Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Иран: декабрь 2008 года. Экономическая ситуация

В.И.Сажин

1. НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

В текущем году (21.03.2008 - 20.03.2009) объем ВВП в Иране увеличится на 26,1 млрд. долларов – с 286,1 до 312,2 долл. В будущем году объем ВВП достигнет 349,1 млрд. долларов, т.е. увеличится на 36,9 млрд. долларов по сравнению с показателем текущего года, а в следующем, увеличившись еще на 65,2 млрд. долл., достигнет 414,3 млрд. долларов. (Издание «Экономист»).

Уровень инфляции в текущем году достигнет в Иране 28%. Данный показатель будет максимальным в нынешнем десятилетии. Это результат того, что цены на товары и услуги первой необходимости в Иране постоянно растут. Повышаются также импортные расходы. С учетом того, что финансовая политика правительства, по всей видимости, будет оставаться экспансивной, ожидается, что инфляционное бремя в предстоящие годы сохранится, а цены будут по-прежнему расти. (Издание «Экономист»).

По данным Центрального банка Ирана, на 20 декабря 2008 года инфляция за 12 месяцев достигла 25%. По неофициальным данным, уровень инфляции составил более 30 %.

Маховик инфляции разгоняется не в последнюю очередь за счет повышения внутренних цен на топливо. 30 декабря президент Ирана Махмуд Ахмадинежад представил законопроект, предусматривающий, повышение цен на топливо и увеличение субсидий для малоимущих. Указанные инициативы ранее уже озвучивались иранским лидером, однако, по его словам, на этот раз их необходимо реализовать как можно скорее, пока цены на нефть продолжают падать.

Стоимость топлива на внутреннем рынке Ирана в значительной степени субсидируется государством. Литр бензина в Иране стоит всего $0,10. По мнению экономистов, в 2009-2010 годах Ирану необходимо урезать расходную часть своего бюджета, если только нефть не подорожает до уровня приблизительно $80 за баррель.

Что касается экономических реформ, в частности, снижения государственных субсидий, то их, как считают некоторые специалисты, следовало бы проводить раньше, пока стоимость «черного золота» росла.

В декабре в иранском меджлисе обсуждались вопросы проекта экономических реформ, предложенных правительством Ахмадинежада. По словам официальных лиц правительства, согласно результатам проведенного в стране опроса, подавляющее число опрошенных поддержали реализацию проекта. Согласно проекту, субсидии, выделенные для некоторых продуктов, будут выплачиваться населению в наличном виде.

Иранские экономисты и политологи считают, что в проекте есть неясные пункты. А желание правительства реализовать его накануне выборов показывает, что проект имеет цель подготовки к очередным президентским выборам.

Эксперт по экономическим вопросам и бывший депутат парламента Али Мерзруи по этому поводу отметил, что в данном проекте есть темные моменты, так как в нем отсутствуют данные об обеспечении, исполнении расходов и источниках финансирования. В частности, он сказал: «Реализация проекта экономических реформ приведет к росту цен в стране. Правительство не указало в проекте, цены на какие продукты вырастут. Проект оценивается как подготовка к будущим президентским выборам».

Член комиссии меджлиса по вопросам бюджета и программирования Али Нура также полагает, что «реализация проекта экономических реформ снизит покупательную способность населения и приведет к росту цен». Он сказал: «Депутаты меджлиса обеспокоены снижением покупательной способности населения и ростом бедности».

Эксперт по экономическим вопросам, бывший советник Центрального банка Ирана Бижан Бидабад считает, что при нынешних условиях реализация проекта экономических реформ правительства Ахмадинежада рискованна. По словам Бидабада, ликвидация субсидий и их выдача непосредственно населению, без создания экономической стабильности, приведет к инфляции. Это, по мнению эксперта, может быть осуществлено лишь после достижения в стране экономической стабильности. Он считает, что рост цен в стране будет выше 400 -700 риалов (1$ = почти 10000 риалов), которые правительство хочет выплачивать населению непосредственно. Все это еще больше увеличит критику правительства.

Одним из факторов модернизации экономики нынешнее правительство ИРИ видит в развитии кооперативного движения. В декабре заместитель министра кооперации Али Алави заявил о том, что в период нахождения у власти правительства Ахмадинежада количество членов кооперативов увеличилось в Иране вдвое – с 14,5 млн. до более чем 29 млн. человек.

Али Алави отметил, что в стране предпринимаются активные шаги по выполнению положений статьи 44 конституции страны, в которой предусматривается проведение широкой приватизации, и сказал, что исходя из принципов, заложенных в названной статье, доля кооперативов в экономике Ирана к концу выполнения предстоящего пятого пятилетнего плана развития страны (2010-2015 гг.) составит не менее 25%.

Центральный банк Ирана установил официальные курсы иностранных валют на тегеранском рынке на 31 декабря: 1 евро = 13839 риалов; 1 английский фунт = 14232 риалов; 1 американский доллар = 9818 риалов; 100 японских иен = 10874 риалов, 1 швейцарский франк = 9320 риалов.

Справка. Денежная единица Ирана официально называется риал, но часто для расчетов используется такая единица как туман (червонец), который равен 10 риалам.

Нефть и газ

22 декабря в Тегеране на 8-ой конференции по вопросам исследований и технологий в области нефтяной промышленности министр нефти Ирана Голямхосейн Ноузари заявил, что с учетом газового конденсата подтвержденные запасы нефти составляют 730 млрд. баррелей, а без учета газового конденсата – 580 млрд. баррелей. При этом на сегодня добыть можно только 138 млрд. баррелей нефти.

Но главное, как подчеркнул министр, увеличение коэффициента извлечения нефти (КИН) даже на 1% даст весьма ощутимую прибыль.

Основную потребность нефтегазовой промышленности с целью повышения отдачи углеводородных пластов представляют собой широкие научные исследования и развитие технологий. По словам министра, выполнение программных заданий по увеличению объемов добычи нефти до 5,3 млн. баррелей в сутки и природного газа до более 1 млрд. куб. м в сутки, а также по увеличению извлекаемых запасов нефти требует новых методов и новых технологий. На повестке дня министерства нефти стоит вопрос о повышении КИН на скважинах и месторождениях.

Как отметил министр Ноузари, в сегодняшних условиях добиться нефтеотдачи имеющихся запасов в размере 400-450 млрд. баррелей не представляется возможным, поэтому значительная часть исследований должна быть направлена на развитие новых методов добычи нефти и новых технологий. Для решения этой проблемы требуются значительные инвестиции.

Заместитель директора Иранской национальной нефтяной компании Сейфолла Джашнсаз 31 декабря заявил о том, что за последние 30 лет в Иране добыто 36 млрд. баррелей сырой нефти. Это на 6% больше по сравнению с предыдущим аналогичным периодом.

Однако в настоящее время в нефтяной промышленности наблюдается дефицит сухопутных и морских буровых вышек. Г-н Джашнсаз назвал цифру -129.

В прошлом году ежесуточно добывалось в среднем 4 млн. 104 тыс. баррелей сырой нефти, 506 млн. куб. м природного газа и 41 тыс. баррелей газового конденсата. Кроме того, ежесуточно закачивалось в нефтяные скважины 364 тыс. баррелей воды и 71 млн. куб м газа.

Сейфолла Джашнсаз сообщил, что общий объем производства сжиженного природного газа (СПГ) составил за прошлый год 787 тыс. т.

Г-н Джашнсаз объявил, что с 1 января 2009 г. Иран снижает объем добычи сырой нефти примерно на 14%, т.е. на 545 тыс. баррелей в сутки. Сейфолла Джашнсаз заявил, что такой шаг предпринимается Ираном в рамках решения, которое было принято на последнем заседании министров нефти стран-членов ОПЕК 17 декабря 2008 года. Согласно этому решению, общий объем добычи нефти странами-членами ОПЕК снижается на 2,2 млн. баррелей в сутки.

По словам Сейфоллы Джашнсаза, за снижением добычи нефти последует сокращение экспортных поставок в европейские и азиатские страны и в государства средиземноморского региона. Кроме того, меньше сырой нефти будет поступать на нефтеперерабатывающие заводы страны.

Газ

В декабре директор Иранской национальной газовой компании (ИНГК) Азизолла Рамазани, назначенный на эту должность 11.12.2008 г., заявил, что объем суточной добычи газа в стране превысил 500 млн. куб. м.

В свою очередь, директор департамента газоснабжения ИНГК Мостафа Кашкули сказал, что при сохранении сегодняшней ситуации объем потребления газа в стране в будущем году увеличится до 1 млрд. куб. м в сутки. Производство такого количества газа на сегодняшний день не возможно.

По словам Мостафы Кашкули, подобное увеличение объема потребления газа создаст многочисленные трудности, поскольку страна не способна обеспечить добычу газа в таком количестве.

Руководство ИРИ озабочено все возрастающим дефицитом природного газа. Однако официальные лица выражают уверенность, что в самый холодный период этого года при экономном потреблении газа и при активном участии населения в соответствующей кампании проблемы нехватки газа не будет.

Нефтехимия

Первый вице-президент Ирана Парвиз Дауди в декабре во время пребывания в Исфагане заявил, что в результате экономного потребления бензина и благодаря усилиям иранских специалистов по развитию производства этого вида топлива на отечественных предприятиях через пять лет Иран сможет начать экспорт бензина за границу.

По словам Парвиза Дауди, после введения в Иране летом 2007 года квот на потребление бензина правительством на повестку дня был поставлен вопрос об увеличении производства бензина на отечественных нефтеперерабатывающих заводах. Было запланировано строительство семи новых НПЗ, а также осуществление проектов по развитию производства на девяти уже существующих заводах, что позволит увеличить объем производства до 80 млн. литров бензина в сутки.

Для достижения поставленных целей министерство нефти выделило средства в размере 40 млрд. долларов. Благодаря этому через три года на предприятиях страны объем производства бензина должен удвоиться, и, таким образом, в Иране будет достигнут уровень самодостаточности в области производства данного вида топлива.

Иран, глобальный экспортер полиолефинов, надеется увеличить производство полиэтилена (ПЭ) в следующем году на 37%. Внутренний спрос на ПЭ в Иране, растет на 10% в год (950 тыс. тонн). Иран увеличит экспорт полиолефинов в Китай и Индию. Ожидается, то в 2009 году ежегодное производство ПЭ будет увеличено на 1 миллион тонн, достигая при этом 3,7 миллионов ежегодно.

Иранской компанией химической промышленности завершена реализация проекта по повышению качества выпускаемых сырьевых материалов для моющих и чистящих средств и увеличению количества их производства. Капиталовложения в проект составили 8 млрд. 32 млн. риалов (около 800 тыс. долларов) и 1 млн. 515 тыс. евро в иностранной валюте.

Министр промышленности и рудников Ирана Али Акбар Мехрабиян в декабре заявил, что в прошлом году на отечественных предприятиях было произведено 220 тыс. т лакокрасочной и 170 тыс. т резинотехнической продукции. Около 75% сырьевых компонентов лакокрасочной продукции производятся внутри страны, и 25% – импортируются из-за границы.

Али Акбар Мехрабиян сообщил, что в Иране на душу населения приходится более 3 кг лакокрасочных материалов в год. Несмотря на некоторое отставание от развитых стран, Иран по этому показателю занимает достойное место, и в этой связи необходимо разработать программу экспортных поставок лакокрасочной продукции. Однако главная здесь проблема – недостаток инвестиций в отрасль.

Энергетика

В Иране активно ведется поиск альтернативных нефти и газу источников энергии. Это, прежде всего, развитие сети гидроэлектростанций, угольных, ветряных и солнечных электростанций

В декабре министр энергетики Парвиз Фаттах сообщил, что сейчас около 10% потребляемой в стране электроэнергии производятся на гидроэлектростанциях. В настоящее время ведется строительство новых ГЭС общей мощностью 6 тыс. МВт. На уже построенных ГЭС производится 7,4 тыс. МВт электроэнергии.

По словам министра, при достаточном финансировании в течение нескольких ближайших лет объем производства электроэнергии на ГЭС будет увеличен в два раза. Парвиз Фаттах подчеркнул, что гидроэнергетика относится к восполняемым и «чистым» видам электроэнергетики. Она играет важную роль в области обеспечения потребностей страны в электроэнергии. Вода, использованная для производства электроэнергии, применяется ниже плотин в сельском хозяйстве и в системе водоснабжения. Таким образом, гидроресурсам страны не причиняется никакого ущерба.

В рамках развития гидроэнергетики строятся плотины. Так, первый вице-президент Парвиз Дауди на церемонии ввода в эксплуатацию плотины «Хода Афарин» в провинции Восточный Азербайджан и начала сбора воды в приплотинном водохранилище указал на то, что в будущем вода будет играть особую роль. С целью рационального использования водных ресурсов страны правительством на текущий год запланировано одновременное строительство 95 водосборных плотин.

Начало сбора воды в водохранилище создает условия для преобразования данного района в развитый экономический центр.

Далее Парвиз Дауди отметил, что правительство отводит особое место строительству плотин и гидроэлектростанций в своих программах. Подобные гидротехнические сооружения имеют целый ряд преимуществ. Они позволяют обеспечивать энергоснабжение региона, способствуют смягчению климата в районе постройки, обеспечивают водоснабжение промышленности и сельского хозяйства, позволяют развивать туризм, подпитывают грунтовые воды и способствуют привлечению капиталов в регион.

Первый вице-президент подчеркнул, что правительство самым решительным образом поддерживает строительство плотин.

Директор Иранской компании по добыче полезных ископаемых д-р Ардешир Саид Мохаммади заявил, что в соответствии с намеченными программами, на целом ряде новых электростанций в качестве топлива будет использоваться каменный уголь. Каменный уголь является вторым по значимости источником энергии в мире. За счет нефти обеспечивается около 40% мировых потребностей в энергии, а за счет каменного угля – около 26%. Однако, по словам д-ра Мохаммади, в настоящее время каменный уголь в Иране практически не используется в качестве топлива, однако в программах предусмотрено строительство новых электростанций частным сектором, которые будут обеспечиваться именно этим видом топлива.

Справка: Запасы каменного угля в Иране оцениваются примерно в 5,5 млрд. т. На месторождении в районе Тебес провинции Йезд находится около 4 млрд. т каменного угля и на месторождении Эльбурс на севере страны – около 1,5 млн. т.

В декабре на конференции по вопросам развития восполняемых видов энергии директор Организации по новым видам энергии Ирана Юсеф Армудели заявил, что с использованием силы ветра в Иране предполагается производить более 20 тыс. МВт электроэнергии. Это позволит обеспечить значительную часть потребностей страны в электроэнергии.

По словам Юсефа Армудели, названный объем производства электроэнергии с использованием силы ветра достижим при достаточном финансировании производства оборудования и ветровых турбин.

Юсеф Армудели отметил, что политика правительства состоит в предоставлении соответствующих субсидий частному сектору и в приобретении у него электроэнергии. В этой связи частный сектор всячески побуждается к строительству ветровых электростанций. На данный момент ему передано строительство ветровых электростанций общей мощностью 600 МВт электроэнергии. Потребности в электроэнергии, полученной с помощью силы ветра, составляют 3 тыс. МВт.

Юсеф Армудели подчеркнул, что в Иране достигнуты большие успехи в области производства ветровых турбин. В настоящее время на отечественных предприятиях изготавливаются современные ветровые турбины мощностью 660 кВт/час электроэнергии. При этом более 80% деталей и комплектующих для названных турбин производятся внутри страны.

Парвиз Фатах, министр энергетики Ирана, заявил, что в городе Шираз построена первая в Иране солнечная электростанция. «Государство поддерживает использование альтернативных и восстанавливаемых источников энергии. Будущее альтернативных источников энергии в стране блестящее и инвестиции в этой сфере на стадии роста», - сказал министр.

Горнорудная промышленность и металлургия

Директор Иранской компании по добыче полезных ископаемых Ардешир Саид Мохаммади заявил в декабре, что в текущем году (март 2008 – март 2009) объем добычи железной руды увеличится на 24% и достигнет 25 млн. т. В прошлом году этот показатель составил 21 млн. т.

По словам г-на Мохаммади, к числу основных разведанных месторождений железной руды относятся месторождение в районе Кермана, месторождения «Мишдаван», «Чахгез» и «Северная аномалия» в районе Бафка.

Ардешир Саид Мохаммади сообщил также о том, что в текущем году реализованы четыре крупных проекта в области горнодобывающей промышленности с капиталовложениями в объеме более 850 млрд. туманов (около 850 млн. долларов) в провинциях Исфаган, Керман и Йезд.

В текущем году началась эксплуатация угольной шахты в Табасе, завода по производству железорудных окатышей в Эрдекане, коксохимического завода в Зеренде.

Руководитель Организации развития и модернизации рудников и горнодобывающей промышленности Ирана Али Хератиник заявил, что в случае повышения цен на энергоносители появится возможность нормализовать ситуацию на рынке стали и алюминия в стране. В настоящее время предпринимаются шаги для успешной работы в новых условиях.

По словам Али Хератиника, на будущий год в Иране запланировано производство 360 тыс. т алюминия. Объем производства стали с вводом в эксплуатацию новых мощностей достигнет 15 млн. т.

Директор Иранской железорудной компании центрального района Эсрафиль Ахмадие сообщил, что применяемые в Иране технологии добычи и переработки железной руды соответствуют современному мировому уровню.

Говоря о мировых ценах на железную руду, Эсрафиль Ахмадие отметил, что эти цены на международных рынках снизились примерно на 60% и в настоящее время 1 т железной руды стоит около 53 долларов вместо прежних 130 долларов. Снижение мировых цен на железную руду не сильно сказалось на внутренних ценах в Иране. Цена на железную руду устанавливается на основе договоренности между продавцами и покупателями.

По словам Эсрафиля Ахмадие, доказанные запасы железной руды в Иране составляют около 5 млрд. т. Значительная их часть сосредоточена в трех районах: центральном, восточном и южном. Продолжается разведка новых месторождений.

Машиностроение.

В декабре большое внимание иранских СМИ было уделено автомобильной промышленности ИРИ. Автопромышленная группа (АГ) «Иран ходроу» запланировала производить 500 тыс. экономичных автомобильных двигателей в год. В дальнейшем этот показатель будет увеличен до 600 тыс. двигателей.

В автопромышленной группе «Сайпа» создан новый полностью иранский автомобиль S81. Технологии, используемые при производстве нового автомобиля, позволяют инженерам АГ «Сайпа» выпускать и поставлять на рынок разные модели, созданные на базе автомобиля S81. Автомобиль S81 предназначен для слоев населения со средним и низким уровнем доходов.

Предполагается, что новый автомобиль займет достойное место на внутреннем рынке и составит немалую часть экспортных поставок.

По всей видимости, одной из моделей S81 стал новый автомобиль Miniator. На ранней стадии разработки иранским конструкторам помогали инженеры малазийского автогиганта «Протон», а также представители неназванных итальянских и корейских компаний.

Автомобиль Miniator оснащен четырёхцилиндровым инжекторным бензиновым двигателем иранской разработки 1,5 л. и мощностью 80 л. с., а также гидроусилителем руля, тормозами с антиблокировочной системой ABS, подушками безопасности, системой климат-контроля. Фактически, он обладает всеми возможностями современного автомобиля. Расход топлива у нового автомобиля не превышает 7 литров на 100 км пробега, он полностью соответствует экологическому стандарту «Евро-3» и есть все возможности до его доведения даже до стандарта «Евро-4».

Ориентировочная стоимость машины на местном рынке составит около $10000. В следующем году выпустят 15 тысяч таких седанов, а за три ближайших года с конвейера завода должно сойти в общей сложности 300 тысяч Miniator. После чего годовые объёмы производства вырастут до 200 тысяч экземпляров.

Успехи иранского автопрома инициировали идею по созданию в Иране исламского автомобиля с использованием финансовых и технологических возможностей других мусульманских государств. Член промышленной комиссии меджлиса депутат Шариф Хосейни заявил, что провинция Хузестан представляется самым идеальным местом для строительства линии по производству исламского автомобиля в Иране. По словам Шарифа Хосейни, благодаря своему месторасположению провинция Хузестан имеет выход в свободные воды мирового океана. Это важный момент с точки зрения производства и экспорта исламского автомобиля.

Шариф Хосейни напомнил о принятом во время выездного заседания правительства в провинции Хузестан решении по поводу строительства в провинции линии по производству автомобилей, а также о соглашении между иранской компанией «Сайпа» и малазийской компанией «Протон» по поводу производства исламского автомобиля. В этой связи в настоящее время предпринимаются шаги для заключения контракта с компанией «Сайпа» на производство исламского автомобиля в провинции Хузестан.

Директор компании «Вагон Парс» Голямреза Реззази заявил о том, что благодаря предпринятым шагам и оказанной поддержке компания «Вагон Парс» впервые в своей истории готова к проектированию и производству национальных вагонов метро.

По словам Голямрезы Реззази, компания «Вагон Парс» за счет своих внутренних возможностей и при консалтинговой поддержке одной европейской проектировочной компании полностью подготовилась к началу производства национальных вагонов метро с использованием самых современных европейских технологий под торговой маркой «Вагон Парс».

Строительство метро в крупных городах предусматривается в правительственных программах, и производство вагонов метро на отечественных предприятиях в полной мере отвечает потребностям страны. В настоящее время прилагаются усилия к тому, чтобы на отечественных предприятиях производились и основные комплектующие, такие как электрооборудование, двери и силовые установки вагонов.

По поводу конечной стоимости вагонов Голямреза Реззази сказал, что с учетом сокращения коммерческих расходов и расходов на оплату труда национальные вагоны метро будут стоить примерно на 40-50% дешевле по сравнению с зарубежными аналогами.

Экспериментальное производство вагонов метро продлится около 18 месяцев, а серийное – начнется через два года.

В декабре объявлено, что в Иране введен в эксплуатацию завод по производству промышленных насосов для нефтехимической и нефтегазовой промышленности. Продукция завода обеспечит от 60 до 70% внутренних потребностей страны в промышленных насосах. Благодаря впервые налаженному производству промышленных насосов в самом Иране, созданы условия, при которых из страны больше не будут вывозиться и соответственно экономиться более 100 млн. долларов в год.

Компания Иранские железные дороги подписала первый контракт с Исфаганским металлургическим комбинатом на производство железнодорожных рельсов. В настоящее время рельсы для строительства железных дорог ввозятся из-за границы, и с подписанием упомянутого контракта будет предпринят первый шаг на пути достижения уровня самодостаточности в области производства железнодорожных рельсов. В данный момент в стадии строительства находятся железные дороги общей протяженностью около 4 тыс. км и выполнение названного контракта позволит обеспечить значительную часть потребностей страны в железнодорожных рельсах.

Но Иран производит не только рельсы, но железнодорожную технику. Так, в провинции Зенджан введена в эксплуатацию первая очередь завода по производству железнодорожной техники, совладельцем которого является АГ «Иран ходроу». Строительство данного завода представляет собой крупнейший инвестиционный проект в области железнодорожной промышленности.

На названном предприятии в рамках первой очереди при односменной работе будет производиться до 200 вагонов различного назначения в год. Ввод в эксплуатацию первой очереди завода позволит ежегодно экономить до 300 млрд. туманов (около 300 млн. долларов) валютных средств.

Транспорт

Заместитель министра транспорта, директор компании Иранские железные дороги Хасан заявил, что бюджет железнодорожного транспорта Ирана на будущий 1388 год (21.03.2009-20.03.2010) должен быть увеличен в 2-3 раза. В текущем году железнодорожному транспорту был выделен бюджет в размере 750 млрд. туманов (около 750 млн. долларов). При этом 350 млрд. туманов (около 350 млн. долларов) были получены за счет экономии бензина.

Хасан Зияри подчеркнул, что в текущем году Ираном было импортировано 3 тыс. т железнодорожных рельсов. Предполагается, что до конца года (до 20.03.2009) в страну будет ввезено в общей сложности около 10 тыс. т рельсов. При этом потребности Иранских железных дорог составляют не менее 100 тыс. т железнодорожных рельсов.

По словам Хасана Зияри, в текущем году выполнено около 20% программных заданий по грузовым перевозкам. Одна из основных причин невыполнения названных заданий связана с недостаточными объемами кредитования отрасли в последние годы.

В ближайшее время со стороны Шираза начнется строительство железной дороги Шираз – Бушер – Асалуйе общей протяженностью 650 км. Первоначальные кредиты на строительство железной дороги составят 850 млрд. туманов (около 850 млн. долларов). Согласно достигнутой договоренности, 50% расходов на строительство берет на себя министерство нефти Ирана.

Названная железная дорога возьмет свое начало от железной дороги Шираз – Исфаган в районе города Меврдешт, затем обогнет Шираз с юго-восточной стороны, пройдет по западному берегу озера Мехарлу и далее проследует через Фирузабад в сторону Эхрема в провинции Бушер. После Эхрема железная дорога будет строиться по двум направлениям: в сторону Бушера и в сторону Асалуйе.

В ходе строительства железной дороги проектом предусматривается прокладка тоннеля длиной 21 км и строительство 25 крупных мостов общей протяженностью 4700 метров.

Директор Авиационной компании Ирана (ХОМА) Саид Хосами заявил о том, что возглавляемая им компания располагает 55 самолетами, находящимися в собственности компании, в которых в общей сложности насчитывается 10,2 тыс. посадочных мест. Это на 50% больше по сравнению с авиапарком компании трехлетней давности.

Компания ХОМА ежегодно закупает в среднем по семь самолетов (в период с 1979 по 2005 гг. этот показатель составлял 6 самолетов). В текущем году компания приобрела 3 новых транспортных самолета, и на данный момент она способна перевозить на 180 т грузов больше.

С прошлого года было израсходовано около 20 млн. долларов на обновление аэродромного оборудования, и к 2011 году тегеранские международные аэропорты «Имам Хомейни» и «Мехрабад» будут оснащены по последнему слову техники.

В автомобильном транспорте Ирана занято более 1,2 млн. человек, что составляет около 8% всего трудоспособного населения страны.

В настоящее время в стране перевозками грузов и пассажиров занимаются около 500 тыс. профессиональных водителей, в распоряжении которых находятся 270 тыс. транспортных средств. Они объединены в 7,1 тыс. транспортных компаний и организаций.

Ежегодно в Иране автомобильным транспортом перевозится около 500 млн. т грузов и более 800 млн. пассажиров, что составляет более 93% от общего объема перевозок в стране.

По данным Центрального банка Ирана, в 1995-2005 гг. добавленная стоимость транспортной отрасли составляла в среднем 7,7% от общего объема ВВП, и при этом на долю автомобильного транспорта приходилось около 88% названной добавленной стоимости.

При этом иранскому транспорту требуется обновление около 60% автобусного парка страны. Примечательно, что в условиях, когда во всем мире цены на автомобили падают, в Иране они продолжают расти.

В Иране большое внимание уделяется программам развития производства сжиженного природного газа (СПГ). Но это требует соответствующих транспортных средств для перевозок СПГ.

В этой связи директор Иранской компании по производству сжиженного газа Али Хабарандиш заявил, что для создания танкерного флота, предназначенного для транспортировки СПГ в рамках соответствующего иранского проекта, потребуются расходы в размере как минимум 2-2,5 млрд. долларов.

По словам Али Хабарандиша, в рамках первой и второй очередей проекта с общим объемом производства до 10,5 млн. т СПГ в год потребуются от 11 до 13 СПГ-танкеров.

Предполагается, что водоизмещение каждого из названных судов будет составлять около 140 тыс. куб. м. Общая стоимость СПГ-танкеров в размере 2-2,5 млрд. долларов рассчитывалась с учетом сложившихся в мировой экономике условий, роста курса доллара по отношению к евро и снижения мировых цен на металлы и оборудование.

Али Хабарандиш отметил, что если покупателями производимого в рамках иранского проекта СПГ выступят такие страны, как Китай и Индия, то будет достаточно 11 СПГ-танкеров, а если страны, расположенные в более отдаленных регионах, то потребуется 13 таких судов. Предложения о строительстве СПГ-танкеров уже поступили от двух компаний из Южной Кореи и Китая. На данный момент эти предложения изучаются.

Строительство

На острове Киш в Персидском заливе началось строительство крупнейшего гостинично-развлекательного комплекса, который получил название «Наргес» («Нарцисс»). На строительство комплекса потребуется 3,5 трлн. туманов (около 3,5 млрд. долларов), и он займет территорию площадью 100 га.

Комплекс объединит в себе крупнейший в мире отель «Халидже Фарс», построенный в море, парк миниатюр исламского мира, в котором будут представлены уменьшенные копии исторических и культурных памятников исламских стран, крупный спортивный комплекс, посетители которого смогут заниматься морскими видами спорта.

Проект по строительству комплекса «Наргес» будет реализовываться в пять этапов. Полностью его строительство должно завершиться к 2013 году.

Директор Организации свободной экономической зоны «Киш» Мадади отметил, что в перспективе остров Киш должен стать основной базой морского туризма и крупным научно-исследовательским центром страны. Гостинично-развлекательный комплекс «Наргес» позволит привлечь туристов из исламских стран и сыграет значительную роль в развитии туристической отрасли Ирана.

Целлюлозно-бумажная отрасль промышленности

Специалист отдела контроля и оценок министерства промышленности и рудников г-жа Можган Рашиди на конференции в Горганском университете сельского хозяйства и природных ресурсов заявила о том, что в Иране ежегодно производится 360 тыс. т бумаги. Это меньше возможностей имеющихся в стране производственных мощностей.

Проектная производственная мощность целлюлозно-бумажных фабрик составляет в общей сложности около 430 тыс. т бумаги в год. На данный момент потенциальные возможности позволяют дополнительно получить еще 66 тыс. т продукции. Таким образом, если названные фабрики к 2010 году смогут достигнуть своей проектной мощности, в стране будет производиться 430 тыс. т бумаги при объемах потребления в размере 650 тыс. т.

Пищевая промышленность

Заместитель министра сельскохозяйственного джихада по вопросам водных и земельных ресурсов и промышленности Фарид Эджлали заявил, что предприятия перерабатывающей промышленности Ирана работают на 50% своих производственных мощностей и строительство новых предприятий на данный момент не требуется.

Одна из основных целей министерства сельскохозяйственного джихада состоит в развитии перерабатывающей промышленности в сельскохозяйственных центрах страны. Это позволит сократить потери собранного урожая, снизить транспортные расходы, поставлять сельскохозяйственную продукцию по приемлемым ценам и сократить количество посредников.

В 4-ом пятилетнем плане развития страны (2005-2010 гг.) предусматривалось увеличение производственных мощностей перерабатывающей промышленности до 14,5 млн. т в год. На конец прошлого года (на 19.03.08) этот показатель составил 9 млн. т. В текущем году также будет наблюдаться отставание от плановых заданий.

Сельское хозяйство

Министр сельскохозяйственного джихада Мохаммед Реза Эскандери заявил в декабре, что в текущем сельскохозяйственном году предполагается, что в Иране будет произведено 14,5 млн. т пшеницы.

Один из руководителей министерства сельскохозяйственного джихада Бахман Насехи отметил, что Иран располагает потенциалом для достижения уровня самодостаточности в области производства риса и это признано как факт.

По словам Бахмана Насехи, в текущем году, несмотря на все трудности, связанные с засухой, в области производства риса удалось достичь хороших результатов. Около 80% выращиваемого в 12 провинциях страны риса приходятся на две провинции – Гилян и Мазендеран. Этим двум провинциям приходится обеспечивать рисом все 72-милионное население страны, поскольку в остальных провинциях произведенный рис используется только для внутреннего потребления.

В текущем году в Иране, несмотря на засуху, благодаря высокой производительности труда крестьян произведено около 2,6 млн. т кукурузы. Министерство сельскохозяйственного джихада считает, что с таким объемом производства кукурузы проблем с обеспечением потребностей страны в данной продукции не возникнет.

Заместитель министра сельскохозяйственного джихада, руководитель Организации рыболовства и рыбоводства «Шилат» Вахид Заре сообщил о реализации в Иране комплексной программы по сохранению и рациональному использованию рыбных запасов в южной части Каспийского моря.

По словам Вахида Заре, рыболовство в Каспийском море имеет большое экономическое значение. В отрасли занято почти 14 тыс. рыбаков, и около 100 тыс. человек в северных провинциях заняты переработкой рыбной продукции и разведением рыбы. В этой связи в комплексной программе предусмотрены необходимые меры по сохранению рыбных запасов в южной части Каспийского моря и с учетом различных факторов подготовлены 10 конкретных проектов для достижения поставленных целей.

Таким образом, несмотря на некоторые обнародованные в декабре положительные цифры развития отдельных отраслей и секторов иранской экономики, а также некоторые позитивные тенденции, страна продолжает стоять перед сложнейшими финансово-экономическими проблемами, главная из которых дефицит инвестиций.

2. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ

Общие проблемы

23 декабря в Москве был юридически учрежден Международный форум стран—экспортеров газа (ФСЭГ). Министры энергетики 14 стран, владеющих 73% мировых запасов газа и обеспечивающих 42% его мировой добычи, приняли устав ФСЭГ и подписали межправительственное соглашение, включающее принципы работы новой организации. Стороны договорились о координации действий по четырем направлениям: порядку взаимоотношений со странами—потребителями газа, обмену информацией по прогнозам и реализации инвестпрограмм, применению новых технологий в газовой отрасли; организации совместной работы по сжиженному природному газу (СПГ).

Созданный в 2001 году ФСЭГ включает Иран, Алжир, Бруней, Боливию, Индонезию, Ливию, Малайзию, Россию, Нигерию, ОАЭ, Катар, Египет, Тринидад и Тобаго и Венесуэлу. Норвегия участвует в качестве наблюдателя. Казахстан получил статус наблюдателя во ФСЭГ. На заседании в Москве было принято решение о вхождении во ФСЭГ Экваториальной Гвинеи, которая до этого была наблюдателем. Местом организации штаб-квартиры ФСЭГ тайным голосованием избрана Доха (Катар).

Иран сыграет важную роль в создании этой организации. 21 октября Иран, Катар и Россия согласовали условия создания ФСЭГ, которую журналисты поспешили назвать «газовой ОПЕК». Действительно, Тегеран стремился превратить эту организацию в орудие борьбы с Западом.

Однако Форум стран-экспортеров газа нельзя сравнивать с нефтяным ОПЕК и эта организация газа не может стать аналогом нефтяного ОПЕК. Ведь, механизм работы нефтяного ОПЕК, основанный на квотированном производстве, не может быть использован на газовом рынке, где договора заключаются на долгосрочной основе.

23 декабря президент Ирана Махмуд Ахмадинежад выступил с целым рядом важных предложений на 3-ем заседании министров экономики стран-членов Организации экономического сотрудничества (ЭКО), которое проходит в Тегеране.

Иранский президент предложил странам ЭКО в течение определенного отрезка времени перейти в своих взаимоотношениях от доллара к другим валютам и перевести долларовые валютные запасы в более надежные валюты. По словам Махмуда Ахмадинежада, следует изучить вопрос об использовании в рамках двусторонних и многосторонних торгово-экономических отношений денежных знаков, имеющих хождение в странах ЭКО, и наметить приемлемые пути для расширения такого рода отношений.

Махмуд Ахмадинежад подчеркнул, что необходимо укрепить банк ЭКО и создать новые финансовые и кредитные центры с капиталами стран ЭКО и других заинтересованных государств.

Президент Ирана предложил уделять более пристальное внимание научно-техническому сотрудничеству, реализации совместных проектов, сотрудничеству в области обмена инженерно-техническими услугами, расширению отношений в различных областях сельского хозяйства, промышленности, туризма.

Как отметил Махмуд Ахмадинежад, необходимо создать специальную рабочую группу для более глубокого анализа сложившихся условий и определения путей решения существующих проблем в контексте изменения порядка в мировой экономике с целью эффективного выполнения принимаемых решений.

Справка. ЭКО (англ. ECO- Economic Cooperation Organization ) образовалась в конце 1985 г. на базе существовавшей ранее организации «Региональное сотрудничество ради развития», объединявшей в 1960-х-1970-х гг. Иран, Турцию и Пакистан. С победой в Иране в 1979 г. исламской революции она прекратила свое существование. В конце 1985 г. организация была реанимирована под названием ЭКО, но долго не могла стать на ноги.

ЭКО получила новое развитие с присоединением к ней центрально-азиатских государств – Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана, а также Азербайджана и Афганистана. Начало этому было положено на внеочередном совещании Совета министров ЭКО, проходившем в Исламабаде 28 ноября 1992 года (отныне эта дата отмечается как день ЭКО), когда министры иностранных дел подтвердили намерения этих стран о присоединении к Измирскому договору – основному документу о создании данной региональной организации, ранее подписанному тройкой учредителей

Иран занимает в ЭКО главенствующее положение. Его лидеры поначалу хотели видеть в лице ЭКО не только экономический союз, но и авторитетное объединение исламских государств с проиранской доминантой.

В настоящее время объем товарооборота Ирана с зарубежными странами составляет 120 млрд. долларов в год, и министерство торговли Ирана с целью дальнейшего увеличения этого показателя оказывает всяческое содействие в организации визитов иранских торговых делегаций в другие страны и приветствует визиты зарубежных торговых делегаций в Иран.

Объем транзита товаров через территорию Ирана за 8 месяцев текущего 1387 года (20.03-20.10.2008) превысил 4 млн. т, что на 7% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Объем транзита автомобильным транспортом за указанное время составил 3,2 млн. т, что на 6,2% больше по сравнению с прошлым годом.

По данным Организации дорог и автомобильного транспорта, доля транзита автомобильным транспортом в общем объеме транзитных перевозок страны составляет 79%.

Объем перевозок грузов в рамках коридора «Север-Юг» (Индия – Иран – Россия) превысил 2 млн. т, что на 16,1% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Участниками соглашения о создании МТК «Север-Юг» на данный момент являются 14 государств.

Иранская сторона считает, что потенциальные возможности Ирана в области транзитных перевозок составляют около 12 млн. т в год.

Одновременно с развитием коридора «Север-Юг» Иран активизирует свою деятельность по вхождению в число участников транспортного коридора «Восток-Запад» (или так называемый «Шелковый путь»).

В начале декабря заместитель министра дорог и транспорта Ирана Мехди Хашеми во время своего выступления на международной конференции по вопросам развития транспортного коридора «Восток-Запад» в рамках реализации программы Евросоюза ТРАСЕКА, которая проводилась в Баку, заявил, что Иран, через который проходит наиболее удобный транспортный маршрут, может оказать эффективную помощь странам региона.

Указав на то, что Иран в 2005 году принял решение о присоединении к названной программе, Мехди Хашеми отметил, что ИРИ готова к тесному сотрудничеству в области транспорта со всеми странами-участницами ТРАСЕКА.

По словам заместителя министра дорог и транспорта Ирана, меджлис ИРИ утвердил решение об участии Ирана в транспортной программе ТРАСЕКА и на данный момент вопрос находится на рассмотрении в Наблюдательном совете. Есть все основания надеяться на то, что в ближайшее время будет получено согласие названного совета и в секретариат ТРАСЕКА поступят все необходимые документы.

Мехди Хашеми представил участникам бакинской конференции обстоятельный доклад о состоянии наземных, железнодорожных и воздушных линий коммуникации Ирана и сообщил о готовности Исламской Республики к самому широкому сотрудничеству по возрождению Великого шелкового пути.

Справка. Проект ТРАСЕКА это межгосударственная программа по развитию транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия. Целью проекта является создание и развитие транспортного коридора Запад-Восток из Европы, через Кавказ и Каспийское море в Центральную Азию и далее в Китай.

В программу Европейской Комиссии ТАСИС-TRACEKA входят Республика Армения, Азербайджанская Республика, Республика Болгария, Грузия, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Монголия, Румыния, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Турция, Республика Узбекистан, Украина.

Задача - в полной мере реализовать свои геополитические и экономические возможности через развитие транспортных сетей международного транспортного коридора «ТРАСЕКА», официально признанным мировым сообществом и ведущими международными организациями (ЭСКАТО ООН и ЕКМТ), как естественный транзитный мост между Европой и Азией.

На сегодняшний день торговый оборот между Азией и Европой уже превышает 2 трлн. долл. США в год, при этом доля транспортных расходов составляет 200 млрд. долларов.

Иран в ближайшие годы планирует создать на побережье Оманского залива в районе Джаск центр нефтегазовой промышленности.

Директор Иранской компании нефтяных терминалов Муса Сури заявил, что при реализации стратегического проекта по строительству терминалов в Джаске на побережье Оманского залива преследуются три основные цели: доставка 1 млн. баррелей сырой нефти в сутки из прикаспийских стран на терминалы в Джаске для ее дальнейшего экспорта в свободные воды Оманского залива, доставка на терминалы в Джаске сырой нефти, добываемой на континентальных нефтяных месторождениях страны, и доставка на терминалы в Джаске туркменского газа для его дальнейшего экспорта.

По словам Мусы Сури, в настоящее время в районе Джаска выделен земельный участок площадью 5 тыс. га для строительства на нем в течение 20 ближайших лет объектов нефтегазовой промышленности Ирана.

С вводом в эксплуатацию трубопровода, который соединит каспийский порт Нека с портом Джаск на побережье Оманского залива, будут созданы условия для доставки на терминалы в Джаске около 1 млн. баррелей сырой нефти в сутки из стран Центральной Азии и прикаспийских государств.

В Иране озабочены неэффективностью системы экспорта, в частности, полезных ископаемых и сельскохозяйственной продукции.

Иранские официальные лица полагают, что сегодня экспорт полезных ископаемых и услуг в области горнодобывающей промышленности, осуществляемый в Иране традиционными методами, почти полностью устарели. Во всем мире экспортом названных товаров и услуг занимаются межнациональные компании, которые обеспечивают постоянный выход для своих стран на рынки товаров и услуг других стран. Таким образом, рынки постоянно находятся в распоряжении межнациональных компаний.

Однако в ИРИ из-за пассивности частного сектора и недостаточной поддержки со стороны правительства до сих пор в области экспорта полезных ископаемых не удалось организовать межнациональные компании. Межнациональные компании с участием иностранных партнеров способны обеспечить возможность использования новых технологий и машин и оборудования, что станет весьма эффективным с точки зрения развития внешнеэкономической деятельности.

Сложности у Ирана и в вопросах экспорта сельхозпродукции, которые связаны в первую очередь с высокой конечной стоимостью этой продукции, низким ее качеством и ограничениями на экспортных рынках.

Отсутствие инвестиций в сельскохозяйственную отрасль и традиционные методы ведения сельского хозяйства не позволяют должным образом развивать экспорт сельхозпродукции, который, по мнению иранских специалистов, ныне не отвечает уровню развития сельского хозяйства в Иране. В настоящее время иранский экспорт ограничивается поставками некоторого количества сухофруктов, фисташек, миндаля, кишмиша и фиников. Что касается переработанной сельхозпродукции, такой, например, как фруктовые концентраты, то из-за высокой конечной стоимости сырья, используемого перерабатывающей промышленностью, Иран продолжает терять внешние рынки этой продукции. Причинами высокой конечной стоимости сельхозпродукции называют недостаточные инвестиции и низкая эффективность труда в отрасли.

Иранские специалисты уверены, что для развития экспорта сельхозпродукции необходимо, чтобы ее конечная стоимость была конкурентоспособной, а для достижения этой цели следует использовать самые современные технологии при производстве сельхозпродукции. Это требует капиталовложений, а также улучшения политических отношений с другими странами.

Иран в последние годы добился серьезных успехов в автомобилестроении, а также экспорте продукции и услуг своего автопрома в другие страны.

Так, в Азербайджане АГ «Иран ходроу» построила автозавод с производственной мощностью 5 тыс. автомобилей в год.

В Беларуси производится 10 тыс. иранских автомобилей в год, и в дальнейшем годовой объем производства продукции «Иран ходроу» в этой стране будет доведен до 20 тыс. автомобилей.

В Сирии производится 5 тыс. автомобилей АГ «Иран ходроу», что покрывает около 20% потребностей сирийского автомобильного рынка.

В Венесуэле объемы производства автомобилей АГ «Иран ходроу» составляют на данный момент 15 тыс. автомобилей в год. Вторая очередь проекта позволит увеличить объемы производства до 50 тыс. автомобилей в год.

В Египте и Китае налажено производство автомобилей АГ «Иран ходроу». В настоящее время в Китае реализуется проект с 30-процентным участием в нем АГ «Иран ходроу».

В Сенегале 5 декабря состоялся ввод в эксплуатацию линии по производству иранских автомобилей «Саманд» с производственной мощностью 10 тыс. автомобилей в год.

Руководитель Организации развития и модернизации промышленности Ирана Ахмед Калебани заявил, что согласно новой стратегии в области автомобилестроения, разработанной недавно в Организации развития и модернизации промышленности, перед автомобилестроителями поставлена задача в течение 10 ближайших лет обеспечить до 80% поставок на рынок автомобилей под национальными иранскими брендами.

Многие западные энергоконцерны приостановили совместные проекты с Ираном. Виноваты в этом санкции ООН против Тегерана, а также давление со стороны США на компании, готовые сотрудничать с этой ближневосточной страной. В результате многие западные энергогиганты, такие как Shell, BP, Total и E.ON, приостановили инвестиционные проекты с ИРИ.

Поэтому Иран вынужден как можно активнее искать партнеров, чтобы экспортировать свой газ.

Для этого наряду с совместным с Россией и Катаром членством в Международном форуме стран—экспортеров газа Тегеран стремится к сотрудничеству с европейскими компаниями. Но, несмотря на то, что официальная политика ЕС предполагает диверсификацию газоснабжения в Европе для ослабления зависимости от России, пока что Брюссель отказывается от предложений Ирана. Тем не менее, эксперты ЕС по энергетике признают, что крупнейший проект для поставок газа в Европу Nabucco невозможен без иранского газа.

Иранское правительство не оставляет попыток организовать экспорт газа в страны ЕС. Так, Тегеран готов наряду с проектом Nabucco проложить в Европу свой собственный газопровод протяженностью 1850 км из Ирана в Турцию.

Тегеран вынужден торопиться: на крупнейшее в мире месторождение «Южный Парс», находящееся в 100 км от побережья Ирана, претендует Катар. Кроме того, по сообщению иранского правительства, еще в этом году Тегеран намерен прийти к соглашению по поводу строительства газопровода, ведущего в Пакистан и Индию. Недавно Ирану удалось заключить долгосрочный договор на поставку газа со швейцарской энергетической группой EGL.

В текущем иранском году объем экспорта иранских ковров увеличится примерно на 10% по сравнению с прошлым годом и составит 420 млн. долларов.

В прошлом году в Иране в общей сложности было произведено 5,2 млн. кв. м ковров ручной работы. Предполагается, что к концу текущего 1387 года (к 20.03.09) будет произведено 5,5 млн. кв. м.

Указанный объем работы будет выполнен стараниями 1,1 млн. ковроделов. При этом в случае изменения ситуации на мировом рынке ковров к лучшему количество занятых в ковровом производстве в Иране может быть увеличено до 1,8 млн. человек.

Австралия

В декабре между Иранской компанией по добыче полезных ископаемых и австралийской компанией Union resource подписано соглашение о строительстве в уезде Мехдиабад провинции Йезд цинкоплавильного завода с производственной мощностью 300 тыс. т цинка в год. Официальный контракт будет подписан через два месяца.

Строительство цинкоплавильного завода начнется через два месяца после подписания контракта, на выполнение которого в полном объеме потребуется 36 месяцев. По всей видимости, компания Union resource будет реализовывать проект в три этапа, в рамках каждого из которых предполагается производить по 100 тыс. т продукции.

Расходы на строительство завода оцениваются в 1,2 трлн. туманов (около 1,2 млрд. долларов).

Справка. Уезд Мехдиабад провинции Йезд располагает богатыми запасами цинковой руды. Содержание цинка в ней оценивается в 5-7%. В текущем иранском году на данном месторождении добыто 75 тыс. т цинковой руды. К концу года (к 20.03.2009) объем добычи руды будет доведен до 100 тыс. т.

Азербайджан

В декабре Азербайджан и Иран рассматривали возможности дальнейшего развития военно-технического сотрудничества. Две страны уже сотрудничают в рамках подписанного соглашения о военно-техническом сотрудничестве. Министр обороны Ирана совершал визит в Азербайджан еще в 2006 году.

Алжир

В ходе встречи министра жилищного сектора и городского развития Алжира Ноуреддина Мусса и министра промышленности и горных разработок Ирана Али Акбара Мехрабияна было принято решение о том, что Иран будет помогать Алжиру в строительстве сталелитейных, а также цементных заводов. Помимо этого североафриканская страна рассчитывает, что Иран будет предоставлять ей инвестиции, которые будут направлены в сталелитейные предприятия.

Аргентина

В декабре правительство Аргентины опровергло слухи о разрыве торговых отношений с Ираном. Сообщение о разрыве отношений было ранее передано многими средствами массовой информации. Это произошло после недавних резких высказываний официального представителя МИД Исламской Республики Хасана Кяшкяви в адрес аргентинского правосудия, вынесшего, по мнению иранской стороны, несправедливое решение. Дело касается итогов расследования теракта, совершенного в Буэнос-Айресе в июле 1994 года. Тогда 85 человек погибли и около 200 получили ранения. Г-н Кяшкави, в частности, сказал, что «аргентинские судьи - одни из самых коррумпированных в мире».

Напомним, что 9 ноября 2007 года аргентинский суд выдал международный ордер на арест бывшего президента Ирана Али Акбара Хашеми-Рафсанджани, а также восьми бывших иранских госчиновников. Среди них - экс-глава внешнеполитического ведомства Ирана, экс-министр информации (разведки) страны, а также бывшие сотрудники иранского посольства в Буэнос-Айресе. Всех их аргентинское правосудие обвиняет в причастности к теракту.

Дипломатические отношения между двумя странами фактически заморожены в связи расследованием теракта.

Но сложные дипломатические отношения не мешают развитию торговых - товарооборот между Аргентиной и Ираном достигает около 1 млрд долларов в год.

Армения

Завершено строительство армянского участка газопровода Иран - Армения от Каджарана до Арарата. Протяженность газопровода составляет 141 км. Общая стоимость проекта составила примерно 130 млн долл

По новому направлению Армения сможет ежегодно получать до 2,6 млрд куб. м иранского газа. Согласно достигнутым ранее межгосударственным договоренностям, расчет за полученный газ будет осуществляться поставками в Иран электроэнергии из расчета 3 кВт.ч за 1 куб. м газа.

В настоящее время между представителями Ирана, России и Армении ведутся переговоры по поводу строительства железной дороги Иран – Армения. Возможно. В строительстве этой дороги примет участие Китай. Железная дорога может дополнить транспортный коридор «Север-Юг» и связать страны Севера с Ираном, Индией и другими государствами.

Афганистан

В прошлом году (21.03.2007 – 20.03.2008) объем иранского экспорта в Афганистан составил 500 млн. долларов. По сравнению с предыдущим годом данный показатель вырос на 15%. Иранские инвестиции, в основном, направлялись в такие сферы, как энергетика, связь и область культуры.

Иран планирует в будущем уделять больше внимания малым и средним промышленным предприятиям Афганистана, а также предприятиям, связанным с сельским хозяйством.

Иранские официальные лица считают, что Иран – единственная страна, которая действует в Афганистане в соответствии со своими обязательствами и торговыми соглашениями. Присутствие иностранцев (имеется в виду, прежде всего, американцев) в этой стране служит препятствием для инфраструктурных инвестиций.

Белоруссия

В январе-октябре 2008 года товарооборот между Белоруссией и Ираном составил $83,9 млн, что на 34,1% больше по сравнению с тем же периодом прошлого года, в том числе белорусский экспорт вырос на 39,7% - до $76,1 млн. Импорт сократился на 3,6% до $7,8 млн. Основными статьями экспорта Белоруссии в Иран являются калийные удобрения, синтетические волокна, полуфабрикаты из углеродистой стали, жгут синтетических нитей, грузовые автомобили, тракторы. Из Ирана Беларусь импортирует фрукты, легковые автомобили и комплектующие к ним.

Республиканское унитарное предприятие «Производственное объединение «Белоруснефть» и частная иранская компания Sepanta International подписали в декабре соглашение о сотрудничестве в сфере сервисных услуг, научного и геофизического сопровождения бурения нефтяных скважин на территории Ирана.

Болгария

Между заместителем министра нефти по международным делам Хосейном Ногрекаром Ширази и министром экономики и энергетики Болгарии Петром Димитровым достигнута договоренность о расширении двустороннего сотрудничества, в частности в области энергетики.

Г-н Ширази назвал Болгарию воротами, через которые доставляются энергоносители в другие страны Европы, и заявил о готовности Ирана к тому, чтобы болгарские компании активно участвовали в иранских нефтяных, газовых и нефтехимических проектах.

В свою очередь, болгарский министр с одобрением отозвался о совместном инвестировании болгарскими и иранскими компаниями нефтегазовых проектов двух стран и об их участии в реализации этих проектах.

Босния и Герцеговина

Министр торговли Ирана и министр внешней торговли и экономики Боснии и Герцеговины подписали соглашение о преференциальной торговле и подчеркнули необходимость дальнейшего расширения двусторонних торгово-экономических отношений.

В соответствии с подписанным 15 декабря в Тегеране соглашением, льготные тарифы устанавливаются на товары 170 наименований. К числу этих товаров, с одной стороны, относятся продукты питания, сухофрукты, автомобили, медицинское оборудование, лекарства, одежда и текстиль, резиновые изделия, химические красители, изделия из искусственной кожи, мрамор, кафельные плитки и керамика и др., поставляемые из Ирана в Боснию и Герцеговину, и с другой – древесина, лекарственные препараты, электротехнические приборы и оборудование, деревянная мебель и др., поставляемые из Боснии и Герцеговины в Иран.

Тарифы на товары, подпадающие под действие соглашения о преференциальной торговле, для стран-сторон соглашения снижаются в среднем на 30%.

В прошлом году объем товарооборота между Ираном и Боснией и Герцеговиной составил 3,4 млн. евро с положительным для Ирана внешнеторговым балансом.

Германия

Германия активизирует сотрудничество с Ираном, несмотря на то, что канцлер ФРГ Ангела Меркель изо всех сил призывает мировую общественность усилить санкции против Ирана.

Так, торговый оборот между ФРГ и ИРИ продолжает расти. По данным Главной статистической комиссии Германии, с января по сентябрь 2008 года торговый оборот вырос на 7,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Многие ведущие немецкие компании активно ведут бизнес с Ираном, разрабатывая проекты, связанные с инфраструктурой и химической промышленностью. Например, Linde, BASF, Lurgi, Krupp, Simens, Mercedes, Volkswagen, ZF Friedrichshafen и многие другие.

Испания

В середине декабря заместитель министра иностранных дел Ирана д-р Мехди Сафари, который находится с двухдневным визитом в Испании, во время встречи с директором международного департамента Конфедерации испанских предпринимательских организаций (СЕОЕ) Гарсиа Моралесом назвал Испанию важным торговым партнером Ирана и заявил, что в Иране имеются самые благоприятные возможности для установления испанскими компаниями торговых отношений с иранскими предпринимателями и для их участия в иранских инвестиционных проектах.

Киргизия

Министр торговли Ирана Масуд Мирказеми и министр иностранных дел Киргизии Эднан Карабаев в ходе своей встречи в декабре высказались за развитие межбанковских отношений между Тегераном и Бишкеком и за введение преференциальных тарифов во взаимной торговле.

В ходе названной встречи Масуд Мирказеми заявил, что между Ираном и Киргизией подписаны важные соглашения в области транспорта, таможенной деятельности и торговли, соглашения о поддержке взаимных капиталовложений и об избежание двойного налогообложения. Эти документы позволят предпринять серьезные шаги с целью развития торгово-экономических отношений между двумя странами.

Китай

В декабре автомобилестроительная компания «Шехаб ходроу» подписала контракт с китайской компанией Youngman на производство в Иране низкопольных городских автобусов для тегеранской мэрии.

Китайская компания Youngman располагает технологиями производства низкопольных автобусов, которые она приобрела у германской компании Neoplan, и готова предоставить эти технологии компании «Шехаб ходроу».

Латинская Америка

Иран предложил создать совместную судоходную компанию при участии Ирана и латиноамериканских стран группы ALBA.

Справка. ALBA (Боливарианская инициатива для Америк) была создана по инициативе лидеров Кубы и Венесуэлы Фиделя Кастро и Уго Чавеса в 2004 году в противовес американской инициативе свободной экономической зоны двух Америк. В ALBA входят Венесуэла, Куба, Боливия, Гондурас, Никарагуа и Доминика. В качестве наблюдателя в ALBA приглашен Эквадор.

Куба уже начала переговоры с Ираном о создании такой компании. Предполагается в ближайшем будущем наладить регулярное судоходное сообщение между портами Ирана и портами всех стран группы ALBA.

По мнению иранских официальных лиц, такой шаг будет весьма полезным с точки зрения противостояния ограничениям, введенным США.

Согласно иранским данным, за последние три года Иран вложил около 3,5 млрд. долларов в судоходство и вышел по этому показателю на первое место в регионе.

Следует отметить, что в последние годы сотрудничество Ирана со странами группы ALBA резко активизировалось. Иранские специалисты построили в Венесуэле заводы по производству тракторов и автомобилей, иранские нефтяные компании участвуют в добычи нефти в Венесуэле и Боливии. В торговых отношениях действуют налоговые и таможенные льготы.

Поэтому неслучайно, что в декабре в Тегеране прошла торгово-промышленная выставка латиноамериканских стран-членов группы ALBA. Особое место на выставке заняла промышленная продукция, произведенная в латиноамериканских странах при участии иранских компаний.

В работе выставки приняли участие более 80 компаний, занимающихся производственной деятельностью в различных областях промышленности. Причем только Венесуэла была представлена в Тегеране более чем 40 компаниями.

Малайзия

В конце декабря пришло сообщение о подписании Ираном контракта стоимостью 14 млрд долларов с некоей малазийской фирмой на разработку двух газовых месторождений, а также производство СПГ. Однако ведущая в стране - Малазийская государственная нефтегазовая компания Petronas активно отрицает свое участие в сделке по газу с Ираном. Представитель Petronas заявил, что в данном случае речь идет о частной компании SKS, входящей в холдинг малазийского миллиардера Сейеда Мохтара аль-Бухари.

Одновременно представитель Petronas Хассан Марикан сообщил, что его компания пока не приняла окончательного решения об инвестициях в проект по производству СПГ в Иране. Вполне вероятно, что Малайзия также оглядывается на Вашингтон, который в рамках антииранских санкций запрещает передачу технологий производства СПГ этой стране.

Пакистан

В конце декабря пришло сообщение, что между Ираном и Пакистаном достигнуто взаимопонимание на переговорах о строительстве газопровода «Мир», по которому иранский газ будет поставляться в Пакистан. Достигнута новая договоренность по поводу формулы, по которой будет рассчитываться цена на газ, поставляемый из Ирана в Пакистан, и условий, при которых эти цены будут пересматриваться.

При этом, сторонам дается один месяц с целью выработки окончательной точки зрения по поводу принятых решений и достигнутых договоренностей.

По поводу прозвучавших ранее заявлений о том, что Пакистан готов приобретать ту часть газа, которая предназначалась для поставок по газопроводу «Мир» в Индию, было отмечено, что данный вопрос, а также вопрос об изменении количества поставляемого в Пакистан газа в ходе данных переговоров не обсуждался. Стороны подтвердили, что Индия может присоединиться к соглашению о строительстве газопровода «Мир» в любой момент. Иран и Пакистан будут приветствовать подобное решение.

Россия

Тегеран приветствует расширение взаимодействия с Россией в газовой сфере, заявил заместитель министра нефти ИРИ Реза Касаизаде.

Он сказал: «Москва выразила заинтересованность в совместных капиталовложениях, своп-операциях по газу и других видах сотрудничества с Ираном в области энергетики, а Тегеран этот интерес приветствовал».

Напомнив о создании Высшего технического комитета из экспертов «Большой газовой тройки» (Россия, Иран и Катар), г-н Касаизаде подчеркнул, что он надеется, что «взаимодействие по данным направлениям активизируется на благо наших стран».

Кроме того, остановившись на перспективах участия Газпрома в реализации проекта строительства газопровода Иран-Пакистан-Индия, г-н Касаизаде выразил уверенность, что «взаимодействие с Газпромом в возведении участка трубы на территории Пакистана позитивно повлияет на осуществление проекта в целом».

Российская компания «Газпром нефть» предложила правительству Ирана разрабатывать помимо Северного также Южный Азадеган.

Азадеган - одно из крупнейших месторождений в мире с запасами около 5,7 млрд т. В августе 2008г. «Газпром нефть» направила правительству Ирана отчет о результатах исследования крупного иранского месторождения Азадеган (северный блок) и в настоящее время ведет переговоры с Иранской национальной нефтяной компанией о совместной разработке этого месторождения.

В ближайшем будущем стороны намерены согласовать доходность этого проекта и договориться о размере (доли) добываемой нефти, которая будет передаваться российской компании. Предполагается, что в случае достижения соглашения российской и иранской сторонами по месторождению Северный Азадеган, «Газпром нефть» будет участником компании-оператора, которая займется разработкой этого проекта. При этом владельцем лицензии на освоение месторождения останется ИННК, а «Газпром нефть» должна обеспечить 100% инвестиций. По данным «Газпром нефти», извлекаемые запасы Северного Азадегана составляют порядка 150 млн т нефти, а максимальный годовой объем добычи может составить порядка 5,5-6,5 млн т.

Иранские парламентарии утверждают, что Россия не против намерения Ирана проложить в Турцию газопровод Парс для транспортировки иранского газа в Европу, в ответ на отказ Тегерана от трубопровода Nabucco. При этом было отмечено, что Иран отказался от трубопровода Nabucco.

Сирия

Иран и Сирия создадут в ближайшее время совместную судоходную компанию. Согласно принятому решению, в Сирии в самом ближайшем будущем в качестве первого шага на пути к созданию совместной компании будет образован орган, подобный иранской Организации портов и мореплавания.

Сирийский министр транспорта Яаруб Сулейман Бадр отметил большие возможности Организации портов и мореплавания Ирана и иранских судоходных компаний в области строительства и развития портов, строительства и ремонта судов, а также других иранских транспортных организаций в области строительства метро, организации автобусного сообщения, транспортных перевозок автомобильным, железнодорожным и морским транспортом. Он подчеркнул также необходимость использования Сирией иранского опыта в перечисленных областях.

Судан

Министр энергетики Ирана Парвиз Фаттах после встречи с министром энергетики и горнодобывающей промышленности Судана Забиром Ахмедом аль-Хасаном заявил, что Иран предоставляет Судану инженерно-технические услуги в области электроэнергетики.

Таджикистан

Находящийся в конце ноября с визитом в Тегеране президент Таджикистана Эмомали Рахмон обсудил с президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом проект строительства железной дороги через Афганистан. Напомним, что иранские власти приступили к строительству автомобильной и железной дорог, которые соединят Таджикистан, Афганистан и Иран, и сооружению линии электропередачи Рогун (Таджикситан) – Мазари-Шариф (Афганистан) – Герат (Афганистан) – Мешхед (Иран).

Лидеры двух государств также обсудили работу недавно открытого в Таджикистане персоязычного телеканала. Планируется, что вещание телеканала будет осуществляться на территории всех трех персоязычных государств – Таджикистана, Ирана и Афганистана.

В ходе переговоров стороны также обсудили реализацию подписанных ранее проектов: строительство ГЭС «Сангтуда-2» и сооружение автотранспортного тоннеля под перевалом «Чормагзак», соединяющего Душанбе с Нуреком.

Туркменистан

Товарооборот между Ираном и Туркменистаном составил в 2007 году 1,9 млрд. долларов. Предполагается, что в текущем году этот показатель превысит 2 млрд. долларов.

После обретения Туркменистаном независимости двумя странами были реализованы многочисленные совместные проекты, такие как строительство плотины «Дружба», железной дороги Теджен – Серахс – Мешхед и целый ряд других проектов, в том числе в газовой и нефтяной сферах.

Так, в конце декабря достигнута договоренность между Ираном и Туркменистаном по поводу поставок туркменского газа в Иран в течение шести месяцев по фиксированным ценам. Согласно подписанному контракту, с 1 января 2009 года Иран должен получать из Туркменистана до 30 млн. куб. м газа в сутки.

С начала 2009 года цена на газ плавающая, и ее размеры будут определяться по специальной формуле.

Кроме того, принято также решение о том, что Иран инвестирует разработку некоторых туркменских газовых месторождений, расположенных вблизи иранской территории, что позволит увеличить объемы добычи газа в Туркменистане.

Посол Ирана в Туркменистане Мохаммед Реза Форкани сообщил в декабре, что ежесуточно в Иран осуществляются своповые (обменные) поставки 40 тыс. баррелей нефти из Туркменистана. Названное количество нефти доставляется из туркменского порта Туркменбаши в иранский порт Амирабад (Нека), и эквивалентное количество нефти передается туркменской стороне в южных портах Ирана для отправки ее потребителям. Помимо нефти по данному маршруту транспортируются также бензин, топочный мазут и дизельное топливо.

Турция

В декабре министр промышленности и торговли Турции Зафар Чаглайан во время встречи с послом Ирана в Анкаре Бахманом Хосейнпуром заявил о готовности Турции расширять с Ираном сотрудничество в области промышленности.

Украина

ЗАО «Львовский автомобильный завод» договорился с Ираном о поставке в 2009 г. 300 автобусов. Контракт рассчитан на 5 лет, его общая стоимость 34 млн евро.

Эквадор

В декабре состоялся визит президента Эквадора Рафаэля Корреа в Иран. В ходе визита между Ираном и Эквадором было подписано 12 меморандумов о взаимопонимании, в том числе в сфере промышленности, энергетики, нефтяной индустрии, банковской деятельности, здравоохранения и торговли.

Между двумя странами достигнута договоренность о строительстве в Эквадоре электростанции, нефтеочистительного завода, автозавода, о поставках в Эквадор иранского цемента, о сотрудничестве в области разработки эквадорских месторождений полезных ископаемых.

Кроме того, Эквадор планирует закупать вооружения в Иране. Как заявил эквадорский президент Рафаэль Корреа, «У нас есть серьезная проблема на северной границе с Колумбией, безответственное правительство которой не заботится об обеспечении безопасности своих границ…Нам необходимо обеспечивать себя вооружениями, и в этой связи Иран может оказать Эквадору необходимое содействие и предоставить нам кредит».

В свою очередь, министр обороны Ирана Мостафа Мохаммад Наджар заверил эквадорского президента в том, что Исламская Республика «готова поделиться своим опытом и знаниями в различных направлениях военной области с братским народом Эквадора».

Примечательно, что во время визита иранский президент Махмуд Ахмадинежад заявил, что обе страны путем сотрудничества «одержат победу над высокомерием США».

3. ИНВЕСТИЦИИ

Агентство Bloomberg 9 декабря опубликовало прогноз экспертов, в котором говорится, что иранская нефтедобывающая промышленность не располагает новыми технологиями и не способна извлечь из месторождения больше 20% имеющейся нефти. Вместе с острой нехваткой иностранных инвестиций это приведет к падению экспорта на 25% в 2015 году – с 4 млн. баррелей в день до 3 млн. баррелей.

Если же иранское правительство утвердит отложенные проекты по развитию нефтеперерабатывающей промышленности, то экспорт нефти вообще прекратится, полагают эксперты.

В прогнозе указывается, что иранская экономика лишилась иностранных инвестиций как из-за международных санкций, так и из-за мирового финансового кризиса.

Иран может несколько исправить ситуацию, опираясь на китайские инвестиции и привлекая китайские компании к разработке новых месторождений, однако в целом прогноз экспертов по иранской экономике остается неутешительным для Тегерана.

Справка. Иран является 4-м экспортером нефти в мире, после Саудовской Аравии, России и Норвегии.

Для привлечения в Иран инвесторов Тегеран стремится доказать, что инвестиционный климат в стране благоприятен, несмотря на отрицательное влияние внешних факторов.

Так, руководитель Организации по проведению приватизации Голямреза Кордзангане заявил в декабре, что Иран относится к числу стран с наиболее благоприятными условиями для иностранных инвестиций.

По словам г-на Кордзангане, Международная биржевая федерация в списке бирж, которые в наименьшей степени оказались под влиянием мирового финансового кризиса, на третье место поставила Тегеранскую биржу.

Голямреза Кордзангане отметил, что стоимость акций некоторых западных компаний снизилась до стоимости 60-летней давности. В Иране же, если некоторые акции и подешевели, то их стоимость не опустилась ниже их первоначальной стоимости.

Говоря о деятельности приватизированных компаний, Голяреза Кордзангане сказал, что согласно проведенному анализу, из числа 28 основных компаний, переданных частному сектору, положение 24 компаний улучшилось и только 4 компании оказались в худшем положении.

Директор Иранской национальной компании по экспорту газа Реза Кесаи-заде сообщил, что европейские страны проявили заинтересованность в инвестировании строительства трубопровода «Парс» (Persian Pipeline), по которому иранский газ через Турцию будет поставляться в Европу. В настоящее время с пока еще не названными странами ведутся соответствующие переговоры.

Строительство газопровода поручено Иранской национальной компании по экспорту газа. Ранее этим вопросом занималась Иранская национальная газовая компания. На территории Ирана газопровод «Парс» будет проложен от Асалуйе до пограничного с Турцией терминала в Базергане. На данный момент осуществлена предварительная оценка объема работ и определены предстоящие расходы. Строительство газопровода оценивается в 6-8 млрд. долларов.

Реза Кесаи-заде отметил, что в настоящее время все эти вопросы обсуждаются с Турцией и европейскими странами с тем, чтобы определить формы инвестиционного участия в проекте.

В середине декабря специальный посланник президента Южной Кореи Шин Дже Хьюн, находился с визитом в иранском городе Тебриз. Там он заявил о готовности Сеула инвестировать нефтехимические и энергетические проекты в Иране, в частности, в Тебризе.

Посол Южной Кореи в Иране Ким Ян Хук, сопровождавший Шин Дже Хьюна, заявил, что Тебриз имеет для Южной Кореи очень большое значение в качестве одного из основных экономических и промышленных центров Ирана. Внешнеторговое ведомство Южной Кореи предпринимает самые активные шаги для того, чтобы южнокорейские компании вкладывали свои капиталы в различные проекты в Тебризе.

Армения в 2009 году приступит к поиску источников финансирования для строительства железной дороги Иран-Армения. Строительство железной дороги Иран-Армения является одной из приоритетных программ армянского правительства.

Железная дорога позволит Армении пользоваться альтернативным путем транспортировки энергоресурсов и других товаров, получив выход на внешний мир. В настоящее время железнодорожные коммуникации Армении с зарубежными странами обеспечиваются только через территорию Грузии.

По предварительным данным, инвестиции в строительство железнодорожного сообщения Армения-Иран составят $2 млрд. Интерес в участии в софинансировании строительства железной дороги Иран-Армения проявляют Всемирный банк и Азиатский банк развития.

Таким образом, в декабре отмечалась возрастающая активность внешнеэкономической деятельности Ирана, что связано с попытками Тегерана найти новые источники инвестирования и минимизировать серьезные для страны последствия резкого падения цены на нефть на мировом рынке и, соответственно, снижения бюджетных поступлений при сохранении стремления к реализации крупных проектов, в том числе и в военно-технологической сфере.

Начало