Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

О ситуации в Сомали: январь 2009г.

В.В.Куделев

30 января в Сомали произошло второе пришествие исламистов во власть. Собравшийся в тот день в Джибути переходный парламент избрал нового президента страны. Им стал бывший до этого дня главарем оппозиционного Альянса за новое освобождение Сомали /АНОС/ шейх Шариф Шейх Ахмед, имеющий репутацию "умеренного" исламиста. Его единственным заметным конкурентом считался бывший глава переходного правительства Нур Хасан Хусейн, с подачи которого в свое время начался диалог между переходными властями Сомали и умеренной фракцией АНОС. Последняя согласилась пойти на переговоры только при условии вывода эфиопских войск, два года назад свергнувших исламистский режим, установленный на части территории Сомали. 25 января их вывод был завершен.

Предыдущий президент Сомали Абдулахи Юсуф Ахмед подал в отставку в декабре 2008г. Он был противником какого-либо диалога с исламистами.

Заседание переходного парламента пришлось проводить в Джибути, поскольку 26 января боевики радикального исламистского движения "Шабаб", не признающие переходные институты власти, захватили г.Байдоа, где раньше проходили заседания законодателей. Исламисты ворвались в город, не встретив какого-либо сопротивления со стороны правительственных сил. Это произошло сразу после того, как 25 января город покинули эфиопские солдаты, охранявшие его.

Победу шейха Шарифа Шейха Ахмеда во многом обеспечило то, что корпус депутатов переходного парламента перед выборами был расширен за счет т.н. представителей умеренных исламистов и гражданского общества - всего 550 человек /ранее в переходном парламенте было 275 мест/. Такое расширение было произведено на основании одного из положений соглашения, подписанного под эгидой ООН в июне 2008г. в Джибути между переходным правительством Сомали и АНОС. Вопреки ожиданиям, во второй тур голосования вышли шейх Шариф Шейх Ахмед и сын бывшего президента Сомали Мохаммеда Сиада Барре - Маслах Мохаммед Сиад Барре. В итоге первый получил 293 голоса, второй - 126. Бывший премьер занял только третье место по итогам первого тура голосования и поэтому снялся со второго тура, заявив, что "готов сотрудничать с любым, кто будет избран и кто попытается сделать из Сомали мирную страну".

31 января новый глава Сомали был приведен к присяге на церемонии, прошедшей в Джибути. Сразу после церемонии новый президент призвал к формированию правительства "широкого национального единства". Он также предложил всем вооруженным группировкам, действующим в Сомали, присоединиться к мирному процессу.

Новый 40-летний президент Сомали сформировался как политик в местном исламистском движении. Он возглавил его "умеренную" часть. Образование получил в Ливии и Судане. Во многом на его взгляды повлиял один инцидент, происшедший в 2002 году, когда он преподавал географию в одной из школ Могадишо. Тогда группа боевиков похитила одного из его учеников. Именно после этого он выступил против всевластия и беззакония, чинившегося всевозможными вооруженными формированиями. В своем квартале он сформировал т.н.исламский суд, который должен был разрешать все противоречия между его жителями. Затем подобная практика распространилась на другие кварталы, что в итоге привело к образованию Высшего совета исламских судов /ВСИС/. Однако в эту структуру проникли и радикалы во главе с шейхом Хасаном Дахиром Авайасом, которого разыскивают США по подозрению в связях с "Аль-Каидой". С учетом роста влияния ВСИС еще в начале 2006г. США сформировали коалицию вооруженных формирований, которые должны

были уничтожить исламистов. Однако они потерпели фиаско, а ВСИС установил контроль над значительной частью территории Сомали. Режим ВСИС был свергнут в конце 2006г., когда эфиопские войска поддержали переходное правительство страны. Тогда два шейха бежали в Эритрею, где сформировали АНОС. Однако затем их дороги - по меньшей мере внешне - разошлись. Ахмед включился в переговорный процесс, а Авайас поддержал движение "Шабаб".

США тут же приветствовали избрание шейха Шарифа Шейха Ахмеда, заявив, что им "нетерпится" начать сотрудничать с ним в деле восстановления мира в Сомали.

Начало же месяца прошло в ожесточенных боях между формированиями "Шабаб" и отрядами другой исламистской группировки - "Ахлу Сунна валь-Джамаа". Бои с применением тяжелых вооружений развернулись в окрестностях городов Гуриэль и Дузамареб в 400 км к северу от Могадишо. В них тяжелые потери понесли обе стороны - погибли десятки боевиков.

4 января Бурунди и Уганда, контингенты которых представлены в Африканских силах по поддержанию мира в Сомали /Амисом/, выдвинули ряд заведомо трудновыполнимых условий для продолжения их участия в этой миссии. В частности, они потребовали в кратчайшее время довести численность Амисом до штатной - 8 тыс.человек, в то время как сейчас в Сомали находятся всего 3,4 тыс. военнослужащих из Бурунди и Уганды, оснастить африканских миротворцев "адекватным снаряжением в достаточном количестве", а также усилить Амисом подразделениями армейской авиации и патрульными катерами. "Если наши условия не будут выполнены, наши войска покинут Сомали", - предупредил министр обороны Бурунди генерал Герман Нийоуанкана. В этом случае, по его мнению, "для Сомали, соседних стран и Африки в целом разразится беспрецедентная катастрофа".

5 января Эфиопия справедливо обвинила ООН в том, что эта международная организация не занимается проблемами Сомали. По мнению Аддис-Абебы, бездействие ООН привело к деградации ситуации в этой стране, и в частности, к развитию морского пиратства. Эфиопию можно понять. Она в течение двух лет несла на себе основную тяжесть войны с исламистами в Сомали, получая взамен вместо поддержки обвинения в нарушениях прав человека. Тем более, что уже 16 января Совет Безопасности ООН с подачи США отложил на июнь с.г. возможное решение о развертывании в Сомали контингента "голубых касок".

17 января комиссар по вопросам мира и безопасности Африканского Союза Рамтан Ламамра заявил, что ООН согласилась оказать "тыловую поддержку" африканским миротворцам в Сомали. По его словам, эта поддержка будет разноплановой - от обеспечения поставок горюче-смазочных материалов и продовольствия до самолетов и вертолетов. Финансирование поставок будет осуществлять ООН.

19 января шейх Шариф Шейх Ахмед начал в Могадишо переговоры с руководителями различных религиозных групп и кланов с первой целью - добиться установления прочного мира в столице страны, и конечной целью - содействовать формированию правительства национального единства. Эти переговоры стали первыми, проводившимися в Могадишо с участием исламистов после вывода из столицы эфиопских войск.

В период со 2 по 25 января Эфиопия выполнила операцию по выводу своих войск из Сомали. Одновременно Аддис-Абеба предупредила, что сохранит группировку своих войск на границе с Сомали в состоянии повышенной боевой готовности. Как заявил в этой связи представитель Аддис-Абебы, эфиопские войска "успешно выполнили" свою миссию. "Они быстро решили основную задачу - уничтожили угрозу экстремизма. Они создали хорошие условия для восстановления центральной власти в Сомали, но, к сожалению, политические силы страны и международное сообщество не сумели использовать этот шанс", - отметил он.

Эфиопские войска вошли в Сомали по просьбе переходного правительства в декабре 2006г. Они тут же нанесли военное поражение исламистам, контролировавшим к тому времени центральные и южные районы страны.

27 января Аддис-Абеба заявила, что после падения Байдоа она ни при каких обстоятельствах не вернет свои войска в Сомали. "Не думайте, что эфиопские войска готовы вернуться в Сомали. Это невозможно", - заявил глава МИД Эфиопии Сейум Месфин. Тем не менее он пообещал, что "мы сделаем все возможное для того, чтобы Амисом и сомалийские властные институты продолжили борьбу с анархией и террористической угрозой в стране".

В условиях очевидного ухудшения ситуации в этой стране директор Всемирной продовольственной программы /ПАМ/ ООН по Сомали Петер Госенс пригрозил приостановить поставки продовольствия в страну до тех пор, пока власти и действующие в Сомали вооруженные группировки не гарантируют безопасность персонала, работающего на ПАМ. Госенс сделал такое заявление в связи с тем, что в начале января неизвестные убили двух сотрудников ПАМ. По состоянию на 22 января ПАМ располагала в Сомали 57 тысячами тонн продовольствия, которого достаточно для снабжения 2,5 млн человек в течение двух месяцев.

24 января формирования "Шабаб" продемонстрировали, что они не прекратят вооруженную борьбу против Амисом, несмотря на вывод эфиопских войск. В тот день боевик-смертник взорвал заминированную автомашину у одного из блок-постов африканских миротворцев в Могадишо. Террорист направил заминированную машину в направлении блок-поста, когда ее попытался остановить полицейский. Тогда смертник направил машину в автобус с людьми и тут же привел в действие взрывное устройство. В результате теракта погибли 17 человека из числа мирных жителей. После взрыва "миротворцы" открыли огонь на поражение по тем сомалийцам, которые собрались на месте трагедии, из-за чего погибли еще 5 человек, 23 получили ранения. Уже 26 января представитель Амисом заявил, что миротворцы располагают данными, согласно которым кроме взорванной машины исламисты приготовили к терактам еще два грузовика, однако по каким-то причинам взрывные устройства не сработали. Это, по мнению экспертов, с высокой вероятностью означает одно - задуманные теракты все равно будут совершены.

Кроме "Шабаб" аналогичную непримиримую позицию занимает одна из радикальных группировок, отколовшаяся от АНОС.

26 января в Джибути на консультации собрались представители 22-х африканских и ближневосточных стран с задачей подготовит международное соглашение, которое позволяло бы судить в судах стран региона пиратов, которых регулярно стали захватывать в плен военные корабли иностранных государств, оперирующие в Аденском заливе. Проект соглашения, в частности, предлагает всем странам региона внести соответствующие изменения в национальные законодательства с тем, чтобы облегчить процедуры ареста и судебного преследования пиратов.

По данным базирующегося в Куала-Лумпуре Международного морского бюро, в 2008 году в водах, примыкающих к Сомали, было зафиксировано 139 пиратских атак.

В целом, вывод эфиопских войск из Сомали фактически обрекает на аналогичный поступок и Амисом. Вопрос только во времени. А приход к власти в этой стране исламиста чреват ее превращением во второй Афганистан, причем в первую очередь - с очередным витком гражданской войны, на сей раз - между различными исламистскими группировками. Одновременно складывается впечатление, что США по каким-то причинам выгодна ситуация хаоса в Сомали, хотя она в любой момент может обернуться против них.

Начало