Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Визит президента США Барака Обамы в Саудовскую Аравию

Г.Г. Косач

Закончился двухдневный визит президента Соединенных Штатов Барака Обамы в Королевство Саудовская Аравия. Сообщая о связанных с этим визитом событиях, сайт саудовского министерства иностранных дел отмечал, в первую очередь, о возглавляемых королем Абдаллой бен Абдель Азизом высших сановниках государства (в том числе, министре иностранных дел принце Сауде Аль-Фейсале, министре внутренних дел принце Наефе бен Абдель Азизе, главы службы общей разведки принце Мукране бен Абдель Азизе, принце Халеде бен Султане, фактически исполняющем ныне обязанности министра обороны и авиации, министра по делам муниципальных образований, министра информации и культуры, министра высшего образования, министра образования, председателя Консультативного совета, а также членов Совета высших улемов), встречавших американского президента в международном аэропорту саудовской столицы. Едва ли не сразу же после окончания церемонии встречи начались переговоры президента Б. Обамы и саудовского монарха, проходившие в личной резиденции короля Абдаллы – Аль-Джанадарийе расположенной на расстоянии 70 км к северо-востоку от Эр-Рияда.

Касаясь этих переговоров, все тот же сайт министерства иностранных дел приводил, в первую очередь, первые слова президента Б. Обамы, сказанные им королю Абдалле: «Я всегда стараюсь выслушать короля, прислушаться к его мудрости и благородной позиции, поскольку Соединенные Штаты Америки и Королевство Саудовская Аравия имеют длительную историю дружбы, а связывающие их отношения являются стратегическими. Я начинаю мой визит в регион Ближнего Востока, - продолжал далее Б. Обама, - с сегодняшнего посещения Эр-Рияда, … и очень важно, что я начинаю мою поездку сюда с Королевства Саудовская Аравия, колыбели ислама. Я выслушаю советы Служителя Двух Благородных Святынь по многим вопросам, с необходимостью решения которых мы оба сталкиваемся. … Я уверен, - отмечал американский президент, - что мы можем действовать совместно. Соединенные Штаты Америки и Королевство Саудовская Аравия могут добиться прогресса при решении касающихся обеих сторон проблем».

Отвечая Б. Обаме, получившему из рук саудовского монарха орден короля Абдель Азиза, вручаемый высшим руководителям дружественных иностранных государств, король Абдалла подчеркивал: «Я благодарю Ваше Превосходительство, господин президент за ваш визит и ваши теплые слова. Но я и не удивляюсь сказанному вами, поскольку Соединенные Штаты Америки – друг Королевства Саудовская Аравия со времен короля Абдель Азиза и президента Рузвельта. Передайте, господин президент, мои личные приветы американскому народу и скажите ему, что он заслуживает человека, представляющего этот народ на занимаемом им посту президента».

Официальная хроника саудовского внешнеполитического ведомства скрывает в себе множество не всегда очевидных деталей. Тем не менее, значение этих деталей принципиально не только с точки зрения протокола (во многом нарушенного саудовской стороной, чтобы подчеркнуть значение визита Б. Обамы), но и многочисленных внутренних намеков, едва ли не знаков, содержащихся в этой официальной хронике.

Присутствие всех высших сановников государства (когда обязанности наследного принца Султана бен Абдель Азиза в его качестве министра обороны и авиации были возложены на его сына Халеда) на официальной встрече Б. Обамы в международном аэропорту Эр-Рияда было призвано доказать абсолютное единодушие саудовского «правящего класса» в отношении необходимости и важности поддержания тесных «стратегических» отношений во всех сферах многообразного саудовско-американского сотрудничества и взаимодействия с ведущей мировой державой, возглавляемой ныне ее новым молодым и энергичным президентом. Его важнейшая задача – обратиться затем уже в Каире к мировому мусульманскому сообществу поддерживалась присутствием в аэропорту членов подвергшегося реформированию Совета высших улемов, в составе которого ныне действуют и представители неханбалитских мазхабов суннитского ислама, что означает лишь, что и в стране, названной Б. Обамой «колыбелью ислама» (пусть эта «колыбель» – Хиджаз с его Меккой и Мединой и вошла в состав королевства в итоге вооруженной агрессии и аннексии), никто уже не собирается придерживаться наиболее ригористичной формы толкования шариатских законов. Если среди встречавших Б. Обаму были министр по делам муниципальных образований и председатель Консультативного совета, то это доказывало лишь, что Саудовская Аравия «демократизируется» (иными словами, ислам вовсе не чужд идее и практике демократических преобразований), - полномочия Консультативного совета последовательно расширяются, а под руководством министерства по делам муниципальных образований проходили первые в Саудовской Аравии выборы местных органов исполнительной власти. Равным образом это относится и к министру высшего образования, - его заместителем является ныне женщина, а саудовский ислам (ислам в своей «колыбели») отнюдь не чужд тому, чтобы видеть в женщине человека, способного занимать официальную государственную должность. Наконец, присутствие на встрече в аэропорту министра информации и культуры (вновь назначенного королем Абдаллой на этот пост кадрового дипломата, бывшего саудовского посла в Москве и Бейруте) демонстрировало «свободу» саудовской прессы в ее качестве «четвертой власти».

Американская сторона демонстрировала своему саудовскому «стратегическому союзнику» не меньше доказательств своей «искренней» предрасположенности к дальнейшему развитию двусторонних отношений и признанию Саудовской Аравии в качестве страны, играющей ведущую роль в регионе арабского мира и в рамках международного мусульманского сообщества. Прекрасный образ Б. Обамы, - молодой начинающий политик прибывает к умудренному жизненным опытом политику, великолепно знающему политическую кухню арабо-мусульманского мира. Конечно же, этот молодой политик сын мусульманина (он даже много лет прожил в мусульманской Индонезии), но кто как не глава страны-«колыбели» ислама, муж, а не молодой человек, может дать ему дельный совет в связи с тем, как следует осуществлять «перезагрузку» в отношениях между Соединенными Штатами и миром ислама?

Но как же искушен этот умудренный жизненным опытом муж, который сразу же предлагает своему молодому собеседнику вернуться к истокам саудовско-американских отношений. Как же искусно король Абдалла отвечает на слова Б. Обамы о том, что обе страны «могут добиться прогресса» при решении касающихся их проблем. Он немедленно возвращает его к 1943 г., к времени, когда один из его предшественников – президент Рузвельт встречался с отцом Абдаллы «королем-основателем» Абдель Азизом Ибн Саудом на борту яхты «Куинси». Да, разумеется, «Соединенные Штаты Америки – друг Королевства Саудовская Аравия со времен короля Абдель Азиза и президента Рузвельта», когда, собственно, и были установлены саудовско-американские дипломатические отношения. Это была встреча не молодых людей, а мужей, король Абдель Азиз излагал своему американскому собеседнику собственное видение путей решения палестинской проблемы (четыре года спустя была принята резолюция № 181 Генеральной Ассамблеи ООН о разделе Палестины, а в 1948 г. – провозглашено создание Государства Израиль). А что было бы, подчеркивал, тем самым, нынешний саудовский монарх, если бы точка зрения его отца была учтена президентом Соединенных Штатов соответствующего времени? Стоял бы мир перед необходимостью ее решения и сегодня? Способен ли молодой человек учесть точку зрения саудовского зрелого мужа, если эта точка зрения не была в свое время учтена американским зрелым мужем? Король Абдалла лишь одной фразой испытал своего американского собеседника, открыто продемонстрировав ему, что саудовский «политический класс» готов оказать ему необходимую помощь и поддержку в ходе процесса «перезагрузки» американо-исламских отношений, но лишь при условии, что этот собеседник будет искренен, сохранив свое намерение внести необходимые коррективы (но, разумеется, не отказываясь от ее принципиальных основ) в американскую внешнюю политику.

Короля едва ли не в полном объеме поддерживала и «четвертая власть» – саудовская пресса, говорившая об американской политике более жестко, чем это мог позволить себе связанный дипломатическим протоколом монарх.

Передовая статья эр-риядской «Ар-Рияд» от 4 июня 2009 г. «Обама в Эр-Рияде» подчеркивала: «Все, о чем пишут и говорят в связи с визитом американского президента Барака Обамы, касается все тех же старых тем». Но, продолжала эта газета, «Обама – новый образ (Соединенных Штатов – Г.К.), если говорить и присущем ему видении и устремлениях», - эти его качества, по мнению «Ар-Рияд» воплощались, в частности, в желании положить конец развитию израильской поселенческой активности на оккупированных палестинских территориях и реализовать принцип «два государства для двух народов». Да, отмечал далее автор передовой статьи газеты, «в Эр-Рияде существует проект арабского плана как основы для всех решений (проблемы арабо-израильского и палестино-израильского противостояния – Г.К), для выхода из темного тоннеля». Да, подчеркивалось далее в этом издании, «существует Иран, Ирак и Афганистан, от решения проблем которых королевство не может отказаться ни с точки зрения политики, ни с точки зрения, как минимум, безопасности», да, отмечалось в нем, существует «нефть и экономические связи». По словам «Ар-Рияд»: «Королевство всегда было оплотом умеренности даже в ходе сложных конфликтов, возникавших между ним и Америкой, в силу этого оно понесло множество моральных и материальных потерь в годы холодной войны, но оно и сегодня несет на себе огромную ответственность, как в пределах арабского отечества, так и исламского мира».

А что же несет на себе Б. Обама? Это – «огромное наследие вражды к его стране, ставшей итогом глупой политики времени после распада Советского Союза, когда эта страна навязала миру философию “конца истории”, “столкновения цивилизаций” и “однополюсного мира”». Газета отмечала: «Выйти из этого тупика – важнейшая задача президентского срока Барака Обамы, однако сделать это он сможет только тогда, когда полетит не по пути эскадрильи прежней американской администрации, а будет действовать, основываясь на уме, открытом миру, как и на основе смелости, сопряженной с подлинной моралью».

В свою очередь, все так же 4 июня 2009 г. другая эр-риядская газета «Аль-Ватан» в своей передовой статье «Обама в Эр-Рияде: основы восстановления доверия» писала: «Когда американский президент сказал вчера в Эр-Рияде, что он прибыл, чтобы выслушать короля Абдаллу, … выслушать советы Служителя Двух Благородных Святынь по многим вопросам, “волнующим обе стороны”, то это означало, что обе дружественные страны готовы к восстановлению доверия на основе связывающего их более 60 лет стратегического партнерства». Далее она продолжала: «Его прибытие в Саудовскую Аравию в канун выступления в Каире, где он объявит о примирении с мусульманами, естественно. Как можно осуществить такое примирение, не посетив Саудовскую Аравию, поборника исламской солидарности, страну, где находится штаб-квартира Организации Исламская Конференция, страну, где появилась само послание ислама миру?».

Итогом визита Б. Обамы в Эр-Рияд стало то, что «Аль-Ватан» называла возможным «восстановлением легитимности действий Вашингтона на Ближнем Востоке», но сама эта возможность будет реализована только в том случае, если президент Соединенных Штатов «прислушается к советам и мнению его друзей (в Эр-Рияде и Каире – Г.К.), обеспокоенных, как и он сам, проблемами региональной безопасности и международного мира, проблемами восстановления атмосферы умеренности и надежды на обуздание политического экстремизма, а также совместных конструктивных действий в направлении развития мирного процесса … и осуществления справедливости и равенства между народами региона и, прежде всего, тех из них, кто подвергается санкциям и голоду, кто лишен человеческого достоинства». Да, подчеркивала эта газета, «провозглашенная вчера американским президентом политическая позиция, сделанные им заявления, - все это было высоко оценено саудовцами и всеми мусульманами, как и создало основу для восстановления взаимного доверия». Но, заключала «Аль-Ватан», «это доверие будет сохранено только в том случае, если за словами последуют более открытые и справедливые политические действия».

Итак, позиции определены и те задачи, необходимость решения которых была четко провозглашено саудовской стороной, поставлены. Для их обсуждения было выбрано, видимо, наиболее подходящее место – личная резиденция короля Абдаллы, где обычно и проходят его встречи с высшими руководителями иностранных государств.

Аль-Джанадарийя – занимающая значительную территорию «ферма» (обычное название для частных резиденций стран региона Залива), где находятся стойла для породистых лошадей, поля, где выращиваются овощи и фрукты, а также выгоны для крупного и мелкого рогатого скота (включая верблюдов, овец, коров, газелей), а также страусов. На территории этой фермы расположены молочный завод и завод для производства соков, там же выращиваются цыплята. Разумеется, комплекс этой «фермы» включает в себя больницу экстренной помощи, антипожарный центр, как и вертолетную площадку. Для проведения же переговоров с высшими должностными лицами зарубежных государств (но равным образом и для встреч с государственными сановниками, а также, поскольку традиция патриархальности еще жива в Саудовской Аравии, и с «людьми из народа») на территории «фермы» сооружен «шатер арабов» – огромная по своим размерам имитация бедуинской палатки из верблюжьего и овечьего войлока, покрытая сверху позолоченными гипсовыми пластинами. Именно в ней на фоне портрета короля-«основателя» Абдель Азиза Ибн Сауда в старости и портрета нынешнего монарха – короля Абдаллы с породистыми арабскими жеребцами и происходили беседы между королем Абдаллой и Б. Обамой.

Они были посвящены, в первую очередь, вопросам, связанным с «арабской мирной инициативой», авторство которой, собственно, и принадлежит нынешнему саудовскому монарха. Для Саудовской Аравии это принципиально важный документ, в отношении которого нынешняя американская администрация, как подчеркивали, в частности, представители саудовских центров политической аналитики в их беседах с корреспондентом издающейся в Лондоне саудовской газеты «Аль-Хайят» (сообщения об этих беседах были опубликованы на ее страницах 4 июня 2009 г.), «все еще остается предметом изучения американской стороны, собирающей мнения в связи с этой инициативой представителей иных заинтересованных сторон». Основной из этих «заинтересованных сторон» является, естественно, Израиль. В силу этого обстоятельства важнейшей задачей короля Абдаллы в ходе переговоров с Б. Обамой выступала «активизация арабской инициативы», сопрягаемой с теми документами, призванными продвинуть вперед процесс ближневосточного мирного урегулирования, которые выступают бесспорными для главы нынешней американской администрации. В первую очередь, это «дорожная карта».

Вторым направлением саудовско-американских переговоров стала, естественно, безопасность региона Залива, имеющая непосредственное отношение к вопросу об иранском ядерном досье. Эта проблема находится в центре внимания и администрации Б. Обамы, и руководителей государств-членов Совета сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ), организации, в рамках которой Саудовская Аравия претендует на лидирующую роль. Ориентация администрации Б. Обамы на решение проблем, связанных с иранским ядерным досье на основе достижения американо-иранского компромиссного решения и отказа от прямых военных действий в отношении Ирана, как и стремление поддержать «реформистские» круги Ирана, кажется сегодня едва ли не в полной мере совпадающей и с подходами ССАГЗ, и Саудовской Аравии. По словам интервьюировавшихся «Аль-Хайят» саудовских политических аналитиков, саудовский монарх «будет настаивать на сохранении безопасности в регионе Залива и недопустимости какого-либо внешнего вмешательства в его дела». Это не может не означать, что Саудовская Аравия призывает Соединенные Штаты содействовать обузданию израильской активности в связи с ядерными проблемами Ирана, поддерживая, одновременно, необходимый уровень обеспечения современным оружием и боевой техникой саудовской армии и армий других государств Залива, как и содействуя углублению неамериканского военного присутствия в регионе, в частности, французского в Объединенных Арабских Эмиратах. Наряду с этим, Саудовская Аравия, согласно точке зрения, цитировавшейся «Аль-Хайят», настаивает на том, чтобы Соединенные Штаты «в большей мере использовали бы материальные стимулы, способные побудить Иран отказаться от его ядерных амбиций, не отказывая ему, вместе с тем, в праве обладать возможностью опоры на мирный атом ради собственного развития».

Наконец, важнейшими элементами саудовско-американского диалога выступали проблемы Афганистана, Пакистана и Йемена. Все три эти точки напряженности в регионе Ближнего и Среднего Востока рассматриваются обеими сторонами во многом, исходя из единого взгляда на существующие в них проблемы. Этот взгляд связан с необходимостью восстановления или сохранения стабильности в этих трех странах в интересах подержания стабильности в пределах всего региона. Тем не менее, эта стабильность не может быть обеспечена без сохранения силового противостояния «Аль-Каиде» и движению «Талибан», рассматриваемых в Саудовской Аравии в качестве неотъемлемого элемента «заблудшей секты», но также и вместе с тем на основе обеспечения экономического подъема и улучшения жизненного уровня народов всех этих трех стран.

В равной мере в Саудовской Аравии не только приветствовали решение президента Б. Обамы исключить американское военное присутствие в иракских городах, но сохранив это присутствие в течение уже объявленного главой американской администрации срока в интересах стабилизации внутрииракской ситуации и сохранения единства территории этой страны. Накануне приезда Б. Обамы в Эр-Рияд в Саудовской Аравии была возобновлена работа иракского посольства и вновь подчеркнуто, что возможность открытия саудовского посольства в Багдаде связана исключительно с решением проблемы безопасности саудовских дипломатов и никак не связана «с какими-либо сомнениями в законности нынешнего иракского правительства».

Не приходится сомневаться в том, что в произнесенной президентом 4 июня 2009 г. Б. Обамой в Каире речи, обращенной к мировому мусульманскому сообществу, содержались и штрихи, связанные с точкой зрения Саудовской Аравии, внесенные в эту речь на основе личных бесед между ним и саудовским монархом – королем Абдаллой бен Абдель Азизом. В ответ на это в Саудовской Аравии ему были даны серьезные обещания содействовать сохранению стабильности мирового энергетического рынка, - страна – важнейший поставщик нефти на этот рынок обычно выполняет данные ею обещания, тем более что речь идет не только о том, что Б. Обама должен восстановить доверие мусульман к Соединенным Штатам, но и о том, что само саудовское королевство заинтересовано в Соединенных Штатах в их качестве основного гаранта стабильности в окружающем ее региональном пространстве Ближнего и Среднего Востока.

Начало