Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (6-12 июля 2009 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Иране и Афганистане. Лидеры стран «Большой восьмерки» на саммите в Италии предупредили Иран, что если он не изменит свою позицию по ядерной программе до сентября с. г., то международное сообщество будет вынуждено принять в отношении ИРИ «новые меры». В Афганистане войска США и их союзников испытывают значительные трудности в ходе проведения масштабной операции против талибских боевиков в южной провинции Гильменд.

На саммите «Большой восьмерки» большое внимание было уделено вопросам урегулирования арабо-израильского конфликта. В итоговом заявлении форума говорится, что достижение справедливого, прочного и всеобъемлющего мира на Ближнем Востоке остается «критически важным» для мирового сообщества. В документе подтверждена полная поддержка принципу сосуществования двух государств – Израиля и Палестины, содержится призыв к скорейшему возобновлению прямых палестино-израильских переговоров по всем нерешенным вопросам в соответствии с «дорожной картой», резолюциями Совета Безопасности ООН и Мадридским принципами, которые должны привести к урегулированию всех имеющихся проблем и претензий. Участники саммита призвали Израиль и палестинцев выполнять обязательства, зафиксированные в «дорожной карте», а именно «однозначно отказаться от насилия, терроризма и подстрекательства», заморозить поселенческую деятельность, включая «естественный рост» поселений. Арабские страны должны предпринять «значимые шаги» в направлении нормализации отношений с Израилем, оказать политическую и экономическую помощь Палестинской национальной администрации. Была выражена надежда на достижение всеобъемлющего мира между Израилем и всеми его соседями, «в т. ч. на базе арабской мирной инициативы 2002 года, которая будет «ключевым элементом» мирного процесса». В этом контексте участники саммита призвали к возобновлению мирных переговоров на сирийском и ливанском треках, а также поддержали российское предложение о созыве Международной конференции по ближневосточному мирному процессу в Москве в 2009 г.

Лидеры «большой восьмерки» выразили «глубокую озабоченность» в связи с ситуацией в Иране, высказали порицание действий иранских властей, призвав их отказаться от применения репрессий в отношении оппозиции и иностранных граждан, проживающих в ИРИ. Кроме того, Тегеран призвали сотрудничать с мировым сообществом в вопросе о ядерной программе, потребовав при этом от иранского руководства незамедлительно выполнить требования соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН.

Глава МИД ИРИ М. Моттаки заявил, что в заявлении саммита «Большой восьмерки» он не увидел ничего нового. Моттаки также сообщил о подготовке Тегераном нового варианта предложений Западу «по вопросам политики, безопасности и международных отношений», которые, по его мнению, могут стать хорошей основой для переговоров.

Тем временем обстановка в Иране в целом стабилизировалась. Власти заявили, что две трети лиц, арестованных в ходе послевыборных столкновений, освобождены, а оставшиеся выйдут на свободу в ближайшее время. Вместе с тем, те, кто, по мнению властей, прибегал к насилию, совершал противоправные действия, играл активную роль в организации массовых волнений и беспорядков, будут преданы суду. Руководство ИРИ также вновь потребовало от иностранных государств не вмешиваться во внутренние дела страны. Президент ИРИ М. Ахмадинежад 8 июля в своем первом выступлении после выборов, состоявшихся 12 июня, назвал их «самыми честными и свободными в мире», отвергнув все обвинения в фальсификации итогов голосования. Свое избрание на второй срок Ахмадинежад определил как «вступление страны в новую эру».

Президент США Б. Обама 7 июля «категорически отверг» информацию о том, что Вашингтон предоставил Израилю «зеленый свет» для нанесения удара по Ирану, отметив при этом, что «мы не можем диктовать другим странам, что является подходящим для них способом защиты национальных интересов. Однако наша позиция тверда и неизменна – мы стремимся к разрешению иранской проблемы дипломатическим, а не военным путем». По мнению председателя Комитета начальников штабов ВС США адмирала М. Маллена, нанесение удара по Ирану имело бы такой же дестабилизирующий эффект, как и обретение им ядерного оружия. Маллен заявил, что наиболее предпочтительным остается решение иранской ядерной проблемы путем дипломатии, хотя США не исключают иных вариантов, в т. ч. военных. По словам адмирала, иранцы могут разработать ядерное оружие в срок от одного года до трех лет. Маллен также сообщил, что аравийские монархии, с которыми он находится в контакте, «понимают израильскую позицию о серьезности работ по созданию иранской ядерной бомбы, даже если они не всегда согласны с некоторыми оценками в этом плане».

На прошедшей неделе Иран произвел очередное испытание ракетного оружия. На этот раз был осуществлен пуск твердотопливной баллистической ракеты «Сиджиль-2», имеющей дальность полета 2-2,5 тыс. км. Проведение этого испытания подтвердил министр обороны США Р. Гейтс.

Командование Международных сил по содействию безопасности в Афганистане заявляет, что масштабная войсковая операция «Удар кинжала», проводимая в южной провинции Гильменд частями ВС США при содействии британских и афганских войск, пока не может достичь своей главной цели – очистить этот регион от боевиков движения «Талибан». Войска испытывают значительные трудности, часть из которых обусловлена нехваткой боевых частей, а также стремлением командования минимизировать потери среди личного состава. Так, только за последние 10 дней британцы потеряли убитыми 15 военнослужащих. Американское командование призывает руководство афганской армии перебросить в район проводимой операции дополнительные силы. В ответ на «Удар кинжала» талибы активизируют свои действия, получившие кодовое название «Железная сеть». Боевики используют тактику «нападения и отступления», а также намерены усилить террористическую деятельность. Многие жители покидают район боев.

Командующий ВС США в Афганистане генерал С. МакКристал издал специальный приказ, направленный на уменьшение потерь среди гражданского населения, особенно от ударов с воздуха. Документ, в частности, требует от командиров наземных частей ограничить использование авиационной поддержки при ведении боевых действий в населенных пунктах.

6 июля в Москве было подписано российско-американское межправительственное соглашение о транзите американского вооружения, военной техники, имущества и персонала через территорию России в Афганистан. Президент Б. Обама заявил, что реализация этого соглашения позволит США «сократить сроки и ресурсы», необходимые для доставки грузов в Афганистан.

Лидеры «Большой восьмерки» заявили, что Афганистан и Пакистан остаются для них в числе главных приоритетов. Была подтверждена готовность продолжать оказание помощи Афганистану, правительство которого призвали укреплять демократические институты, верховенство закона, соблюдать права человека, активно бороться с коррупцией, терроризмом и накротрафиком. Участники саммита приветствовали улучшение отношений между Афганистаном и Пакистаном.

Между тем части вооруженных сил Пакистана продолжали операции против отрядов боевиков местного движения «Талибан» в северо-западных районах страны вблизи границы с Афганистаном, а в освобожденные районы долины Сват начали возвращаться беженцы. На минувшей неделе американские беспилотники вновь насели ракетные удары по боевикам и их объектам на пакистанской территории.

В Ираке активизировали свои действия террористы. На прошедшей неделе в Багдаде и на севере страны было совершено несколько терактов, жертвами которых стали десятки человек. Большинство акций было осуществлено против шиитов. Отмечается, что террористы без особых усилий преодолевают блокпосты иракской армии и полиции.

Сирия и Израиль на минувшей неделе в очередной раз обозначили свои позиции по вопросу о мирных переговорах между ними. Так, президент САР Б. Асад заявил 7 июля, что у Дамаска нет «реального израильского партнера» на мирных переговорах. Одновременно сирийский лидер указал на «фактор времени», отметив «необходимость использовать благоприятную возможность для достижения скорейшего прогресса в мирном процессе». Асад также указал на законное право Сирии добиваться освобождения оккупированных Израилем Голанских высот, вопрос о возвращении которых, по его словам, «не может быть предметом переговоров». Глава МИД САР В. Муаллем 12 июля заявил, что Сирия не примет участия ни в какой конференции по Ближнему Востоку, если Израиль не согласится с принципом ухода с территорий, оккупированных в 1967 г. в обмен на мир. Что касается Израиля, то его президент Ш. Перес 6 июля подчеркнул, что пока в сирийцы поддерживают ливанскую «Хизбаллу» и имеют тесные отношения с Ираном, они не могут рассчитывать на возвращение Голан. По итогам переговоров в Египте с президентом Х. Мубараком Перес подтвердил свою поддержку урегулирования конфликта с палестинцами на основе формулы «два государства для двух народов», отметив при этом приверженность еврейскому характеру Государства Израиль. Перес сообщил, что у израильского правительства нет намерений строить новые поселения на Западном берегу реки Иордан и «конфисковать для этих целей дополнительные земли». Со своей стороны, палестинцы сообщили, что отвергнут любую сделку между США и Израилем, позволяющую даже ограниченное расширение существующих еврейских поселений, а глава ПНА М. Аббас заявил, что полное прекращение израильской поселенческой деятельности является основным требованием для возобновления мирных переговоров. Между тем 12 июля премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху вновь предложил палестинцам возобновить диалог по вопросам заключения мира.

Президент США Б. Обама 12 июля заявил, что хотя Вашингтону во многом не нравилось «поведение» Сирии», американцы надеются на более конструктивную позицию Дамаска по ряду вопросов.

Саудовская Аравия после годичного перерыва вновь назначила своего посла в Сирии. Этот факт расценивается как еще одно свидетельство улучшения саудовско-сирийских отношений.

На минувшей неделе в Саудовской Аравии завершился крупнейший (и первый) судебный процесс по делу о терактах, совершенных в королевстве в 2003-2006 гг. Перед судом предстали 330 человек, которых обвинили в том, что они состояли в террористической организации «Аль-Каида», были вовлечены в ее деятельность, сотрудничали с ее зарубежными структурами, а также участвовали в заговоре против безопасности саудовского государства. Суд признал виновными 179 человек. Причем к смертной казни приговорили лишь одного обвиняемого.

На юге Йемена с мая не прекращаются антиправительственные выступления, связанные с 15-ой годовщиной гражданской войны между Севером и Югом страны. 8 июля многотысячная демонстрация, переросшая в столкновение с полицией, прошла в провинции Далаа. Протестные демонстрации имели место и в главном городе йеменского юга – Адене. Отметим, что выступления южан во многих случаях имеют отчетливо выраженный сепаратистский характер.

12 июля в Каире прошли переговоры президентов Египта Х. Мубарака и Судана О. аль-Башира, обсудивших ситуацию в суданском регионе Дарфур. Ранее, 11 июля в Каире состоялась встреча министра иностранных дел АРЕ А. А. Гейта с представителями повстанческих движений, действующих в Дарфуре. После ее окончания египетский министр заявил, что все дарфурские группировки подчеркнули важность сохранения единства Судана, признали бесперспективность военного решения дарфурской проблемы и выразили свою приверженность политическому урегулированию конфликта.

Приложение

О состоянии вооруженных сил Катара

В условиях перманентно сложной и периодически напряженной военно-политической обстановки в зоне Персидского залива руководство Катара уделяет большое внимание вопросам обеспечения внешней безопасности страны, в т. ч. поддержанию боеспособного состояния национальных вооруженных сил.

Вооруженные силы Катара (11,8 тыс. чел.) состоят из сухопутных войск, ВВС и ВМС. Военный бюджет в 2007 г. составил 1,09 млрд долл. (в 2006 г. - 2,33 млрд долл.). Помимо армии имеются войска безопасности (до 1200 чел.), укомплектованные выходцами из наиболее воинственных племен инонационального происхождения – саудовских, йеменских, белуджских.

Верховным главнокомандующим ВС является эмир, сохраняющий за собой пост министра обороны. Ему подчинены начальник генштаба и командующие видами вооруженных сил. Главнокомандующим ВС является наследный принц. При эмире имеется Совет обороны, который занимается вопросами обеспечения безопасности государства, обороны, подготовки воо-руженных сил.

Катарская конституция запрещает вести захватнические войны. Поэтому в декрете об объявлении войны эмир должен оговорить ее оборонительный характер.

Катар не ставил и не ставит перед собой задачу создания крупной армии. Руководство эмирата отчетливо понимает уязвимость страны в случае внешней агрессии и невозможность самостоятельно защитить ее суверенитет и территориальную целостность. Исходя из этого, основной упор в вопросах обеспечения обороны делается на получение в случае необходимости гарантированной военной помощи от союзников, прежде всего от стран Запада, а также государств ССАГПЗ. В собственно национальном военном строительстве главное внимание уделяется улучшению технического оснащения ВС, развитию ВВС и бронетанковых сил, повышению качества подготовки военнослужащих. Планируется создать новую систему связи для МО и МВД.

К слабым сторонам ВС Катара следует отнести многотипность вооружения, что затрудняет его обслуживание и ремонт, недостаточное количество средств ПВО, слабое развитие ремонтной базы, сильная зависимость национальной армии от иностранных технических специалистов.

Сухопутные войска (8,5 тыс. чел.) составляют основу ВС Катара. Главная группировка войск размещена в районе столицы Дохи. На вооружении состоит 30 танков АМХ-30, 28 155-мм самоходных и 12 буксируемых гаубиц, 4 РСЗО, 148 ПТРК, 108 БМП, 226 БТР. Катар планирует модернизировать свои сухопутные войска, оснастить их современными танками, противотанковыми средствами средней дальности, улучшить систему управления войсками, связи и разведки. В частности, намечено заменить танки АМХ-30 на французские же «Леклерки», но по причинам финансовых трудностей решение этого вопроса отложено. В 2009 г. Катар заявил о возможности закупки в Германии 32 танков «Леопард-II».

Военно-воздушные силы насчитывают 1,5 тыс. человек. Боевая авиация представлена 6 штурмовиками «Альфа Джет» и 12 многоцелевыми истребителями «Мираж» 2000-5. Причем «Миражы» планируется продать Пакистану или Индии. Военно-транспортная авиация имеет 6 самолетов, а вертолетная - 19 боевых и 4 транспортные машины. Подразделения ВВС базируются преимущественно на военно-воздушной базе Эль-Удэйд в 50 км от Дохи. Она имеет самую длинную ВПП в регионе Ближнего и Среднего Востока – 4500 м. Планируется закупить дополнительное количество ракет «воздух-земля». С Великобританией подписан контракт на поставку 18 учебно-боевых самолетов «Хок 100» для замены устаревших «Альфа Джет». Изучается вопрос о приобретении в США тактических истребителей F-16. В США также планируется приобрести до 20 многоцелевых вертолетов AW-139, которые предполагается использовать для транспортировки личного состава, ведения поисково-спасательных работ и патрулирования границ, обеспечения действий подразделений спецназа. Большое внимание уделяется развитию военно-транспортной авиации. В 2007-2008 гг. подписаны контракт на приобретение в США двух самолетов С-17А «Глобмастер III» (поставки начнутся в 2009 г.) и четырех С-130J (первая машина поступит в 2011 г.).

В составе ВВС имеются подразделения ПВО, на вооружении которых состоят ЗРК ближнего действия «Роланд-2» (9 ПУ) и «Мистраль» (24 ПУ), 42 ПЗРК («Стингер» - 12, «Стрела-2» – 20, «Блоупайп» - 10). Катар проявляет заинтересованность в приобретении в США ЗРК «Пэтриот» РАС-3.

Военно-морские силы насчитывают 1800 человек, включая Морскую полицию. Главная ВМБ – Доха, пункт базирования – остров Халул. Основными задачами ВМС являются патрулирование и контроль прибрежных вод, защита портов и газовых месторождений в Персидском заливе. Корабельный состав представлен 21 боевым катером, в т. ч. 7 ракетными, а береговая оборона - двумя батареями ПБРК «Экзосет» ММ40 (12 ПУ). Катар намерен приобрести у Пакистана подводную лодку типа «Агоста» 90В. Для морской патрульной авиации будут закуплены 20 вертолетов. В перспективе намечена постройка трех быстроходных корветов.

В катарских ВС на хорошем качественном уровне налажена регулярная боевая подготовка. В апреле 2007 г. на территории эмирата проведены крупнейшие в истории страны учения «Барзан-1», в которых участвовали части и подразделения сухопутных войск и ВВС.

В Катаре нет военной промышленности. Имеются лишь мастерские по ремонту и обслуживанию военной техники. Руководство страны выступает за создание объединенной военно-промышленной системы в рамках ССАГПЗ.

Интенсивно развиваются военные связи с США. Стороны готовят новое соглашение о военно-техническом сотрудничестве. Регулярно проводятся совместные учения ВС двух государств. Наиболее крупным из них является ежегодное (март-апрель) учение ВМС «Дезерт пак». При содействии США в Катаре построены центр связи, склады боеприпасов и другие объекты. В катарской армии работают американские военные советники. Изучается вопрос о заключении крупной сделки с США на приобретение вооружения и военной техники для всех видов ВС, средств управления и связи, тренажеров. Стоимость предполагаемого пакета закупок может превысить 2 млрд долларов. На территории Катара находится передовой командный пункт Объединенного центрального командования ВС США, базируются самолеты боевой и военно-транспортной авиации.

Активно развиваются военные связи с Францией. До 70 проц вооружения катарских ВС – французского производства. В Катаре работают французские военные советники. Великобритания поставляет вооружение и участвует в подготовке кадров для катарской армии. Катар участвует в ОВС ССАГПЗ «Щит полуострова», в т. ч. в совместных учениях с армиями ара-вийских монархий. Военно-технические связи поддерживаются с Италией, Иорданией, Швецией. Совместные учения проведены с ВС Йемена и Италии. В 2007 г. с европейским космическим и оборонным концерном EDAS подписан контракт на поставку радиолокационных систем для мониторинга сухопутных, воздушных и морских границ страны. В 2007 г. Катар подписал с оглашение о ВТС с Индией, которое, в частности, предусматривает совместное производство вооружения и снаряжения, обучение личного состава. В 2008 г. стороны подписали еще одно военное соглашение, в котором содержится положение о возможности размещения на территории эмирата индийских войск. ВТС с Россией пока не получили заметного развития. В 2004 г. катарцы закупили в нашей стране 500 автомобилей КамАЗ различной модификации. Катар заявлял о намерении закупить РСЗО «Смерч».

Комплектование ВС Катара личным составом производится путем набора добровольцев из числа граждан страны мужского пола, мусульманского вероисповедания в возрасте от 17 до 25 лет. Иностранцы служат в катарской армии по специальным контрактам на основе межправительственных соглашений. Офицерские кадры готовятся в военно-учебных заведениях НАТО, Великобритании, США, Иордании, Омана, Саудовской Аравии и Кувейта. В 2011 г. в Дохе планируется открыть филиал французского военного колледжа Сен-Сир, где будут обучаться 50 курсантов из Катара и других аравийских монархий.

Армия не играла в прошлом и не играет в настоящее время заметной роли в политической жизни Катара, но остаются одним из главных гарантов стабильности правящей в стране династии Ааль Тани. Офицеры ВС Катара являются одним из наиболее хорошо обеспеченных слоев населения эмирата.

Малочисленность населения и отсутствие собственной военно-промышленной базы не позволяют Катару создать крупные вооруженные силы, способные надежно защитить страну от внешней агрессии. В этих условиях эмират продолжит военное сотрудничество с государствами Запада, рассматривая его в качестве основы обеспечения национальной безопасности, защиты страны от внешней агрессии.

Начало