Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Мифы и реальности ядерной программы Ирана

В.И.Сотников

В последние недели иранская ядерная программа вновь привлекла к себе пристальное внимание международной общественности и экспертов по ядерному распространению. Недавнее раскрытие Тегераном существования второго секретного завода по обогащению урана вблизи г. Кум вызвало новые вопросы о реальном состоянии дел в Иране по работам в области производства ядерного оружия и привело к очевидному соглашению разрешить инспекторам МАГАТЭ провести проверки ключевых ядерных объектов страны ( с согласия Тегерана) и к решению Ирана передавать некоторое количество урана в третьи страны (Россию и Францию) для обогащения до использования этого урана в коммерческих ядерных реакторах. Сегодня должна состояться вторая за последние недели встреча представителей «шестерки» стран (пять постоянных членов СБ ООН + Германия) и Ирана по поиску компромиссных путей выхода их иранского ядерного тупика. Россия словами своего президента Д. Медведева намекнула, что в случае неудачи дипломатического пути разрешения кризиса вокруг иранской ядерной программы она может поддержать новые, более жесткие санкции против Ирана. Между тем западные державы проявляют единство в вопросе новых санкций СБ ООН и в то же время демонстрируют (с одобрения новой администрации США президента Б.Обамы) готовность предложить Тегерану новые побудительные мотивы для его отказа от военной ядерной программы. У международных экспертов возникло ощущение, что выход из иранского «ядерного тупика» уже близок, и дело остается за уступчивостью Тегерана и его желанием искренне сотрудничать с МАГАТЭ и международным сообществом, чтобы снять последние вопросы о своей противоречивой ядерной деятельности.

Однако сегодняшние реалии иранской ядерной программы демонстрируют то, что иранская ядерная проблема еще далека до своего окончательного разрешения. Многое будет зависеть в вопросе возможных новых санкций от позиции России и Китая, в особенности Пекина, который может, при рассмотрении новых санкций в СБ ООН, воспользоваться правом вето. Кроме того, иранский режим по –прежнему демонстрирует двусмысленный подход к вопросу сотрудничества по ядерной проблеме. Но, как считают международные эксперты по ядерному распространению, перспективы разработки стратегии, имеющей крупные шансы на успех в деле решения иранской ядерной проблемы, только улучшаться, если избавиться от пяти настойчивых мифов об иранской ядерной программе.

Миф 1: Иран находится на пороге разработки ядерного оружия

В течение ряда лет международная общественность сталкивалась с противоречивыми суждениями на этот счет. С середины 90-х годов прошлого века бытуют мнения среди некоторых (западных) экспертов о том, что Ирану остается несколько лет до Бомбы. Затем, два года назад, в 2007 году, разведывательное сообщество США опубликовало доклад, в котором сделало вывод о том, что Тегеран прекратил свои настойчивые усилия по разработке ядерного оружия в 2003 г. Сегодня имеется консенсус среди, прежде всего, западных экспертов о том, что Иран имеет техническую возможность создания «грубого ядерного взрывного устройства» в течение от года до трех лет – но в то же время нет свидетельства того, что иранское руководство приняло политическое решение по этому вопросу.

В реальности наиболее вероятный путь иранских руководителей к Бомбе начинается на заводе по обогащению урана в Натанзе (центральная часть Ирана), месте, где за последние три года, по сведениям западной печати, было обогащено до низкого уровня обогащения около 1500 килограмм уранового газа – гексафторида урана. В идеале Иран мог бы выгнать инспекторов МАГАТЭ, выйти из Договора о нераспространении ядерного оружия и переработать этот газ до высокообогащенного урана в течение шести месяцев, но ему потребовалось бы еще по крайней мере полгода для того, чтобы конвертировать газообразный высокообогащенный уран в металлическую форму, необходимую для одного ядерного взрывного устройства (ЯВУ). Технические проблемы, связанные с этими двумя процессами, могли бы расширить этот период до трех лет. В конце концов, Ирану потребовалось бы еще пять дополнительных лет плюс несколько ядерных испытаний, для того, чтобы разработать ЯВУ, равное по мощности Хиросимской бомбе, которое можно было бы установить на баллистическую ракету.

В реальности западные страны, прежде всего США, а также Россия и европейские страны будут наблюдать за движением Тегерана в этом направлении, а проницаемость или международные инспекции иранских ядерных объектов, находящихся под подозрением, осложнили бы конечную цель Ирана. Также можно и дальше расширить этот период путем лишения Ирана существенного ингредиента для ядерной бомбы – низкообогащенного урана. 1 октября 2009 года Иран согласился передавать большую часть своего урана в Россию для дальнейшей переработки в ядерное топливо. В течение ближайших нескольких недель международная общественность и эксперты поймут, будет ли Иран держать это свое обязательство. Если он сдержит свое слово, то т.н. «ударный потенциал» Ирана, т.е. способность быстро изготовить Бомбу – будет ликвидирован, по крайней мере, на два года, которые потребуются ему, чтобы обогатить больше урана.

Миф 2. Военный удар по Ирану покончит с его ядерной программой

На самом деле, как считает большинство международных экспертов, военный удар по Ирану лишь увеличит возможность Тегерана по разработке ядерной бомбы. Как заявил министр обороны США Роберт Гейтс в сентябре с.г., «Не существует никакого военного варианта [решения иранской ядерной проблемы] , который сделает больше, чем выиграть время». Оценки составляют от года до трех лет или около того. И это в случае, если американцы, по признаниям самих американских экспертов, нанесут удар по сотням целей на территории Ирана. Менее мощный удар Израиля мог бы нанести только ущерб иранским ядерным объектам, но не уничтожить их. К этому следует добавить и то обстоятельство, что иранские ядерные планировщики разместили большинство ключевых ядерных объектов во- первых глубоко под землей, во-вторых, они находятся возле священных мусульманских городов и мест с большим количеством населения, так что любой военный удар по этим объектам вызовет большие жертвы среди мирного населения и бурю возмущения во всем исламском мире.

Что еще хуже, как считают западные эксперты, так это то, что бомбардировки Ирана подвигнут иранский народ, который в настоящее время, мягко говоря, скептически, настроен по отношению к нынешнему иранскому руководству – вероятнее всего на сплочение вокруг режима и внутренние дебаты по поводу того, надо ли иранцам иметь ядерное оружие или нет, прекратятся. Иран же в этом случае поставил бы свою ядерную программу на «быстрые рельсы» для того, чтобы создать бомбу для своей защиты. Ведь собственно говоря, большинство экспертов по Ирану сходятся во мнении, что Тегерану бомба нужна не для нападения, а для обороны, прежде всего от США и Израиля. А соображения престижа уже вторичны. После такого военного удара Иран мог бы нанести ответный удар – по Израилю или союзникам США в регионе или по самим США, чей флот присутствует в Персидском заливе. В этом месяце высокопоставленный чиновник Корпуса стражей исламской революции (КСИР) угрожал «взорвать сам дух Израиля», в случае, если он или США ударят первыми

Симптоматично высказывание американского адмирала Майка Муллена, председателя Объединенного комитета начальников штабов армии США о последствиях такого удара по Ирану. Он сказал, что беспокоится «по поводу возможных непреднамеренных последствий такого удара…..имеющего воздействие на весь регион, которое было бы трудно предсказать». Добавим к этому, что на наш взгляд, военное нападение на Иран не покончит с проблемой – оно начнет третий американский вооруженный конфликт в регионе ( после Ирака и Афганистана), что признают и сами американские эксперты.

Миф 3. Иран может быть серьезно подорван санкциями

Дело здесь в том, что санкции редко, если вообще, работают сами по себе. Не существует сегодня такого универсального средства, которое заставило бы Иран подчиниться или развалиться как государство.

Как считают американские эксперты, некоторая смесь санкций – либо ограничение поездок иранских официальных лиц, либо ограничения для иранских банков вести свой бизнес, дальнейшее ограничение на зарубежные инвестиции в Иран или даже лишение иранских граждан основных нужд, таких как газ – могут быть необходимы, в случае, если Тегеран не ограничит свою ядерную программу или не выполнит своих обязательств. Но, по мнению этих экспертов, ключ здесь лежит в соединении этих санкций и такого давления на Иран с возможностью достойного выхода для иранского руководства с целью «спасти лицо». Кстати, об этом постоянно говорит и Россия. Как говорилось в американской Национальной разведывательной оценке 2007 года по Ирану, стратегия санкций «должна предоставлять возможности для Ирана достичь своей безопасности, престижа и регионального влияния, используя другие методы и пути». Это, по мнению американских аналитиков, могло бы быть включение Ирана в региональный диалог по безопасности, приостановление действия санкций и безопасную поставку реакторного топлива для нужд ядерной энергетической программы Ирана, что, в свою очередь, привело бы к нормализации отношений с Западом. Добавим, что Россия давно предлагает прямой диалог США с Ираном, что существенно повысило бы климат доверия между Ираном и ведущими мировыми державами.

Вообще говоря, ни одно государство в мире никогда нельзя было заставить отказаться от ядерных программ, но многих сумели убедить сделать это: таких как Бразилия, Аргентина, Украина, Беларусь, Казахстан, Южная Африка, и, совсем недавно, Ливия.

Миф 4. Новое правительство в Ирана откажется от ядерной программы

Некоторые, в основном западные, аналитики полагают, что в Иране правит иррациональное, апокалиптическое руководство, и что единственным решением вопроса является смена режима. Но, однако, реальность состоит в том, что имеется широкая поддержка среди политических элит и населения в Иране за право мирного использования ядерной энергии.

Тут самое время вспомнить о том, что ядерная программа страны началась при шахе, союзнике Вашингтона, у которого были планы построить 20 АЭС, подобно планам нынешнего руководства Ирана сегодня. Шах также начал тайную разработку ядерного оружия, а США, по признаниям самих американских аналитиков, знали об этом усилии , но смотрели в другую сторону: их интересовал шахский Иран прежде всего как жандарм всего региона. Поэтому они пошли так далеко, что поставили Тегерану ядерный исследовательский реактор на высокообогащенном уране в 1958 году.

Даже в случае с реформистским правительством в Иране, представляется маловероятным, что Тегеран быстро покончит со своей ядерной программой. Но его лидеров можно убедить в том, чтобы они ограничили потенциал ядерной программы страны. Опять-таки в уже упомянутой национальной разведывательной оценке США 2007 года говорится, что «решения Тегерана направляются соображениями экономии средств, а не гонкой ядерных вооружений в независимости от политических, экономических и военных издержек». Добавим, что, на наш взгляд, иранцы полностью понимают как велика цена обладания ядерной бомбой и нынешний режим в Иране не столь безрассуден, чтобы не отдавать себе в этом отчета.

Миф 5. Иран представляет собой главную ядерную угрозу на Ближнем Востоке

На самом же деле реальная угроза от иранской ядерной программы состоит в том, что другие государства региона чувствуют, что должны сравняться с Ираном по своему ядерному потенциалу. Таким образом ядерная гонка, как считают американские аналитики, уже началась.

В то время, как обладание Израилем ядерным оружием не подтолкнуло другие страны региона на разработку собственного «средства ядерного сдерживания», за последние три года около дюжины стран на Ближнем Востоке, включая Турцию, Египет, Саудовскую Аравию, ОАЭ и снова Ливию, начал свои гражданские ядерные программы. Эти программы прежде всего предназначены не для того, чтобы уменьшить расход угля и других энергоносителей в этих странах или выбросы в атмосферу углекислого газа – они представляют собой, по мнению западных аналитиков, гарантию против иранской бомбы. Эти государства начали насчитывающие уже десятилетия процессы разработки технических, коммерческих и инженерных потенциалов для создания ядерного оружия, в случае принятия ими соответствующего политического решения. На этой стадии остается неясным, остановит ли приостановка ядерной программы Ирана эти программы этих стран.

Реальная опасность, по мнению большинства экспертов по ядерному нераспространению, состоит не Иране с ядерным оружием, а в Ближнем Востоке с большим количеством ядерных государств и нерешенными территориальными, экономическими и политическими спорами.

Поэтому, по мнению этих экспертов, с которым согласен автор данной статьи, необходим всеобъемлющий план борьбы с распространением ядерного оружия на Ближнем Востоке, который должен создать барьеры против заполучения странами региона ядерных вооружений, и призван ограничить их мотивацию к заполучению этих вооружений. Это означает, что необходимо иметь дело с вопросами региональной безопасности и престижа, которые и являются мотивами для большинства стран по началу своих ядерных программ. Это требует глобального подхода, который имеет дело с обеими сторонами одной «ядерной медали»: разоружением и распространением. Понижение существующих ядерных запасов оружия создает необходимую поддержку для того, чтобы положить конец распространению ядерного оружия и наоборот, остановка ядерного распространения создает безопасность, необходимую для продолжения понижения ядерных арсеналов. Это отражено в Договоре о нераспространении ядерного оружия и в обязательствах, взятых по этому договору, ядерных держав. Только совместными, не дискриминационными и не унижающими никого усилиями можно не допустить, чтобы ядерный Иран стал реальностью.

Начало