Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (21-27 сентября 2009 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с ядерной проблемой Ирана и палестино-израильскими отношениями. Иран признал факт строительства в стране второго завода по обогащению урана. В Нью-Йорке 22 сентября состоялась трехсторонняя встреча президента США Б. Обамы, премьер-министра Израиля Б. Нетаньяху и главы Палестинской национальной администрации М. Аббаса, в ходе которой обсуждались вопросы возобновления палестино-израильских мирных переговоров.

Информация, преданная Ираном руководству МАГАТЭ о строительстве на территории страны второго завода по обогащению урана, встревожило многих мировых лидеров. Руководители ведущих государств Запада потребовали от Тегерана полностью раскрыть свои планы, связанные с ядерной программой, и незамедлительно допустить инспекторов ООН на новое предприятие. США, Великобритания и Франция 24 сентября предоставили МАГАТЭ «детальные данные» по обнаруженному иранскому заводу, которые, по их оценке, показывают, что его «конфигурация» не соотносится мирной программой использования атомной энергии. За введение новых санкций против ИРИ высказались президент Франции Н. Саркози и премьер-министр Великобритании Г. Браун. Президент США Б. Обама обвинил иранское руководство в том, что строительством этого предприятия Тегеран по-прежнему демонстрирует нежелание выполнять свои международные обязательства, за что Исламская республика должна нести ответственность. Более того, Обама не исключил полностью возможность военного решения иранской ядерной проблемы, хотя, по его мнению, дипломатический путь является предпочтительным. Поэтому США готовы вместе с другими странами, входящими в «шестерку» международных посредников (Великобритания, Германия, КНР, РФ, Франция) к серьезным переговорам с ИРИ для урегулирования ее ядерной проблемы.

Президент России Д. Медведев считает, что новый иранский завод по обогащению урана «является источником серьезных обеспокоенностей», а его строительство идет вразрез с неоднократными требованиями Совета Безопасности ООН о прекращении ИРИ деятельности по обогащению. Д. Медведев призвал мировое сообщество стимулировать Иран к сотрудничест-ву с целью побудить его к урегулированию ядерной проблемы, но «если эти стимулы не работают, а ситуация не развивается, тогда вступят в силу другие механизмы», - подчеркнул президент России. Ранее сообщалось, что Россия не исключает участия в разработке Советом Безопасности ООН новых санкций в отношении Ирана, но «при наличии объективных оснований и рекомендаций» МАГАТЭ.

Китай призвал Иран к сотрудничеству с МАГАТЭ по вопросу о строительстве второго завода по обогащению урана. В Пекине считают, что «единственным способом решения иранской ядерной проблемы является возврат на путь переговоров».

Резко негативную позицию по иранской ядерной проблеме занимает Израиль. Премьер-министр страны Б. Нетаньяху считает, что ни одни из вариантов нейтрализации ядерной угрозы, исходящей от ИРИ, «не сбрасывается со счетов». Нетаньяху настаивает на усилении давления на Иран, т. к. эта стран и ее экономика «уязвимы». Причем, по мнению главы израильского правительства, «время оказывать давление – сейчас, вне зависимости от того, идут переговоры или нет».

Со своей стороны, президент Ирана М. Ахмадинежад заявил 25 сентября, что его страна «не обязана докладывать США о каждом ядерном предприятии». Тем не менее, президент ИРИ сообщил, что новый завод вблизи г. Кум, открыт для инспекторов ООН, а его строительство ведется «в полном соответствии с требованиями ООН». Оценочно, предприятие вступит в строй в 2010 г. и рассчитано на 3000 центрифуг для обогащения урана. Заявление Ирана о разрешении проинспектировать новый атомный завод было положительно оценено госсекретарем США Х. Клинтон.

1 октября в Женеве должна начаться встреча представителей международной «шестерки» и Ирана по ядерной проблеме ИРИ.

Между тем Иран продолжает наращивать свои военные возможности. 27 сентября начались масштабные учения ракетных частей Корпуса стражей исламской революции «Великий пророк-4», в ходе которых уже были осуществлены пуски ракет класса «земля-земля» различной дальности. М. Ахмадинежад в своем выступлении 22 сентября на военном параде в Тегеране по случаю годовщины начала ирано-иракской войны 1980-1988 гг. заявил, что Иран «отрежет руки» любому агрессору, который попытается напасть на иранскую нацию.

Трехсторонняя встреча в Нью-Йорке Б. Обамы, Б. Нетаньяху и М. Аббаса не привела к изменению позиций сторон по вопросу палестино-израильского переговорного процесса. Израиль продолжает настаивать на его возобновлении без каких-либо предварительных условий. Этой же позиции придерживаются и США. Но при этом американцы по-прежнему «не намерены признавать легитимность продолжающегося строительства израильских поселений» на Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ). Палестинцы же, по заявлению главы ПНА М. Аббаса, отвергли призыв Б. Обамы вернуться за стол переговоров, т. к. для этого пока «нет общей платформы» по причине продолжения строительства Израилем еврейских поселений на ЗБРИ и израильского отказа обсуждать будущее Иерусалима. Израильское правительство считает, что вопрос о поселениях на Западном берегу должен решаться в ходе переговоров, а не ставиться как условие для их возобновления. Нетаньяху также напомнил, что условием окончательного урегулирования он считает признание арабским миром Израиля не просто как государства, а как еврейского государства, с чем палестинцы, да и арабы в целом не согласны. Сообщается, что палестинцы и израильтяне продолжат консультации по мирному урегулированию не напрямую, а через представителей США. Как видится, ни Израиль, ни палестинская администрация на данном этапе в силу, прежде всего, внутриполитических причин не готовы идти на изменение своих позиций и поиск компромиссных решений.

Командующий ВС США и силами натовской коалиции в Афганистане генерал С. Маккристал предупредил, что военная кампания в этой стране уже в следующем году может закончиться провалом, если численность находящегося здесь американского контингента (около 63 тыс. чел.) не будет увеличена на 30-40 тыс. военнослужащих. Президент Афганистана Х. Карзай поддержал идею об увеличении численности американских войск в стране, назвав ее «логичной». Одновременно Карзай подверг критике иностранные войска, находящиеся в Афганистане, за их неэффективность в борьбе с экстремистами в соседнем Пакистане, а также в очередной раз высказался за усиление мер, направленных на предотвращение жертв среди мирного населения в результате боевых операций сил коалиции. Х. Карзай отдельно отметил необходимость укрепления и наращивания афганских сил безопасности.

Вместе с тем, американская администрация не спешит с принятием решения об отправке дополнительных войск в Афганистан. Президент Б. Обама заявил, что решение по данному вопросу будет принято только после завершения анализа обстановки и «определения дальнейшей стратегии в этой стране».

Между тем основные союзники США не намерены наращивать свои войска в Афганистане. Так, Великобритания, Германия и Франция (совокупная численность их контингентов в стране достигает 17 тыс. чел.) выступают против направления дополнительных в Афганистан, считая, что НАТО следует сосредоточиться на подготовке местных армии и полиции. Канада (контингент 2850 чел.) заявила, что не намерена отказываться от плана вывода войск из Афганистана в 2011 г. Все более склоняется к возвращению своих военнослужащих (3300 чел.) на родину Италия. Не предполагает увеличивать численность своего афганского контингента (1,5 тыс. чел.) Австралия.

Глава Объединенного центрального командования ВС США генерал Д. Петрэус считает необходимым вывести американские и натовские войска из отдаленных районов Афганистана и сосредоточить их в наиболее густонаселенных районах страны, где боевики движения «Талибан» представляют наибольшую угрозу («всего 10 проц районов Афганистана, в которых боевики осуществляют две трети своих боевых операций»). По мнению генерала, именно здесь коалиционные войска могут сыграть решающую роль в войне против боевиков. Однако в афганском руководстве высказываются опасения, что в случае ухода сил союзников из отдаленных районов, талибы, скорее всего, значительно активизируют там свои боевые операции.

Комиссия по претензиям и жалобам и Независимая избирательная комиссия договорились о необходимости пересчета результатов голосования по выборам президента Афганистана на трех тысячах избирательных участках. Приближается к завершению процесс рассмотрения жалоб о наиболее серьезных нарушениях, которые могут повлиять на итоги выборов. Госсекретарь США Х. Клинтон заявила 23 сентября, что американская администрация не склонна безоговорочно признавать Х. Карзая победителем на выборах 20 августа, несмотря на предварительные данные, свидетельствующие о получении им наибольшего числа голосов. Клинтон признала, что считает коррупцию в правительстве Карзая «угрозой национальной безопасности» Афганистана.

Командующий пакистанской армии генерал А. Кияни заявил 24 сентября, что военные близки к победе в войне с терроризмом в стране. Вместе с тем, как показывает ход событий, активность боевиков экстремистских исламистских вооруженных группировок все еще остается высокой. В первую очередь, это относится к северо-западным регионам страны, прилегающим к границе с Афганистаном. На минувшей неделе здесь был совершен ряд вооруженных нападений и крупных терактов, ответственность за которые взяли на себя местные талибы.

Президент Йемена А. А. Салех 26 сентября призвал шиитских мятежников на северо-западе страны принять пять условий, предложенных ранее правительством для прекращения боевых действий, а именно вывести свои отряды из захваченных районов и разблокировать дороги; прекратить диверсионные акции; сдать властям захваченные оружие, военное снаряжение и государственное имущество; освободить заложников и прекратить вмешательство в деятельность местных органов власти. Салех подчеркнул, что правительство не прекратит военные операции против мятежников, пока они не выполнят все перечисленные условия, заявив, что власти готовы воевать с боевиками «пять или шесть лет, если это необходимо». В течение всей прошедшей недели правительственные войска (три бригады сухопутных войск, поддерживаемые танками, артиллерией и авиацией) вели наступательные действия против сил мятежников в различных районах провинций Саада и Амран. По имеющейся информации, в боях с шиитскими боевиками наряду с регулярной армией участвуют отряды суннитских племен. Сообщается о многочисленных потерях с обеих сторон.

25 сентября на совещании в Нью-Йорке руководителей внешнеполитических ведомств США, Египта, Иордании, Ирака и аравийских монархий принято заявление, в котором выражена озабоченность ситуацией в Йеменской республике и высказана полная поддержка «президенту Йемена А. А. Салеху и его армии» в борьбе с мятежниками.

В саудовском городе Джидда 23 сентября состоялась деловая встреча короля Саудовской Аравии Абдаллы и президента Сирии Б. Асада. Обе стороны оценивают ее итоги как позитивные для нормализации отношений между двумя государствами и для координации усилий в деле решения некоторых региональных проблем. В частности, высказывается предположе-ние, что встреча Абдаллы и Асада может способствовать урегулированию затянувшегося внутриполитического кризиса в Ливане.

Самое крупное в Сомали радикальное исламистское движение «Аш-Шабаб» («Молодежь»), ведущее вооруженную борьбу с правительством, 22 сентября опубликовало видеозапись, в которой впервые открыто объявило о своих союзнических отношениях с «Аль-Каидой».

Приложение

О ходе формирования Афганской национальной армии

Военно-политическое руководство США и стран НАТО в условиях ухудшающейся ситуации в Афганистане считает укрепление местных силовых структур, их более широкое участие в решении задач по обеспечению безопасности и в борьбе с вооруженными формированиями оппозиции в качестве одного из важнейших факторов, который должен способствовать стабилизации обстановки в стране, позволит сократить участие войск западной коалиции в боевых операциях, а в перспективе даст возможность постепенно приступить к выводу войск из Афганистана. Афганское правительство также выступает за создание сильных национальных ВС и сил безопасности. В Кабуле отчетливо понимают, что без успешного решения этой задачи правительство, даже в условиях длительного пребывания на территории Афганистана сил международной коалиции, не сможет установить и надежно удерживать контроль над территорией страны. В этой связи западные союзники и кабульские власти уделяют особое внимание повышению боеспособности Афганской национальной армии (АНА).

В настоящее время АНА насчитывает примерно 94 тыс. человек и состоит из сухопутных войск и ВВС (Воздушный корпус - ок. 1,5 тыс. чел.). В полиции числится до 82 тыс. человек. По американским планам к декабрю 2011 г. численность афганской армии должна составить 134 тыс. человек. Однако, «по политическим причинам» этот срок сокращен до октября 2010 г. По мнению же командующего ВС США и НАТО в Афганистане генерала С. Маккристала, АНА должна насчитывать 240 тыс. человек, а полиция – 160 тыс. человек. Министр обороны Афганистана генерал А. Вардак в 2008 г. заявил, что стране требуется от 250 до 300 тыс. солдат и полицейских (12-14 вооруженных людей на тысячу жителей), «чтобы мы были в состоянии защитить себя в условиях отсутствия международных сил». Афганские военные также выступают за ускорение процесса модернизации и технического оснащения национальных вооруженных сил.

Организационно сухопутные войска АНА состоят из 4-х региональных командований, 5-и армейских корпусов (АК, в каждом от 1 до 4 пехотных бригад, всего 14 бригад), бригады быстрого реагирования, большого числа отдельных батальонов, в т. ч. «коммандос», а также специальных подразделений по борьбе с наркотиками. В 2009 г. завершено формирование т. н. «столичной дивизии», предназначенной для защиты Кабула и прилегающих к городу районов. Кроме того, новая дивизия является стратегическим резервом верховного командования АНА и считается силой, способной воспрепятствовать возможному военному перевороту. Создание дивизии позволило войскам 201-го АК более активно включиться в борьбу с боевиками в восточных приграничных провинциях Нуристан, Кунар и Нанганхар.

Каждый армейский корпус имеет свою зону ответственности: 201-й АК (штаб в Кабуле) – восток и часть центра страны; 203-й АК (Гардез) – юго-восток; 205-й АК (Кандагар) – юг; 207-й АК (Герат) – запад и часть центра страны; 209-й АК (Мазари-Шериф) – север.

На вооружении афганских сухопутных войск состоит преимущественно оружие и военная техника советских образцов, доставшаяся АНА в наследство от армии от режима, существовавшего до 1992 г., или полученная от бывших соцстран и республик бывшего СССР. Это танки Т-55 и Т-62, БМП-1/2, артиллерийские орудия калибра от 76 до 152 мм, РСЗО «Град» и «Ураган», ПТРК «Малютка», зенитные установки и орудия калибра от 23 до 100 мм. Точное количество всей этой боевой техники неизвестно.

В настоящее время идет процесс замены советского оружия на западные, в основном американские образцы. В первую очередь, это относится к стрелковому оружию. В частности, вместо автоматов Калашникова в войска поступают американские автоматические винтовки М16А2. Однако в целом процесс замены идет медленно, а в некоторых случаях МО Афганистана отказывается переходить на западное вооружение. Так, афганцы на ближайшую перспективу хотят оставить в войсках советские 122-мм гаубицы Д-30, отказываясь от американских 155-м гаубиц. Планируется улучшить транспортное обеспечение армии.

На вооружении Воздушного корпуса в настоящее время состоит 32 летательных аппарата: 7 транспортных самолетов (Ан-32, Ан-26) и 25 вертолетов (боевых Ми-35 – 8, транспортных Ми-17 - 17). Планы строительства ВВС предусматривают превращение их в силу, способную эффективно действовать в противопартизанских и противоповстанческих операциях. К 2013 г. общее число летательных аппаратов намечено довести до 120-125. Планируется принять на вооружение дополнительное число вертолетов и транспортных самолетов, а также приобрести легкие штурмовики, разведывательные и учебно-тренировочные самолеты, создать систему управления и связи ВВС. В настоящее время ведется подготовка офицеров-авианаводчиков для обеспечения взаимодействия с сухопутными войсками. Входящие в состав ВВС подразделения ПВО имеют на вооружение небольшое число зенитных установок и орудий, а также ПЗРК «Стрела» различных модификаций.

Комплектование армии личным составов осуществляется путем набора добровольцев (контрактников) в возрасте от 18 до 28 лет. Обучение афганских военнослужащих осуществляется по стандартам НАТО и при широком участии советников и инструкторов из стран альянса. В войсках натовские инструкторы работают вплоть до уровня батальона и роты, а в некоторых случаях и до взвода. Личный состав вновь формируемых батальонов АНА готовится инструкторами из Великобритании, Румынии, США и Франции в Кабульском военном учебном центре. Здесь одновременно проходят 10-и недельную подготовку 1100-1200 человек. Центры подготовки новобранцев имеются в Герате, Мазари-Шерифе и Хосте. Сержантский состав обучается в специальной академии (училище) на основе соответствующих программ ВС Великобритании. Младших офицеров готовит Национальная военная академия в Кабуле, учебные программы которой основаны на программах американского Вест-Пойнта. Срок обучения – 4 года. Для ускоренной подготовки офицеров имеются шестимесячные курсы. Старший офицерский состав обучается в Командно-штабном колледже по программам, составленным французскими специалистами. Вместе с тем, основу офицерского корпуса АНА (до 75 проц), все еще составляет поколение, прошедшее советскую военную подготовку. Так, к данной категории относятся все командиры корпусов.

Для АНА характерны слабая техническая оснащенность, недостаточная мобильность войск, низкий уровень управления войсками, неразвитость систем связи и тылового обеспечения. Соединения и части не обладают достаточной огневой мощью для эффективного поражения противника, Отстает от требований обстановки уровень противопартизанской и противоповстанческой подготовки командиров, штабов и войск. Очень ограниченными остаются боевые возможности ВВС. Подлинным бичом афганских ВС являются поголовная коррупция и непотизм. Повсеместно ощущается острая нехватка квалифицированных командиров и штабных офицеров. «Проблемным» остается сержантский состав, что, по мнению западных военных, является наследием советской традиции, когда «офицер делает все», а сержант проявляет минимум инициативы. От 70 до 80 проц новобранцев не умеют читать и писать. Поэтому их первоначально обучают элементарной грамоте. На качестве добровольцев сказывается и низкое жалование солдат - до 70 афгани в день, что меньше «зарплаты» боевиков движения «Талибан». Но здесь, как утверждают иностранные военные инструкторы, положительно сказывается негативное отношение добровольцев к талибам, которых они считают «убийцами». Положительным является и то, что большинство афганских солдат «выступают за установление безопасности и стабильности» в стране.

В настоящее время, по оценкам натовских военных, из 116 сформированных и обученных батальонов АНА лишь 46 могут действовать самостоятельно, включая планирование боевых действий, а 70 батальонов в состоянии выполнять боевые задачи только при поддержке коалиционных сил. Афганская армия выполняет сейчас 57 проц боевых операций, а в некото-рых районах страны полностью отвечает за обеспечение безопасности. Но здесь следует отметить, что наиболее крупные и сложные войсковые операции продолжают планировать и осуществлять войска западной коалиции, а части АНА, хотя и принимают в них участие, но не играют главной роли, выполняя вспомогательные задачи.

В целом, по мнению западных военных, недавняя крупная войсковая операция в провинции Гильменд и качество обеспечения безопасности при подготовке и проведении в стране президентских выборов, когда местные силы безопасности «продемонстрировали свое бессилие», не сумев предотвратить многие акции боевиков, показывают, что «афганские солдаты и полицейские делают успехи не так быстро, как ожидалось». Здесь же отметим, что поддержка руководством Афганистана идеи увеличения численности контингента ВС США в стране свидетельствует о его неуверенности в способности АНА самостоятельно противостоять силам движения «Талибан».

Начало