Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (19-25 октября 2009 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Афганистане, а также были связаны с ядерной программой Ирана. В Кабуле 20 октября было официально объявлено о проведении 7 ноября второго тура выборов президента Афганистана. По итогам переговоров в Вене делегаций России, США, Франции, МАГАТЭ и Ирана подготовлен проект международного соглашения об обогащении за рубежом иранского урана для исследовательского реактора в Тегеране. Ответ Ирана по данному вопросу ожидается на следующей неделе.

По официальным данным, опубликованным 20 октября, в ходе голосования по выборам президента Афганистана, прошедшим 20 августа, нынешний глава государства Х. Карзай не смог преодолеть 50-и процентный барьер, набрав 49,67 проц голосов (ранее сообщалось о 54,6 проц), а его главный соперник А. Абдулла получил 30,56 проц голосов. Эти цифры объявили после того, как были признаны законными выявленные в ходе голосования многочисленные нарушения и подтасовки. Карзай заявил, что принимает претензии, предъявленные ему комиссией по жалобам и нарушениям, назвав ее решение «законным и конституционным». В итоге на 7 ноября был назначен второй тур президентских выборов. Таким образом, США и их союзники по НАТО смогли вынудить афганского президента признать нелегитимность первого тура и пойти на повторное голосование. Президент США Б. Обама и другие западные руководители приветствовали решение о втором туре выборов в Афганистане.

По мнению экспертов, решение о проведении повторного голосования способствовало некоторому снижению напряженности внутриполитической ситуации в стране. Вместе с тем, его организация представляется делом очень трудным и сложным. Положение в сфере безопасности в Афганистане ухудшается. Растет активность боевиков движения «Талибан». Исламисты призвали население бойкотировать второй тур и заявили намерении сделать все возможное для его срыва. Немаловажным фактором являются и сложные погодные условия, затрудняющие доставку всего необходимого для голосования в труднодоступные горные районы.

Тем не менее, подготовка к новому туру выборов уже началась. 24 октября дан старт предвыборной агитации, а Независимая избирательная комиссия (НИК) приступила к отправке избирательных бюллетеней в провинции. Руководство НИК также заявило о намерении уволить несколько тысяч сотрудников на участках для голосования, где были выявлены нарушения. Со своей стороны А. Абдулла заявил, что откажется от участия во втором туре, если не будут заменены члены НИК, назначенные правительством.

Между тем американская администрация продолжает обсуждать свою новую стратегию в Афганистане, в т. ч. вопрос о необходимости направления в эту страну дополнительных контингентов ВС США. Президент Б. Обама заявил, что не ставит скорость принятия такого важного решения на первый план, т. к. хочет «исключить любую трату ресурсов, вызванную отсутствием четкой стратегии». Страны НАТО на заседании в Братиславе 23 октября заявили о необходимости «комплексной стратегии» в Афганистане, сделав упор на необходимости скорейшей передачи афганским силам безопасности главной роли в противостоянии вооруженной оппозиции и достижения «стабилизации афганского общества». А пока страны альянса предполагают увеличить численность войск западной коалиции в Афганистане. Ориентировочно, речь идет о 40 тыс. военнослужащих, как предполагают, главном образом американских.

Россия, США и Франция одобрили проект соглашения об обогащении иранского урана. Документ предусматривает обогащение за рубежом имеющегося у Ирана урана до уровня 19,7 проц (иранцы самостоятельно могут обогащать лишь до 3,5 проц) для исследовательского ядерного реактора в Тегеране. Иран же 23 октября уведомил руководство МАГАТЭ о том, что «тщательно рассматривает» проект соглашения и даст окончательный ответ в середине будущей недели. Со ссылкой на иранские СМИ, сообщалось о намерении иранской стороны выдвинуть контрпредложение о закупке ядерного топлива для тегеранского реактора в третьих странах. Негативно высказался о венском соглашении спикер парламента ИРИ, бывший главный иранский переговорщик по ядерной проблеме А. Лариджани. Руководитель Организации атомной энергии ИРИ А. А. Салехи подчеркнул, что его страна не откажется от права на обогащение урана, а министр иностранных дел Ирана М. Мотакки заявил, что его страна никогда не откажется от своего «законного и очевидного» права на использование ядерных технологий.

25 октября в соответствие с ранее достигнутой договоренностью инспекторы МАГАТЭ совершили первое ознакомительное посещение нового иранского предприятия по обогащению урана вблизи г. Кум.

На минувшей неделе власти Пакистана выдали Ирану 18 иранских террористов из экстремистской группировки «Джунуд Алла». Эта группировка обвиняется в совершении крупного теракта на юго-востоке ИРИ недалеко от пакистанской границы, в результате которого погибли более 40 человек, в т. ч. несколько высокопоставленных руководителей Корпуса стражей исламской революции Ирана.

Правительственные войска Пакистана продолжают крупномасштабную операцию против боевиков местного движения «Талибан» в Южном Вазиристане. Командование сообщило о взятии г. Коткай, считавшегося главным оплотом противника. Около 150 тыс. мирных жителей покинул района конфликта. По оценке западных экспертов, количество войск, участвующих в операции в Южном Вазиристане (30 тыс. чел.), недостаточно для быстрого разгрома противника, что приведет к затягиванию боевых действий. А в случае, если боевики перейдут к тактике партизанской войны, конфликт может затянуться на несколько лет. Со своей стороны, пакистанское командование заявило, что талибы получают оружие, боеприпасы и различное снаряжение от своих союзников в соседнем Афганистане. В этой связи пакистанцы призвали силы НАТО, действующие на афганской территории, «пресечь передвижения через границу и остановить поток оружия».

На прошедшей неделе в Пакистане вновь была совершена серия терактов, приведших к большому числу жертв. После теракта в Исламском университете Исламабада власти в целях безопасности временно закрыли высшие учебные заведения страны. Талибы же угрожают новыми акциями, если армия не прекратит наступление в Южном Вазиристане.

Глава Палестинской национальной администрации М. Аббас 23 октября подписал указ о проведении 24 января 2010 г. на всех палестинских территориях выборов руководителя ПНА и депутатов палестинского Законодательного собрания (парламента). Свое решение Аббас объяснил стагнацией процесса межпалестинского примирения, ответственность за которую он возложил на движение ХАМАС. Ранее в предложенном Египтом соглашении о межпалестинском примирении всеобщие выборы предлагалось провести 28 июня 2010 г. Руководство ХАМАС осудило решение М. Аббаса. Лидер исламистов Х. Машаль назвал его нелегитимным, т. к. конституционный срок пребывания Аббаса на посту главы ПНА истек и он не имеет права принимать подобные решения. ХАМАС изучает возможность проведения альтернативных выборов в контролируемом движением секторе Газа также 24 января, чтобы «противостоять односторонним шагам Аббаса». Помимо ХАМАС решение главы ПНА по дате проведения выборов осудили еще семь радикальных палестинских организаций и группировок, в т. ч. «Исламский джихад» и Народный фронт освобождения Палестины.

19 октября администрация США объявила о новых подходах к отношениям с Суданом, подчеркнув, что их развитие станет определяться действиями Хартума. Президент Б. Обама заявил: «Если правительство Судана будет действовать в направлении улучшения ситуации в стране и продвижения мира, то это будет поощряться, если нет, то последует дальнейшее усиление давления со стороны США и международного сообщества». Обама призвал всех участников суданских конфликтов принять срочные меры по их урегулированию. В частности, речь идет о выполнении положений Всеобъемлющего мирного соглашения 2005 г. между Севером и Югом страны. Президент США также объявил о решении продлить действие американских санкций в отношении Судана. Госсекретарь США Х. Клинтон, говоря о ситуации в Дарфуре, заявила, что в этом суданском регионе, несмотря на ряд позитивных изменений, «продолжаются акты геноцида». Б. Обама и Х. Клинтон подчеркнули «широкую вовлеченность» Вашингтона в мирный процесс в Судане. В Хартуме, отметив положительные стороны нового американского курса, в то же время отвергли многие его положения, особенно обвинения в геноциде в Дарфуре. Было подчеркнуто, что для Судана важно поддерживать отношения с США, которые «должны основываться на взаимном уважении, общих интересах и невмешательстве каждой из сторон в дела другой».

Вновь обострилась обстановка в столице Сомали Могадишо. На минувшей неделе в городе и прилегающих к нему районах происходили ожесточенные бои сил правительственной армии и миротворцев Африканского союза с отрядами мятежных исламистских группировок. Имеется большое число жертв среди мирного населения. Правительство Сомали заявило, что недавно завершившие обучение новые части национальной армии в скором времени начнут наступление с целью изгнания мятежников из Могадишо и южных районов страны.

21 октября на территории Израиля начались американо-израильские учения по ПРО «Можжевеловая кобра-10». В них участвуют 1000 военнослужащих сил ПВО и ВВС Израиля, 1000 американских солдат и офицеров, а также 15 кораблей ВМС США, находящихся у израильского побережья. На учениях отрабатываются вопросы защиты территории Израиля от массированных ракетных обстрелов со стороны Ирана, Сирии, Ливана и сектора Газа. Основное внимание уделяется практическим вопросам организации взаимодействия американских и израильских комплексов ПРО. Учения «Можжевеловая кобра» проводятся пятый раз и завершатся 3 ноября. Командование ВС Израиля заявило, что данное мероприятие «имеет исключительно оборонительный характер».

Кувейт и Франция 21 октября подписали новое соглашение о военном сотрудничестве, которое заменит прежнее, заключенное в 1993 г. Документ, в частности, предусматривает обмен информацией между военными ведомствами двух государств, оказание Францией помощи в обучении и техническом оснащении кувейтской армии. Ожидается, что Кувейт подпишет контракт на приобретение 12-14 новейших французских многоцелевых истребителей «Рафаль». Кроме того, кувейтская сторона проявляет интерес к французской технике для флота, ПВО и вертолетам.

В Тунисе 25 октября прошли выборы президента страны и депутатов нижней палаты парламента. Безусловным фаворитом выборов являются действующий глава государства З. Бен Али (у власти с 1987 г, избирается на президентский пост в пятый раз) и возглавляемая им правящая партия Конституционное демократическое объединение.

Премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган заявил на минувшей неделе о готовности правительства продолжать реформы с целью расширения прав курдского населения страны, указав, что эти реформы будут остановлены, если сепаратисты из Курдской рабочей партии не откажутся от вооруженной борьбы с властями.

На северо-западе Йемена не прекращаются боевые действия правительственной армии против шиитских мятежников. Министр иностранных дел Йемена А. Б. аль-Курби после встречи в Каире с президентом Египта Х. Мубараком заявил о готовности правительства к диалогу с мятежниками, но при определенных условиях. Так, власти не намерены вступать в переговоры с теми, кто выступает за сепаратизм, а сами переговоры должны вестись на йеменской территории.

25 октября в центре столицы Ирака Багдада совершен крупнейший за последние месяцы двойной теракт, в результате которого, по предварительным данным, погибли 136 человек, а число раненых превысило 550 человек.

Приложение

О некоторых направлениях внешней политики Сирии

Сирия традиционно играет важную и активную роль в международных отношениях на Ближнем Востоке. Дамаск пытается проводить независимый и в основном взвешенный внешнеполитический курс, направленный на освобождение оккупированных Израилем сирийских территорий, сохранение важной роли САР в арабском мире, установление равноправных и взаи-мовыгодных отношений со странами Западной Европы и США. Сирия продолжает выступать за развитие многоплановых дружественных отношений с Российской Федерацией. Следует также отметить наличие ряда серьезных проблем политического, территориально-пограничного и экономического характера в отношениях САР соседними государствами.

Именно стремление Сирии проводить самостоятельный политический курс не всех устраивает в регионе и за его пределами, а со стороны США, Израиля и ряда стран Запада оно подвергается критике и осуждению. При этом главными обвинениями в отношении Дамаска стали: поддержка региональных экстремистских (преимущественно исламистских) организаций и группировок, прежде всего, палестинского движения ХАМАС и ливанской «Хизбаллы», содействие вооруженной оппозиции в Ираке, вмешательство в дела Ливана и подавление демократических свобод в собственной стране.

Сирия является одной из ключевых фигур в арабо-израильском противостоянии. Как свидетельствует исторический опыт, без учета сирийской позиции по проблеме ближневосточного урегулирования вряд ли можно серьезно говорить о какой-либо нормализации арабо-израильских отношений, а главное, - о достижении всеобъемлющего, прочного и долговременного мира в регионе.

На сегодняшний день позиции САР и Израиля по вопросам двустороннего урегулирования кардинально расходятся. В Дамаске считают, что Голанские высоты, захваченные Израилем в ходе арабо-израильской войны в июне 1967 г., - это исконно сирийская земля, а ее «полное освобождение и возвращение силовым или мирным путем будет целью Сирии, для чего она использует все возможности». Сирия требует от Израиля безусловного ухода с Голанских высот на линию, существовавшую на 4 июня 1967 г., с чем израильтяне категорически не согласны. Стороны имеют различные подходы к вопросу о судьбе израильских поселений на Голанах, нет согласия о конкретном прохождении линии будущей границы. Одним из ключевых вопросов, по которым не достигнуто взаимопонимания, остается проблема распределения водных ресурсов в пограничных районах. Серьезным раздражителем в отношениях между САР и Израилем является поддержка Дамаском экстремистских организаций и группировок, ведущих борьбу против еврейского государства. Предпринимавшиеся сторонами в последние годы попытки наладить диалог по урегулированию имеющихся проблем, заканчивались безрезультатно. Таким образом, возможность окончательного сирийско-израильского урегулирования в ближайшей перспективе не просматривается.

Одним из наиболее важных не только для внешней, но и внутренней политики сирийского руководства является вопрос отношений с Ливаном. В течение длительного времени Дамаск в значительной степени определял политический курс Бейрута, держал в Ливане крупную военную группировку. В то же время постепенно усиливалась зависимость сирийской экономики от ливанской – более открытой и здоровой. На данном этапе главной целью политики САР в Ливане является сохранение своего политического влияния в этой стране, главным образом через местные просирийские партии и движения. Противниками усиления сирийских позиций в Ливане выступают западные страны, особенно США и Франция, а также ведущие арабские государства – Саудовская Аравия и Египет. В этих условиях сирийцы вынуждены маневрировать, использовать преимущественно закулисные пути поддержания своего влияния в Ливане. Как видится, Дамаск, даже в условиях сильного внешнего давления вряд ли откажется от попыток упрочить свои позиции в соседнем государстве.

Сирия выступает за сохранение суверенитета и территориальной целостности Ирака, против создания в Иракском Курдистане независимого курдского государства или значительного расширения территории и прав курдской автономии. Руководство САР поддерживает вывод из Ирака американских войск. В то же время отношения Дамаска с нынешними властями в Багдаде складываются весьма непросто. Более того, в последнее время они значительно ухудшились. Власти Ирака обвиняют сирийцев в продолжении пособничества силам, ведущим борьбу против багдадского правительства.

Неоднозначно следует оценивать отношения Сирии с палестинцами. На территории САР действуют руководящие органы основных радикальных палестинских организаций и группировок, лагеря их боевиков. В то же время сохраняется напряженность между Дамаском и Палестинской национальной администрацией во главе с М. Аббасом.

Сирия и Саудовская Аравия имеют серьезные разногласия по Ливану, палестинской проблематике и некоторым другим региональным вопросам. В то же время недавний визит в Дамаск саудовского короля Абдаллы способствовал улучшению двусторонних отношений, которые в последние годы отличались напряженностью и заметными элементами враждебности.

Продолжают развиваться сирийско-иранские отношения, имеющие характер стратегического партнерства. Дамаск и Тегеран поддерживают интенсивные связи в политической, экономической и военно-технической сферах. Несмотря на оказываемое давление со стороны некоторых арабских стран и Запада, Сирия не намерена идти на снижение уровня отношений с ИРИ.

Турецкое направление занимает большое место в региональной политике САР. В последние годы отношения между двумя странами значительно улучшились. Поддерживается регулярный политический диалог между Дамаском и Анкарой, развиваются экономические связи. Создан и действует Совет стратегического сотрудничества двух государств. В октябре 2009 г. САР и Турция договорились об отмене визового режима между двумя странами. Анкара пыталась посредничать в урегулировании сирийско-израильского конфликта. Проблемой в двусторонних отношениях остается распределение вод реки Евфрат.

После прихода к власти в США в 2009 г. администрации Б. Обамы Дамаск и Вашингтон предприняли шаги по налаживанию сирийско-американского диалога и нормализации двусторонних отношений. Однако этот процесс идет трудно, без крупных подвижек. Вашингтон негативно относится к сирийско-иранскому партнерству, поддержке Дамаском ХАМАСа, «Хизбаллы» и других подобных группировок, деятельности на территории САР иракской оппозиции, продолжающимся проникновением в Ирак боевиков с территории САР, подавлению властями сирийской демократической оппозиции. Сложности имеются в налаживании отношений САР со странами Евросоюза.

Очень болезненным для Дамаска является вопрос о поддержке экстремистских сил, действующих в странах Ближнего Востока. Сирия твердо отвергает обвинения в поддержке международного терроризма, заявляя об осуждении этого явления во всех его формах. Но при этом в Дамаске постоянно подчеркивают, что «крайне важно проводить различия между терроризмом, подлежащим осуждению, и акциями, связанными с законным сопротивлением и национальной борьбой против иностранной оккупации». И все же в Дамаске должны отдавать себе отчет в том, что продолжение помощи экстремистам, а тем более использование их деятельности в качестве рычага давления на Израиль, контрпродуктивно для самой Сирии. Это не только не ускорит процесс урегулирования отношений с еврейским государством, но наоборот, отдалит его, будет поощрять израильтян на ответные действия, в т. ч. силового характера, что в условиях военной слабости САР может серьезно подорвать авторитет правящего режима в глазах собственных граждан, усилить ряды оппозиции. Сирийским руководителям не следует также забывать, что исламские экстремисты считают нынешний дамасский режим всего лишь попутчиком на определенном этапе своей деятельности, а, в конечном счете, рассматривают его как политического и идеологического противника в деле борьбы за создание «истинного исламского государства». Кроме того, продолжение поддержки экстремистских сил будет способствовать закреплению за Сирией негативного имиджа на международной арене, ухудшит ее внешнеполитическое положение.

Очевидная слабость национальных экономических и военных возможностей, отсутствие реальных союзников и надежных внешнеполитических партнеров осложняет положение Сирии на Ближнем Востоке и на международной арене в целом. В этих условиях Дамаск, желает он того или нет, вынужден в интересах сохранения существующего в стране режима под давлением более сильных государств идти на уступки политического характера. Вместе с тем, сирийцы пытаются действовать гибко, отстаивать, по мере возможностей свои позиции, укреплять положение республики в регионе.

Начало