Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (24-30 августа 2009 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Афганистане и Ираке. В Афганистане в условиях сохраняющейся сложной внутриполитической обстановки продолжается подсчет избирательных бюллетеней прошедших 20 августа президентских выборов. Ирак обвинил Сирию в укрывательстве на своей территории организаторов недавних те-рактов в Багдаде, что привело к серьезному кризису в отношениях между двумя соседними государствами.

После подсчета 35 проц избирательных бюллетеней лидерство сохраняет действующий президент Афганистана Х. Карзай, которому отдали своим голоса 46,2 проц избирателей, пришедших на участки для голосования. На втором месте с 35 проц голосов находится главный конкурент Карзая, бывший глава афганского МИДа А. Абдулла. Ожидается, что окончательные итоги президентских выборов станут известны в сентябре. Вместе с тем, легитимность голосования поставлена под сомнение из-за многочисленных (свыше 2000) жалоб на мошенничество и другие нарушения. Озабоченность вызывает и низкая явка избирателей. По имеющейся информации, в настоящее время в Афганистане идут интенсивные и трудные переговоры между представителями Карзая и Абдуллы. Причем, если стороны не смогут прийти к компромиссу, то, по мнению экспертов, не исключена «трансформация конкурентной электоральной кампании» в «глубокий внутриполитический кризис с трудно предсказуемыми последствиями». В то же время, судя по информации, регулярно публикуемой Независимой избирательной комиссией, Х. Карзай, по всей вероятности, наберет необходимые ему для победы в первом туре 50 проц и один голос. В создавшейся ситуации США предпринимают активные действия с целью недопущения дальнейшего ухудшения внутриполитического положения в Афганистане.

Между тем обстановка в стране остается напряженной. 25 августа в Кандагаре был совершен крупный теракт: погибли 43 и получили ранения свыше 60 человек. В результате значительной активизации действий боевиков движения «Талибан» в августе войска международной коалиции в Афганистане понесли наиболее крупные в этом году людские потери, а общее число иностранных военных, погибших в 2009 г, составило 296 человек. И это, несмотря на прибытие в страну дополнительных частей ВС США.

25 августа Ирак отозвал своего посла из Дамаска и в резкой форме потребовал от сирийских властей экстрадиции двух руководителей запрещенной в стране партии Баас, которых в Багдаде обвинили в организации серии терактов на иракской территории. Иракцы также заявили, что дальнейшее развитие отношений с Сирией будет зависеть от выдачи Багдаду лиц, причастных к преступлениям, совершенным 19 августа в Багдаде. В ответ в этот же день Сирия объявила о решении отозвать своего посла из Ирака и потребовала от Багдада предоставления «убедительных доказательств» того, что организаторами террористических акций являются находящиеся в САР иракские баасисты. Одновременно в Дамаске подчеркнули, что Ираку «не следует делать поспешных и ошибочных выводов», учитывая, что связи между двумя странами «носят стратегический характер». Между тем, действующая в Ираке группировка «Аль-Каида в Месопотамии» взяла на себя ответственность за недавние теракты в Багдаде. Кризис в сирийско-иракских отношениях вызывал озабоченность в Вашингтоне, где выразили надежду на продолжение диалога между Багдадом и Дамаском. 29 августа Ирак с посреднической миссией посетил глава МИД ИРИ М. Моттакаи, а 30 августа он провел переговоры в Сирии. Ожидается, что в ближайшее время Багдад с аналогичной миссией посетит министр иностранных дел Турции А. Давутоглу.

По мере приближения намеченных на январь 2010 г. всеобщих выборов в Ираке обостряется внутриполитическая борьба. 24 августа в Багдаде было объявлено о создании нового политического союза – Иракской патриотической коалиции (ИПК), в состав которой вошли десять, преимущественно шиитских партий и организаций. Основу ИПК составили Высший исламский совет Ирака (ВИСИ) и сторонники радикального шиитского лидера М. ас-Садра. Деятельное участие в создании новой коалиции принял один из вице-президентов Ирака шиит А. А. аль-Махди. В то же время руководимая премьер-министром Ирака Н. аль-Малики шиитская партия «Ад-Даава» отказалась войти в состав новой коалиции. Сообщается, что Н. аль-Малики ведет переговоры с вождями ряда суннитских племен и независимыми курдскими политиками о создании широкой общенациональной коалиции, «не ограниченной конфессиональ-ными рамками». Вместе с тем, бывший премьер-министр Ирака И. Джаафари, являющийся одним из руководителей ИПК, заявил, что «двери коалиции остаются открытыми для «Ад-Даава».

26 августа в Тегеране от рака легких скончался один из виднейших политических деятелей Ирака, лидер ВИСИ А. А. аль-Хаким. Место отца на посту руководителя шиитской партии займет его сын Аммар.

В очередном докладе МАГАТЭ говорится, что Иран в последнее время замедлил темпы производства ядерного топлива и предоставил более широкие возможности для работы инспекторам агентства. Со времени предыдущего доклада в июне с. г. иранцы установили еще около тысячи новых центрифуг для обогащения урана, доведя их общее число до 8,3 тыс. единиц. Однако число реально действующих агрегатов при этом уменьшилось с 4,9 до 4,6 тыс. По оценке МАГАТЭ, причины замедления работ могут иметь как технический, так и политический характер. В то же время ИРИ все еще полностью не прояснила свою деятельность по обогащению урана, не предоставила международному сообществу убедительных доказательств мирного характера своей деятельности в ядерной сфере, а также избегает прямых ответов на поставленные МАГАТЭ вопросы. В этой связи представители агентства отмечают, что после обогащения низкообогащенного урана этот материал можно использовать для изготовления атомной бомбы. Со своей стороны, Тегеран продолжает настаивать на исключительно мирном характере национальной ядерной программы и считает, что последний доклад МАГАТЭ подтверждает это. На минувшей неделе руководители Франции, Великобритании, Германии и Из-раиля выступили с заявлениями, в которых подчеркнули, что в отношении Ирана могут быть введены новые международные санкции, если эта страна не проявит готовность вести конструктивные переговоры по своей ядерной программе. Причем глава израильского правительства Б. Нетаньяху потребовал ввести против ИРИ «парализующие санкции», чтобы не допустить появления иранского ядерного оружия.

25 августа в Тегеране начался новый, четвертый по счету суд над видными представителями оппозиции, участвовавшими в протестных акциях после президентских выборов в стране в июне с. г. Президент ИРИ М. Ахмадинежад заявил, что лидеры оппозиции должны понести ответственность «за реализацию вражеских планов», но к рядовым оппозиционерам необходимо отнестись «с мусульманским, человеческим милосердием и состраданием», т. к. они были введены в заблуждение. Со своей стороны, глава ИРИ А. Хаменени признал, что у него нет доказательств получения оппозиционерами помощи от иностранных государств, в т. ч. от США и Великобритании.

30 августа иранский парламент начал обсуждение состава правительства (21 человек), представленного президентом ИРИ М. Ахмадинежадом.

На северо-западе Йемена в провинциях Саада и Амран продолжаются бои правительственных войск с отрядами шиитских мятежников. Боевые действия приняли затяжной и ожесточенный характер. Действия армии активно поддерживает авиация. Обе стороны несут большие потери. В районе боев резко ухудшилась гуманитарная ситуация. Более 35 тыс. человек были вынуждены покинуть свои дома. 26 августа президент страны А. А. Салех пообещал ликвидировать мятеж в течение нескольких недель, что, учитывая решимость экстремистов к сопротивлению, будет трудно осуществить.

На прошедшей неделе премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху посетил с визитами Великобританию и Германию, а в Лондоне провел переговоры с представителем президента США по Ближнему Востоку Дж. Митчеллом. Лидеры Великобритании и Германии призвали Израиль остановить строительство еврейских поселений на Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ), что, по их мнению, позволит сделать шаг вперед в переговорном процессе с палестинцами. В свою очередь, глава израильского правительства подчеркнул готовность его страны к возобновлению переговоров без предварительных условий, но при этом палестинцы должны признать право Государства Израиль на существование. Нетаньяху назвал «первым положительным шагом» сообщения о готовности главы ПНА М. Аббаса встретиться с ним в сентябре в Нью-Йорке в рамках сессии Генеральной ассамблеи ООН. По итогам встречи с посланником Дж. Митчеллом было сообщено о компромиссном предложении Израиля по разблокированию переговорного процесса. Так, израильтяне обязуются «заморозить» строительство в поселениях на ЗБРИ на девять месяцев в качестве меры по укреплению доверия, однако это не касается 2,5 тыс. единиц жилья, возведение которых уже начато. Кроме того, Израиль оставляет за собой право в случае необходимости строить социальные объекты, особенно школы и детские сады. В случае, если с арабской стороны не последуют встречные шаги, израильтяне могут прекратить «строительное эмбарго». Детальные американо-израильские переговоры по этому вопросу состоятся в начале сентября. В то же время глава МИД Египта А. А. Гейт заявил 25 августа, что для возобновления переговоров Израиль должен распространить свой мораторий на строительство на Восточный Иерусалим.

Премьер-министр правительства Палестинской национальной администрации С. Файяд заявил 25 августа, что палестинцы намерены де-факто создать свое государство в течение ближайших двух лет, вне зависимости от хода мирных переговоров с Израилем. Это государство, по словам Файяда, будет включать службы безопасности, гражданские службы и «успешную экономику».

Очередной раунд переговоров о примирении между ведущими палестинскими движениями ФАТХ и ХАМАС, назначенный на 25 августа, из-за сохраняющихся серьезных разногласий между сторонами вновь перенесен, на этот раз - на конец сентября.

На минувшей неделе ВВС Израиля в ответ на действия палестинских боевиков нанесли удары по различным объектам в секторе Газа.

Премьер-министр Ливана С. Харири заявил 26 августа, что шиитское движение «Хизбалла» непременно станет часть создаваемого им правительства, «не зависимо от того, нравится это Израилю или нет», т. к. «интересы Ливана требуют, чтобы все стороны приняли участие в формировании кабинета». По словам Харири, в правительство войдут представители 14 ливанских партий и движений.

Командующий совместными миротворческими силами ООН/Африканского союза в суданском Дарфуре генерал М. А. Агави заявил, что конфликт в этом регионе в значительной степени исчерпан, а оставшиеся проблемы могут быть разрешены путем переговоров. По словам генерала, лишь одна повстанческая группировка – Движение за справедливость и равноправие может осуществлять боевые акции «спорадического характера», но ее боевики не в состоянии удерживать территории.

28 августа на сына главы МВД Саудовской Аравии принца М. бин Найефа было совершено покушение, в результате чего он получил легкое ранение. Это покушение стало первым за последние несколько лет, направленным непосредственно на члена королевской семьи. Его связывают с профессиональной деятельностью принца, являющегося помощником руководителя МВД, курирующего вопросы борьбы с терроризмом. Ответственность за совершенную акцию взял на себя саудовский филиал «Аль-Каиды».

Президент Алжира А. Бутефлика подтвердил готовность властей «протянуть руку» тем «заблудшим» боевикам исламистских группировок, которые откажутся от борьбы с правительством. Одновременно президент заявил о решимости продолжить борьбу с терроризмом в стране, который, по его словам, «пошел на спад». Вместе с тем, заявление Бутефлики прозвучало в период очередного обострения обстановки в некоторых алжирских провинциях, где активизировали свои действия вооруженные бандгруппы.

Приложение

Вооруженные силы Бахрейна: состояние и перспективы развития

Военно-политическое руководство Королевства Бахрейн в условиях перманентной напряженности в регионе Персидского залива и сложной внутриполитической ситуации в стране принимает меры по укреплению национальных вооруженных сил, рассматривая их не только в качестве инструмента защиты страны от внешнего нападения, но и как одного из основных гарантов стабильности правящего режима.

Вооруженные силы Бахрейна (Силы обороны Бахрейна, СОБ) являются наиболее малочисленными в арабском мире и насчитывают 8,2 тыс. человек. Они состоят из сухопутных войск, ВВС и ВМС. Военные расходы королевства в 2008 г. составили 552 млн долларов США. Помимо регулярной армии в стране имеются полицейские формирования МВД (9 тыс. чел.), Национальная гвардия (900 чел.) и Береговая охрана МВД (260 чел.).

Верховным главнокомандующим бахрейнскими вооруженными силами является король. При главе государства для выработки основных направлений военной политики и разработки программ военного строительства имеется Высший военный совет. В 2008 г. король принял решение о ликвидации министерства обороны, а функции военного управления передал своему сыну Сальман бин Хамаду Ааль Хамди. Наследный принц назначен заместителем верховного главнокомандующего ВС и отвечает за административные, финансовые и экономические вопросы военного строительства, а также курирует Национальную гвардию.

Королевство Бахрейн в силу малочисленности населения (ок. 715 тыс. чел.) и ограниченных финансово-экономических возможностей не стремится, да и не в состоянии создать крупную армию. В сфере национальной обороны страна ориентируется на помощь Соединенных Штатов. Имеет место высокая степень взаимодействия СОБ с ВС США и Саудовской Аравии. Прежде всего, это относится к подготовке личного состава и тыловому обеспечению.

В области военного строительства особое внимание уделяется улучшению технического оснащения СОБ и повышению выучки всех категорий личного состава, поддержанию высокого социального статуса военнослужащих, улучшению их материального положения. Большое место отводится улучшению качества и повышению эффективности использования имеющейся на вооружении боевой техники, ее модернизации, совершенствованию системы управления, связи, разведки, тыла, вопросам РЭБ. В войсках регулярно и в целом качественно проводятся мероприятия по боевой подготовке.

К слабым сторонам бахрейнских вооруженных сил, прежде всего, следует отнести многотипность вооружения и военной техники, недостаточно развитую ремонтную базу, значительную зависимость от иностранных технических специалистов.

Сухопутные войска (6,0 тыс. чел.) имеют в своем составе пехотную, бронетанковую и артиллерийскую бригады, батальон «спецназ», батальон королевской гвардии, зенитный дивизион, подразделения тылового обеспечения. Большая часть соединений и частей сухопутных войск размещена в районе столицы страны Манамы. К основному вооружению сухопутных войск относится: 180 танков М60А3, 44 артиллерийских орудия, 9 РСЗО MRLS, 15 ПУ ПТУР ТОУ, 25 БМП, 235 БТР, 46 БРМ, 15 ПУ ЗУР («Усовершенствованный Хок» - 8, «Кроталь» – 7), 78 ПЗРК.

В 2001 г. руководство Бахрейна запросило у США согласия на приобретение 30 оперативно-тактических ракет АТАСМS (запускаются с РСЗО MRLS), обладающих повышенной точностью поражения целей и дальностью пуска 165 км. Вашингтон дал согласие, но при условии, что это оружие будет находиться под совместным американо-бахрейнским контролем, а бахрейнские военнослужащие не получат доступа к кодам для запуска ракет. Королевство приняло это условие, и ракеты были поставлены. США также продали Бахрейну три РЛС AN/TPS-59(V)3, имеющие дальность обнаружения до 740 км и способные засекать момент пуска ракет. Сообщалось о закупке в 2007 г. в США элементов системы ПРО для уничтожения одиночных баллистических ракет, которые являются частью системы противоракетной обороны не только Бахрейна, но и военных баз США в регионе Персидского залива. Рассматривается возможность закупки в США ЗРК «Пэтриот». В 2006 г. подписано соглашение о приобретении в США 60 ПТРК «Джавелин» (180 ракет). Намечается модернизировать ЗРК «Ус. Хок» и «Кроталь», БТР типа «Панар», дополнительно закупить ПТРК ТОУ-2, 100 ПЗРК, 5 РСЗО MRLS.

В составе военно-воздушных сил (1500 чел.) имеются три эскадрильи боевой авиации (истребительно-бомбардировочных – 1, истребительных – 2), подразделения транспортной и вертолетной авиации. На их вооружении состоит 33 боевых самолета: истребителей-бомбардировщиков – 12 (F-5), истребителей – 21 (F-16С/D) и 24 боевых вертолета АН-1Е «Апач». Основная часть ВВС базируется на военно-воздушной базе им. шейха Исы на юге страны. Имеются планы модернизации РЛС и электронного оборудования на 12 истребителях F-16С/D Блок 40. Не исключена закупка самолета ДРЛО Е-2С, нескольких военно-транспортных самолетов С-130, вертолетов «Пума», учебно-боевых самолетов.

Военно-морские силы (700 чел.) предназначены для охраны побережья, защиты национальных интересов в прибрежной зоне, в т. ч. рыболовства и борьбы с контрабандой. В их составе имеется три боевых корабля (фрегатов – 1, корветов – 2) и 13 боевых катеров, в т. ч. 4 ракетных. Авиация ВМС представлена двумя вертолетами SA-365F «Дофин» корабельного ба-зирования и двумя вертолетами Во-105 берегового базирования. В интересах ВМС предусматривается использование истребителей F-16. Корабли и катера базируются в основном на ВМБ Мина-Салман, но главной базой считается Манама. Не исключается приобретение противолодочных вертолетов SH-2G. На верфях в Абу-Даби для бахрейнских ВМС строятся десантные катера.

Собственной военной промышленности Бахрейн не имеет. Планов ее создания у руководства страны нет. В королевстве есть лишь мастерские по ремонту и обслуживанию оружия и военной техники и небольшое предприятие по выпуску боеприпасов для стрелкового оружия и артиллерии.

Основным партнером Бахрейна в сфере ВТС и главным поставщиком вооружения и военной техники для СОБ являются Соединенные Штаты. Регулярно, два раза в год, проводятся совместные учения ВМС двух стран. Американские советники и инструкторы работают в бахрейнских ВС. Важным партнером в военной области остается Великобритания. На постоянной основе действует совместная бахрейнско-британская комиссия по военному сотрудничеству. Проводятся совместные учения ВМС двух государств. Англичане оказывают помощь в подготовке специалистов для ВВС, по радиолокационной технике и связи, а также работают в Национальной гвардии. В 2004 г. в России было приобретено 40 грузовиков «Камаз-4380».

Важное значение придается развитию военного сотрудничества в рамках ССАГПЗ. Бахрейн участвует в создании объединенной системы ПВО и раннего предупреждения, подразделения СОБ регулярно участвуют в совместных учениях с армиями стран «аравийской шестерки». Совместные учения проводятся также с ВС Египта и Иордании.

За период с 2004 г. по 2007 г. королевство заключило контракты на поставку военной продукции за рубежом на сумму 600 млн долл.

В 2008 г. Бахрейн подписал соглашение с НАТО об обмене разведывательной информацией в сфере безопасности и борьбы с терроризмом. На территории королевства планируется создать международный антитеррористический центр для стран Персидского залива.

Комплектование вооруженных сил страны производится путем набора добровольцев из числа лиц мужского пола в возрасте от 18 до 25 лет, граждан Бахрейна, не имеющих судимости. Контракт заключается на срок от 3 до 5 лет с правом последующего продления. Иностранцы служат в бахрейнской армии по специальным контрактам на основе межправительственных соглашений. Для подготовки офицеров имеется военный колледж. Значительная часть офицеров, прежде всего ВВС, ВМС, инженерный состав, технические специалисты готовятся за рубежом – в США, Великобритании, Франции, Иордании, Саудовской Аравии, Кувейте. Высшие командные должности в армии в большинстве своем занимают члены правящей семьи Ааль Халифов.

СОБ официально не участвуют в политической жизни страны. Тем не менее, воинские подразделения при необходимости привлекаются к подавлению массовых беспорядков и других антирежимных выступлений.

В целом вооруженные силы Бахрейна обладают хорошей боевой выучкой и оснащены современной по региональным меркам боевой техникой, но ввиду своей малочисленности они не могут самостоятельно решать задачи по защите страны от масштабного внешнего нападения. Вместе с тем, по мнению иностранных военных специалистов, СОБ в состоянии оборонять королевство от крупного нападения извне в течение 48 часов, до прибытия помощи со стороны союзников.

Начало