Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Американские аналитики о борьбе правительства Пакистана против «Талибана»

В.И.Сотников

Последние террористические акты и нападения боевиков пакистанского «Талибана» против военных и гражданских лиц в Пакистане, а также начавшаяся в свете этих событий крупная операция пакистанской армии против талибов в Южном Вазиристане вновь заставили ведущих американских аналитиков по региону АфПак заговорить о том, насколько важен Пакистан сегодня для Вашингтона и насколько США можно доверять Исламабаду, а также какой сегодня имидж США имеют в этой ключевой стране с точки зрения новой стратегии Америки в АфПаке. Поэтому представляет практический интерес проанализировать взгляды этих аналитиков на ситуацию в Пакистане и перспективы политики США в этой стране.

Прежде всего, американские аналитики пытаются дать определение понятия «талиб». «Талиб» («студент» в пер. с арабского) – это студент – мужчина, который посещает или закончил медресе – религиозную исламскую школу и может читать наизусть Коран. Для того, чтобы выучить арабский язык и ритмично начитывать все 144 главы и 6236 стихов всего Корана требуется 10 лет (с учетом того, что в медресе принимают с 6 лет – до возраста в 16 лет). Ко времени, когда талиб заканчивает медресе в 16 лет, он знает немногое, кроме того, что наша Земля плоская, как ковер или постель ( что упоминается в этой священной книге мусульман много раз, за исключением одного раза, когда Земля описывается как имеющая форму яйца). Более важным, считают эти аналитики, в одностороннем образовании талиба является то, что он полностью воспринимает после такого обучения, что Америка, Индия и Израиль являются смертельными врагами ислама.

Изначально, указывают они, старт 12500 медресе в Пакистане берет свое начало во время советской оккупации Афганистана (имеется ввиду пребывание т.н. «ограниченного советского воинского контингента в Афганистане) в 1980-х гг. Эту идею, по их признанию, горячо поддержали США и Саудовская Аравия, в качестве идеологического барьера коммунистической идеологии. Затем, в 1990-х гг., когда США повернулись против Пакистана в силу озабоченности нераспространением ядерного оружия в этой стране (имеется ввиду тайная пакистанская программа создания ядерной бомбы, которая активно осуществлялась в те годы), афганская ветвь «Талибана», детище ISI, всесильной пакистанской Межведомственной разведки (и, добавим, ЦРУ, что прямо признала госсекретарь США Х.Клинтон весной этого года), было запущено для того, чтобы положить конец гражданской войне в Афганистане, начавшейся в этой стране после ухода в 1989 году советских войск. В итоге афганский «Талибан» пришел к власти в 1994 году, быстро покончив с распрями среди бывших моджахедов. Афганские талибы установили жестокий режим, запретив телевидение, видео и музыку, общественные собрания и школы для девочек. Все это осуществлялось с молчаливого одобрения пакистанских властей, которым режим «Талибана» в соседнем Афганистане был выгоден со стратегической точки зрения.

В 2001 году, после событий 11 сентября, американские войска вторглись в Афганистан, нанеся быстрое поражение режиму «Талибана», используя в качестве предлога нахождение в Афганистане лидера международной террористической группировки «Аль-Каида» Усамы Бен Ладена и самой этой группировки, взявшей на себя ответственность за чудовищные теракты против США. Однако вскоре афганский «Талибан» оправился от поражения, и используя частичное финансирование из доходов от незаконной опиумной и героиновой торговли и от тайных благодетелей из стран Залива, вернулся в Афганистан. За все годы американской оккупации Афганистана войска США не смогли нанести ему решающее поражение и в настоящее время мы являемся свидетелями резко возросшего влияния талибов в этой стране. Их партизанская война и террористические акты на территории Афганистана привели к тому, что командующий американскими войсками и войсками НАТО в Афганистане генерал Стэнли Маккристал заявил, что до тех пор, пока президент Обама не отдаст приказ о присылке дополнительно 40 000 солдат, доведя общее количество иностранных войск в этой стране до 105 000, перед Афганистаном отчетливо маячит перспектива «второго Вьетнама». Между тем, как отмечают американские аналитики, большинство американской общественности повернулось против войны в Афганистане.

Теперь вернемся к Пакистану. Дело в том, что, по словам американских аналитиков, привилегированные убежища «Талибана» в FATA (т.н. «Зоне племен» в пакистано-афганском приграничье) сделали победу в этой войне невозможной. Пакистан, как отмечают эти аналитики, подаваясь давлению со стороны Вашингтона, в конце концов, в середине 2000-х годов перебросил свои войска с границы с Индией для борьбы с пакистанским движением «Талибан» («Тэхрике-Талибан-е Пакистан»- ТТП) и его афганскими единомышленниками в FATA. Понеся тяжелые потери от боевиков-талибов (1400 солдат и офицеров было убито, 4000 ранено), пакистанская армия остановила свое наступление. Осмелевшее ТТП предприняло атаку на пакистанские территории, захватив долину Сват и подойдя на расстояние в 60 миль (140 километров - В.С.) от столицы страны – г. Исламабада. Гордость пакистанских военных была задета, пакистанская армия контратаковала и выбила боевиков-талибов из Свата, а ТТП начала активно осуществлять террористические акты. Террористы-смертники регулярно устраивали теракты в крупных городах Пакистана, не обошлось и без крупного теракта в Равалпинди против штаба сухопутных войск Пакистана, когда террористы, вооруженные автоматами «Калашников», гранатами и базуками держались 22 часа, при этом погиб один однозвездный генерал и полковник армии Пакистана. Два десятка заложников были захвачены боевиками и спасены, когда был убит сметник, прежде чем он сумел привести в действие детонатор на своем «поясе шахида» (так называют в Пакистане пояса со взрывчаткой, носимые террористами -самоубийцами, другое название – «шахид джэкет» - «куртка шахида», - В.С.). Талибы даже вновь проникли в Сват, совершив нападение на военный конвой, при этом погибло 40 человек. Всего, по оценкам американских аналитиков, в Пакистане в 129 терактах, осуществленных в стране с момента гибели в 2007 году Беназир Бхутто - председателя Пакистанской Народной Партии, которая в настоящее время находится у власти в Пакистане во главе с ее мужем Асифом Али Зардари, погибло около 8000 человек. Это, на наш взгляд, огромная цифра для страны, где по сути идет необъявленная гражданская война.

Наконец, последняя атака боевиков-талибов против Генштаба ВС Пакистана, предпринятая 10 октября с.г. окончательно взорвала пакистанских военных, и они начали крупную наступательную операцию против хорошо вооруженных талибов и их иностранных сторонников , которые находятся с ними с момента поражения около Тора Боры в Афганистане в декабре 2001 года, когда Усама Бин Ладен вместе со своими 500 сторонниками сумел скрыться в горных районах Пакистана и уйти от американских войск, штурмовавших в то время это укрепление талибов.

Каково же мнение среди пакистанцев об Америке? По словам американских аналитиков, в частности Арнольда де Борчгрейва, две трети пакистанцев считают США «врагом» согласно опросу, проведенному недавно исследовательской службой Pew Research Center. Многие, согласно этому опросу, полагают, что события 11 сентября 2001 года на самом деле были заговором ЦРУ и Мосад, спланированным для оправдания начала войны с исламисткими боевиками в Афганистане и Пакистане. Антиамериканские чувства пакистанцев были еще больше подогреты, когда в США был законодательно одобрен «оскорбительный» билль Керри-Лугара, согласно которому Пакистан должен получать 1,5 млрд долларов в год в течение пяти лет, то, что большниство пакистанцев считают «мелочью» по сравнению с войной в Ираке стоимостью в триллион долларов или с войной в Афганистане, стоимостью в 230 миллиардов долларов. Стоимость же содержания одного американского солдата за Гиндукушем составляет 1 миллион долларов в год, а галлон бензина в Афганистане обходится, по словам этого аналитика, в 400 долларов для американского налогоплательщика, включая его транспортировку через два континента.

Бывший президент Пакистана Фарук Легари ( 1993-1997), как отмечают американские аналитики, выступил резко против билля Керри-Лугара (другое название, принятое в США – Pakistan Enduring Assistance and Cooperation Enhancement Act 2009), назвав его «высшим примером… бесстыдности наших высших руководителей, которые….тайно оказали помощь и приняли невыносимые условия, язык и условности, которые оставляют Пакистан в ранге страны, чьи вооруженные силы и ISI остаются обвиненными и виноватыми в поощрении терроризма, оказании поддержки террористам и потворству террору..»

Таким образом, как считают американские аналитики, никогда еще образ Америки в Пакистане не был так низок по сравнению с предыдущими годами. Пакистанцы не могут простить и забыть регулярные налеты американских беспилотников- «дронов» на пакистанскую территории с территории Афганистана, в результате ракетных атак которых гибнут не только лидеры боевиков-талибов, как например, лидер ТТП Бейтулла Мехсуд, но и многие мирные пакистанцы.

По сути, делают вывод американские аналитики, в Пакистане, стране с ядерным оружием, идет настоящая гражданская война между правительственными войсками и боевиками- талибами, в которой гибнут мирные пакистанские граждане. И эта война, по мере того, как она расширяется и продолжается, крайне негативно сказывается на образе США в Пакистане, и все больше пакистанцев считают неприемлемым вмешательство Вашингтона во внутренние дела суверенного Пакистана. А между тем перед Америкой стоит нелегкий выбор: как обеспечить успешную реализацию стратегии президента Обамы, обнародованную им в марте-апреле 2009 года по борьбе с террором в АфПаке и в то же время сохранить свое лицо в Пакистане – ключевом государстве для реализации этой стратегии.

Тем временем, новый лидер ТТП «эмир» Хакимулла Мехсуд, брат убитого американцами Бейтуллы Мехсуда недавно провел пресс-конференцию для пакистанских журналистов, на которой он публично обозначил приоритеты своего движения в борьбе с пакистанскими властями. Это, сказал он, «вывод Пакистана из одной компании с Америкой» и «насаждение законов шариата» в стране. Судя по единодушному осуждению пакистанцами закона Керри – Лугара и последнему нападению на Генштаб армии в Равалпинди, ядерное оружие страны может стать добычей боевиков-талибов а необъявленная гражданская война в Пакистане станет реальностью и получит новое, очень опасное, ядерное измерение, несмотря на все серьезные меры, предпринятые пакистанскими властями для того, чтобы обезопасить ядерный арсенал страны от террористов.

Начало