альянсом еще более углубятся, и приложит все усилия для того, чтобы работа А.Расмуссена была плодотворной.

Накануне своего официального визита в Анкару генсек НАТО А.Расмуссен дал интервью турецкой газете «Миллийет». Высказывания нового главы североатлантического альянса дают представление об основных направлениях отношений НАТО и Турции на ближайший период.

Турецкие солдаты входят в состав контингента НАТО, дислоцированного в Афганистане. В августе командование Международными силами содействия безопасности (ISAF) в Афганистане после очередной ротации перешло к Турции.

Руководство НАТО возлагает большие надежды на дальнейшее участие Турции в операции альянса в Афганистане. По словам А.Расмуссена, «Турция может сыграть ключевую роль в решении как политических, так и военных задач, с которыми сталкивается НАТО в Афганистане». Хорошие отношения Анкары с руководством Афганистана и Пакистана позволяют Турции выступать посредником в урегулировании афгано-пакистанских противоречий. Одним из приоритетов НАТО является подготовка афганской армии и полиции к тому, чтобы они взяли на себя задачу обеспечения безопасности в стране. В этой связи альянс рассчитывает на активное привлечение турецких инструкторов к обучению афганских сил безопасности. По мнению Расмуссена, Турция должна быть заинтересована в операции, поскольку ей неоднократно приходилось сталкиваться с проявлениями терроризма, а дестабилизация Афганистана угрожает распространением террористической деятельности на соседние страны и целые регионы.

На вопрос о том, ожидает ли НАТО от Турции отправки в Афганистан боевых соединений, Расмуссен ответил, что для успеха операции необходимо увеличение численности боевых частей, однако решение об этом принимают сами государства-члены НАТО. Руководство альянса с уважением относиться к воле стран-членов, но не скрывает, что согласие Анкары вызовет чрезвычайную удовлетворенность в Брюсселе. При этом А.Расмуссен подчеркнул, что считает Турцию государством, одним из приоритетов которого является борьба с терроризмом. Генсек НАТО также высказал свой взгляд на возможность отправки боевых частей турецкой армии в Афганистан. Анкара без особого энтузиазма относится к идее отправки в Афганистан боевых частей, предпочитая гуманитарные миссии. Многие турецкие политики прохладно относятся к данной перспективе, полагая, что война против единоверцев может создать для Анкары внутриполитические проблемы и осложнить проведение внешней политики. Однако Расмуссен заявил, что участие солдат-мусульман из Турции в боевых действиях против террористов в Афганистане станет свидетельством того, что война ведется против терроризма, а не против ислама.

Отвечая на вопрос о том, с каким настроением он едет в Турцию после событий, связанных с его избранием на пост генсека, Расмуссен назвал свои отношения с премьер-министром Т.Эрдоганом дружескими и искренними. Расмуссен не стал вдаваться в подробности относительно уступок, на которые пришлось пойти, чтобы заручиться согласием Анкары на утверждение его кандидатуры, однако, признал, что он пообещал Т.Эрдогану назначить представителя Турции одним из своих заместителей. Вместе с тем, Расмуссен заметил, что считает требование Турции справедливым и выступает за равные для всех членов альянса возможности быть представленными в руководящем составе организации.

В ходе интервью журналист С.Идиз напомнил А.Расмуссену о том, что правительство Турции требовало закрыть вещающий в Дании курдский телеканал РожТВ, который Анкара считает рупором террористической организации РПК. Расмуссен ответил, что противодействие терроризму является важнейшей задачей его работы, но он не планирует обсуждать проблему РожТВ на переговорах в Анкаре, так как данный вопрос не входит в компетенцию генсека НАТО. Когда журналист настойчиво попросил А.Расмуссена высказать свое мнение относительно РожТВ, генсек НАТО сказал следующее: «Кто бы ни возглавлял правительство в Дании, и о каком бы канале ни шла речь, если кто-то совершает действия, противоречащие законам страны, будут приняты все правовые меры».

Несмотря на такую осторожную позицию по волнующему турецкое руководство вопросу, А.Расмуссен постарался показать, что все недоразумения между ним и Анкарой остались в прошлом. Высказывания генсека НАТО в адрес Турции носили комплиментарный характер и явно были рассчитаны на то, чтобы вызвать удовлетворение в Анкаре. Так, Расмуссен заявил, что лично он надеется на прогресс переговоров о вступлении Турции в Европейский Союз. В качестве генсека НАТО А.Расмуссен считает Турцию не только значимым союзником, но и «чрезвычайно важным стратегическим мостом, соединяющим Европу с Центральной Азией и Ближним Востоком». Расмуссен «убежден в том, что как в наши дни, так и в будущем Турция будет играть важную роль на международной арене».

В отношениях НАТО и Турции существует проблема, вызванная тем, что Анкара блокирует участие Республики Кипр в стратегическом сотрудничестве между НАТО и ЕС. В свою очередь, Евросоюз отказывается вести диалог о сотрудничестве без участия всех своих членов. Как следствие, вето Турции препятствует совместным действиям в Афганистане вооруженных сил НАТО и полиции, подчиненной ЕС. По словам А.Расмуссена, сотрудничество НАТО и ЕС в сфере безопасности постепенно углубляется. Самым большим препятствием на пути развития взаимодействия оказалась позиция Турции, не позволяющей Республике Кипр воспользоваться возможностями сотрудничества с НАТО. По словам Расмуссена, данная ситуация подвергает риску солдат НАТО и снижает степень их защищенности от террористических атак. Расмуссен заявил, что планирует обсуждать проблему как с Т. Эрдоганом, так и с премьер-министром Греции К.Караманлисом. По-мнению Расмуссена, руководству Турции следует посмотреть на ситуацию более широко, так как под угрозой оказываются и турецкие солдаты, участвующие в операциях НАТО в Афганистане.

Одним из лейтмотивов визита Расмуссена в Анкару стало стремление изменить свой прежний имидж среди мусульман. По приглашению премьер-министра Т.Эрдогана А.Расмуссен вместе с членами анкарского отделения ПСР принял участие в праздничном ужине по случаю окончания рамазана. Генсек НАТО заявил, что считает для себя честью присутствовать на таком ужине, а сам по себе визит в Турцию, совершенный вскоре после вступления в должность, призван ясно показать его уважение к исламу, который является одной из величайших мировых религий.

Очевидно, что значение Турции для НАТО не ограничивается ее геостратегическим положением и региональным влиянием. Анкара всегда может служить альянсу мостом для налаживания контактов с исламским миром. В этом смысле Турция является уникальным и незаменимым членом североатлантического альянса. Данный аспект взаимодействия с Анкарой будет находиться в центре внимания руководства НАТО наряду с участием Турции в операциях альянса в регионе.

Начало