Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Ситуация в Сомали: май 2009г.

В.В.Куделев

В мае основные события в Сомали развертывались вокруг кровопролитного вооруженного противостояния, участниками которого были пришедшие к власти в стране "умеренные" исламисты и правительственные войска - с одной стороны, и рвущиеся к власти радикалы в лице организаций "Аш-Шабаб" и "Хизб аль-Исламия" - с другой.

Ожесточенность боев, в которых радикалы впервые применили тяжелые вооружения, полученные ими извне, понесенные сторонами большие потери дали основание спецпредставителю генсека ООН в Сомали Ахмеду ульд Абдалле обвинить 13 мая одного из лидеров радикальных исламистов шейха Хасана Дахира Авайаса в "попытке госпереворота". "Атаки последних дней в Могадишо - это попытка захвата власти силой, попытка госпереворота, - заявил он на слушаниях по ситуации в Сомали в штаб-квартире Африканского Союза в Аддис-Абебе. - Авайас прибыл в Сомали для того, чтобы захватить власть и свергнуть законный режим президента Шарифа Шейха Ахмеда, который смог устоять в этой попытке госпереворота". По оценке спецпредставителя, после избрания в январе с.г. "умеренного" исламиста Шейха Ахмеда на пост президента Сомали "исламисты из движения "Аш-Шабаб" показали свое истинное лицо - их не интересует ни политическая, ни религиозная борьба, их цель - защитить свои весьма сомнительные экономические интересы".

Авайас прибыл в Сомали в апреле после того, как два года провел в изгнании в Эритрее. Во второй половине 2006г. он был первым лицом в Высшем исламском совете Сомали /ВИСС/, который контролировал значительную часть страны, включая Могадишо. Тогда Шейх Ахмед был его союзником. Вмешательство эфиопских войск позволило тогда разгромить формирования ВИСС.

Также в Аддис-Абебе было объявлено, что в ближайшее время контингент африканских миротворцев в Сомали Амисом, частично развернутый в стране в марте 2007г., в ближайшее время получит подкрепление в лице подразделений от Бурунди и Сьерра-Леоне, что позволит довести численность Амисом до 5800 человек.

Днем ранее, 12 мая, исламисты из "Аш-Шабаб" впервые признали то, о чем прежде говорили их противники - радикалы получают помощь извне, и в частности, на их стороне воюют иностранцы. "Ошибаются те, кто называют иностранцами наших братьев-мусульман. Они пришли на помощь своим сомалийским братьям, поэтому мы не можем говорить, что они иностранцы, - сообщил в заявлении для прессы представитель руководства "Аш-Шабаб" Шейх Хусейн Али Фидоу. - После того, как прозвучал призыв о помощи, наши братья-мусульмане прибыли сюда для того, чтобы присоединиться к нам и защищать нашу страну от захватчиков, прибывших из Эфиопии, а также их лакеев". Говоря об иностранных бойцах, он признал, что "некоторые из них погибли как смертники, другие получили ранения, третьи продолжают воевать".

Со своей стороны представитель канцелярии президента в тот же день признал, что его страна "противостоит нашествию наемников, которые дестабилизируют Сомали". По его данным, "иностранные бойцы были приглашены движением "Аш-Шабаб", которое выступает против мира".

Главным результатом боев, прошедших в Могадишо начиная с 7 мая, стало значительное расширение зоны, которую контролировали радикальные исламисты. По их заявлениям, в частности, они захватили городской стадион, здание министерства обороны, один из южных кварталов столицы. Со своей стороны министр информации переходного правительства Сомали Фархан Мохамуд утверждал, что радикалы "не смогли выбить с каких-либо позиций проправительственные формирования". "Эту войну ведут иностранные боевики, которые хотят установить контроль над Сомали. Они ведут фронтальные атаки на позиции правительственных сил с тем, чтобы свергнуть законную власть", - утверждал он. Реально под контролем переходного правительства к середине мая остались всего несколько улиц Могадишо, а также ряд стратегических объектов типа порта и аэропорта.

14 мая один из лидеров радикальных исламистов шейх Хасан Дахир Авайас предложил президенту Сомали Шейху Ахмеду уйти в отставку.

15 мая Совет Безопасности ООН осудил попытки свергнуть силой переходное правительство Сомали и предупредил Эритрею, подозреваемую в том, что именно она вооружает радикальных исламистов. Он предложил комитету по санкциям провести расследование на этот счет.

16 мая стало понятно, что в ближайшее время не стоит ожидать развертывания в Сомали миротворческой операции ООН. Как заявили в Адди-Абебе участники делегации Совета Безопасности ООН, в Сомали "пока не сложились условия", необходимые для того, чтобы "голубые каски" заменили африканских миротворцев. Одновременно они заявили о поддержке переходного правительства Сомали и Амисом.

Очередная вспышка боев между прежними действующими лицами развернулась 17 мая в районе города Джовхар в 90 км к северу от Могадишо. Там боевики из "Аш-Шабаб" атаковали позиции проправительственных сил и попытались установить контроль над городом. День спустя Джовхар - оплот племенного клана президента Шейха Ахмеда - оказался в руках радикалов. Одновременно они захватили деревню Махадей, где в свое время родился президент Шейх Ахмед. Кроме этого, к середине мая движение "Аш-Шабаб" полностью контролировало южную часть страны, и практически полностью - центральную.

19 мая информационные агентства со ссылкой на свидетелей сообщили, что эфиопские войска вновь вернулись на территорию Сомали. Эти сообщения первоначально были опровергнуты Аддис-Абебой.

20 мая страны Восточной Африки предложили ООН установить морскую и воздушную блокаду Сомали с тем, чтобы воспрепятствовать поступлению радикальным исламистам военной помощи, а также людских ресурсов. Они предлагали сделать исключение только для гуманитарных грузов. Они также предложили ООН ввести санкции против Эритреи, которая ранее призвала к свержению переходного правительства Сомали и атакам против Амисом. 22 мая аналогичные обращения к ООН прозвучали со стороны Африканского Союза.

23 мая правительство Эритреи осудило "безответственные" обращения стран Восточной Африки и Африканского Союза к ООН с призывами установить санкции против Асмэры.

25 мая из Могадишо раздался фактически крик отчаяния, свидетельствовавший, что падение переходного правительства - вопрос ближайшего времени. Как заявил президент Сомали Шейх Ахмед, его страна "захвачена иностранными боевиками", которые воюют на стороне радикальных исламистов. "Сомали захвачено иностранными боевиками, главной целью которых является превращение страны в подобие Афганистана и Ирака", - утверждал он на пресс-конференции. Президент призвал "мировое сообщество и народ Сомали помочь нам победить радикалов". По его оценке, большинство иностранных боевиков прибыло в Сомали из Пакистана, Афганистана и Ирака. Как уточнил премьер-министр Сомали Омар Абдирашид Шармарке, их численность может достигать 400 человек.

27 мая президент Сомали Шейх Ахмед впервые обвинил Эритрею в том, что она вооружает и финансирует формирования радикальных исламистов, которые начали 7 мая операцию по низвержению существующего режима. "Мы точно знаем, что большая часть оружия, имеющегося у радикалов, поступила из Эритреи. Мы знаем, что офицеры эритрейской армии доставляют сюда наличные деньги для оплаты наемников. Эритрея стала участником конфликта, - заявил он. - Цель Эритреи - поддерживать конфликты в Восточной Африке. В момент, когда Эфиопия и Эритрея находятся на пороге войны, Асмэра нуждается в месте, где группы эфиопской оппозиции могли бы получить военную подготовку. Их цель - разрушение Эфиопии, и они хотят дестабилизировать ее через Сомали". Стоит заметить, что ранее формирования "умеренного" исламиста по убеждениям Шейха Ахмеда также пользовались поддержкой Эритреи, так что он хорошо знает суть вопроса. Со своей стороны также владеющий темой союзник президента и его единомышленник по убеждениям шейх Юсуф Индаадде заявил журналистам в Могадишо, что "в эпоху исламских трибуналов /2006г./ оружие и боеприпасы поступали из двух стран - Эритреи и Йемена. Во втором случае речь не шла о правительстве этой страны, а о йеменских бизнесменах". По его оценке, финансовая помощь для "Аш-Шабаб" в настоящее время поступает главным образом от бизнесменов сомалийского происхождения, обосновавшихся в странах Персидского залива. При этом перевалочным пунктом служит Найроби. По его оценке, речь может идти об 1 млн долларов ежедневно.

В мае стало понятно, почему за последнее время действующие с побережья Сомали пиратские группировки превратились в одну из самых организованных военных сил в этой стране. По имеющимся данным, их группировки имеют единую структуру, порядок в которой поддерживается жесткой системой полевых трибуналов, денежных штрафов и положениями кодекса поведения.

Несколько сотен относительно автономных пиратских групп действуют с двух баз - порта Эйл в самопровозглашенном Пунтленде и порта Харардере на юге страны - и тесно взаимодействуют между собой. По их внутреннему кодексу, в своей деятельности они стараются избегать чрезмерного насилия, что отличает их в выгодную сторону от племенных и религиозных группировок.

Одно из внутренних правил, позволяющих поддерживать жесткую дисциплину - если в ссоре один пират убивает другого, убийцу тут же расстреливают, а его тело бросают на съедение акулам. Другое правило касается поощрения наиболее смелых. Тот, кто первым взберется на борт захватываемого корабля, может рассчитывать на дорогую автомашину или дом, либо получить эквивалентную сумму наличными. Впрочем, считают эксперты, меры по защите судоходства в Аденском заливе, предпринятые рядом морских держав за последнее время, могут повлечь за собой в качестве ответной реакции быструю радикализацию пиратов.

Что касается общей ситуации в Сомали, то складывается впечатление, что мировое сообщество может элементарно опоздать с принятием мер против радикальных исламистов в Сомали и их пособников в Эритрее.

Начало