Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Иран: апрель-2009. Экономическая ситуация

В.И. Сажин

1. Некоторые общие экономические вопросы

Накануне официального начала предвыборной президентской кампании президент Ирана Махмуд Ахмадинежад призвал к проведению экономических реформ и выплате гражданам субсидии на общую сумму 6 млрд долларов. Отметив, что экономическое положение ИРИ хорошее, г-н Ахмадинежад заявил: «Если мы предоставим субсидии 50 млн человек, мы сможем выплатить каждому по 120 долларов в месяц… Проект субсидий является самым существенным среди подготовленных экономических программ в Иране». При этом иранский президент надеется на высокие доходы от экспорта нефти.

Безусловно, это явно предвыборное пропагандистское заявление. Во-первых, не понятно, почему руководитель исполнительной власти только при завершении своего президентского срока вспомнил об экономических реформах? Во-вторых, «проект субсидий» — явно пиаровский ход, целиком вписывающийся в популистскую концепцию Ахмадинежада, которая «на ура» воспринимается основной частью малоимущего населения страны и вызывает резкую критику со стороны серьезных иранских экономистов.

О значении энергетических ресурсов для высокой международной политики и, в частности, для Ирана рассказал в журнале «Эксперт» (№ 13, 06.04.2009) генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности России Константин Симонов. Он отметил, что Иран становится ключевой фигурой в геополитической игре, прежде всего по энергетическим причинам. В энергетике замены углеводородам нет и в течение обозримых пятнадцати-двадцати лет не предвидится — мир лишь будет постепенно переходить в рамках углеводородного уклада от нефти к газу. Но это для Ирана не проблема: по оценкам компании British Petroleum (BP), Иран занимает второе место в мире и по доказанным нефтяным, и по доказанным газовым запасам. Такая страна с такими богатствами в принципе не может оставаться вне игры. Она обязательно появится на рынке. Вопрос лишь в том, на каком рынке и в какое время.

Однако, как считает К. Симонов, в отношении ИРИ сложилась странная ситуация. Страна, которая обладает 15% доказанных мировых запасов газа, не только не готова этот газ добывать, но еще и импортирует его из соседних государств. В печальном состоянии пребывает и иранская нефтяная промышленность: находясь на втором месте по запасам нефти, Иран вынужден импортировать бензин. Своих денег на то, чтобы поднять эту промышленность, у Ирана нет. В последнее время Исламская Республика лихорадочно пытается получить пропуск в клуб суперэлитных государств и ради этого запустила два довольно дорогих проекта — ядерную и космическую программы. Поэтому сейчас страна очень нуждается в деньгах. Европейские компании не будут активизировать свою деятельность на иранском рынке без отмашки Вашингтона. Причины просты: например, французская компания Total, работающая на иранском месторождении Южный Парс, примерно на треть принадлежит американским инвесторам. Американские акционеры владеют в ней большей долей, чем французские.

В целом же, для того чтобы поднять иранскую нефтегазовую промышленность до уровня готовности к масштабным экспортным поставкам, нужно как минимум пять-семь лет.

Но перед тем как начинать экспорт углеводородов, Ирану нужно еще решить проблему с Катаром. Ведь то, что в Иране называется иранским месторождением Южный Парс, в Катаре именуется катарским месторождением Северный Купол. Сам пласт фактически пролегает в недрах двух государств, а из пласта идут две оторочки — одна на иранскую, другая на катарскую территорию. И тот, кто начнет качать газ первым, фактически может качать его из недр другого государства. Поэтому Ирану и Катару придется договариваться — и тут, кстати, нужно учесть, что влияние США на Катар больше, чем на Иран.

В целом, справедливая характеристика нефтегазового и в значительной степени экономического состояния Ирана.

Нефть и нефтепереработка

В апреле Иранская компания по добыче нефти в море объявила об открытии нового месторождения. Эксперты оценивают запасы в 1 млрд баррелей. Новое нефтяное поле получило название в честь горной цепи Бин Лауд. Точный объем добываемых резервов будет назван позднее.

Ранее Иран уже объявлял об открытии семи других месторождений, которые в сумме также содержат около 1 млрд баррелей нефти. По данным статистики, Иран является сейчас четвертым в мире поставщиком нефти. Он контролирует около 5% мировых запасов.

Однако падение цен на нефть на мировом рынке самым негативным образом сказалось на освоении Ираном своих нефтяных месторождений. В апреле Иран предупредил мировое сообщество, что не сможет в дальнейшем разрабатывать собственные нефтяные месторождения, если цена на нефть будет ниже 80 долларов за 1 баррель. Министр нефтяной промышленности ИРИ Голям Хосейн Назари сказал: «Нынешняя ситуация на нефтяном рынке имеет негативное влияние на промышленность и экономику Ирана. Нашей целью является увеличение стоимости нефти с 40–50 долларов за баррель до 80 долларов».

В связи со сложным финансовым положением, Иран предпринимает шаги по привлечению иностранных фирм для работы на нефтяных месторождениях страны. Было отобрано 10 компаний — как европейские фирмы, так и совместные с иранскими компаниями предприятия, для разработки шести нефтяных месторождений страны, среди которых — Альборз, Бушкан, Кукан и Кухмунд. К выставлению на тендер готовы еще семь месторождений, среди которых — Гордан, Ассалуех, Мохтар, Салах и Кавир – Кух.

В то же время в апреле Национальная нефтяная компания Ирана (NIOC) сделала предупреждение компаниям Shell и Repsol и дала им 45 дней для обнародования программы участия в добыче на месторождениях Южный Парс.

В уведомлении говорится, что если Shell и Repsol не обнародуют свое видение участия в проекте до назначенного срока, «их места будут переданы другим компаниям». Известно, что Shell и Repsol в 2007 г. подписали с NIOC контракт на развитие 13 и 14 фаз газового месторождения Южный Парс, но, как считают иранцы, пока компании не выполнили своих обязательств. Кроме того, французская Total также подписала контракт на участие в разработке месторождения Южный Парс, но она, по мнению иранской стороны, слишком тянет время. Поэтому NIOC обсуждает проект, в котором должен участвовать Total, с одной из китайских компаний.

В настоящее время Иран обладает ограниченной мощностью переработки легкого топлива. Ежедневно в Иране потребляется 72 млн литров (почти 453 тыс. баррелей) бензина и более 90 млн литров (почти 550 тыс. баррелей) дизельного топлива. При этом для удовлетворения ежедневных нужд необходимо дополнительно импортировать 26 млн литров (163,5 тыс. баррелей) бензина (36,1%) и около 9 млн литров (около 57 тыс. баррелей) дизельного топлива (10%).

Однако по подсчетам экономистов, к середине текущего года Иран может возобновить экспорт дизельного топлива. В последние месяцы возросший объем поставок газа на внутренний рынок Ирана снизил использование дизельного топлива на электростанциях, что создало его излишки, которые стало возможным выпустить на внешний рынок. Как ожидается, Иран сможет ежемесячно экспортировать до 450 тыс. баррелей дизельного топлива.

Мощность нефтепереработки Ирана в 2008 г. составила около 1,5 млн баррелей в сутки: Абадан — 350, Исфахан — 284, Бандар Аббас — 232, Тегеран — 220, Арак — 170, Тебриз — 100, Шираз — 40, Керманшах — 25, Лаван Исланд — 30; итого —1451.

Помимо перспективных планов по разработке месторождений нефти и увеличения ее добычи, в Иране существуют масштабные проекты по увеличению мощностей по переработке нефти в два раза. К 2012 г. Иран намерен увеличить переработку до 3 млн баррелей в сутки.

Для этого Тегеран привлекает иностранные компании, в частности, ту же Total. NIOC подписала с этой компанией контракт стоимостью 32 млн евро на выполнение работ по модернизации трех нефтеперерабатывающих предприятий.

Газ

В Иране в юго-западной провинции Фарс открыто новое газовое месторождение, получившее название «Сефид Бахон». Его запасы оцениваются в 6 трлн куб. м природного газа. С учетом нового месторождения разведанные запасы природного газа ИРИ оцениваются в более чем 30 трлн куб. м. К 2025 г. Иран планирует добывать до 400 млрд куб. м в год. Сейчас ежегодная добыча составляет около 200 млрд куб. м газа в год.

Нефтехимия

Заместитель министра нефти Ирана Адель Нежад Салим заявил в конце апреля, что объем производства нефтехимической продукции в 2008 г. достиг 27,1 млн т. Это на 18% превышает результаты предыдущего года. По прогнозам, в текущем году объем производства нефтехимической продукции составит 39 млн т. В новых нефтехимических проектах Ирана принимают участие такие страны, как Южная Африка, Турция, Индия и Венесуэла. Доля экспортируемой Ираном нефтехимической продукции составляет 30% общего объема внешнеторгового экспорта страны.

В апреле Национальная нефтехимическая компания Ирана (NPC) привела данные: объем экспортируемой из ИРИ нефтехимической продукции за прошедший иранский календарный год (21.03.2008 – 20.03.2009), выраженный в ценовом эквиваленте, составил 7,1 млрд долларов. В основном, из Ирана экспортируются метанол, полиэтилен, сжиженный газ и этилен. В прошлом году в стране было произведено 29,7 млн т нефтехимической продукции. Ожидается, что в текущем году Иран увеличит объем производства нефтехимической продукции до 39 млн т.

Турецкая компания Petrochemical Holding Corp. (Petkim) объявила о том, что собирается построить в Иране два нефтехимических завода. В апреле Petkim подписала предварительное соглашение с иранской NPC International Limited (NPCI), согласно которому турецкая компания будет участвовать в создании предприятий по производству этанола и полиэтилена на территории ИРИ. Завод по производству полиэтилена будет иметь мощность 300 тыс. т в год, а по производству метанола — 1,65 млн т. Petkim, частью которой владеет турецкое правительство, заявляет о том, что возьмет на себя ответственность за строительство заводов и наем тысяч рабочих для них. Стоимость проекта пока не разглашается.

Энергетика

Иранская атомная станция Бушер, строящаяся с помощью России, в середине лета начнет производить 500 МВт электроэнергии.

Горнорудная промышленность и металлургия

Иранская компания Hormozgan Aluminium (Hormozal) в конце мая или начале июня текущего года планирует ввести в строй новый алюминиевый завод мощностью 147 тыс. т металла в год. Предприятие расположено в специальной зоне Persian Gulf Mining & Metal Industries (13 км к западу от порта Бендер-Аббас). Поблизости находится завод, принадлежащий корпорации Almahdi Aluminium, но его производительность равна 110 тыс. т металла.

Стоимость проекта нового завода составляет 800 млн долларов, из них примерно 350 млн предоставил европейский банковский консорциум во главе с итальянским банком Medio Credito Centrale.

В апреле поступили сведения, что иранские металлургические предприятия сокращают цены на оцинкованную сталь с 8,55-9,2 млн риалов за 1 т до 7,9-9,0 млн риалов за 1 т (785-895 долларов за 1 т) за 0,50–1,25-миллиметровую оцинковку. Нынешнее уменьшение цен на указанную продукцию произошло как реакция на ухудшающиеся условия рынка. Напомним, что за последние 12 месяцев Иран импортировал более 182 тыс. т оцинкованной стали.

В прошлом году производство угольного концентрата в Иране увеличилось на 24% по сравнению с предыдущим годом и составило 1,3 млн т. Эта цифра на 3% превысила прогнозируемый уровень производства.

За аналогичный период объем добычи железной руды вырос на 19% и составил 25,4 млн т. В текущем году Иран намерен увеличить уровень добычи железной руды до 27,3 млн т.

13 апреля торжественным открытием в г. Бушере нового цементного завода производственной мощностью 1,5 млн т цементной продукции в год был отмечен День самодостаточности цементной отрасли.

Объем производства цемента в Иране за прошлый иранский год составляет 64 млн т. В настоящее время ИРИ является самодостаточной страной не только в области производства цемента, но и в области строительства цементных заводов.

Машиностроение

В ближайшее время в районе г. Кашан состоится открытие завода автомобилестроительной группы (АГ) «Сайпа». Согласно разработанным проектам, завод будет производить до 150 тыс. легковых автомобилей и пикапов в год. На первом этапе предполагается выпускать две новые модели, спроектированные в АГ «Сайпа», — Miniatur и Morvarid. На последующих этапах завод будет располагать возможностями производить и другие автомобили.

Кузовной цех площадью 22 тыс. кв. м будет полностью автоматизирован. В цехе ежечасно будут собирать 32 автомобиля Miniatur и 10 автомобилей Morvarid.

Покрасочный цех завода строится иранскими специалистами. Его проектирование было поручено нескольким европейским компаниям, а строительство цеха, монтаж оборудования и руководство работами полностью осуществляются иранскими компаниями и специалистами АГ «Сайпа». Пропускная способность покрасочного цеха составляет до 30 легковых автомобилей в час.

В покрасочном цехе будут применяться технологии покраски кузовов автоэмалями на водной основе. АГ «Сайпа» придает особое значение качеству продукции и защите окружающей среды, а автоэмали на водной основе причиняют окружающей среде значительно меньший ущерб, чем химические эмали.

Линия по производству автомобилей Morvarid будет введена в эксплуатацию в конце июля, а линия по производству автомобилей Miniatur — в середине октября текущего года.

Примечательно, что АГ «Сайпа» вошла в список 100 лучших компаний Ближнего Востока по объему продаж. Cогласно Middle East Economic Digest, компания занимает 89-е место в этом списке.

АГ «Сайпа», являющаяся, наряду с «Иран Ходро», крупнейшей автомобилестроительной компанией Ирана, была основана в 1966 г. в Тегеране. В 2007 г. «Сайпа» запустила линию по производству автомобилей марки «Saba» в Сирии. В декабре 2008 г. «Сайпа» разработала и приступила к производству автомобиля собственной конструкции Miniator. Все части нового седана производятся внутри страны 122 иранскими компаниями.

Сельское хозяйство

6 апреля министр сельскохозяйственного джихада Ирана г-н Эскандери заявил, что Иран не только поставляет свою сельхозпродукцию на внутренний рынок, но и экспортирует избытки урожая в 85 стран мира. «Благодаря своему географическому расположению и благоприятным климатическим условиям, Иран обладает богатым потенциалом для выращивания различных сельскохозяйственных культур», — добавил он.

Сельское хозяйство составляет 10% в структуре ВВП Ирана, в нем занято примерно 30% населения. Иран является крупнейшим мировым производителем и поставщиком фисташек, уступая лишь США и Турции.

Общий объем производства сельхозпродукции по сравнению с 2007 г. вырос на 20% и составил 108 млн т в 2008 г.

В основном Иран экспортирует фрукты и сухофрукты, орехи, специи и консервированную плодоовощную продукцию. Экспортируется ежегодно около 8 млн т данной продукции.

Согласно данным Центробанка Ирана, в 2008 г. Иран экспортировал сельхозпродукцию на сумму 3,2 млрд долларов, что на 6,1% выше, чем в 2007 г.

В апреле Министерство сельскохозяйственного джихада Ирана объявило, что страна не будет импортировать пшеницу в случае существенного увеличения объемов производства зерновых в текущем сезоне.

Согласно официальным прогнозам, урожай пшеницы в Иране в текущем году составит 13 млн т. В случае выпадения достаточного количества осадков некоторые аналитики надеются даже на 15 млн т. При этом ряд международных агентств все же уверен, что Иран останется импортером пшеницы, поскольку фактический урожай зерновых может оказаться гораздо ниже официальных прогнозов. Так, по данным Financial Times, в 2008/09 г. ИРИ закупит на внешних рынках 8,5 млн т, что составит 6,5% мировых объемов торговли пшеницей. Общая стоимость импорта оценивается примерно в 2,0–2,5 млрд долларов. Напомним, что в 2007/08 г. Иран импортировал всего 0,2 млн т пшеницы. В 2004 г. ему удалось достичь продовольственной безопасности в отношении этой культуры. Однако затем плохие урожаи вынудили Тегеран обратиться к международному рынку.

В результате Иран стал крупнейшим импортером пшеницы, основного продовольственного товара для страны. При этом впервые за последние 26 лет стране пришлось закупать пшеницу в Соединенных Штатах. В июле прошлого года из США был ввезен 1 млн зерна на сумму 356 млн долларов.

Более того, Иран ощущает дефицит кукурузы. Государственная компания Ирана SLAL объявила тендер (до конца апреля) на закупку 100 тыс. т кукурузы. Согласно условиям тендера, к участию в нем допускалось только зерно из Аргентины или Бразилии.

2. Внешнеэкономические связи

Общие проблемы

Президент Российского газового общества Валерий Язев, характеризуя проект газопровода NABUCCO, отметил, что без участия Ирана реализация этого проекта существенно осложнится. По словам Язева, газопровод имеет две основные проблемы — это отсутствие сырьевой базы, а также то, что его трасса проходит через территории неустойчивых государств. Г-н Язев сказал: «Без сырьевой базы Ирана проект тяжело реализуем. При этом Иран вынужден сам импортировать газ, так как у него нет финансовых возможностей для развития добычи. Поэтому существует взаимный интерес Ирана и NABUCCO. Но если тема участия Ирана в проекте закроется, то этот проект осложнится, так как Туркмения весь свой газ на годы вперед продала России, а Азербайджан может выдавать объемы только при условии освоения своего месторождения Шах-Дениз».

В свою очередь, министр нефти Ирана Голям Хосейн Назари рассказал о другом газовом проекте. В соответствии с ним иранский газ будет поставляться в европейские страны через Ирак, Сирию, Средиземное море и далее в Грецию и Италию. Сейчас Тегеран ведет переговоры с партнерами. Но в конечном итоге будет достаточно трехстороннего соглашения по этому вопросу (между Ираном, Сирией и Ираком). Имя газопроводу уже дали: Persian Pipeline (Персидский газопровод).

Как считают эксперты, в этих условиях строительство газопровода NABUCCO теперь вряд ли вообще имеет смысл. Газ для него европейцы хотели брать в Туркмении, Казахстане, Азербайджане и Иране. Но сейчас первые две страны уже продают весь свой идущий на Запад газ Газпрому, и по очень выгодной для себя цене. Так же собирается поступить Азербайджан. А теперь Иран объявил о собственном экспортном проекте. Газа для NABUCCO просто не осталось.

20 апреля президент Торговой палаты Ирана Мохаммад Нахавандиан заявил о готовности частного сектора развивать торговые связи с другими странами. Он, в частности, заметил, что экономический кризис создал благоприятные условия и прекрасные возможности для расширения торговых связей ИРИ с другими странами.

С целью вхождения частного сектора на иностранные рынки Торговая палата Ирана планирует учредить несколько торговых советов в Южной, Центральной и Северной Америке. При этом Нахавандиан подчеркнул, что уже сформирован Ирано-африканский торговый совет.

Торговая палата Ирана также разрабатывает план расширения торгово-экономического сотрудничества с европейскими странами, который будет представлен в ближайшее время.

Армения

В результате армяно-иранских политических договоренностей между президентами Сержем Саргсяном и Махмудом Ахмадинежадом Иран инвестирует в экономику Армении порядка 980 млн долларов США. Иранская сторона уже готова вложить в строительство железной дороги Армения – Иран 400 млн долларов (общая стоимость проекта составит 1,0-1,2 млрд долларов). Эта дорога не только создаст новые рабочие места, но и позволит Армении через транспортную систему Ирана связаться со странами Центральной Азии и Китаем. Россия также подтвердила свою заинтересованность в этом проекте. Протяженность железной дороги Иран – Армения составит порядка 470 км, из которых 60 км пройдут по территории Ирана, а остальные — по территории Армении. Работы будут осуществляться в несколько этапов: изучение ТЭО проекта, уточнение финансовых источников, выбор оптимального маршрута и непосредственно строительство.

Между Арменией и Ираном достигнута также договоренность о строительстве нефтепровода Иран – Армения с пропускной способностью 2,5 млн т, по которому Армения будет получать переработанную нефть. Это позволит ей иметь альтернативный канал поставок топлива и снизит цену на него в Армении. Страна сможет экспортировать нефтепродукты, так как ее собственная потребность составляет порядка 500 тыс. т.

Другой важной договоренностью является строительство ГЭС на р. Аракс, которое обойдется примерно в 250 млн долларов США. Основные финансовые инвестиции осуществит иранская сторона, а позднее с ней будут произведены расчеты с помощью электроэнергии, товаров или оборудования.

Афганистан

В начале лета завершится строительство первой железной дороги в Афганистане, протяженность которой составит 61 км. Железнодорожная ветка пройдет от станции Санган на иранской территории до г. Герат на западе Афганистана. В последствии планируется строительство еще одной ветки — от Герата до торгового порта Ширхан. Иран оказал Афганистану техническое содействие в строительстве этой железной дороги, выделив на осуществление проекта 75 млн долларов. В настоящее время железные дороги в Афганистане отсутствуют. Короткие железнодорожные пути протяженностью не более 1 километра имеются только в порту Хайратон, куда из Узбекистана железнодорожными вагонами доставляются различные грузы.

Первая в Афганистане железная дорога будет оснащена системой автоматического контроля движения поездов из единого диспетчерского центра

Афганистан, Пакистан, Иран

В конце апреля главы внешнеполитических ведомств Ирана, Афганистана и Пакистана приняли совместную декларацию о развитии разносторонних взаимовыгодных отношений. В документе, в частности, подчеркивается настоятельная необходимость расширения трехсторонних экономических и торговых связей, транзитных перевозок, упрощения таможенных процедур, расширения возможностей предоставления друг другу различных товаров и услуг, устранения дисбаланса в торговых отношениях.

Главы МИДов Афганистана, Пакистана и Ирана договорились интенсифицировать строительство железных дорог и автомагистралей, что, по их мнению, будет способствовать наращиванию объемов торговли, масштабов экономического развития и укреплению регионального сотрудничества между тремя странами.

В совместной декларации также подчеркивается необходимость осуществления проектов транспортировки электроэнергии из Центральноазиатского региона в Иран и Пакистан через территорию Афганистана, развития сотрудничества в области сельского хозяйства, инвестиций в соответствии с законодательством каждой из стран, свободного принятия участия в аукционах и тендерах.

Министры иностранных дел г-да Спанта, Курейши и Моттаки договорились создать совместные центры подготовки рабочих кадров для осуществления совместных экономических проектов.

Африка

14 апреля в Тегеране министр промышленности и рудников Ирана Али Акбар Мехрабиян провел переговоры с министром промышленности Сенегала Оусмане Нгоном. Во время визита стороны подписали меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве.

Согласно этому документу предполагается сотрудничество двух стран в различных областях промышленности. Иранская сторона берет на себя обязательства по разработке месторождений и эксплуатации шахт и рудников на территории Сенегала. Среди крупных проектов можно также отметить строительство электростанций и завода по производству иранских легковых автомобилей «Иран Ходро». Было подчеркнуто, что Иран заинтересован в дальнейшем расширении экономических и культурных связей с Африканским континентом.

Венесуэла

В начале апреля по итогам визита президента Венесуэлы Уго Чавеса в Иран было принято ирано-венесуэльское заявление, в котором сказано, что две страны намерены совместно бороться с последствиями мирового финансово-экономического кризиса и укреплять двусторонние отношения во всех областях, в частности в экономике и торговле.

Президент Венесуэлы Уго Чавес и президент Ирана Махмуд Ахмадинежад открыли в Тегеране Ирано-венесуэльский банк. Начальный уставной капитал банка определен в размере 200 млн долларов, внесенных сторонами в равных долях. В будущем капитал банка будет увеличен до 1,2 млрд долларов. Этот финансовый институт станет финансировать совместные проекты двух стран в сфере промышленности, геологоразведки и торговли.

Президенты двух стран подписали также соглашение о создании совместного горнодобывающего предприятия. Деятельность нового международного альянса будет затрагивать шесть видов полезных ископаемых. Махмуд Ахмадинежад собирается в ближайшее время лично посетить Каракас и провести переговоры по поводу скорейшего начала деятельности совместного добывающего проекта. В последнее время Иран активно наращивает национальные объемы производства металлов. В условиях кризиса это одно из немногих государств с растущими показателями производства стали и других видов металлургической продукции.

Президенты Ирана и Венесуэлы подписали соглашение, в соответствии с которым иранская компания Petropars будет разрабатывать в Венесуэле новое месторождение нефти.

Германия

Национальная газовая компания Ирана и германская компания Bayerngas подписали контракт, согласно которому Bayerngas будет осуществлять в Иране работы в газовой сфере, в том числе строительство в ИРИ газоперерабатывающего завода. Компания Вayerngas намерена открыть в Тегеране свое представительство.

Кроме того, Bayerngas намерена в ближайшем будущем закупать у Ирана газ.

Евросоюз

В апреле Статистический отдел Европейской экономической комиссии объявил, что объем товарооборота между Ираном и странами Евросоюза в 2008 г. составил 25 млрд евро, что на 1,5 млрд евро выше по сравнению с предыдущим годом.

Основными торговыми партнерами ИРИ были названы Италия, Германия, Франция. Основываясь на материалах отчета, наиболее крупным партнером Ирана является Италия, заключившая с Ираном торговые соглашения на сумму более 6 млрд евро.

Эта информация была воспринята в Тегеране с энтузиазмом. Директор Организации развития торговли Ирана Мехди Хасанфари, подчеркнув, что европейские страны — главные торговые партнеры Ирана, заявил в этой связи: «Европейские государства стремятся продолжать и развивать двустороннее экономическое сотрудничество с Ираном, несмотря на экономические санкции».

Правда, иранские данные несколько отличаются от данных ЕС. Иранцы так определили рейтинг наиболее активных торговых партнеров ИРИ в 2008 г.: Германия, Швейцария, Италия, Англия и Франция. Товарооборот с этими странами в 2008 г. составил более 15,4 млрд долларов.

Первое место, по иранским данным, среди европейских торговых партнеров Ирана и третье место среди мировых партнеров занимает Германия с товарооборотом 5,55 млрд долларов. За ней идут Швейцария, Италия, Англия и Франция, которые занимают 5-е, 8-е, 9-е и 10-е места среди мировых торговых партнеров Ирана с товарооборотом соответственно 3,53 млрд; 2,25; 2,08 и 2,01 млрд долларов.

Но, несмотря на некоторые цифровые расхождения, нет оснований сомневаться, что Европа — наиболее важный торгово-экономический партнер Ирана.

Ирак

Иран построит в Ираке пять нефтеперерабатывающих заводов. Один из таких заводов планируется возвести в районе священного для шиитов города Кербела.

Кроме того, Тегеран и Багдад подписали соглашение о строительстве нефтепровода между иракским городом Басра и иранским городом Абадан. После завершения этого проекта до 50% мощностей Абаданского нефтеперерабатывающего завода будет отдано под переработку иракской нефти. Каждая из сторон возьмет на себя финансирование строительства нефтепровода на своей территории.

В настоящее время иранский экспорт нефтепродуктов, в частности бензина, в Ирак достиг 800 млн литров в год. Эти объемы до конца текущего года планируется значительно увеличить.

Китай

Китай будет экспортировать в Иран креветки, несмотря на то что производство креветок в Иране удовлетворяет внутреннему спросу. Иранские специалисты бьют тревогу, поскольку производители креветок в Иране могут навсегда потерять внутренний рынок сбыта, если правительство не предпримет какие-то срочные шаги.

Россия

В настоящее время между Ираном и Россией ведутся переговоры о продаже ста самолетов типа «ТУ-204». Большинство из этих самолетов будет собрано в Иране. В российской самолетостроительной компании «Туполев» уверены в перспективности и важности сотрудничества двух стран в сфере производства самолетов.

В области энергетики российско-иранское сотрудничество развивается не только в ядерной сфере, но и в рамках традиционной энергетики. ОАО «Силовые машины» с опережением договорных сроков изготовили и поставили на ТЭС «Рамин» (в районе юго-западного иранского г. Ахваз) первую партию запасных частей для капитального ремонта турбогенератора.

Напомним, что российская компания с 1976 по 1993 гг. поставила на ТЭС «Рамин» шесть турбогенераторов типа ТВВ-320 с водородно-водяным охлаждением мощностью 320 МВт каждый и шесть паровых турбин мощностью по 300 МВт в комплекте с конденсаторами. Строительство ТЭС «Рамин» велось с середины 1970-х годов в соответствии с советско-иранским межправительственным соглашением. Однако из-за ирано-иракской войны оно прерывалось, и монтаж последнего, шестого энергоблока, которым руководили специалисты «Силовых машин», был завершен только в 2002 г.

Другая российская компания, ОАО «ЭМАльянс», заключила контракт с иранской компанией Azarab Ind. Co на проектирование, изготовление и поставку двух котельных установок к энергоблокам 315 МВт. Оборудование предназначено для расширения ТЭС «Бисотун» (г. Керманшах) в Иране. Общая сумма контракта составляет около 50 млн евро. Срок поставки оборудования — первая половина 2011 г.

Расширяется российско-иранское сотрудничество и в области высоких технологий. Так, российская ИТ-компания ЗАО «Софтлайн» (Softline) открыла представительство в Иране. Новый филиал компании сконцентрируется на лицензировании программного обеспечения и предоставлении образовательных услуг. По мнению руководства Softline, решение о выходе на рынок Ирана связано с его большими перспективами. Стратегическая цель филиала — захватить лидирующие позиции на ИТ-рынке Ирана.

Основные клиенты Softline в ИРИ — государственные компании, представительства иностранных организаций, университеты, нефтяные, газовые, машиностроительные компании.

Одним из престижных для Ирана экспортных товаров традиционно являются персидские ковры ручной работы. Для их более активного продвижения на российский рынок в июне-июле в Санкт-Петербурге пройдет специализированная выставка. На прошлогодней аналогичной выставке в России были проданы иранские ковры ручной работы на сумму 2,5 млн долларов.

Сирия

В начале апреля в Дамаске был подписан сирийско-иранский меморандум о взаимопонимании. Документ определяет перспективные направления сотрудничества в области нефти и газа для сирийских и иранских компаний, в частности проект прокладки газопровода от иранских месторождений в зоне Персидского залива к побережью Средиземноморья (проект Persian Pipeline).

В меморандуме упоминается о согласии Ирана построить крупный нефтеперерабатывающий завод в Сирии, а также о планах совместной разведки и освоения новых месторождений нефти и газа на сирийской территории. Иранская сторона заявила о готовности Тегерана снабжать Сирию природным газом, используя турецкую газовую сеть, после реализации к концу 2010 г. совместных с Анкарой проектов.

США

В апреле заместитель министра нефти ИРИ Хосейн Ногрекар Ширази заявил, что Иран готов к сотрудничеству с американскими нефтяными компаниями, если они примут условия Ирана. Г-н Ширази подчеркнул, что «Национальная нефтяная компания Ирана никогда не отказывала в сотрудничестве ни одной американской компании. Они сами лишали себя такой возможности». Отметив, что в настоящий момент ИРИ не имеет каких-либо проблем с западными странами, г-н Ширази сказал: «Если иранские условия и законы страны принимаются западными и азиатскими компаниями при заключении нефтяных соглашений, Тегеран всегда готов к переговорам».

Турция

Иранский посол в Турции Бахман Хосейнпур объявил 27 апреля, что торговый оборот между двумя странами в 2008 г. достиг рекордной цифры в 12 млрд долларов. Это стало следствием двусторонних усилий, направленных на достижение уровня в 20 млрд долларов в год. Иранский посол отметил положительную роль в этом процессе предпринимателей обеих стран. Но в данном случае процессом увеличения торгового оборота между Турцией и Ираном руководят правительства обеих стран.

В русле достижения поставленной цели товарооборота в 20 млрд долларов стороны обсуждают возможности, перспективы и преимущества использования национальных валют этих стран в торговом обороте между двумя государствами и исключение доллара из торгового оборота между ними.

3. Инвестиции

Заместитель министра нефти Ирана Адель Нежад Салим заявил, что к концу текущего года в нефтехимическую отрасль будет инвестировано 12 млрд долларов, которые пойдут на реализацию десяти нефтехимических проектов. Участие в инвестировании проектов примут Южная Африка, Турция, Индия и Венесуэла.

В свою очередь, ОАЭ, Малайзия, Индия и Китай выразили заинтересованность в инвестировании средств в промышленные объекты иранской специальной экономической зоны горнорудной и металлургической промышленности Персидского залива (провинция Хормозган).

Приоритетными направлениями развития зоны являются энергоемкая промышленность и электроэнергетика с ежегодным объемом производства 10 млн т стали, 500 тыс. т алюминия, 3 тыс. мегаватт электроэнергии.

Общая сумма инвестиций в специальную экономическую зону в 2008 г. составила 500 млн долларов. Ожидается, что в текущем году эта цифра достигнет 700 млн долларов. Продукция металлургической промышленности, а также сырье и минералы экспортируются в такие страны, как Пакистан, ОАЭ, Япония, Тайвань.

В апреле экономическая и околоэкономическая риторика администрации президента Махмуда Ахмадинежада и его сторонников служила интересам предстоящих президентских выборов и была направлена на убеждение избирателей в правильности экономического курса правительства и необходимости его продолжения.

Однако финансово-экономическое положение Ирана становится все серьезнее. Снижение цен на нефть, мировой кризис, международные санкции, огромные расходы на осуществление в кратчайшие сроки атомной и ракетной программ в разной степени в различных сферах и отраслях оказывают негативное влияние на экономическое состояние Ирана.

Главные усилия правительства направлены на поиски источников инвестиций, на углубление торгово-экономического сотрудничества с традиционными партнерами и стремление расширить список партнеров за счет выхода на рынки стран Латинской Америки и Африки.

Продолжается процесс появления все новых и новых проектов в различных отраслях, но не всегда они подтверждены с финансовой стороны.

Начало