Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

О турках-месхетинцах в Турции

А.А. Гурьев

В настоящее время Турция продолжает оставаться страной, активно принимающей мигрантов, в том числе болгарских турок, иранцев, боснийских мусульман и иракских курдов. После распада СССР в поисках убежища от растущей на постсоветском пространстве этнической напряженности, экономических проблем и дискриминации по национальному признаку началась третья волна переселения турок-месхетинцев в Турцию, где их называют «ахыска тюрклери».

2 июля 1992 года Великим Национальным Собранием Турции (ВНСТ) был принят Закон № 3835 «Об иммиграции и расселении турок-месхетинцев в Турцию», который гарантировал их переезд в Турцию как самостоятельно, так и по переселенческим программам при условии, что их численность не превышает ежегодного лимита. Закон также предусматривает создание комиссий, принимающих меры по обеспечению занятости и предоставлению временных мест для расселения иммигрантов, а также их освобождение от всех видов налогов, пошлин и сборов.

Турецкое руководство, проанализировав ситуацию в месхетинской диаспоре, приняло решение о целесообразности более активной натурализации ее членов в Турции. Сегодня проживающим в Турции туркам-месхетинцам предоставлено временное право получить турецкое гражданство в упрощенном порядке. Эксперты полагают, что данная законодательная инициатива турецкого руководства связана с отсутствием оптимизма в отношении их скорого возвращения на историческую родину в Грузию из-за политической, экономической и социальной нестабильности в этой стране и приведет к дальнейшей натурализации турок-месхетинцев в Турции.

Глава турецкого государства А.Гюль одобрил внесение в упомянутый закон дополнительной временной статьи, упрощающей процедуру получения турками-месхетинцами турецкого гражданства. 28 февраля 2009 года поправка была опубликована в «Официальной газете». Это, в соответствии с Конституцией Турецкой Республики, означает, что данная поправка приобрела силу закона. Отныне порядка 60 тысяч проживающих в Турции турок-месхетинцев имеют возможность, обратившись в течение трех месяцев (март-апрель-май с.г.) с соответствующим заявлением, в облегченном порядке оформить турецкое гражданство.

Необходимые для этого условия включают лишь наличие полученного до 1 января 2009 года вида на жительство и «отсутствие угрозы национальной безопасности Турции со стороны заявителя». Срок оформления гражданства по упрощенной схеме не будет превышать шести месяцев.

Новая статья была подготовлена правящей Партией справедливости и развития (ПСР). Данную инициативу можно вполне рассматривать в контексте активизировавшихся в последнее время действий ПСР по сближению с населяющими Турцию этническими диаспорами, а также религиозными меньшинствами, что объясняется реализацией Анкарой требований Европейского Союза, регламентируемых процессом вступления страны в эту организацию в качестве полноправного члена. Некоторые обозреватели связывают это, в том числе, с намеченными на 29 марта муниципальными выборами.

В то же время ряд местных экспертов расценивают этот новый шаг турецкого руководства и как в определенной степени окончательную потерю надежд на благоприятное решение вопроса о возвращении турок-месхетинцев на историческую родину – в Грузию. Ведь неоднократные турецко-грузинские переговоры по этому вопросу завершались пустыми обещаниями Тбилиси, которые не подкреплялись конкретными действиями. Так, МИД Турции неоднократно в ходе двусторонних контактов с грузинской стороной поднимал вопрос о необходимости продления срока действия соответствующего закона, а также создания четкого механизма репатриации и предоставления мест для компактного проживания соискателям на возвращение на историческую родину. Кроме этого, с точки зрения турецких экспертов, перспективы способствующей переселению нормализации сложной ситуации в Грузии выглядят сегодня как малореальные.

Наряду с этим, ряд опросов и исследований подтверждают, что в общей массе турки-месхетинцы не собираются возвращаться в Грузию из-за нестабильной обстановки в регионе и отсутствия гарантий правительства Грузии по обеспечению их достойного возвращения и поэтапной репатриации. Принятый в Грузии Закон № 5261–РС «О репатриации лиц, насильственно переселенных бывшим СССР в 40-х годах XX века» от 11 июля 2007 года до сих пор практически не действует. По данным турецких властей в 2008 году в Грузию за свой счет вернулось не более 50 семей. Возвращение турок-месхетинцев в эту страну осложняется длительной бюрократической процедурой, связанной со сбором многочисленных документов на грузинском или английском языке, а также ограничением срока действия этого закона 31 декабря 2008 года.

Так или иначе, очевидно, что новая законодательная мера Анкары приведет к дальнейшей натурализации турок-месхетинцев в Турции. Надо отметить, что значительное их число имеет на данный момент российское гражданство. С учетом быстрой адаптации турок-месхетинцев к турецкой среде, нельзя исключать, что, полностью легализовавшись в Турции, они в будущем не будут видеть необходимости в переоформлении российских общегражданских загранпаспортов в российских консульских загранучреждениях. Таким образом, они постепенно утратят российское гражданство.

Необходимо отметить, что турки-месхетинцы в Турции хорошо организованы. Они принимают активное участие в поддерживаемых Анкарой всемирных Курултаях тюркоязычных государств и общин. Их турецкая диаспора обоснованно претендует на своеобразный центр турок-месхетинцев, разбросанных по ряду стран. Так, в начале декабря 2008 года в Турции прошел съезд 42 представителей федераций, обществ, культурных центров турок-месхетинцев из Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Грузии, России, Украины, Турции и других стран. Всего во встрече приняли участие около 40 организаций из 11 стран.

Одним из основных вопросов, обсуждаемых в Анкаре, стало предложение об объединении всех организаций турок-месхетинцев в единую конфедерацию, которая смогла бы более эффективно координировать процесс их репатриации на историческую родину, оказание им финансовой и правовой помощи. В ходе длительных дискуссий председателем Всемирного совета конфедерации турок-месхетинцев стал руководитель Казахского национального центра З.Исмиханоглу. Для оптимизации взаимодействия между турками-месхетинцами, проживающими в различных странах мира, будут также избраны региональные представители по Центральной Азии, Кавказу, Турции, ЕС и США, которые будут осуществлять координацию своих действий с центром. По замыслу организаторов, именно Всемирный совет конфедерации турок-месхетинцев будет представлять их интересы на переговорах по возвращению в Грузию.

Помимо этого, было принято также решение об открытии центральной штаб-квартиры Совета конфедерации в Анкаре (ранее он только существовал на бумаге), в качестве координатора к обязанностям приступил А.Аксу, турецкий представитель вновь созданного ежеквартального журнала «Алтын кёпрю», что в переводе означает «Золотой мост». В качестве первого шага по активизации работы в среде турок-месхетинцев в январе 2009 года вышел первый номер этого журнала на 120 страницах. Журнал был издан на азербайджанском, казахском, узбекском, турецком, английском и русском языках. В дальнейшем планируется выпускать журнал раз в полтора месяца. Это, по сути, стало первым шагом к принятию нового закона, регламентирующего упрощенную процедуру получения ими гражданства и разрешений на работу для тех, кто проживает в Турции по виду на жительство.

Следует отметить, что первым шагом в рамках переселенческих программ было согласие в начале 1990-х годов турецких властей на иммиграцию семей турок-месхетинцев в провинцию Карс, расположенную неподалеку от их родных деревень, где с 30-х годов прошлого века уже проживала часть их соплеменников. Переселившиеся в этот период турки-месхетинцы получили гражданские права, большинство из них устроилось на работу в госучреждения в соответствии с их профессиональным профилем и уровнем квалификации. Однако законодательные меры действовали ограниченное время, и процесс интеграции этих семей до сих пор не завершен.

Помимо инициированного государственного переселения, значительная часть турок иммигрировала в Турцию самостоятельно. Указанная численность турок-месхетинцев в Турции – порядка 60 тысяч человек – это неофициальные данные. Турецкие власти не располагают точными сведениями об их численности в связи с тем, что со сменой политического руководства страны изменилась и миграционная политика в целом, и в частности в отношении турок-месхетинцев. До 2002 года министерство внутренних дел Турции выдавало туркам-месхетинцам вместе с видом на жительство и разрешение на работу. К настоящему моменту более 32 тысяч человек получили все необходимые документы и смогли легализоваться в стране.

После прихода к власти ПСР общая политика в отношении турок-месхетинцев претерпела определенные изменения, правительство начало предпринимать шаги по снятию с себя ответственности за адаптацию вынужденных иммигрантов в Турцию. 5 августа 2004 года вышло новое постановление правительства, по сути отменяющее льготный режим для турок-месхетинцев, согласно которому заявления от соискателей на предоставление вида на жительства рассматриваются только в индивидуальном порядке, а также увеличилось число обязательных для легализации в Турции документов. На сегодняшний день армия нелегальных иммигрантов из числа турок-месхетинцев по приблизительным подсчетам составляет около 20 тысяч человек.

В основном турки-месхетинцы приехали в Турцию из Узбекистана, Казахстана и Киргизии. Иммигранты из Узбекистана обычно стремились в большие промышленные центры, такие как Бурса (20 тыс. чел), приехавшие из Казахстана и Киргизии селились на юге Турции, в частности, в Анталье (4 тыс. человек), а также в Стамбуле и Анкаре. Вместе с тем, проблемы, с которыми они сталкиваются, общие для всех мигрантов, проживающих в Турции. Прежде всего, это легализация дипломов о среднем и высшем образовании, вопросы трудоустройства, жилья, отсутствие медицинского страхования.

Проживающие в Бурсе турки-месхетинцы заняты в основном на неквалифицированных работах в текстильном и машиностроительном секторе. Два экономических кризиса, которые пережила Турция в 1994 и 2001 годах, обернувшихся банкротством небольших текстильных и строительных производств, привели к росту безработицы среди, как правило, работавших на них турок-месхетинцев. Анталийское побережье стало привлекательным для иммигрантов за счет развивающегося туристического сектора и растущего числа русскоговорящих туристов. Немало семей турок-месхетинцев, поселившихся сначала в Бурсе, переехало затем в Анталью, где благодаря знанию русского языка смогли найти работу в многочисленных туристических компаниях. Турки-месхетинцы, проживающие в г.Игдыре (вилайет Карс), получили от правительства льготные кредиты на жилье, работают в основном в сельскохозяйственном секторе, а также уезжают на сезонные работы в Анталью и другие крупные города.

Одной из серьезных проблем, с которой сталкиваются турки-месхетинцы в Турции, является устройство детей в школу. Дети без турецкого гражданства принимаются в учебные заведения после получения годового вида на жительство. Устройство тех, кто до сих пор проживает нелегально, весьма проблематично, и они не могут быть аттестованы. В этих случаях детям не выдаются документы о получении начального или среднего образования. Таким образом, они не могут продолжить обучение и поступить в университет. В то же время Турция ежегодно принимает некоторое количество студентов из зарубежных турецких общин, и часть из них получает стипендии турецкого правительства. Для студентов из числа турок-месхетинцев предусмотрена специальная квота на прием в университеты.

Участие турок-месхетинцев в политической жизни Турции ограничено избирательной активностью тех из них, кому удалось получить турецкое гражданство. Если говорить о политических партиях, которым симпатизируют турки-месхетинцы, то большинство голосует за правую Партию националистического движения (ПНД) и правящую ПСР. Ранее они отдавали свои голоса Партии отечества (ПО), основанной бывшим президентом и премьер-министром Турции Тургутом Озалом, который и стоял у истоков иммиграции турок-месхетинцев в страну.

Для обмена опытом среди членов диаспоры и оказания содействия в их адаптации в Турции созданы региональные общественные организации, которые представляют их интересы, такие как «Ассоциация солидарности и культуры турок-месхетинцев», «Ассоциация образования, культуры и социальной солидарности турок-месхетинцев». Все они объединены в «Международную федерацию ассоциаций турок-месхетинцев» со штаб-квартирой в Анкаре, которая служит мостом между общественными и официальными структурами и координирует работу по выпуску периодических журналов и новостных бюллетеней. Нельзя исключать ее превращения в хороший для Анкары рычаг целенаправленной работы с диаспорами турок-месхетинцев в других странах. Имеется в виду реализация задач, поставленных Всемирными Курултаями тюркских народов и общин.

Местные политические обозреватели исходят из того, что положение турок-месхетинцев в Турции в целом удовлетворительное и, несмотря на процессуальные сложности при получении необходимых документов на проживание, они хорошо адаптируются в турецкой среде. Неформальная поддержка и сочувствие как со стороны местного населения, так и государства (власти практически закрывают глаза на нелегальных переселенцев) укрепляют у иммигрантов чувство привязанности к турецкой земле и, таким образом, они быстро адаптируются как в социальном и общественном, так и в политическом плане.

Начало