Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Египетско-американские отношения в свете новой ближневосточной политики Б.Обамы

В.Н.Билан

В последнее время внешнеполитические усилия АРЕ развиваются по двум направлениям:

- сохранение баланса между формированием пертнерских отношений с главными „субъектами” мировой политики (США-ЕС-РФ-КНР);

- борьбы за „ключевые позиции” в ближневосточном регионе.

Выбор официальным Каиром „политики балансирования” между главными „игроками” международных отношений был вызван как обострением соперничества за влияние в регионе ведущих центров мировой политики, так и дальнейшей эскалацией ближневосточного конфликта.

Исходя из этого, в данном контексте особого внимания заслуживает „египетский вектор” американской внешней политики после прихода к власти Б.Обамы.

Надо отметить, что египетский политикум активно отреагировал на избрание президентом США Б.Обамы в ноябре прошлого года.

В частности, президент АРЕ Х.Мубарак направил поздравительную телеграмму новоизбранному главе американского государства, в которой содержалась надежда на то, что Б.Обама будет активно работать на благо укрепления мира и стабильности на Ближнем Востоке. Египетский лидер особенно подчеркнул, что официальный Каир ожидает «конструктивного участия» США в разрешении палестинского вопроса и достижения всеоблеющемого мира в регионе.

Кроме этого, министр иностранных дел АРЕ А.Абуль Гейт выразил убеждение, что новый хозяин Белого дома будет уделять приоритетное внимание ближневосточной проблематике, египетско-американским отношениям, а также отношениям между США, арабскими странами и исламским миром.

Не остался в стороне и генсек Лиги арабских государств и бывший глава внешнеполитического ведомства Египта А.Муса. Он, в частности, заявил, что ожидает от нового президента США «честного посредничества» в вопросе разрешения комплекса ближневосточной проблематики.

С заявлением относительно избрания американського президента выступил и лидер самого влиятельного оппозиционного движения Египта «Братья-мусульмане» М.Акеф. Он, в частности, выразил надежду на то, что Б.Обаме удастся возобновить «естественный имидж Америки, как страны, которая уважает человечество и демократию».

В целом, наблюдалась заметная тенденция к активному комментированию перспектив развития США со стороны египетских обозревателей. Они выступали с различными прогнозами дальнейшего развитития ситуации в прайм-тайме ведущих телевизионных каналов и на первых полосах влиятельных газет АРЕ. Лейтмотивом их комментариев было то, что нового принесет политика Б.Обамы для Ближнего Востока и какое место в американской внешней политике будет занимать Египет.

12-13 февраля с.г. с визитом в США был министр иностранных дел АРЕ А.Абуль Гейт, а 4-6 марта с.г. состоялась частная поездка в Вашингтон сына президента Египта Х.Мубарака – Гамаля, который занимает должность помощника генерального секретаря и секретаря по политическим вопросам правящей Национально-демократической партии (НДП).

Указанные визиты египетских высокопоставленных лиц можно рассматривать в качестве получения „пиар-инициативы” в арабском мире (А. Абул Гейт стал первым среди руководителей внешнеполитических ведомств арабских стран, кто встретился с новым госсекретарем США Х.Клинтон), а также своеобразных „смотрин” возможного преемника нынешнего президента АРЕ новой американской администрацией (в последний раз Г.Мубарак посещал США в 2006 году).

Кроме того, на конец мая с.г. был запланирован визит президента Египта Х.Мубарака в США. Однако в последний момент он был отложен „на неопределенное время” в связи со смертью внука египетского лидера (в Вашингтон поехали только министр иностранных дел АРЕ А.Абул Гейт и руководитель служб безопасности государства О.Сулейман).

С американской стороны следует отметить турне по Ближнему Востоку министра обороны США Роберта Гейтса в начале мая с.г., а также президента Б.Обамы в начале июня с.г.

По мнению египетских аналитиков (в частности, экспертов центра „Аль-Ахрам”) главной целью турне Р.Гейтса была, в первую очередь, попытка сменить характер отношений с Ираном („протянуть руку навстречу иранцам”). В то же время, глава Пентагона заверил египетского лидера в том, что при налаживании отношений с Ираном будут учитываться интересы „традиционных партнеров США в регионе”, а построение отношений с Ираном „не будет осуществляться за счет длительных отношений с нашими ближневосточными союзниками”.

4 июня с.г. в Каир прибыл президент США Б.Обама. В первую очередь, в поле зрения обозревателей египетских СМИ стало „обращение к мусульманскому миру”, которое американский лидер сделал в помещении Каирского университета в присутствии 2500 человек.

Выступление условно можно разделить на несколько подтем:

- борьба с экстремизмом (Б.Обама обвинил экстремистов в „использовании в собственных целях” напряженных отношений Востока и Запада, возложил на исламистов ответственность за ухудшение этих взаимоотношений, а также подчеркнул, что намерен продолжить окрытую войну с экстремизмом, „которая несет угрозу не только США, а и всему миру”);

- палестинская проблема (американский лидер заявил, что его государство выступает против продолжения строительства еврейских поселений на палестинских территориях, поддержал „законное стремление” палестинского народа провозгласить независимое государство; однако указал, что отношения между США и Израилем „остаются нерушимыми”);

- Иран (по убеждению нынешнего хозяина Белого дома, Тегеран имеет право на использование мирной ядерной энергии, однако это должен быть „действительно мирный атом с четким придерживанием со стороны Ирана договора о нераспространении ядерного оружия, поскольку гонка ядерных вооружений на Ближнем Востоке ставит под угрозу существование всего мира”);

- Афганистан (президент США неожиданно подчеркнул, что его страна не хочет держать свои войска и оставлять свои военные базы в Афганистане, который „очень дорого стоит Америке”);

- Ирак (Б.Обама заявил, что война в Ираке „напомнила США о необходимости искать дипломатические пути выхода с конфликтов”);

- межцивилизационный диалог (президент США призвал „открыть новую страницу в отношениях США и исламского мира”, подчеркнув, что США и мусульманские страны не должны быть противниками или соперниками).

Показательно, что реакция в АРЕ на визит Б.Обамы и его выступление в Каирском университете была достаточно сдержанной. В частности, руководитель пресс-службы МИД Египта Х.Заки заявил, что выступление Б.Обамы „требует глубокого изучения, потому что этот документ ляжет в основу политики Белого дома относительно упомянутых в выступлении проблем на ближайшие несколько лет”.

Генеральный секретарь Лиги арабских государств А.Муса заявил, что выступление Б.Обамы – это „основа для позитивного сотрудничества” мусульманских стран и США. Он назвал упомянутое выступление „взвешенным” и высказал надежду, что „отныне политика США на Ближнем Востоке будет сбалансированной”. „Сбалансированной” назвал выступление американського лидера глава комитета по международным отношениям Совета Шуры и в прошлом посол АРЕ в Израиле М.Басьюни. Муфтий Египта Али Гомаа высказал надежду, что выступление Б.Обамы в Каирском университете откроет дорогу к „настоящему” диалогу цивилизаций.

В то же время, критически комментировали речь Б.Обамы представители оппозиционных сил страны. В частности, лидер египетских социалистов В. аль-Аксари заявил, что „не услышал ничего нового” от главы американского государства, а заместитель руководителя самой влиятельной оппозиционной силы АРЕ – группировки „Братья-мусульмане”, указал, что, „несмотря на желание понравиться всем”, в выступлении Б.Обамы все же ощущалась „четкая произраильская тональность”.

Очевидно, главной целью первого ближневосточного турне Б.Обамы, а также регионального турне госсекретаря США Х.Клинтон в ноябре с.г. было желание новой американской администрации „усилить и качественно изменить” внешнюю политику на Ближнем Востоке через фактический крах ближневосточной политики предыдущей администрации США, задекларованной в начале первого срока пребывания Дж.Буша в Белом доме:

- „демократизация” Ближнего Востока (т.н. „доктрина Буша”);

- укрощение „непокорных” региональных режимов (Афганистан, Ирак, Иран);

- разрешение арабо-израильского конфликта.

Очевидно, главными шагами официального Вашингтона в ближайшее время будут:

1. „Заигрывание” с арабскими странами (включая Сирию) с одновременным возвращением к более сбалансированным и мягким подходам в ближневосточной политике, т.н. „параметров Клинтона”, установленных в Кемп-Дэвиде в 2000 г. (считается, что отход республиканцев в 2008 г. от упомянутых „параметров Клинтона”, стал причиной смены настроений среди „еврейского лобби” США, которое, в значительной степени, содействовало победе Б.Обамы во время прошлых президентских выборов.)

2. Проведения тезиса З.Бжезинского о Иерусалиме как „доме для двух столиц” – израильской и палестинской.

3.Достижение „стойкого и постоянного” мира между Израилем и арабским миром в целом.

В то же время, характерной чертой новой ближневосточной политики, очевидно, будет ее максимальная збалансированность по двум главным „силовым линиям”.

Во-первых, по линии Израиль—„умеренные” арабские режимы. „Шатания” администрации Дж.Буша то в сторону одних, то в сторону других, привели к тому, что обе стороны постоянно высказывали свое недовольство, что привело к радикализации настроений как среди „арабской улицы”, так и среди израильского общества.

Во-вторых, внутри арабского мира, главным образом, по линии Саудовская Аравия—АРЕ. Определение приоритетов внутри „умеренных арабских государств” в пользу Саудовской Аравии во время президентствования Дж.Буша привело к тому, что официальный Каир нередко играл на противоречиях в треугольнике США—ЕС—РФ и использовал „антиамериканскую карту” для усиления популярности египетского режима внутри государства („египетская улица” резко негативно воспринимает „чрезвычайное заигрывание Каира с Вашингтоном”, что способствует углублению отчуждения, что образовалось между правящим режимом АРЕ и египетским народом, выраженным в потере доверия граждан страны к руководству страны, недовольных ростом коррупции, жестким контролем власти за политической жизнью, а также „недостаточной защитой палестинских и иракских братьев-мусульман”).

Исходя из этого, целый ряд региональных экспертов допускают, что во время упомянутых визитов в США А.Абуль Гейт и Гамаль Мубарак могли предложить Белому дому закрепить „новые правила игры” в египетско-американских отношениях, согласно которым взаимодействие с официальным Вашингтоном и далее будет оставаться стратегическим направлением внешней политики Каира (ныне Египет является основным реципиентом помощи США (после Израиля); АРЕ ежегодно предоставляется финансовая помощь на сумму более 1.5 млрд долл., из которых 1,3 млрд долл. выделяется на приобретение вооружений и услуг в военной сфере).

Кроме этого, официальный Каир будет предлагать себя США (единственному государству, способному на данный момент более или менее „оперировать” ситуацией в ближневосточном регионе) в качестве „главного действенного посредника” в реализации „англо-саксонской версии” разрешение палестино-израильского конфликта (показательно, что во время визита Г.Мубарака на семинаре, организованном Советом по внешним связям, присутствовал прежний премьер-министр Великобритании и спецпредставитель „Квартета” Т.Блэр).

Со своей стороны, Вашингтон окончательно отказывается от политики „тотальной демократизации” по отношению к АРЕ, которую проводила предыдущая американская администрация, путем невмешательства во внутрипполитеческую деятельность Египта.

Начало