Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Иран: январь 2009 года. Военно-политическая ситуация

В.И.Сажин

1. ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА

В конце января 2009 года в Иране начались официальные торжественные мероприятия, посвященные 30-летию исламской революции 1979 года.

31 января в мавзолее «отца революции» аятоллы Рухоллы Мусави Хомейни прошла церемония, посвященная 30-ой годовщине его возвращения из изгнания. В мероприятии приняли участие президент Ирана Махмуд Ахмадинежад, члены правительства и внук имама Хомейни - Сайед Хасан Хомейни. Выступая на мероприятии, президент Ахмадинежад заявил: «Революция эта жива, она живет и спустя 30 лет…Мы еще в начале пути, и большие изменения ждут нас в будущем. Громоподобная революция будет продолжаться» При этом иранский президент вновь подчеркнул, что «хотя исламская революция произошла в Иране, но она не ограничивается одним только Ираном».

В рамках празднования дней революции проходили и спортивные мероприятия. Так, 12-й чемпион мира Анатолий Карпов принял участие в матче, посвященном 30-летию исламской революции. Российский гроссмейстер встречался с семикратным чемпионом ИРИ Ихсаном Каимом Маками. Нелишне напомнить, что в первые годы исламской революции в Иране шахматы были запрещены.

Во внутриполитической жизни главным событием продолжает оставаться президентская предвыборная кампания. В этот раз она началась значительно раньше предусмотренного времени, что свидетельствует о значимости для страны предстоящих 12 июня десятых выборов президента ИРИ. По конституции страны президент является вторым (после Верховного духовного лидера) лицом государства.

Справка: ст.113 Конституции ИРИ гласит: «После Лидера страны Президент является высшим официальным лицом страны. Он отвечает за выполнение Конституции ИРИ и руководит исполнительной властью во всех сферах, кроме тех, что отнесены к непосредственному ведению Лидера страны».

Ст.115: «Президент должен избираться из религиозно-политических деятелей, отвечающих следующим требованиям: иранское происхождение, гражданство Ирна, распорядительность и организационные способности, достойная биография и набожность, религиозность, вера в основы Исламской Республики и принадлежность к официальной религии страны»

Напомним, ныне в Иране действуют три основные политические силы (назовем условно) – радикальные исламисты (идейный лидер – президент Ахмадинежад), консерваторы-прагматики (идейный лидер - бывший президент Рафсанджани) и либеральные реформисты (идейный лидер - бывший президент Хатами). Причем, в каждом из этих течений проявляются, как свидетельствуют иранские аналитики, по три направления – радикальное, центристское и умеренное. Причем, наблюдатели в последнее время отмечают все больший разброд в стане всех политических сил. Правда, время для консолидации еще есть.

В январе в список кандидатов в кандидаты на должность президента ИРИ, по сообщению иранских СМИ, «записались» или вот-вот готовы «записаться» нынешний президент Махмуд Ахмадинежад, бывший президент Мохаммад Хатами, бывший (и последний) премьер-министр страны Мир Хосейном Мусави, экс-министр внутренних дел в правительстве Ахмадинежада – Мостафа Пур-Мохаммади.

Ранее о решении участвовать в предвыборной гонке объявили: генеральный секретарь Иранской партии национального доверия Мехди Кярруби, министр труда и социальных вопросов Мохаммад Джахроми и первый вице-президент времен президентства Мохаммада Хатами Мохаммад Реза-Ареф.

Возможен «выход на ковер борьбы» и таких политиков, как мэр Тегерана Мохаммад Багир Галибаф; бывший министр иностранных дел ИРИ, а ныне советник духовного лидера Али Акбара Вилайяти; бывший генеральный секретарь Высшего совета национальной безопасности Хасан Рухани; один из лидеров авторитетной партии «Каргозаран» («Созидатели») Мохаммад Хашими – брат Али Акбара Хашеми Рафсанджани.

Однако пока полной ясности с кандидатами нет. Она, пожалуй, появится лишь незадолго до выборов.

По закону кандидаты в президенты должны будут получить «добро» от Наблюдательного совета (НС) Ирана. Наблюдательный совет изучает послужной список кандидатов, устанавливает, соответствует ли их поведение требованиям Конституции и ислама. Причем если в Конституции все положения четко определены, то толкование норм ислама зависит от взглядов членов НС. После одобрения кандидата НС он официально утверждается Верховным духовным лидером.

Справка. Наблюдательный совет – (или Совет хранителей Конституции – «Шоурайе негяхбане кануне асаси») важнейший орган в государственной структуре Ирана. Главная задача НС – толкование Конституции ИРИ и определение соответствия всех решений парламента законам шариата, учению Пророка Мохаммада и Конституции ИРИ. Кроме того, на НС возложены задачи по наблюдению и контролю за выборами Совета старейшин, президента, парламента, за проведением общенациональных референдумов, а также за подлинностью их итогов.

Политологи не сомневаются, что, в случае утверждения вышеназванных кандидатов, основная борьба развернется между Мохаммадом Хатами и Махмудом Ахмадинежадом. Причем, на стороне последнего будет весь административный ресурс, а против него – сложнейшее экономическое положение страны, застой в политической, социальной и культурной областях, падение (несмотря на успехи в космосе и в ядерной сфере) имиджа ИРИ на международной арене.

Борьба за президентское кресло в Иране пока не вышла на финишную прямую, но власти усиливают другую борьбу – против иностранных шпионов.

Так, в январе были приговорены к тюремному заключению двое известных иранских врачей - Араш Алеи и Камьяр Алеи, специализирующихся на борьбе со СПИДом. Они являются разработчиками прогрессивной программы профилактики СПИДа и лечения ВИЧ-инфицированных. Именно они убедили иранские власти в необходимости начать борьбу с дискриминацией больных СПИДом и развернуть программы борьбы с эпидемией, которая принимает в ИРИ угрожающие размеры.

Араш Камьяр и его брат - Алеи были арестованы еще в июле 2008 года, однако лишь в январе стало известно, в чем конкретно их обвиняют. Иранские власти заявили, что врачи замешаны в заговоре с целью свержения исламистского государственного строя. Заговор готовился Центральным разведывательным управлением США. Араш Алаеи приговорен к 6 годам лишения свободы, Камьяр - к трем годам. По тому же обвинению ранее были осуждены еще 2 человека.

Подробностей об этом деле известно пока немного, поскольку судебные слушания проходили в секретном режиме. Правозащитники считают обвинение надуманным и заявляют, что осужденным не были предоставлены достаточные возможности для защиты.

В связи с «делом врачей» глава департамента контрразведки министерства информации (безопасности) ИРИ заявил в январе, что США ведут активную работу по свершению в Иране «бархатной революции». «США используют возможности своих спецслужб в различных странах региона, в том числе в ОАЭ, Турции, Азербайджане, Кувейте и других государствах с целью практической реализации теории «бархатной революции» в Иране», - сказал упомянутый представитель спецслужб. Он добавил: «Эти четверо являются основными фигурами в этом деле. Они сотрудничали с американскими спецслужбами и скрупулезно выполняли все их указания». По его словам, всего по делу о создании «сети» по свержению государственного строя в Иране проходит несколько десятков человек. На их деятельность правительство США потратило около 32 миллионов долларов.

«В скором времени национальные СМИ Ирана покажут признания некоторых из арестованных, которые расскажут о планах США»,- пообещал этот высокопоставленный представитель иранской контрразведки.

В январе по обвинению в подготовке «бархатной революции» были арестованы и некоторые сотрудники персидской редакции Би-Би-Си. Они, по мнению иранских властей, «под прикрытием журналистской деятельности собирались совершить в ИРИ «бархатную революцию... Распространяя оппозиционные мнения против иранской революции, сотрудники британской радиовещательной корпорации хотели посеять раздор среди населения».

По-видимому, по этой же причине власти ИРИ признали незаконной деятельность телевизионного канала Би-Би-Си на персидском языке, начавшего свое вещание на Иран 14 января. Министр культуры и исламской ориентации Ирана Мохаммад Хусейн Саффар Харанди запретил иранским журналистам работать на этом канале. Министр заявил: «Принимая во внимание давнюю политику канала Би-Би-Си, порождавшую хаос в Иране, а также сталкивавшую различные слои иранского общества, вещание британского телеканала Би-Би-Си на персидском языке в ИРИ обречено быть незаконным». Министр информации (разведки) ИРИ Голям Хусейн Мохсейни Эджехи по этому поводу заявил в интервью официальному агентству новостей IRNA, что открытый в январе канал Би-Би-Си на языке фарси представляет собой угрозу безопасности для его страны, и обещал принять в связи с этим необходимые меры. Главное обвинение иранских властей – цель вещание этого телеканала – вербовка шпионов.

Справка. Телеканал службы новостей Би-Би-Си на фарси стартовал в среду, 14 января 2009 года. Вещание телеканала ведется, прежде всего на Иран, а также на Афганистан, Таджикистан и другие страны. Расчетная аудитория телеканала – более 100 миллионов человек по всему миру, говорящих на языке фарси.

Ежегодный бюджет нового канала, который оплатит правительство Соединенного Королевства, составляет 15 миллионов фунтов (22 миллиона долларов). Он будет вещать восемь часов в сутки из телестудии Би-Би-Си, расположенной в центре Лондона. В штате нового канала числятся к настоящему моменту 150 сотрудников, в программу канала будут включены, кроме новостных блоков, также и передачи о культуре и общественных проблемах.

В связи с ростом в ИРИ шпиономании, напомним, что в ноябре 2008 года, иранские спецслужбы разоблачили шпионскую сеть, связанную с израильской разведкой «Моссад». По данным иранского следствия, преступная сеть осуществляла сбор информации о деятельности иранских ядерных центров и об отдельных представителях руководства вооруженных сил для последующей передачи этих данных Израилю.

Незадолго до разоблачения шпионской сети местная печать сообщила о приведении в исполнение смертного приговора в отношении 45-летнего Али Аштари, передававшего «Моссаду» сведения об иранских ядерных и оборонных объектах.

Наблюдатели обращают внимание, что это первая в Иране казнь за шпионаж в пользу Израиля за десять лет.

Иранские шиитские власти не ограничиваются борьбой со шпионами и апологетами «бархатной революции». В январе пришло сообщение, что полиция зоны свободной торговли «Киш» арестовала восемь человек – последователей веры бахаи. «После получения информации о том, что в Киш группа людей пропагандировала веру бахаи, силы безопасности взяли под контроль их деятельность. Они арестованы на одном из рынков острова Киш», - сказал начальник полиции свободной торговой зоны Сулейман Меликзаде. Судебный процесс по делу уже начался. Правоохранительные органы острова продолжают расследования.

Справка: Бахаизм - религия, вышедшая из недр шиизма. Другие названия - бехаизм, вера Бахаи. Основана в 40-х гг. XIX в. в Иране последователем секты бабидов Мирзой Хусейном Али Нури (1817—1892), назвавшимся Баха-Уллой (Блеск Божий) и провозгласившим себя девятым мировым пророком (после Кришны, Авраама, Заратуштры, Моисея, Будды, Иисуса Христа, Мухаммеда и основателя движения бабидов Баба).

Вероучение бахаизма является синтезом догматических положений ряда религий, прежде всего ислама (в форме бабизма) и христианства. За истины принимаются некоторые догматы зороастризма, буддизма, кришнаизма, конфуцианства и даосизма. Все религии, по мнению бахаистов, содержат общие идеи и ведут к Богу, но чтобы достичь его, они должны объединиться во всемирной вере Бахаи. При этом требуется очистить их от суеверий и ненужных обрядов, так как они являются предрассудками.

Бахаистский бог в общих чертах соответствует мусульманскому Аллаху, в суждениях о нём бахаисты придерживаются «истинного агностицизма». Христианские догматы Троицы и божественности Иисуса Христа категорически отвергаются. Бахаисты считают, что Бог не мог создать дьявола, поэтому зло есть лишь отсутствие добра. Рай, в их понимании, это совершенство души, а ад — несовершенство. Бахаисты верят в Страшный суд и воскресение мёртвых, однако отрицают воскресение Иисуса Христа и возможность Его второго пришествия. Не признаются также христианские догматы о непогрешимости Библии, непорочном зачатии и искуплении грехов. Отвергаются и многие положения ислама — в частности, не признаются 5 его «столпов» — мусульманских доктрин о вере, молитве, посте, милостыни и путешествии к святым местам. Бахаисты считают, что религия не должна находиться в противоречии с наукой, и поэтому утверждают, что человек произошёл в результате эволюционного процесса, а Земля возникла естественным путём.

Бахаисты уделяют большое внимание общественной деятельности, так или иначе направленной на распространение своего учения, и ведут активную миссионерскую работу. При этом главной их целью объявлено создание так называемого Мира Бахаи — нового мирового порядка с едиными религией, правительством, законом и языком (общим языком должен стать английский или эсперанто).

В мире насчитывается 6 млн. бахаистов, их центры есть более чем в 200 странах. Наиболее крупная группа бахаистов находится в Индии (по разным оценкам, 1 — 1,6 млн.). Значительное число их — в Иране (300 тыс.). В ИРИ бахаисты преследуются.

Штаб-квартира бахаизма находится в Хайфе в Израиле, где численность бахаистов менее 1 тыс. человек.

Продолжает развиваться ситуация с Нобелевским лауреатом госпожой Ширин Эбади, которая возглавляет в Иране правозащитную организацию. 21 декабря 2008 года власти закрыли офис Центра по защите прав человека этой организации. Поводом для таких действий властей послужило отсутствие государственной лицензии на деятельность организации.

В начале января у дома, где проживает г-жа Эбади, собрались демонстранты, которые обвиняли её в сотрудничестве с Израилем. (Известно, что подобные демонстрации в Иране не возникают стихийно). Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун выразил озабоченность сообщениями об оскорблениях в адрес Эбади и призвал иранские власти обеспечить её безопасность. В ответ власти Ирана заявили, что закрытие офиса Ширин Эбади - это вопрос юридический, и, если необходимо, то государство готово обеспечить безопасность самой Эбади.

Продолжается вооруженная борьба спецслужб Ирана с террористическими группировками на юго-востоке страны. В конце января в ходе боевой операции, произошедшей близ города Захедан провинции Систан и Белуджистан, погибло десять сотрудников правоохранительных органов.

Подобные акции с многочисленными жертвами отмечаются в этом регионе практически ежемесячно. Ранее сообщалось, что там активно действует суннитская террористическая группировка «Джундаллах» («Воины Господа»), которая является международной и внесена рядом стран, в том числе и в России, в список запрещенных.

В Иране продолжаются казни преступников. В январе десять мужчин в возрасте от 21 до 42 лет, осужденных на смерть, повешены в тегеранской тюрьме «Эвин».

Еще шесть человек, признанных судом виновными в контрабанде и распространении наркотических средств, казнены в иранской северо-восточной провинции Хорасан Разави.

Всего за первый месяц 2009 года в Иране за совершение особо опасных преступлений казнены около 35 человек. Иран занимает второе место в мире после Китая по количеству смертных казней.

Таким образом, в январе в Иране на фоне подготовки к празднованию 30-ой годовщины исламской революции февраля 1979 года и нарастания напряжения в предвыборной президентской кампании отмечается и ужесточение контрразведывтельного и полицейского режима.

1. ОСНОВНЫЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ

В середине января президент России Дмитрий Медведев принял верительные грамоты у посла ИРИ в РФ г-на Сайеда Махмуда Резы Саджади. Обращаясь к новому послу Ирана, российский президент заявил: «Мы намерены продолжать развитие добрососедских и дружественных связей с Республикой Иран, мы будем создавать условия для роста объемов торговли, инвестиций, расширения гуманитарных контактов». Дмитрий Медведев вновь высказался за решение иранской ядерной проблемы исключительно мирными средствами. «Мы выступаем за то, чтобы ситуация вокруг ядерной иранской программы была урегулирована исключительно политико-дипломатическими средствами»,- сказал глава российского государства.

В январе одними из главных внешнеполитических событий для Ирана были завершение военной операции Израиля в палестинском секторе Газа и приход к власти в Белом доме новой администрации во главе с президентом Бараком Обамой.

Что касается войны в Газе, то, как отмечают политологи, Иран наговорил против Израиля много, но сделал мало. По всей вероятности, эта война стала исключительным пиар-поводом для очередного этапа работы руководства страны по формированию образа ИРИ как главного борца с сионизмом и основного защитника угнетенных арабских масс, в первую очередь – палестинского народа.

В течение января из Тегерана исходил поток заявлений, писем, обращений, сообщений и так далее то к международной общественности, то к мусульманским народам, то к арабским странам, то к лидерам конкретных стран с осуждением Израиля и с требованиями поддержать ХАМАС.

Однако что же касается практических мер по непосредственной поддержке ХАМАС со стороны самого Ирана в этот знаковый период борьбы данной группировки с Израилем, то подобный вопрос для Тегерана был, пожалуй, менее актуален, чем решение (в угодном для ИРИ плане) иранской ядерной проблемы или перспективы восстановления, хотя бы на уровне переговоров, отношений с США. Иранское руководство не решилось на прямую помощь своим союзникам из ХАМАС.

Но, используя фактор Газы, Иран предпринял ряд международных акций. Так, 10 января президент ИРИ Махмуд Ахмадинежад выступил за «справедливое» реформирование Совета Безопасности (СБ) ООН в связи с его неспособностью урегулировать ситуацию в секторе Газа. «Совбез ООН, заявил Ахмадинежад, - был создан 60 лет назад для обеспечения безопасности всех наций, однако, что мы увидели - они (постоянные члены СБ ООН) с самого начала создания Совета преследовали лишь цели своего господства над миром и до сих пор не сделали нечего для решения проблем угнетенных народов…Структура СБ ООН должна быть в корне изменена. При этом реструктуризация не должна заканчиваться на приятии в постоянные члены двух новых союзников Запада (по-видимому, иранский президент имел в виду ФРГ и Японию. В.С.), которые будут обеспечивать свои интересы посредством права вето». По мнению Ахмадинежада, решения Совбеза продиктованы лишь «желаниями США и сионистского режима», который президент Ирана вновь назвал «фальшивым и искусственным режимом» созданным Западом «в сердце исламского региона в целях обеспечения над ним полного господства». Президент Ирана также убежден, что штаб-квартиру ООН необходимо перенести из американского Нью-Йорка в другой город за пределами США. «Иран готов предоставить более приемлемое место для расположения ООН», - добавил президент Ирана.

Пожелавший остаться неизвестным член комиссии национальной безопасности парламента Ирана заявил, что для предотвращения нападений Израиля на Газу Иран старается воспользоваться своим потенциалом в Латинской Америке и на Среднем Востоке. Правда, этот представитель парламента не сказал, в чем заключается этот потенциал.

Однако в это же период министр промышленности Ирана Алиакбер Мехрабийан как спецпредставитель президента ИРИ посетил Латинскую Америку. В ходе визита был обсужден также и вопрос Газы. Официальные представители Ирана не сообщают о результатах визита.

Практически синхронно с министром секретарь Высшего совета национальной безопасности (ВСНБ) Ирана Сеид Джалили для обсуждения вопроса Газы посещает Ливан, Сирию и другие страны региона.

Война в Газе расколола арабский мир. Большинство арабских стран Персидского залива, а также Египет, Иордания и глава ПНА Махмуд Аббас, довольствуются лишь официальными заявлениями и в целом осуждают деятельность ХАМАС.

В регионе многие арабские лидеры уже говорят о возникновении на Ближнем Востоке «Шиитского полумесяца», включающего Иран, Ирак, Сирию, Ливан и Палестину (ХАМАС). Во всех странах, входящих в «Шиитский полумесяц», кроме Палестины, шиитский фактор играет очень сильную роль. В Палестине же этот фактор очень низок. Однако в Палестине есть ХАМАС, который может объединить шиитов и суннитов. Это наиболее опасно для арабских стран. Поэтому многие в арабском мире не столь однозначно, как Иран, расценивают ХАМАС и деятельность этой группировки в Палестине и соответственно отрицательно относятся к политике ИРИ в регионе.

Можно констатировать, что тотальная пропагандистская кампания Ирана в связи с войной в секторе Газа не принесла нужных Тегерану дивидендов. ХАМАС, как считает израильская военная разведка, совершил несколько ошибок накануне операции «Литой свинец».

Первая ошибка состоит в предположении, что израильское правительство, парализованное предвыборным кризисом, не пойдет на решительные действия в Газе, даже при усилении ракетных обстрелов.

Вторая - неверие в то, что у Израиля хватит духа решится на сухопутную операцию

Третья - необычайно холодная реакция так называемых «умеренных» арабских режимов – прежде всего Саудовской Аравии, которые прямо обвинили ХАМАС в трагедии Газы.

Четвертая - переоценка возможностей и мотивации своих патронов и союзников – Ирана, Сирии и «Хизбаллы». Никто из них не пришел на помощь.

Пятая - реакция самих палестинцев. Военная разведка Израиля полагает, что среди палестинцев широко распространено озлобление против ХАМАСа, ставшего причиной «ненужной» и «глупой» войны.

Здесь, конечно, можно говорить и об ошибке самого Ирана, как основного союзника и наставника ХАМАС. Хотя, вполне возможно, что в Тегеране не просчитались, а просчитали все заранее. И прекращение перемирия с Израилем и дальнейшая эскалация военной напряженности, осуществленная ХАМАС, была для Ирана своеобразной разведкой боем, с одной стороны, с другой – попыткой отвлечь израильскую военную машину от ядерных целей в самом Иране.

По завершению боевых действий в Газе Иран продолжает свою антиизраильскую пропагандистскую кампанию.

В конце января МИД ИРИ выразил официальный протест Европейскому союзу в связи с бездействием в ситуации вокруг сектора Газы. В частности иранский МИД выразил недовольство «безразличием и молчанием» ЕС относительно «неоднократными случаями нарушении прав человека» Израилем в ходе его военной операции в Газе. Тегеран обвинил Евросоюз в применении «двойных стандартов» в решении проблем прав человека. «Молчание ЕС лишь побудит захватнический режим Израиля к продолжению его преступлений», - уверенны в иранском МИД.

21 января министр иностранных дел ИРИ Манучехр Моттаки обвинил руководство Израиля в совершении военных преступлений в секторе Газа. «Эхуд Ольмерт (премьер-министр), Эхуд Барак (министр обороны) и Ципи Ливни (глава МИД Израиля) - именно этот треугольник руководил вторжением в сектор Газа и достоверно известно, что они являются военными преступниками»,- сказал Моттаки.

По мнению Моттаки, Израилю не удалось реализовать цели своей военной операции - уничтожить или, по меньшей мере, ослабить военный потенциал палестинских группировок сопротивления. При этом глава МИД Ирана отметил, что палестинское движение сопротивления имеет законное право на защиту своей территории и интересов с оружием в руках. И не важно, каким образом это оружие у них оказалось, если оно «направлено против колонизаторов».

Как бы дополняя своего министра, посол ИРИ в РФ Сайед Махмуд Реза Саджади в своем интервью Infox.ru в конце января заявил, что «размах палестинского сопротивления против оккупационного режима день за днем будет нарастать».

И, похоже, слова посла имеют под собой реальную почву. Политологи и аналитики отмечают, что по прогнозам спецслужб различных стран, ХАМАС потребуется всего несколько месяцев для того, чтобы восстановить систему туннелей, использующуюся для контрабанды оружия в сектор Газа. Кроме того, ХАМАС по-прежнему в состоянии обстреливать Израиль, и если вопрос с контрабандой не будет жестко решаться, исламисты восстановят свой боевой потенциал в течение трех-четырех месяцев.

И здесь многое зависит и от Египта, и от того, насколько Европа и США смогут реально, а не на словах, помочь в контроле за туннелями. Не последнее место в том, как будет развиваться ситуация в Газе, занимает и позиция арабских стран.

Политологи задают вопрос - к чему лидеры арабских государств будут подталкивать ХАМАС – к миру или к войне, позволят ли Ирану по-прежнему играть на своем поле?

А Тегеран продолжает это делать. В январе пришло сообщение, что два члена Комиссии по национальной безопасности парламента Ирана Исмаил Косари и Махмуд Ахмади подтвердили, что в меджлисе страны проходит обсуждение проект создания армии, в состав которой войдут подразделения вооруженных сил исламских стран.

Согласно проекту, правительство ИРИ должно провести дипломатические переговоры с другими исламскими странами для создания совместной Исламской армии с целью предотвращения нападения на территории, где проживают мусульмане. Исламская армия будет действовать под контролем и флагом Организации Исламская конференция и прекратит свою деятельность согласно указаниям этой организации.

В случае, если война разразится между двумя мусульманскими странами, эта армия будет также действовать в качестве миротворческих сил.

Авторы проекта надеются, что после завершения проекта поддержка исламских стран народу Палестины будет не только моральная, но и военная.

В январе тема перспектив развития американо-иранских отношений была ведущей в СМИ. Комментаторы, политологи и политики различных стран, в том числе и Ирана, оживленно обсуждали будущее отношений двух стран после того, как президентский пост в Вашингтоне занял Барак Обама.

Как известно, президент Обама во время избирательной кампании и позже неоднократно заявлял о возможности прямых переговоров с Тегераном, что категорически отвергала администрация Джорджа Буша. Будут ли на практике осуществлены эти идеи г-на Обамы?

Прежде всего, необходимо отметить, что сегодня американская политическая элита все яснее осознает необходимость смены подходов к Ирану.

Вопрос заключается в том, решится ли Обама на подобный шаг. И второе – получит ли он позитивный сигнал из Тегерана.

В этой связи президент ИРИ Ахмадинежад так откликнулся на ветры перемен из Вашингтона: «Новый президент США Барак Обама заявил, что намерен изменить политику США, но эти изменения должны носить кардинальный и фундаментальный характер. Он также должен принести извинения за те преступления, которые были совершены американцами против нашей страны».

При этом он отметил, что Тегеран предпочитает пока занимать выжидательную позицию по отношению к новой американской администрации, которая заявляет о готовности вступить в прямой диалог с Ираном для решения международных и региональных проблем. «Мы терпеливо ждем, внимательно слушаем, что они (американцы) говорят, отслеживаем их действия. И если действительно в политике США произойдут коренные изменения, мы это будем приветствовать», - отметил иранский президент.

Но тот факт, что Барак Обама выступает за американо-иранский диалог – уже изменения в политике США. Это значит, что Вашингтон, во всяком случае, не будут только давить на Иран.

Правда, сегодня еще не ясно, каким путем и с какой скоростью будут развиваться ирано-американские отношения. Ведь даже прямые переговоры вряд ли побудят Тегеран отказаться от тех политико-идеологических принципов, в частности и по ядерной программе, которые так беспокоят Вашингтон.

Что касается Ирака и Афганистана, то здесь Иран в диалоге (даже прямом) с США будет проводить политику на вывод всех иностранных войск с территории этих стран. Осуществление этих планов, безусловно, даст козыри в руки иранцев в большой игре за доминирование в этом стратегическом регионе мира. Хотя в ходе промежуточных, тактических решений иракских и афганских проблем между США и ИРИ вполне возможны договоренности.

По вопросам израильско-палестинского урегулирования позиции США и Ирана вообще диаметрально противоположны. И здесь искать консенсус при любых форматах переговоров абсолютно бесполезно.

В итоге можно констатировать, что в Вашингтоне «иранская» политика еще не сформулирована окончательно. Идет процесс ее выработки. Сейчас время запуска пробных шаров и разведки позиций друг друга. В ближайшее время новый президент США Барак Обама направит в Тегеран специального представителя, и в роли этого специального представителя на переговорах с Ираном выступит, по всей видимости, бывший канцлер Германии Герхард Шредер, хотя он и не является американским гражданином. Однако некоторые сообщения прессы свидетельствуют о том, что Герхарду Шредеру, который в период с 1998 по 2005 год занимал пост канцлера Германии, поручила вести переговоры с Ираном нынешний канцлер Ангела Меркель.

Возможно, что разработка основных принципов политики США по отношению к ИРИ затянется до объявления результатов президентских выборов в Иране, которые состоятся 12 июня. Хотя при любом раскладе в политической элите ИРИ в политике США в отношении этой страны возможны любые варианты. При этом, по-видимому, новый президент предпочтет мирный. Пока.

В настоящее время стороны упорно продолжают возлагать ответственность за дальнейшее развитие американо-иранских контактов друг на друга.

Из январских международных событий, затрагивающих Иран, можно отметить следующие:

Евросоюз исключил из террористического списка Организацию моджахедов иранского народа (ОМИН) – оппозиционную Тегерану военно-политическую группировку, поставившую своей целью свержение нынешнего режима в ИРИ. Это вызвало сильное раздражение в иранской столице.

Справка. ОМИН была создана в 1965 году иранскими студентами, поставившими себе цель свергнуть режим шаха и создать в Иране социалистическую исламскую республику. Вскоре после исламской революции 1979 года ее деятельность была запрещена в Иране. Тогда отряды иранских «моджахедов» перебазировались в Ирак, откуда регулярно совершали вооруженные вылазки в Иран. Радикально настроенные члены группировки при сотрудничестве с режимом Саддама Хусейна занимались подрывной деятельностью против Ирана. После войны и оккупации Ирака ОМИН была нейтрализована и разоружена, однако политическая активность организации продолжается практически по всему миру.

Глава Пентагона Роберт Гейтс выразил в январе свою обеспокоенность в связи с развитием связей Ирана со странами Латинской Америки. Он считает, что сотрудничество государств Латинской Америки с Ираном является большей угрозой для США, чем военное сотрудничество стран этого региона с Россией.

22 января заместитель министра иностранных дел Грузии Александр Налбандов принял посла Ирана в Грузии Моджтаба Дамирчилу. На встрече стороны обсудили вопросы двусторонних отношений и перспективы их последующего углубления. Была также достигнута договоренность о проведении в феврале в Тегеране политических консультаций между внешнеполитическими ведомствами двух стран.

Таким образом, внешняя политика Ирана в январе 2009 года стала еще более активной и наступательной. Главными побудительными моментами стали война в палестинском секторе Газа и смена руководства в США.

3. ЯДЕРНАЯ ПРОБЛЕМА ИРАНА

В январе в процессе решения иранской ядерной проблемы возник естественный перерыв.

После инаугурации президента США Барака Обамы в Вашингтоне начался период выработки новой концепции политики американской администрации по отношению к Ирану. Пока этот процесс не закончен строить прогнозы в отношении будущего американо-иранских отношений и в их рамках – решения ядерной проблемы Ирана - рано. Хотя Барак Обама заявлял, что новая администрация США готова к прямым переговорам с Тегераном, но все же американский президент предупредил Иран о том, что он может ожидать более сильного давления, если не выполнит требования Совета Безопасности ООН по прекращению обогащения урана.

Сегодня ясно одно – политический курс, вырабатываемый ныне в Вашингтоне по отношению к Тегерану, окажет существенное влияние на решение и ядерной проблемы. Эксперты полагают, что новая «иранская» политика администрации президента США Барака Обамы может смягчить позицию Совета Безопасности ООН по ядерной программе ИРИ.

В настоящее время большинство европейских стран (прежде всего члены «шестерки-переговорщиков» - Великобритания, Франция и Германия), обвиняя Иран в развитии ядерной программы с целью создания ядерного оружия, занимают довольно жесткую позицию и предлагают существенное ужесточение финансово-экономических санкций против ИРИ. Но, как полагают политологи, европейские союзники США поддержат политику, которую будут проводить Соединенные Штаты, так как канцлер ФРГ Ангела Меркель и президент Франции Николя Саркози обещали поддерживать политику Обамы.

В январе на проходившем в Давосе Всемирном экономическом форуме глава МАГАТЭ Мохаммад Эль-Барадей заявил, что Ирану следует полностью открыть международной общественности детали своей ядерной программы, в то время как США должны начать переговоры с Тегераном без предварительных условий. В своем выступлении Эль-Барадей поддержал позицию президента США Барака Обамы по иранской проблеме.

В то же время министр иностранных дел Ирана Манучер Моттаки уклонился от прямых комментариев на это заявление, сказав, что сначала администрация Барака Обамы должна объяснить Тегерану, чем ее позиция отличается от той, что занимала администрация предыдущего президента Джорджа Буша. Он также не дал прямых ответов на вопросы, будет ли Иран вести переговоры с США и предоставит ли он МАГАТЭ данные по своей ядерной программе.

Однако начальник г-на Моттаки президент ИРИ Махмуд Ахмадинежад, совершенно четко и однозначно заявил, что Иран продолжит свою ядерную программу. При этом иранский президент уточнил: «Ядерный вопрос Ирана - это уже устаревший и не актуальный вопрос, которой также больше не является предлогом для изменения ситуации в мире». По его мнению, если Запад вновь попытается повторить «ошибки прошлого» в отношении ядерной программы Ирана, то он не достигнет нужного ему результата - заставить Тегеран ввести мораторий на обогащение урана. «Иран является членом МАГАТЭ и пользуется теми правами, которые определены Уставом Агентства. Мы не требуем ничего большего», - отметил Ахмадинежад.

Напомним, Совет безопасности ООН в сентябре 2008 года единогласно одобрил резолюцию номер 1835 по Ирану, не содержащую новых санкций и подтверждающую прежние решения Совбеза и призывающую Тегеран выполнять его требования по ядерной программе. Проект резолюции был внесен по инициативе России странами «шестерки» (Россия, США, Китай, Великобритания, Германия и Франция). Принятые ранее резолюции СБ 1696, 1737, 1747 и 1803 требуют от Тегерана приостановить обогащение урана и реализацию ракетной программы.

В резолюции 1835 подтверждается необходимость комбинированного решения проблемы иранской ядерной программы, сочетающего в себе продолжение переговоров с Тегераном и оказание на него дипломатического давления. Совбез ООН призвал Иран полностью и без промедления выполнять обязанности в соответствии с вышеуказанными резолюциями, а также требования Совета управляющих МАГАТЭ.

В Тегеране отвергли требования Совбеза и заявили, что действия «шестерки», занимающейся урегулированием проблемы иранского ядерного досье, могут лишь навредить взаимодействию Ирана с международным сообществом по этому вопросу.

Так, помощник президента Ирана Аликбар Джавафекр еще раз подтвердил позицию своего шефа - Иран не остановит свою ядерную программу, как того требует администрация президента США Барака Обамы. По словам г-на Джавафекра, власти Ирана не собираются останавливать работы по обогащению урана в связи с мирной направленностью этой деятельности, которая подтверждена МАГАТЭ. Что касается резолюций ООН, то помощник президента Ирана заявил, что «мы прошли этот этап и отклонили резолюции. Эти резолюции были выпущены под давлением США. Мы работаем в рамках международного законодательства». «Обама должен действовать реалистично, чтобы избежать повторения ошибок Джорджа Буша», - добавил он.

Таким образом, из последних заявлений лидеров и официальных лиц Ирана, а также из практической деятельности иранцев по созданию своего ракетно-ядерного потенциала, можно сделать вывод, что Тегеран не пойдет ни на какие компромиссы с международным сообществом по ядерной проблеме.

В этой связи вполне корректно будет констатировать, что даже прямые американо-иранские переговоры по ядерной программе ИРИ, вряд ли принесут реальные плоды. Вспомним безрезультатаные переговоры представителей обеих стран по иракской проблеме. Хотя, безусловно, в формат переговорного процесса было бы полезно внести изменения, и за стол переговоров «шестерки» пригласить полномочных представителей Ирана и, возможно, арабских государств.

Но, вне всякого сомнения, (и печальный опыт почти семи лет переговоров подтверждает это) иранские власти ждут лишь послаблений со стороны новой администрации США и всей «шестерки», используют бесконечный переговорный трек в качестве прямой дорожки, ведущей к главной цели – превращению Ирана в ракетно-ядерную державу.

По информации СМИ, американцы, не могущие решиться на любой вариант силовых акций против ядерного потенциала ИРИ и одновременно обеспокоенные прогрессом в осуществлении Тегераном своей ядерной программы, рассчитывают помешать продвижению иранской программы посредством саботажа. Информации о крупной секретной программе по саботажу иранских ядерных усилий крайне мало. Известно лишь, что она стартовала в начале 2008 года. В ней речь идет о попытках американцев проникнуть в цепочку ядерных поставщиков Ирана за рубежом, вывести из строя центрифуги, использующиеся для обогащения урана, спровоцировать сбои в работе систем электроснабжения, компьютерных систем и другой инфраструктуры, которую использует ИРИ. Эксперты расходятся во мнении, насколько успешным могут оказаться подобные специальные операции в настоящее время, когда Тегеран уже добился значительного прогресса в ядерной сфере. Но хотя эксперты пока называют эти действия лишь «научными экспериментами», некоторые в Вашингтоне верят в их эффективность. Так или иначе, сообщается, что данную программу по саботажу Буш передал преемнику на посту Бараку Обаме.

4. САНКЦИИ ПРОТИВ ИРАНА

В январе директор Центрального разведывательного управления (ЦРУ) США Майкл Хайден заявил, что дальнейшее сокращение цен на нефть может весьма негативным образом повлиять на ситуацию в ряде ближневосточных стран. В частности, он ожидает, что удешевление нефти может дестабилизировать ситуацию в таких странах, как Иран

По словам Майкла Хайдена, цены на углеводороды на уровне около $40 за баррель могут привести к усилению действенности санкций по отношению к Ирану за его ядерную программу.

Майкл Хайден уточнил: «Иран может столкнуться со вполне реальными проблемами. Здесь негативное влияние снижения цен на нефть может усугубиться на фоне инфляции и приближающихся президентских выборов». Он также указал на то, что изменение динамики на сырьевых рынках «уничтожит буфер», защищающий страну от ряда примененных к ней в связи с ядерной программой санкций, а также от влияния на ее экономику нахождения в «международной изоляции».

В середине января в конгресс США внесен законопроект об усилении санкций против Ирана, КНДР и Сирии. В нем, в частности, предусмотрены ограничения на сотрудничество США с Россией в мирной ядерной энергетике в случае, если РФ будет оказывать содействие ядерным программ этих стран или будет поставлять им «усовершенствованные обычные вооружения или ракеты».

Законопроект, внесенный в палату по инициативе республиканцев, не содержит новых мер, а фактически лишь объединяет в одном документе и систематизирует существующие в США и вносившиеся ранее в конгресс санкции против Ирана, КНДР и Сирии.

В отличие от республиканской администрации Джорджа Буша администрация президента-демократа Барака Обамы заявляет о необходимости поиска новых подходов к решению проблем этих стран. Ни один из комитетов конгресса в график своих заседаний рассмотрение данного законопроекта пока не включил.

В январе в связи с войной Израиля против экстремистской организации ХАМАС в секторе Газа Иран решил ввести санкции против иностранных компаний, ведущих дела с Израилем. Соответствующие поправки в закон о деятельности иностранных компаний на территории Ирана были внесены в меджлис. Как известно, Иран полностью поддерживает палестинскую сторону в конфликте с Израилем.

В этой связи министр торговли Ирана Масуд Мирказеми заявил, что в Иране нет компаний, которые так или иначе связаны с сионистским режимом или сотрудничают с ним. Если подобные связи какой-либо компании будут доказаны, контрольные органы примут в отношении нее соответствующие меры.

В свою очередь, министр промышленности и рудников Ирана Алиакбар Мехрабийан отметил: «Проявляя солидарность с угнетенным палестинским народом и выступая против преступлений сионистского режима в отношении населения Газы, в Иране приостанавливается деятельность компаний, действующих за пределами страны и часть акций которых предполагается, что принадлежат Израилю... Процесс производства и распространения товаров внутри страны компаниями, часть акций которых предполагается, что принадлежат Израилю, должен быть остановлен и после расследования экспертов будет принято решение по их восстановлению».

Итак, Иран предпринял ответные санкционные меры против компаний, представляющих страны – врагов Исламского Ирана.

5 НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

В январе Иран устами секретаря Высшего совета национальной безопасности (ВСНБ) Саида Джалили объявил о стремлении к созданию совместного с Ираком комитета по вопросам укрепления безопасности двух стран, который бы определил необходимые направления по укреплению совместной безопасности Ирана и Ирака. Саид Джалали сказал, что «обеспечение безопасности соседних Ирана и Ирака - это взаимосвязанный вопрос, и малейшая угроза одной из стран отражается на другой».

Возможно, Иран всеми силами пытается найти, если не союзников, то хотя бы сочувствующих, перед лицом гипотетического удара США или Израиля.

В январе вновь появилась информация, что Израиль по секретным каналам уговаривал США в 2008 году помочь нанести авиаудары по ядерным объектам Ирана, однако президент США Джордж Буш категорически отверг возможную военную операцию против Тегерана. Израиль просил предоставить в его распоряжение самые мощные американские бункеропробивающие бомбы для нанесения ударов по ядерным объектам в Натанзе, а также разрешить пролет его бомбардировщиков над территорией Ирака, контролируемой США.

Администрация США изучала предложение, но признала, что атака Израиля по ядерным объектам Ирана не будет эффективной с военной точки зрения, однако неизбежно втянет Америку в военный конфликт с Тегераном. Взамен Буш инициировал секретную операцию с целью саботажа на международном уровне разработки Тегераном его ядерных проектов, а также возможной атаки на компьютерные и электрические сети Ирана.

Как полагают наблюдатели, уход Джорджа Буша из Белого дома отнимает последние надежды Израиля на совместную военную операцию против Ирана.

Однако Иран продолжает подготовку к активным ответным действиям против возможной израильской атаки. В том числе и в сфере высоких технологий. Так, пришло сообщение, что иранским хакерам удалось на несколько часов парализовать работу интернет-сайта израильской службы внешней разведки «Моссад», который не функционировал более двух часов. Группа иранских хакеров, которая называет себя «Ашийанэ» (Гнездо), таким образом выразила протест против военной операции Израиля в секторе Газа и солидарность с палестинским движением сопротивления.

Заботится Тегеран и непосредственно об обороне. Еще в октябре 2008 года пришла информация о том, что Иран приступил к строительству новых военно-морских баз вдоль побережья Оманского залива. Речь идет об ускоренном возведении линии опорных пунктов ВМС, которая протянется от порта Бандар-Аббас на стратегическом Ормузском проливе до Паса-Бандар близ границы с Пакистаном. В том же октябре в районе города Джаск у входа в Ормузский пролив, через который осуществляется около 40 % мировых поставок нефти, была открыта новая военно-морская база.

Поэтому совершенно не случайно, что в этом же районе (город Джаск) выделен земельный участок под строительство второй станции предупреждения об угрозе цунами. Современное оборудование позволяет принимать меры для максимального снижения размеров ущерба в результате стихийных бедствий. Вопрос – каких бедствий?

Укрепление обороны предполагает и активизации учений вооруженных формирований. В 2008 году маневры различного формата и масштабов проводились в зоне Персидского и Оманского заливов практически ежемесячно. В январе 2009 года морская пехота ВС ИРИ, женские подразделения Сил сопротивления «басидж», полиция провели совместные учения «Спокойствие и безопасность – 2009» по защите побережья.

В январе продолжалась кампания по рекламе и пиару достижений иранского оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в создании новейших образцов вооружения и боевой техники.

Так, иранские военные продемонстрировали новые системы противовоздушной обороны. Выступаяв на пресс-конференции в Тегеране, министр обороны Ирана Мостафа Мохаммад Наджар подчеркнул, что исключительно силами специалистов ИРИ создана система ПВО со средней дальностью стрельбы (до 100 км).

Кроме того, по сообщению этого же министра, в Иране, в Организации оборонной промышленности Ирана сконструирована 100-миллиметровая пушка для поражения на малых и средних высотах самолетов различного типа, вертолетов, а также крылатых ракет возможного противника в случае его нападения.

По словам министра Наджара, одной из особенностей нового вида вооружения, является «умная система управления», благодаря которой распознавание и уничтожение целей в воздухе производится автоматически.

Ранее Россия, обеспечивая потребности ПВО ИРИ, поставила этой стране зенитно-ракетные комплексы «Тор-М1» с дальностью стрельбы 12 километров (по высоте - шесть). Иранские власти в конце 2008 года также сообщали, что РФ начала поставки в Иран комплектующих к системе ПВО С-300, однако в Москве эту информацию не подтвердили. Более того, в январе в министерстве иностранных дел РФ израильским дипломатам было заявлено, что Россия на данном этапе не намерена поставлять Ирану зенитные ракеты большой дальности С-300. (Последние модификации систем С-300 способны уничтожать самолеты противника на расстоянии 150 километров и высоте до 27 километров).

Справка. Ракеты «воздух-воздух» по дальности действия подразделяются на:

• малой дальности (англ. short-range AAM, SRAAM) — Предназначены для поражения летательных аппаратов в пределах визуального обнаружения цели;

• средней дальности (англ. medium-range AAM, MRAAM) — Ракеты с дальностью до 100 км;

• большой дальности (англ. long-range AAM, LRAAM) — Дальность действия более 100 км.

Вполне вероятно, что ответом на решение российских властей не поставлять пока Ирану ЗРК С-300 стало очередное бравурное заявление министра обороны Наджара, который констатировал 27 января, что Иран достиг самодостаточности в создании боевых ракет различной модификации. Министр сообщил, что «Ирану благодаря усилиям наших молодых специалистов удалось достичь самодостаточности в производстве ракет класса «земля-земля», «земля-воздух» и ракет для борьбы на море с разной дальностью полета».

К череде технических чудес, производимых промышленностью ИРИ, добавились новые.

Во-первых, это - летательное средство – самолет, невидимый для радаров. Как сообщил командующий ВВС Ирана Хассан Шах-Сафи, в стране «начат предварительный выпуск летательного средства, нераспознаваемого радаром».

Но в Иране невидимы не только самолеты, но и подводные лодки. В январе пришло сообщение, что студент иранского Научно-практического университета Хасан Шарифзаде создал проект новой подводной лодки для разведывательной деятельности, способной скрываться от радаров. По словам Шарифзаде, на субмарине не будет экипажа и управляется она автоматически. Подлодка может погружаться на глубину до восьми метров. Субмарина способна перевозить 8 килограммов взрывчатых веществ и устанавливать их вблизи вражеских позиций.

Как отметил конструктор, «подводная лодка-разведчик подключается посредством системы GSM к центру управления (ноутбуку). Связь с лодкой поддерживается посредством сим-карты, установленной в корпус субмарины и ноутбук. Подводная лодка также способна делать фото- и видеосъемку в онлайн-формате и отправлять данные в центр управления». При этом, подводная лодка способна скрываться от радаров. «При приближении к субмарине водолаза лодка, выпуская биохимические средства, собирает вокруг себя рыб и тем самым может скрыться от водолазов», - добавил Шарифзаде.

Действительно, прав министр обороны ИРИ Мостафа Мохаммад Наджар, утверждая: «Наши военные специалисты создают такие виды вооружений, которым нет аналогов в мире».

Однако при всей «самодостаточности» иранского оборонно-промышленного комплекса он, видимо, не в состоянии производить запасные части к устаревшим американским образцам вооружения и боевой техники. Так, гражданину США иранского происхождения Хасану Кешари грозит пятилетний срок заключения по обвинению в сговоре и нарушении эмбарго США. Он помогал Ирану получать детали для военных летательных аппаратов таких как: реактивный истребитель F-14, грузовой самолет C-130 и штурмовой вертолет АН-1.

Хасан Кешари признал себя виновным в том, что выступал посредником между иранскими покупателями и поставщиками из Южной Флориды. Поставщику также было предъявлено обвинение, этот судебный процесс запланирован на май месяц.

Отметим, что иранское военно-политическое руководство неоднократно заявляло в январе, что в стране имеется достаточный оборонительный потенциал для отражения возможной агрессии США и Израиля.

Таким образом, в январе военно-политическим руководством ИРИ была продолжена политика, направленная, с одной стороны, на реальное повышение боевой мощи страны, а с другой – на создания образа Ирана, как военной супердержавы, причем не только региона.

Начало