Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Стратегия США в Судане через призму Южного Кардофана

Е.Е.Кирсанов

В последнее время из поля зрения многих экспертов по Судану фактически «выпала» тема Южного Кардофана. Последний обычно упоминается исключительно в привязке к Абъею, который чрезвычайно богат углеводородами, и в отношении которого по этой причине существует масса спорных моментов между южанами и северянами. Основная из них, конечно, делимитация границы, так как теоретически Абъей в случае получения Югом независимости в 2011 году должен перейти во вновь образованное государство. С Южным Кардофаном такой проблемы вроде бы нет, так как существует единое мнение о том, что в случае получения южанами независимости этот штат остается под юрисдикцией Хартума.

Однако по оценке ряда экспертов, именно Южный Кардофан (а не Дарфур) в случае возникновения в нем очага нестабильности и хаоса способен не только «опрокинуть» Всеобъемлющее мирное соглашение (ВМС), но и по принципу «домино» резко осложнить ситуацию всем соседним государствам.

Такой же точки зрения, похоже, придерживаются и в Вашингтоне. Иначе как объяснить тот факт, что вице-губернатором указанного штата недавно был назначен южанин Абдель Азиз аль-Хилу. Ветеран партизанского движения и один из пяти родоначальников подполья в Южном Кардофане. Последние три года Аль-Хилу безвыездно жил в Вашингтоне, обидевшись в свое время на руководство СНОД, которое не поддержало его кандидатуру на пост губернатора все того же Южного Кардофана. И вот возвращение. Пока не триумфальное, но задачи перед Аль-Хилу поставлены серьезные. Ряд экспертов утверждает, что назначение Аль-Хилу было «продавлено» американцами, и при этом им пришлось серьезно «повоевать» с некоторыми руководителями в СНОД. «Слабым звеном» Аль-Хилу является его происхождение: он нубиец наполовину, по матери, что в Южном Кардофане является недостатком. По линии отца Аль-Хилу тесно связан с одним из крупных племен в Дарфуре, что с точки зрения политической стратегии, несомненно, является «плюсом».

Обратим внимание на то, что Аль-Хилу назначен на этот пост после изменения курса новой администрации США на суданском направлении. Также можно смело утверждать, что он является креатурой спецпредставителя президента США по Судану С.Грешена. Этот отставной генерал ВВС, который буквально «днюет и ночует» в Судане, взялся за дело серьезно и уже проявил себя способным дипломатом и аналитиком. Что, впрочем, неудивительно, если вспомнить «сомалийский» эпизод из биографии генерала, когда он вел неофициальные переговоры с исламистами.

Стоит только порадоваться за американцев. Вслед за Дарфуром они очень четко определили еще одну (а может быть и основную) для перспектив ВМС «болевую точку». Это определяется в том числе и исключительным географическим положением Южного Кардофана. Если внимательно посмотреть на карту, то становится понятным, что он является «воротами» в Южный Судан, и все попытки северян в случае начала боевые действия против южан будут предприняты именно через территорию штата. Это прекрасно понимают в Джубе, и на всякий случай (при активной поддержке США) концентрируют по периметру штата свои войска. Кстати, в нарушение всяческих договоренностей.

По данным экспертов, по периметру границ штата в настоящее время сконцентрирована 9-я дивизия южан, которая серьезно усилена теми самыми танками с печально известной «Фаины». Кроме того, по неофициальным сведениям наблюдателей ЮНАМИД, в самом штате распылено мелкими группами до 18 тыс. бойцов южан из 14-й дивизии. У северян сил в этом регионе значительно меньше. То есть южане серьезно опасаются, что направление главного удара в случае возобновления боевых действий пройдет именно через Южный Кардофан.

Что же предстоит сделать Аль-Хилу? По оценке тех же экспертов, перед ним стоит задача поддержания в штате состояния «управляемой нестабильности» с целью создания в случае отделения Южного Судана т.н. «буферной территории», формально находящейся под юрисдикцией Хартума. Судьба Абъея видимо будет решена согласно решению Международного арбитражного суда, который готовит в настоящее время свое заключение по делимитации этого района. Даже, если СНОД будет сильно не довольно этими выводами, американцы приложат все силы, чтобы это решение было принято за основу.

А какой ответ по Южному Кардофану приготовили американцам в Хартуме? Очень сильный. 7 мая с.г. губернатором штата назначен Ахмед Мухаммед Харун. Тот самый, который проходит в качестве основного обвиняемого по ордеру МУС. Одновременно он освобожден от должности государственного министра по гуманитарным вопросам.

Последнее согласовано с американцами и европейцами в рамках достижения компромисса по главному вопросу: снятие экономических санкций и введение в действие ст.16 Римского статута о приостановке решений МУС.

Назначение А.Харуна в Южный Кардофан не случайно. В Хартуме тоже четко осознают значение этого штата. Харун – один из очень немногих талантливых администраторов, которые есть в «кадровой копилке» Хартума. Он обладает абсолютно европейским мышлением и предельно эффективен. Кстати, после его отставки с поста министра по гуманитарным вопросам в указанной структуре в настоящий момент царит состояние, близкое к панике: Харун без натяжки выполнял лично до 80% процентов деятельности всего министерства. Одним словом, Харун – это «суданский Чубайс» и достойный противовес Аль-Хилу.

Основная задача Харуна, которую он призван решить – это окончательно завоевать доверие кочевников –мессария, которые являются основным оплотом Хартума в этом регионе. Несмотря на то, что это племя считает себя обиженным (а в Южном Кардофане все считают себя обиженными), жить в новом Южном Судане они не будут ни при каких обстоятельствах. Плюс ко всему, мессария не собираются менять своих традиционных маршрутов перегонки скота из-за новых переделов границы, что создает перманентный конфликт для Джубы в случае достижения независимости.

По оценке экспертов, Харун постарается установить доверительные отношения и с нубу. Сделать это с одной стороны очень сложно, а другой просто. Нубу только по языковой принадлежности являются одним этносом. На самом деле это множество племен со своими амбициями, и очень часто находящиеся в конфликтных отношениях друг с другом. Харун - мастер на проведение политики по принципу «разделяй и властвуй» и на этом поприще должен преуспеть.

И Аль-Хилу и Харун столкнуться еще с одной проблемой. Это «политический сепаратизм» местных руководителей СНОД, которые прочно осели в муниципалитетах и ничего менять не хотят. Джуба никак не вмешивается в их деятельность, что создает для Харуна некое поле для маневра. Имеется ввиду откровенный подкуп. Тем паче, что Джуба с февраля с.г. является фактически банкротом.

В общем и целом необходимо отметить, что новая политика США на суданском направлении работает. Хартум последовательно выполняет все достигнутые договоренности. Уход Харуна из министерства по гуманитарным проблемам не случаен. Эта фигура для США и Запада одиозная, а июле-августе с.г., по неофициальным данным, в Судане вновь начинают свою деятельность высланные ранее гуманитарные организации. Правда под другими названиями. Эти данные косвенно подтверждаются и эпохальными (без натяжки) высказываниями заместителя генсека ООН по гуманитарным вопросам Д.Хомса, которого нельзя заподозрить в излишних симпатиях к Хартуму, который заявил на днях, «что документально не зафиксировано ни одной смерти от голода в Дарфуре с момента высылки гуманитарных международных организаций».

Начало