Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

О пакистанском движении «Талибан» («Тэхрике-Талибан Пакистан»)(1)

В.И.Сотников

За последние недели в Пакистане произошло несколько громких терактов, ответственность за которые взял на себя пакистанский «Талибан» и его лидер Бейтулла Мехсуд. В связи с этим представляется важным и интересным с точки зрения исследования проблемы активности исламистских радикалов в Пакистане подробнее проанализировать деятельность «Тэхрике-Талибан Пакистан» (ТТП) в целом, и его лидера Бейтуллы Мехсуда в частности. Но сначала вспомним недавние террористические акты, осуществленные при участии ТТП.

Во-первых, 4 апреля 2009 г. восемь полицейских из полувоенного формирования пакистанского Министерства внутренних дел были убиты в результате взрыва, устроенного террористом-смертником в их лагере в пакистанской столице – г. Исламабаде. Эта атака террористов стала второй атакой смертника в Исламабаде за менее, чем две недели и последовала сразу за атакой террористов, предпринятой 23 марта 2009 г. на штаб-квартиру Специального Подразделения Полиции Пакистана в Исламабаде. После атаки 4 апреля, один из заместителей Бейтуллы Мехсуда – Хакимулла Мехсуд (который, как и Бейтулла, является одним из членов большого клана Мехсудов) вышел на контакт с прессой и взял на себя ответственность за эту атаку и пригрозил, что данная группировка будет проводить в Пакистане по два теракта смертников в неделю. По сообщениям прессы, Хакимулла Мехсуд заявил: «Мы уже продемонстрировали достаточно сдержанности ранее, мы предпринимали удары раз в три месяца, но, начиная с этого времени, мы пойдем дальше и [будем предпринимать] по крайней мере, по две атаки смертников в неделю».

5 апреля смертник взорвал шиитскую мечеть в Чаквале, городке в провинции Пенджаб, расположенном примерно в 65 километрах (50 милях) к юго-востоку от Исламабада. В результате этого нападения было убито, по крайней мере, 22 человек и ранено еще 35 человек. Около 2000 человек собрались в мечети, чтобы отметить «Маджлис Аза» - ежегодный шиитский праздник. Как сообщают, террорист взорвал себя, когда охрана остановила его в толпе перед передними воротами мечети.

Умар Фарук, представитель малоизвестной теневой организации боевиков-исламистов «Федаин аль –Ислам» (ФИ) – (на арабском – «Воины ислама»), позвонил в агентство «Ассошиэйтед Пресс» (АП) в тот же день и возложил на эту организацию ч за атаку в Чаквале. Фарук заявил, что его группировка устроила это нападение на мечеть как часть «кампании против неверных».

Странным образом, но 4 апреля 2009 г. Бейтулла Мехсуд (или кто-то, кто утверждал, что это он) позвонил в агентство Рейтер, чтобы взять на себя ответственность за стрельбу в американском иммиграционном центре в Бингхэмптоне, Нью-Йорк, 3 апреля 2009 г. «Это были мои люди», - заявил звонивший. «Я отдал им приказы как реакцию на атаки американских «дронов» (беспилотников). Это утверждение было быстро опровергнуто свидетелями перестрелки. Как говорят уцелевшие жертвы стрельбы и другие свидетели, стрельба в Бингхэмптоне была затеяна стрелком-одиночкой, Дживерли Вунгом, вьетнамским иммигрантом, который не имеет очевидных связей с исламом или «Талибаном».

Кто такой Бейтулла Мехсуд?

Перед тем, как перейти к анализу инцидента со стрельбой в Бингхэмптоне и угрозам терактов против США на их территории, представляется важным и нужным дать быструю характеристику биографических данных человека, который стоит за ними – Бейтуллы Мехсуда. Не рассматривая подробно его биографию (поскольку о нем уже имеется достаточно биографической информации) скажем лишь, что Мехсуд, которому тридцать пять лет, является членом нового поколения лидеров исламистских боевиков (пуштунов) в пакистано-афганском приграничье, населенном пуштунскими племенами (FATA, СЗПП). Будучи составной частью этого нового поколения, Б.Мехсуд уже предпринял успешные попытки систематического отстранения или даже физического уничтожения устоявшихся племенных вождей в Южном Вазиристане, узурпируя при этом власть и, таким образом, уничтожая многие инструменты влияния на племенных вождей, которыми располагало пакистанское правительство в регионе. Этот процесс тотальной физической ликвидации старого поколения руководства пуштунских племен в пакистанском приграничье является значительным фактором, который вносит свой вклад в то, что мы называли в наших предыдущих публикациях как «талибанизация» Пакистана (при этом следует отметить, что этот термин справедлив именно в контексте пуштунских племен, населяющих пакистано-афганское приграничье, поскольку именно пуштуны являются главными участниками движения «Талибан», как в Афганистане, так и в Пакистане, т.е. «талибанизация» характерна для пуштунского ареала и в смысле ее распространения на остальную территорию Пакистана речь идет о распространении влияния пуштунов-талибов). Некоторым образом, Б.Мехсуд персонифицирует борьбу между «Аль-Каидой» и пакистанскими разведслужбами за влияние и контроль над афганскими и пакистанскими джихадистами.

Поскольку Бейтулла Мехсуд, главным образом, действует вне контроля пакистанского правительства, оно пришло к выводам, что необходимо рассматривать Мехсуда (и других талибских лидеров, подобных ему) как гораздо большую угрозу для Пакистана, чем афганский «Талибан» или иностранные джихадисты – типа «Аль-Каиды» - которых Мехсуд считает союзниками. В самом деле, Пакистан уже давно пытается всячески сыграть на поднятии важности Мехсуда перед США и уже давно бьет тревогу по поводу того, что, до относительно недавнего времени Вашингтон не рассматривал организацию ТТП Мехсуда в качестве важной цели для борьбы с ней. Когда же США окончательно повернули свои взоры в сторону Мехсуда и его террористической, исламорадикальной сети, ТПП ответила организацией терактов и террористических атак против пакистанских властей. Ведь в самом деле, как сказал вышеупомянутый Хакимулла Мехсуд, эта группировка увеличивает темпы своих атак именно из-за того, что удары американских «дронов» направлены против ТТП.

И несмотря на предыдущие заявления Мехсуда, что он готов принести себя и его группировку в жертву, удары беспилотников против ТТП на самом деле представляют, по мнению аналитиков американской аналитической группы «Стратфор», весьма реальную угрозу ему лично и жизнеспособности его организации.

Однако, существует еще одна динамика развития событий в области борьбы с террором в Пакистане, которая угрожает ТТП. Это усилия пакистанских властей и правительства США в попытках отколоть националистически настроенных исламистских боевиков от тех, которые больше сконцентрированы на акциях в международном масштабе. Это представляет собой раскол тех группировок, которые хотят проводить джихад для создания транснационального исламистского «халифата» (типа «Аль-Каиды») на территории Афганистана и Пакистана, от тех группировок, интерес которых, главным образом, состоит в установлении более локализированного контроля – подобно движению «Талибан» в Афганистане до вторжения США в эту страну. Этот подход подобен тому подходу, который коалиционные силы предприняли в Ираке для отделения «Аль-Каиды» от более националистичных суннитских племенных боевиков в таких местах Ирака, как, например, провинция Анбар.

В то время, как США пытаются провести раздел среди джихадистов на афганской стороне границы, пакистанские власти пытаются сделать то же самое среди них в Пакистане. В случае, если пакистанцы и американцы будут способны отделить националистически настроенных джихадистов (типа сети Хаккани), от тех (типа «Аль-Каиды» и ТТП), которые действуют в более международном масштабе, это могло бы, считают аналитики «Стратфор», оставить «Аль-Каиду» и ТТП в изоляции и гораздо более уязвимыми – и именно поэтому данный процесс считается как угроза Мехсуду и Со.. На самом деле, разделы уже существуют в группировках типа сети Хаккани, которая выступает против атак внутри Пакистана. Таким образом, пакистанским властям все же удается каким-то образом разбить «террористическую джихадистскую коалицию» внутри страны.

Теперь об утверждении Бейтуллы Мехсуда о том, что его люди устроили теракт в Бингхэмптоне, Нью-Йорк. До сих пор, ТТП продемонстрировала свою способность успешно действовать внутри Пакистана и Афганистана, но эти операции были до сих пор «некоторым образом рудиментарными», - считают аналитики «Стратфор», и не продемонстрировали «продвинутую степень нюансов террористических актов или сложность их осуществления. Подобным образом, эта группировка не продемонстрировала еще свою способность осуществлять подготовку и отправку своих боевиков в какой-нибудь крупный западный город, наподобие Нью-Йорка или Лондона, с целью осуществления теракта против жителей этих городов («Аль-Каида продемонстрировала такую способность, но ТТП – еще нет). При всех раскладах ситуации с терактами в Пакистане и Афганистане, задействование подручного взрывного устройства, изготовленного кустарным способом в лагере в Пакистане, против цели в Пакистане является гораздо более далеким делом от его применения против цели, скажем, в Лондоне.

Соображения и просчеты ТТП и Б. Мехсуда.

Бейтулла Мехсуд, претендуя на глобальную роль его группировки, в то же время не является ни глупцом, ни сумасшедшим террористом. Такие люди, по словам аналитиков «Стратфор», не становятся крупными лидерами боевиков в возрасте 35 лет в мире насилия, царящем в пакистанской Зоне племен. Мехсуд отчетливо является рациональным человеком, применяющим тактику Макиавелли, считает «Стратфор» (На наш взгляд, такое приписывание таланта средневекового европейского политического деятеля лидеру пуштунских боевиков несколько неоправданно). То, что он делает, таким образом, вероятно, имеет некое рациональное объяснение поверх того факта, что ему нравится слышать свое имя в СМИ. В то время, как угрозы против США и Великобритании ( а Мехсуд не так давно выступал с таким угрозами, заявляя, что его группировка готова нанести удар против Нью-Йорка или Лондона на их территории), может быть объяснено тем, что за всеми этими угрозами стоит рациональное соображение т.н. «дебютанта СМИ», до тех пор, пока Бейтулла Мехсуд не сделал крупной ошибкт в том, что взял на себя ответственность за стрельбу в Бингхэмптоне. Как считают аналитики «Стратфор», должна быть какая-то иная причина того, что Б. Мехсуд рискует разрушить свою репутацию как лидера боевиков-исламистов такой особой претензией на то, что именно его люди осуществили теракт в США.

Следует сказать, что как видно из реакции Америки на события 11 сентября 2001 года (крупнейшей террористической атаки против Нью-Йорка и Вашингтона, предпринятой международной террористической сетью «Аль-Каида»), любая успешная крупномасштабная атака на американской территории могла бы иметь ужастные последствия для Б. Мехсуда. Подобный удар мог бы, по само меньшей мере, послужить тому, что США железно укрепили свою решимость увеличить свое внимание и концентрацию на том, чтобы полностью разрушить ТТП. Добавим к этому, что американские военные, вполне вероятно, не остановились бы перед тем, чтобы перенести свои боевые операции против ТТП на территорию Пакистана (в Зоне племен или в Южном Вазиристане). К тому же, если Б. Мехсуд действительно намерен нанести удар по США или Великобритании, нам следует увидеть прежде всего, как он наносит такие удары против американских или британских целей внутри его нынешней сферы операций., т.е. внутри Пакистана.

Существует еще одна возможность. Может быть, Б. Мехсуд не обладает стремлением нанести удар по Вашингтону, Нью-Йорку или Лондону. Может быть, считает «Стратфор», его угрозы – вместе с тем, что он взял на себя ответственность за Бингхэмптон – нацелены на то, чтобы попытаться разрушить складывающуюся стратегию Америки вести переговоры с отдельными фракциями в движении «Талибан», включая и в ТТП, с целью разбить единство в их рядах и изолировать более радикальные элементы.

Если Б. Мехсуд опасается такой стратегии – а он имеет все причины на это – учитывая ее успех в Ираке – возможно, что его недавние заявления об угрозе со стороны ТТП для США являются усилием для оказания влияния на восприятие общественностью внутри США относительно того, что такое «Талибан». По мере того, как США доходят до фракций афганского «Талибана» в попытке оторвать их от «Аль-Каиды» и других, Б. Мехсуд выступает с угрозами в адрес Америки и пытается связать пакистанский «Талибан» со стрельбой в Бингхэмптоне. И даже если такая связь была быстро и официально опровергнута, она может жить своей жизнью еще в течение длительного времени в качестве городской легенды или сплетен и слухов, особенно среди тех американцев, которые склонны видеть во всем «теорию заговора». Угрозы Мехсуда, заключает «Стратфор» и такие восприятия их американской и международной общественностью будут делать стратегию переговоров с любым «Талибаном» (афганским или пакистанским), менее достижимой, для многих американцев.

И, наконец, скажем о том, что явно опасаясь успеха стратегии США по расколу в рядах «Талибана» ( афганского или пакистанского), совсем недавно лидеры конкурирующих между собой исламо-джихадистских группировок в Пакистане объявили о создании единой джихадистской организации под названием «Шура Иттехад-уль-Муджахеддин» (на арабском – «Совет объединенных святых борцов за веру»). В то время, как многие пакистанцы симпатизируют ТТП и другим исламо-радикальным организациям в Пакистане, а правительство президента Зардари подписывает «мирные сделки» с боевиками, создание подобной платформы – очень негативное развитие для борьбы с джихадистами в Пакистане и, несомненно, укрепляет позиции, прежде всего, ТТП и таких лидеров исламистских боевиков как Бейтулла Мехсуд. На наш взгляд, потребуется еще много времени для пакистанских и американских властей, чтобы стратегия Б. Обамы на изоляцию и расчленение джихадистских организаций в Пакистане ( и в Афганистане) стала успешной, и еще не известно, насколько она будет успешной и какие-выгоды этот процесс принесет Исламабаду.

1.По материалам аналитической группы «Статфор» (США) и пакистанской печати

Начало