Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Инвестиционный климат Катара

Э.О. Касаев

Катар является небольшим по площади государством с населением не больше миллиона человек, однако его геополитическое и экономическое значение как страны, сосредоточенной на перекрестке основных энергетических потоков Персидского залива, велико.

Еще одной особенностью Катара можно смело назвать то, что это страна противоположностей: «дом» для американских военных и критикующего их действия телеканала «Аль-Джазира», консервативное население и либерально настроенное руководство, приют для радикальных лидеров из других стран Ближнего Востока и идейных сторонников развития диалога с Израилем.

Современный Катар является мощным, динамично развивающимся центром, где сосредоточены экономические интересы ведущих западных стран, которых привлекают богатые природные ресурсы и внутриполитическая стабильность этого государства.

Стоит ли иностранным компаниям вкладывать капитал в развитие катарской экономики? Каковы гарантии и возможные риски? Для ответа на эти вопросы проанализируем текущую обстановку в нескольких наиболее значимых областях, непосредственно влияющих на состояние инвестиционного климата государства.

Внутриполитический аспект

В 2000 г. шейх Хамад сформулировал вектор внутриполитического развития Катара и выделил основные препятствия на этом пути. Последовательное реформирование политической системы определено в качестве главной внутриполитической задачи Катара.

В то же время зафиксировано, что для катарского общества, живущего в русле исламских традиционных установок и укладов, проведение в жизнь этих изменений займет некоторое время.

Начиная с 1999 г., в Катаре проведен ряд политических реформ: состоялись выборы в муниципальные советы, на общенациональном референдуме одобрен проект конституции, создан парламент.

В рамках формирующей конституционной системы в 2003 г. эмир Катара шейх Хамад определился с выбором своего преемника: им стал его четвертый сын шейх Тамим.

Вместе с тем, до полной либерализации общественно-политической жизни еще далеко. В Катаре до сих пор запрещены политические партии и деятельность правозащитных организаций. Несмотря на провозглашенную свободу слова, на практике сохраняется жесткая цензура в СМИ, в том числе на телеканале «Аль-Джазира».

Позиции эмира Катара шейха Хамада в целом устойчивы, хотя за последние годы ему пришлось пережить две попытки заговора – в 1996 и 2002 гг. Его главный внутриполитический козырь – поддержка населения, средний уровень жизни которого с 1999 по 2004 гг. увеличился более чем в два раза до 45 тыс. долл. в год. Это один из самых высоких соответствующих показателей в мире.

Во внутриполитическом плане наименее всего предсказуема реакция катарского общества на модернизационные планы эмира шейха Хамада. Будучи предельно терпимым и мультикультурным, его отдельные консервативно настроенные элементы с предельной осторожностью воспринимают привносимые сверху нововведения.

Среди этих элементов, в первую очередь, выделяются сторонники экстремистски настроенных религиозных лидеров из Пакистана и Афганистана, которые нашли политический приют в Дохе. Их влияние на местной арене достаточно высоко, вплоть до членов правящей семьи.

Еще одна угроза внутриполитической стабильности, исходящая от «заморских» исламских радикалов, состоит в их стремлении внедриться в молодежную среду Катара, которая составляет 40% его населения – более 350 тыс. человек. Ведь успех их «миссионерской» деятельности во многом зависит от способности официального руководства трудоустроить молодых катарцев и обеспечить их полноценное участие в общественно-политической жизни страны.

Геополитический аспект

Геополитические позиции Катара в регионе и в мире основываются на доверительных и союзнических отношениях с США, свидетельством чему является завершение строительства крупнейшей в Заливе военно-воздушной базы США в декабре 2002 г.

Кроме того, в эмирате также размещен штаб Объединенного центрального командования ВС США (СЕНТКОМ), на создание которого ушло более 1 млрд долл. Становится понятно, что своим присутствием американцы обеспечивают «зонтик безопасности», и де-факто Катар находится под протекторатом США.

Примечательно, что несмотря на американскую защиту, внешняя политика Катара характеризуется максимальной сбалансированностью. В эмирате объективно пересечены интересы многих других промышленно развитых государств, активно осваивающих углеводородные ресурсы страны.

Развивая сбалансированные отношения со многими «игроками» и привлекая западные и другие иностранные компании в свою экономику, Катар превращается тем самым в своеобразного «друга» всего цивилизованного мира и решает наиболее актуальные проблемы региональной безопасности, перекладывая их частично на плечи своих политических и экономических партнеров.

Одной из потенциальных внешних угроз Катара экспертами называется Иран. В северной части приграничной территории Катара расположено одно из крупнейших в мире газовых месторождений, которое соединено с крупным иранским резервуаром природного газа. В последние годы Доха планирует приступить к освоению этого месторождения, однако еще в 2004 г. Тегеран призвал воздержаться от этого. В противном случае Иран пообещал найти иные пути решения этого вопроса. Исходя из этого, некоторые эксперты отмечают, что угроза конфликта между Катаром и Ираном является весьма высокой.

В то же время реальные и насущные проблемы у Катара возникали со своими арабскими соседями, многие из которых не сразу поддержали приход к власти нового эмира в результате ненасильственного переворота в 1995 г.

Так, уже длительное время отношения между Катаром и Саудовской Аравией характеризуются как напряженные. Эр-Рияд не раз срывал крупные региональные экономические проекты, инициированные Дохой (строительство газопровода Катар-Кувейт, возведение дамбы Катар-ОАЭ).

Из-за разногласий между Катаром и Саудовской Аравией в 2005 г. было распущено 20-тыс. совместное воинское подразделение «Щит полуострова», призванное решать задачи обеспечения региональной безопасности.

С другими монархиями Персидского залива Катар старается поддерживать сбалансированные отношения в рамках Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), внутри которого запущены совместные оборонные и экономические инициативы, одна из которых предусматривает создание валютного совета к концу 2009 г. Саудовская Аравия,Бахрейн, Кувейт и Катар вплотную приблизились к реализации подобной идеи. В июне 2009 г. в Эр-Рияде было подписано соглашение о введении в этих странах единой валюты. Эксперты верят в перспективность новой денежной единицы, которая может потеснить в золотовалютных резервах других стран традиционные доллары и евро.

Представители четырех из шести стран – участниц ССАГПЗ подписали документ, в соответствии с которым до конца этого года в Эр-Рияде будет создан валютный совет. Этот орган займется реализацией достигнутого соглашения, в частности, положения о создании Центрального банка Персидского залива.

Стоит напомнить, что в 2003 г. страны-члены ССАГПЗ образовали единое таможенное пространство.

На региональной и межарабской аренах Катар выступает последовательным сторонником демократизации и либерализации общественно-политической жизни.

При этом эмир Катара не раз выступал с «обличительными» речами в адрес руководства арабских стран, обвиняя их в коррупции и непотизме. Одним из инструментов межарабской политики Катара является спутниковый телеканал «Аль-Джазира», который претендует на всестороннее и прозрачное освещение аспектов общественно-политической ситуации в арабо-мусульманском мире.

Такого рода внешнеполитическое позиционирование Катара ведет к обострению его отношений не только с ближайшими соседями, но и с большинством арабских стран, которые обвиняют Доху в тенденциозности, двойных стандартах и выполнении политических заказов, поступающих из Вашингтона.

В этом, пожалуй, есть доля правды. Ведь свобода слова на телеканале «Аль-Джазира» и вообще в катарских СМИ не такая уж и неограниченная: все, что касается внутренних проблем Катара – «табу» для журналистов.

И еще об одном. Обстановка в Ираке, а также развитие ситуации вокруг Ирана будут оказывать непосредственное влияние на Катар.

Во-первых, развитие ситуации в этих странах по кризисному сценарию может затронуть стабильность в соседних государствах, особенно в среде многочисленной шиитской общины в них, и вызвать эффект цепной реакции, которая, наверняка, дойдет и до Катара.

Во-вторых, боевики, направляющиеся в Ирак и возвращающиеся из него, могут время от времени представлять прямую опасность внутриполитической стабильности Катара и безопасности его подданных.

В-третьих, продолжающаяся «мясорубка» в Ираке объективно ведет к радикализации настроений на «арабской улице», и Катар вместе с расквартированными на его территории американскими базами является удобной мишенью для радикалов.

Макроэкономический аспект

На протяжении последних нескольких лет экономика Катара стремительно развивается и уже превратилась в одну из самых динамично растущих в мире.

В номинальных ценах увеличение ВВП Катара фиксируется в двузначных цифрах – в среднем 18-20% в год, начиная с 1999 г. За период 1999-2006 гг. экономика эмирата увеличилась в 3 раза.

Динамика экономического роста также положительна. В 2007 г. катарский ВВП увеличился на 17%.

Основным источником экономического роста Катара, как и других государств Залива, является нефтегазовая отрасль (60% ВВП), производство в которой до ценовых скачков на «черное золото» в 2008 г. и наступления мирового финансового кризиса увеличивалось в денежном выражении, благодаря благоприятной конъюнктуре нефтяных цен.

Так, в 2005 г. нефтегазовый сектор катарской экономики продемонстрировал рост в 46%, в то время как все остальные отрасли увеличили свое производство на 18%. В 2006 г. эти показатели уже составили 29% и 23% соответственно, а в 2007 – соответственно 14 и 20%.

В то же время стремительный экономический рост Катара сопровождался ускорением инфляции. В 2005 г. ее уровень составил 8.5% (наивысший показатель с 1981 г.), а в 2006 г. - достиг 10.5%. В качестве причин ускорения роста внутренних цен экспертами называются мировое падение курса доллара, к которому привязан катарский риал, а также «бум» на рынке недвижимости.

Несмотря на высокую инфляцию, фискальные и финансовые показатели Катара остаются устойчивыми. Бюджет страны ежегодно сводится со значительным профицитом в размере 13-15% ВВП. Это объясняется тем, что в его основу закладывается крайне низкий уровень цены на нефть – 19-20 долл. за баррель.

Следует заметить, что высокие поступления от нефтегазового экспорта позволяют поддерживать на стабильно высоком уровне валютно-кредитные позиции. Официальные валютные резервы Катара составляют 2.8 млрд долл., хотя, по экспертным оценкам, иностранные авуары Катара достигают 25 млрд долл. Внешний долг Катара равен 18 млрд. долл.

С 2004 г. суверенный кредитный рейтинг Катара (согласно данным агентства Standard & Poors) стабильно держится на уровне «А+», что характеризуется как умеренно высокая способность своевременно и полностью выполнять свои долговые обязательства, однако большая чувствительность к воздействию неблагоприятных перемен в коммерческих, финансовых и экономических условиях.

Инвестиционные аспекты функционирования катарской экономики

Катар сегодня активно стремится диверсифицировать свою экономику, чтобы снизить ее зависимость от нефти. Одним из главных локомотивов, стимулирующих соответствующую инвестиционную активность, является государство, которое избрало в качестве приоритетного направления всестороннее развитие газовой отрасли.

При этом руководство страны планирует поощрять хозяйственную активность и в других секторах экономики, в том числе с участием иностранных инвесторов.

В апреле 2006 г. катарское министерство финансов и торговли объявило, что в ближайшие 5 лет государство рассчитывает привлечь около 130 млрд долл. иностранных капиталовложений, из которых 80 млрд долл. пойдут в газовую отрасль, 20 млрд - на развитие туризма, 10 млрд - на развитие инфраструктуры и еще 10 млрд - в другие хозяйственные проекты.

Крупнейшими инвестиционными проектами в газовой отрасли являются строительство газопровода в ОАЭ, а также планы провести отдельную газовую трубу в Кувейт, Бахрейн и Пакистан.

Кроме того, Доха заключила контракты с иностранными компаниями (Oryx, Shell, ConocoPhillips, ExxonMobil, Chevron) на создание совместных предприятий по производству сжиженного газа, а также синтетических видов топлива на основе природного газа.

В настоящее время, однако, руководство страны взяло «паузу» на запуск новых инвестиционных проектов в газовой сфере.

Тем не менее, чтобы стимулировать активность в неэнергетических отраслях экономики, правительство запустило проект Свободной инвестиционной зоны, в которой компании среднего и мелкого бизнеса, работающие в сельском хозяйстве, сфере высоких технологий, туризма и других неэнергетических сферах, будут освобождаться от уплаты всех налогов сроком на 20 лет.

С целью поощрения активности частного сектора власти Катара последовательно осуществляют приватизацию государственных предприятий.

За последние 12 лет на местный фондовый рынок были частично выведены акции компаний коммунальной сферы, телекоммуникационной отрасли, топливозаправочных станций, производства нефтехимии.

В 2004 г. завершена реструктуризация Катарской газотранспортной компании, а на бирже размещены 60% ее акций. Благодаря этому удалось привлечь рекордные 3.8 млрд долл., а сама компания стала крупнейшим объектом купли-продажи частных инвесторов на фондовом рынке.

Стоит отметить, что государство выступает как самостоятельный инвестор в проектах, связанных с развитием инфраструктуры, в которую за последние 12 лет вложены десятки млрд долл. Приоритетное внимание уделяется объектам транспортной инфраструктуры, жилищному строительству, а также медицине и спорту.

Одним из наглядных показателей этих усилий стало успешное проведение паназиатских игр в Дохе в декабре 2006 г., к началу которых были введены в строй десятки спортивных, культурных, медицинских и инфраструктурных объектов.

Положение инвесторов на микроуровне

С 2000 г. в Катаре принят ряд изменений в законодательство по регулированию иностранных инвестиций, что привело к снижению законодательных барьеров на пути доступа иностранных инвесторов на местные рынки. Правительство обещало продолжить процесс либерализации, однако изменения затягиваются.

Местные законы полностью признают частную собственность и контрактные обязательства, тем самым риски экспроприации очень малы, хотя судебная система в Катаре работает медленно, а бюрократические методы разрешения споров ограничены.

Несмотря на недавние изменения в стране не существует эффективного закона о конкуренции, а иностранные инвесторы изначально поставлены в неравные условия по сравнению с национальными операторами.

В юридической системе Катара зафиксировано дискриминационное отношение к иностранным инвесторам, чьи права ограничиваются по сравнению с катарскими компаниями. Это, например, касается процедур заключения государственных контрактов на выполнение подрядных работ, для участия в которых иностранный партнер обязан работать на местном рынке через катарского агента.

Кроме того, иностранцы не могут приобретать недвижимость в собственность (лишь недавно им было разрешено брать в долгосрочную аренду жилые помещения и только в специально отведенных районах), а также свободно инвестировать финансовые средства на фондовом рынке.

Более того, в отличие от катарских компаний и фирм из стран ССАГПЗ, иностранные компании платят все налоги, если только они не действуют в свободных экономических зонах.

Судебная система Катара наименее приспособлена для решения коммерческих споров. Опыт свидетельствует, что арбитражное урегулирование возникающих разногласий в целом допускается по закону, однако разрешение коммерческого спора таким путем, если только это не предусмотрено отдельно в договоре, фактически не практикуется. Поэтому обычно в контрактах договаривающимися сторонами прописывается ссылка на международный арбитраж, к вердикту которого правительство Катара относится благосклонно.

В сфере инвестиционного законодательства отмечается некоторое движение в сторону повышения привлекательности Катара для иностранных капиталовложений. В принятом в 2000 г. законе большинство отраслей были открыты для иностранных компаний, прописаны некоторые инвестиционные и налоговые льготы для инвесторов.

Ближайшие планы правительства предусматривают создание централизованного агентства по привлечению иностранных инвестиций, которое снимет некоторые дискриминационные нормы в существующем законодательстве, в том числе обязательства иностранных компаний иметь местного агента для работы в Катаре.

В то же время не стоит ожидать, что чиновники при нынешней макроэкономической ситуации будут смягчать условия вхождения иностранных инвесторов на местный рынок, особенно в том, что касается снятия ограничений на 100% владение активов в ключевых отраслях и тем более в нефтегазовом секторе.

Хозяйственная инфраструктура Катара оценивается как одна из лучших в мире, а риски в этой области минимальные. Повышенное внимание уделяется модернизации транспортной инфраструктуры, телекоммуникациям, системам водо- и энергоснабжения.

В целом инвестиционному климату на микроуровне не хватает прозрачности, однако это объясняется не высоким уровнем коррупции, а целенаправленной политикой властей по поддержке и стимулированию национального бизнеса. Предоставление контрактов, а также инвестиционных льгот не систематизировано и зачастую осуществляется в зависимости от случая и произвольного решения чиновника.

Подобная ситуация во многом объясняется тем, что Катар сравнительно недавно приступил к экономическим преобразованиям и практическим шагам по либерализации условий хозяйствования.

Политика властей по стимулированию прямых иностранных инвестиций (ПИИ) вывела Катар по относительным показателям в список лидеров по объему и количеству заключенных инвестиционных сделок. Всего за период с 2003 по 2006 гг. в этом небольшом эмирате запущено более 110 инвестиционных проектов, а накопленный объем иностранных капиталовложений превысил 36 млрд долл.

Основные интересы иностранных инвесторов в экономике Катара составляют: сфера деловых услуг и торговли (33 и 37 инвестиционных проектов соответственно), промышленность (25 проектов), строительство (10 проектов), добывающая промышленность (9 проектов), сфера услуг (5 проектов).

Основные выводы

Первое. Геополитические риски в отношении Катара, исходящие от его ближайших соседей (Ирана, Саудовской Аравии), а также Ирака, нивелируются за счет «зонтика» безопасности со стороны США. Стремясь сбалансировать проамериканский крен во внешнеполитической линии, катарские власти поддерживают на хорошем уровне связи с Францией, Италией, Германией, Японией, Китаем и Россией.

Очевидно, что пока Катар находится под «крышей» почти 10 тыс. американских военных, многочисленные геополитические вызовы в его адрес будут активно тиражироваться в СМИ в виде различных «страшилок и призраков», но вряд ли они способны затрагивать напрямую основы эмирата. В то же время складывающая в регионе геополитическая конъюнктура достаточно непредсказуема и обстановка вокруг эмирата во многом будет зависеть от того, насколько сбалансированной будет его внешняя политика в отношении ближайших соседей с тем, чтобы не позволить исходящим от них опасностям трансформироваться в прямые угрозы, затрагивающие внутреннюю стабильность Катара.

Второе. Внутриполитическое положение в Катаре характеризуется стабильностью. В последние годы руководство эмирата предприняло ряд шагов, направленных на демократизацию внутриполитической жизни, хотя до сих пор политические партии и правозащитные организации в Дохе запрещены. Несмотря на официально провозглашенную свободу слова, на практике осуществляется строгая цензура СМИ.

Также очевидно, что руководство эмирата осознает степень актуальности внутриполитических угроз и последовательно, без лишней спешки проводит назревшие преобразования в сторону большей демократизации и либерализации общественно-политической жизни.

Катар выгодно позиционируется на геополитической арене, пропагандируя лозунги «политической свободы и преобразований» в арабском мире как на официальном уровне, так и через рупор «Аль-Джазиры». Это позволяет руководству эмирата время от времени «выпускать пар» со стороны радикально настроенной части катарского общества, а также умело переключать внимание общественности в нужном направлении, тем самым как бы трансформируя свои внутриполитические проблемы в область межарабских отношений.

Третье. На макроуровне положение Катара выглядит устойчивым даже на фоне невысоких мировых цен на нефть. Правительство последовательно стремится сократить зависимость от мировой нефтяной конъюнктуры. Одним из результатов такой политики стало то, что Катар превратился в крупнейшего производителя сжиженного природного газа в мире.

Кроме того, в стране развиваются смежные газовой отрасли индустрии, создано несколько свободных зон, призванных стимулировать активность среднего и мелкого бизнеса, активно поощряется ускоренная модернизация транспортной и коммуникационной инфраструктуры.

В целом макроэкономические основы Катара не внушают опасений. Правда, в последнее время заметно некоторое ускорение темпов инфляции, однако пока это не оказывает серьезного влияния на стремительные темпы экономического развития.

Четвертое. За последние годы на микроуровне правительством Катара был осуществлен ряд изменений, которые несколько понизили планку вхождения иностранных компаний на местный рынок.

В то же время по-прежнему для иностранцев сохранен ряд административно-правовых барьеров, в том числе ограничения на собственность. Руководство страны обещает продолжать курс на дальнейшую либерализацию, однако этот процесс движется крайне медленно.

В целом можно подытожить: инвестиционный климат на микроуровне недостаточно прозрачен, существующие институциональные механизмы более благоприятствуют национальным предпринимателям и дискриминационно настроены в отношении иностранного бизнеса.

Начало