Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (12-18 октября 2009 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Пакистане, где правительственные войска 17 октября начали крупномасштабную операцию против боевиков экстремистских вооруженных группировок на северо-западе страны в регионе Южный Вазиристан.

В Пакистане сохраняется сложная военно-политическая обстановка. На состоявшемся 16 октября экстренном совещании политического руководства страны и военного командования деятельность боевиков экстремистских группировок была расценена как серьезная угроза суверенитету и территориальной целостности пакистанского государства. В результате терактов и скоординированных вооруженных нападений, совершенных боевиками за последние две недели, погибли более 150 человек. По мнению госсекретаря США Х. Клинтон, угроза со стороны боевиков «становится все серьезнее», хотя «свидетельств в пользу того, что талибы могут захватить власть в Пакистане и получить доступ к ядерному оружию, пока нет».

17 октября пакистанская армия начала крупнейшую за последние шесть лет операцию против боевиков местного движения «Талибан» и других экстремистских группировок, действующих в Южном Вазиристане в районах, находящихся недалеко от границы с Афганистаном. Наземной операции предшествовали авиационные и артиллерийские удары по объектам про-тивника, наносившиеся в течение нескольких недель. В операции участвуют до 30 тыс. военнослужащих. Численность боевиков оценивается в 10-12 тыс. человек, в т. ч. примерно 1,5 тыс. иностранцев, преимущественно узбеков, а также чеченцев и арабов, включая большую группу выходцев из Судана. Более 80 тыс. жителей региона перед началом операции покинули свои дома. В настоящее время в Южном Вазиристане идут ожесточенные бои.

Президент США Б. Обама 15 октября подписал одобренный Конгрессом законопроект, предусматривающий выделение Пакистану в течение ближайших пяти лет ежегодной невоенной финансовой помощи в размере 1,5 млрд долларов. Предполагается, что пакистанские власти будут использовать эти средства для реализации различных экономических и социальных программ, главным образом с целью борьбы с бедностью. Это, как полагают в Вашингтоне, должно подорвать позиции талибов, опирающихся в значительной степени на беднейшие слои населения. Вместе с тем, программа американской помощи вызвала опасения у пакистанской оппозиции и резкую критику со стороны военных, считающих, что некоторые ее положения нарушают суверенитет Пакистана и представляют угрозу для его национальной безопасности. В то же время министр иностранных дел Пакистана Ш. М. Курейши выразил надежду, что недовольство в стране по этому поводу стихнет, после того, как американские законодатели предоставили ему письменные гарантии о невмешательстве США в пакистанские внутренние дела.

По итогам встречи в Пекине председателя КНР Ху Цзиньтао и премьер-министра Пакистана Ю. Р. Гилани достигнута договоренность о более тесном обмене информацией по вопросам безопасности и проведении работ по усовершенствованию высокогорного Каракорумского шоссе, связывающего два государства.

В Афганистане нарастает недовольство тем, что до сих пор официально не объявлены окончательные итоги президентских выборов, состоявшихся еще 20 августа. Многие афганские и зарубежные политики и эксперты полагают, что действующая под эгидой ООН независимая комиссия по претензиям и жалобам, скорее всего, объявит о том, что количество признанных действующими бюллетеней, поданных за нынешнего главу государства Х. Карзая, будет меньше необходимых ему для победы в первом туре 50 проц плюс один голос. Называется даже цифра – 47 процентов. Находившийся с визитом в Кабуле глава МИД Франции Б. Кушнер призвал Х. Карзая признать возможность второго тура голосования.

Президент США Б. Обама заявил 13 октября, что решение о направлении в Афганистан дополнительных американских военных сил будет принято в ближайшее время. Глава Белого дома при этом подчеркнул, что военная поддержка афганского правительства – это лишь одна из составляющих стратегии США в этой стране.

Великобритания на минувшей неделе сообщила о намерении дополнительно направить в Афганистан 500 военнослужащих, чтобы довести численность своего контингента до 9,5 тыс. человек. Франция, по заявлению президента Н. Саркози, не планирует вывод своих войск из Афганистана (ок. 3 тыс. чел.), но и не предполагает посылать туда новые подкрепления.

Радикальное палестинское движение ХАМАС отказалось подписывать соглашение об урегулировании межпалестинского конфликта, в то время как его главный соперник – движение ФАТХ согласилось сделать это. Руководство ХАМАС потребовало пересмотра ряда положений соглашения в связи с некоторыми «новыми обстоятельствами». Наряду с ХАМАС до-кумент отказались подписать еще семь палестинских группировок, базирующихся в Сирии. В итоге Египет, посредничающий в урегулировании отношений между палестинцами, был вынужден перенести на неопределенный срок дату подписания соглашения. Глава Палестинской национальной администрации и лидер движения ФАТХ М. Аббас заявил, что если ХАМАС не подпишет соглашение, то он может назначить на 25 января 2010 г. проведение всеобщих выборов на палестинских территориях, как это положено по действующему законодательству (ранее ФАТХ и ХАМАС согласились перенести их на июнь 2010 г.).

Совет ООН по правам человека (СПЧ) 16 октября принял резолюцию, поддерживающую доклад международной комиссии во главе с Р. Гладстоуном о военных преступлениях в секторе Газа во время израильской операции «Литой свинец» в декабре 2008 г. – январе 2009 г. В этом документе говорится, что действия Израиля и палестинских вооруженных группировок можно квалифицировать как военные преступления и, возможно, даже как преступления против человечности. СПЧ рекомендовал Генеральной ассамблее ООН рассмотреть доклад Гладстоуна «в ходе основной части 64-й сессии», а генеральному секретарю ООН представить на рассмотрение 13-й сессии Совета (март 2010 г.) доклад о выполнении рекомендаций, содержащихся в докладе. Палестинские власти приветствовали решение СПЧ, а Израиль отверг его как «однобокий» и поощряющий терроризм в мире. Премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху заявил, что не позволит, чтобы кто-либо из израильского руководства или кто-либо из израильских военнослужащих подвергся бы судебному преследованию за действия, совершенные во время операции в секторе Газа.

По итогам переговоров в Москве 13 октября министр иностранных дел России С. Лавров и госсекретарь США Х. Клинтон заявили, что позиции наших стран по ядерной проблеме Ирана совпадают. При этом, по мнению С. Лаврова, «на данном этапе все силы должны быть брошены на поддержку переговорного процесса. Санкции и угрозы давления в нынешней ситуации, по нашему убеждению, контрпродуктивны». Х. Клинтон также считает, что время санкций в отношении Ирана еще не пришло, и это вопрос не является решенным. Госсекретарь отметила, что Вашингтон решительно поддерживает дипломатические методы, а возможность санкций против ИРИ рассматривается в случае провала дипломатии.

В то же время на минувшей неделе обе палаты Конгресса США одобрили законопроект, предусматривающий ужесточение односторонних американских торгово-экономических санкций против Ирана. Предлагаемые законодателями дополнительные санкции, в частности, включают ограничение частных инвестиций в иранский энергетический сектор.

По итогам переговоров в Пекине председателя Госсовета КНР Вэнь Цзябао с вице-президентом ИРИ М. А. Рахими китайская сторона заявила, что продолжит развивать сотрудничество с Ираном в экономической и торговой областях. В то же время КНР и впредь будет играть «конструктивную роль» в поисках мирного решения иранской ядерной проблемы. Подчеркнем, что Иран является одним из крупнейших поставщиков нефти Китаю.

18 октября на юго-востоке Ирана недалеко от границы с Пакистаном в результате акции, совершенной террористом-смертником, погибли 31 и получили ранения более 40 человек, в т. ч. несколько высших офицеров Корпуса стражей исламской революции ИРИ. Ответственность за теракт взяла на себя суннитская экстремистская группировка «Джунуд Алла» («Воины Аллаха»). Иран обвинил США и Великобританию в причастности к теракту.

На прошедшей неделе повышенную активность на арабском направлении проявляла Турция. 13 октября в сирийском г. Алеппо состоялось первое заседание недавно созданного Совета стратегического сотрудничества двух государств. В его работе с обеих сторон участвовали около 20 министров, в т. ч. главы МИДов, МВД, министерств обороны и министерств экономического блока. По итогам встречи объявлено об отмене визового режима между Турцией и Сирией и проведении совместного учения подразделений ВС двух стран. Отметим, что развитие сирийско-турецких отношений происходит на фоне происходящего в последнее время ухудшения отношений Турции с Израилем. Так, Турция отказалась от проведения многонационального этапа авиационных учений «Анатолийский орел», в которых должны были участвовать израильские ВВС. Премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган заявил, что это решение «было принято с учетом чувствительности турецкого народа и дипломатической чувствительности. Наш народ не захотел учений с Израилем, поэтому международная часть учений была отменена».

15 октября Р. Т. Эрдоган посетил с визитом Ирак, где вместе с премьер-министром этой страны Н. аль-Малики принял участие во втором заседании Высшего совета стратегического сотрудничества двух государств. По итогам заседания подписано соглашение о сотрудничестве МВД Ирака и Турции, а также около 50 меморандумов о взаимопонимании по вопросам со-трудничества в экономике, торговле и социальной сфере. Вместе с тем, Турция не согласилась с требованием Багдада о прекращении действий турецких ВС на территории северного Ирака против боевиков сепаратистской Курдской рабочей партии.

На минувшей неделе старший сын руководителя Ливии М. Каддафи – Сейф аль-Ислам официально стал человеком номер два в руководстве страны. Старейшины и руководители местных уровней избрали его «координатором народного и социального управления». На практике это означает, что Каддафи-младший будет координировать деятельность органов исполнительной и законодательной власти, а также органов безопасности. В то же время М. Каддафи оставил за собой пост верховного главнокомандующего ливийских вооруженных сил. С. аль-Ислам считается сторонником реформ и модернизации политической и социально-экономической систем, действующих в стране.

Оппозиционные политические движения и партии Египта объявили на прошедшей неделе о создании коалиции под лозунгом «За политические реформы, против наследования президентства». В объединение наряду с такими крупными движениями, как светское «Кифая» («Хватит») и исламистское «Братья-мусульмане», вошел и ряд более мелких оппозиционных партий, а также известные политологи, представители творческой интеллигенции, ученые. Главная цель созданной коалиции – борьба против возможности «наследования» на выборах в 2011 г. поста президента АРЕ Гамалем Мубараком, сыном действующего главы государства Х. Мубарака.

Представители центрального правительства Судана и руководства Юга страны 16 октября сообщили о достижении предварительной договоренности по вопросам проведения в 2011 г. референдума по будущему статусу суданского Юга. В частности, согласован вопрос о том, что для признания референдума состоявшимся, в нем должны принять участие две трети заре-гистрированных участников. Ранее Хартум настаивал на кворуме в 75 проц, а Джуба – на 50 проц плюс один человек. Участвовать в референдуме смогут также южане, проживающие на севере Судана (более 500 тыс. чел.), и южносуданская диаспора. Договоренность должна быть окончательно утверждена властями Хартума и Джубы.

Приложение

О некоторых особенностях внешней политики Алжира

Современный Алжир занимает прочные позиции на международной арене, в арабском мире и Африке, проводит активную, целенаправленную внешнюю политику отстаивания своих национальных интересов. Страна поддерживает сбалансированные отношения с ведущими государствами мира. Заметна роль Алжира в международных и региональных организациях – ООН, Движении неприсоединения, Организации Исламская конференция, Лиге арабских государств, Африканском союзе и др.

Алжир – крупнейшее и наиболее мощное в экономическом и военном отношении государство Арабского Магриба. Всемерное укрепление лидирующего положения страны в этом регионе является одним из главных приоритетов внешней политики алжирского руководства. В то же время отношения Алжира с соседями носят сложный характер.

В первую очередь, это относится к Марокко, что обусловлено имеющимися между двумя странами территориальными спорами и соперничеством за лидерство в северо-западной части Африки. Однако с середины 1970-х гг. главным конфликтообразующим элементов в двусторонних отношениях является проблема Западной Сахары. Алжир не признает присоединение этой территории к Марокко и поддерживает право западносахарцев на самоопределение. На юго-западе Алжира в районе Тиндуф продолжают размещаться руководство и военные силы Фронта ПОЛИСАРИО, выступающего за независимость Западной Сахары, а также основная масса западносахарских беженцев. За всем этим отчетливо просматривается желание АНДР не допустить усиления Марокко за счет присоединения к королевству богатой природными ресурсами и занимающей важное военно-стратегическое положение территории. В то же время у Алжира и Марокко имеются важные совместные интересы, прежде всего экономические. Так, через марокканскую территорию проходит газопровод Алжир - Западная Европа, в успешной работе которого заинтересованы оба государства. Алжир и Марокко периодически прилагают усилия по нормализации двусторонних отношений, однако этот процесс идет трудно, со сбоями. В целом же, как показывает история алжирско-марокканских отношений, Алжир и Рабат стремятся не доводить ситуацию в межгосударственных отношениях до критического состояния. Тем не менее, соперничество между Алжиром и Марокко будет продолжаться.

Сложности имеются и в алжирско-ливийских отношениях. Обе периодически страны выступают с взаимными обвинениями в поддержке действий оппозиционных сил. И хотя в 1995 г. было подписано соглашение о проведении демаркации границы между двумя странами, в Триполи по-прежнему не снимают с повестки дня вопрос о претензиях на некоторые участки территории АНДР. В то же время Алжир и Тунис смогли разрешить большинство спорных вопросов, в т. ч. территориальных. Две страны реализуют целый ряд совместных экономических проектов.

В 1989 г. Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко и Тунис создали региональную организацию – Союз Арабского Магриба (САМ), в рамках которого страны-участницы намеревались наладить взаимовыгодное сотрудничество, особенно в экономической сфере. В настоящее время деятельность САМ в значительной степени пробуксовывает. Как видится, возрождение организации невозможно без нормализации марокканско-алжирских отношений.

В конце 1980-х гг. алжирское руководство провозгласило политику «позитивного добрососедства», направленную на нормализацию отношений с соседними государствами. В ходе ее реализации были достигнуты позитивные результаты, прежде всего в решении спорных пограничных вопросов. К настоящему времени проведена демаркация границ с Нигером, Мали и Мавританией. Алжир оказывает помощь Мали и Нигеру в борьбе с терроризмом.

Одним из важных направлений алжирской внешней политики является развитие отношений со средиземноморскими странами, в т. ч. в рамках организации «Пять плюс пять» (пять членов САМ, Испания, Италия, Мальта, Португалия и Франция). Алжир выступает за поддержание безопасности и стабильности в Западном Средиземноморье, превращение Средиземного моря в «озеро мира и сотрудничества», считая, что участие страны «в новой схеме сотрудничества в Средиземноморье позволит Алжиру быть важной стороной при любом развитии ситуации в сфере политики безопасности в регионе наравне с другими средиземноморскими партнерами». Вместе с тем, Алжир критически оценил идею президента Франции Н. Саркози о создании Союза для Средиземноморья, считая ее «слишком расплывчатой» и привязанной к Евросоюзу. При этом алжирцы активно развивают отношения с ЕС, особенно в экономической сфере. Алжир является ассоциированным членом Евросоюза и с 2012 г. войдет в «зону свободного обмена» с этой организацией, что предполагает отмену между сторонами таможенных и других ограничений. Построены и строятся магистральные газопроводы для поставки алжирского газа в Европу. К 2015 г. Алжир намерен покрывать до 40 проц потребностей стран Евросоюза в природном газе. Поддерживается сотрудничество с европейскими государствами в борьбе с терроризмом.

Интенсивно развиваются отношения Алжира с Испанией Италией, Германией. Однако традиционно приоритет отдается партнерским отношениям с Францией, где проживает крупная алжирская колония (более 1 млн чел.). Две страны развивают связи в сферах экономики, энергетики, торговли, подготовки кадров, торговли, военно-технического сотрудничества.

Одним из приоритетов внешнеполитического курса президента АНДР А. Бутефлики - укрепление многоплановых отношений с США, как с ведущей мировой державой. Вашингтон же рассматривает укрепление связей с Алжиром в качестве важного элемента продвижения своих интересов в Северной Африке и Средиземноморье, стремятся постепенно приобщить АНДР к зоне своего влияния путем привязки республики в экономическом, политическом и военном плане. Американцы стабильно продвигаются на алжирский рынок, прежде всего в нефтегазовом секторе. По торговому обороту США стали главным партнером АНДР, потеснив Францию, которая, остается основным экспортером Алжира. США оказывают помощь АНДР в борьбе с бандформированиями исламистов и террористами. Выступая за развитие военных связей с Соединенными Штатами, Алжир твердо отвергает постоянное американское военное присутствие в стране. АНДР не поддержала создание специального командования ВС США для Африки - АФРИКОМ.

Алжир в течение длительного времени рассматривал НАТО в качестве враждебной, агрессивной организации, но сейчас «альянс превратился в партнера, с которым интересно и даже первостепенно важно сотрудничать». Происходит рост контактов Алжира с НАТО: увеличиваются военные поставки в АНДР, Алжир участвует в учениях со странами альянса, все больше алжирских военнослужащих направляются на учебу в страны Запада, происходит активный обмен визитами военных делегаций и деловыми заходами военных кораблей. В Брюсселе при штаб-квартире НАТО действует алжирское бюро по связям. АНДР присоединилась к программе диалога с НАТО в рамках т. н. Средиземноморской инициативы, в которой также участвуют Египет, Израиль, Иордания, Мавритания, Марокко и Тунис. Конечной целью диалога является налаживание более тесного сотрудничества Североатлантического союза с указанными странами.

На ближневосточном направлении АНДР последовательно придерживается курса на вывод израильских войск со всех оккупированных арабских территорий, восстановление законных прав арабского народа Палестины и создание им собственного государства. Алжир выступает за стабилизацию обстановки в Ираке, поддерживает иранскую программу использования атомной энергии в мирных целях.

Основой взаимоотношений Алжира с Россией является договор о стратегическом партнерстве, заключенный в 2001 г. Между нашими странами поддерживается регулярный политический диалог, заметное продвижение получило военно-техническое сотрудничество. В то же время экономические связи с Алжиром все еще не получили должного развития.

АНДР подписала ДНЯО и соглашение о создании зоны, свободной от ядерного оружия в Африке. Но при этом Алжир считает, что ДНЯО ставит неядерные государства в неравноправное положение и имеет дискриминационный характер, посягая на законное право развивающихся стран на самооборону. АНДР пока не подписала дополнительный протокол к ДНЯО, дающий право МАГАТЭ проводить внезапные проверки национальных ядерных объектов.

В целом в условиях сложной внутриполитической обстановки руководство Алжира будет и впредь стремится избегать втягивания страны в конфликты с соседними странами, но при этом продолжит курс на закрепление алжирского лидерства в Магрибе. Дальнейшее развитие получат отношения со странами Запада, в первую очередь с Францией и США, чье влияние на политику АНДР имеет тенденцию к усилению. Отношения с Россией, в т. ч. в военно-технической сфере, также имеют перспективы дальнейшего развития.

Начало