Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Пакистан: теракты в мечетях Лахора — первые итоги и комментарии

Н.А. Замараева

Утром 28 мая во время пятничной молитвы вооруженные боевики одновременно напали на две мечети, принадлежащие секте ахмадия в городе Лахоре, столице провинции Пенджаб — политическом, военном и культурном центре страны. Вооруженные стрелковым оружием и гранатами, они открыли беспорядочную стрельбу по молящимся. В результате теракта 95 человек были убиты, 113 ранены.

В мусульманском Пакистане объектами терактов вновь, как и в июле 2007 г., стали мечети. На этот раз полиции и отрядам спецназа потребовалось два часа, чтобы нейтрализовать боевиков. По сообщениям местных СМИ, ответственность за теракт взяла на себя организация «Движение талибов Пакистана»/ Tehrik-e-Taliban /ТТР, пенджабская сеть.

Один из арестованных подозреваемых, 17-летний Абдулла Мохаммад/ Abdullah Mohammad, подтвердил, что «принадлежит к ТТР и проходил тренировку в лагере, расположенном недалеко от Мираншаха, главного города агентства Северный Вазиристан Территорий племен федерального административного управления/ТПФУ (на границе с Афганистаном), а также что нападавшие «были направлены Бадаром Мансууром/ Badar Mansoor, руководителем пенджабских талибов в Вазиристане, с целью проведения двух миссий».

Агентства Южный Вазиристан и Северный Вазиристан — район сосредоточения групп боевиков, основная цель которых — борьба против иностранных военных контингентов США и НАТО в соседнем Афганистане. В октябре 2009 г. войска федеральной армии Пакистана развернули военную кампанию, достаточно успешную, против талибов в агентстве Южный Вазиристан. Дислоцированные в районе войска освободили от боевиков населенные пункты и в целом контролировали обстановку. Потоки беженцев хлынули во внутренние районы страны, а талибы (в основном пуштуны) постепенно переместились в соседние агентства — Оракзай и Северный Вазиристан.

Секта ахмадия (4 млн из 170 млн населения Пакистана) и в прежние годы подвергалась нападениям со стороны радикалов, но теракт подобного масштаба — явление чрезвычайное.

Несколько слов о самой секте. Ахмадия — мусульманская секта, которая возникла в Пенджабе в конце ХIХ в. Ее основатель Мирза Гулам Ахмад стремился создать синкретическую религию, обращаясь с проповедями не только к мусульманам, но и к представителям других религиозных культов. В основе конфликта между ахмадия и мусульманами лежит утверждение, что Мирза Гулам Ахмед был пророком (Энциклопедия Пакистана. М.: Фундамента Пресс, 1998, с. 102).

На протяжении первой половины ХХ в. вопрос о вере ахмадия неоднократно рассматривался в судах различных инстанций Британской Индии. В большинстве случаев решения судов не признавали представителей секты ахмадия мусульманами.

В 1947 г. община перенесла свою штаб-квартиру из Индии в Пакистан. Но и здесь, в мусульманской стране, секта подвергалась гонениям. Например, в 1953 г. исламистская партия Джамаат-и ислами организовала кровопролитные антиахмадийские выступления.

В 1974 г. премьер-министр Пакистана Зульфикар Али Бхутто под давлением религиозных партий внес на рассмотрение в парламент поправку к Конституции 1973 г., известную как вторая поправка, согласно которой ахмадия признавались немусульманами. Им, в частности, было запрещено называть себя мусульманами и заниматься исламской практикой. Секта подвергалась различным ограничениям, например, ее последователей старались «устранить» с государственной службы, им запрещалось читать Коран, был введен запрет на посещение других мусульманских мечетей и т.д.

В 1984 г. в рамках национальной кампании исламизации главный военный администратор Пакистана генерал М. Зия-уль-Хак законодательно объявляет последователей секты ахмадия немусульманами, запрет касался распространения их веры. Опасаясь последствий, секта перенесла свою штаб-квартиру в Великобританию.

В последнее время руководители секты ахмадия неоднократно обращались к властям с просьбой о предоставлении защиты, но последние не принимали подобные заявления всерьез.

В целом, подобный теракт свидетельствует о несостоятельности властей, в первую очередь Пенджаба, обеспечить контроль за безопасностью в провинции. И это можно объяснить несколькими объективными и субъективными причинами.

Первые симптомы усиления террористической активности в Пенджабе отмечались еще весной, а затем осенью 2009 г., когда были арестованы лидеры террористических организаций, имеющие свои отделения в Пенджабе.

Местные власти крайне осторожно высказываются в адрес так называемых пенджабских талибов, лишь в целом подчеркивая террористический характер организации «Движение талибов Пакистана» и ее причастность к теракту в мечетях ахмадия. Дело в том, что официально Лахор не признает существование в провинции организаций боевиков, а отмечает лишь «возможность их присутствия». Двойственность в подходе к данному вопросу, как отмечает местная печать, свидетельствует об определенных связях между руководством провинции и талибами и в то же время о несостоятельности противостояния террористам, что служит лишним поводом для критики ведущей в Пенджабе Пакистанской мусульманской лиги (Наваза Шарифа) — политического оппонента правящей в стране Пакистанской народной партии/ПНП.

Федеральные власти подвергли критике официальный Лахор, заявив, что «власти провинции Пенджаб не уделяли должного внимания таким запрещенным организациям, как Армия Джангви /Lashkar-i-Jhangvi/ LJ, Движение исламского джихада/Harkat-ul-Jihad-i-Islami и Армия Мухаммада/ Jaish-i-Mohammad/JM, и не контролировали их деятельность.

Что касается самой организации «Движение талибов Пакистана», то, во-первых, теракт свидетельствует о расширении географии деятельности боевиков и изменении тактики их действий. В основном, регионами их активности являются Территории федерального административного управления/ТПФУ, т.е. полоса пуштунских племен и провинция Хайбер-Пахтунхва, граничащие с Афганистаном; в настоящее время они действуют во внутренних районах страны.

Во-вторых, нападение на мечеть секты ахмадия расширяет список адресатов действий террористов. В прежнее время целями нападений были военные или оборонные объекты страны. Сегодня нападению подверглась религиозная секта.

В-третьих, масштабный теракт в Лахоре свидетельствует об усилении радикальных исламских настроений в пакистанском обществе. Движение «Талибан Пакистана» в настоящее время рекрутирует новых членов в организацию, укрепляя свои ряды и создавая новые подразделения во внутренних районах страны.

В-четвертых, обстоятельства заставляют федеральное правительство взять под контроль систему религиозного образования в стране и, в частности, в Пенджабе. «726 из всех 1764 членов запрещенных организаций, таких как Армия Джанга / LJ и Армия Мухаммада/ Jaish-i-Mohammad/JM, выходцы из южного Пенджаба, региона, где расположены и функционируют около 44% всех медресе страны. Всего зарегистрировано 17 тыс. медресе, а их общее число составляет 20 тыс.» (Dawn 31.05.10).

Если в провинции Хайбер-Пахтунхва и ТПФУ теракты объяснимы, т.к. в прошлом и текущем году федеральная армия проводит крупномасштабные или локальные военные операции против боевиков, то последние события в Пенджабе требуют анализа.

Уже высказывалась точка зрения, что в стране укрепляется и развивается сеть террористических организаций. В настоящее время, по словам министра внутренних дел Рахмана Малика, «29 запрещенных организаций оказывают содействие террористам внутри страны с целью дестабилизации обстановки» (The Nation 29.05.10). «Боевики юга Пенджаба установили также связи в Белуджистане и незадолго до событий в Лахоре совместно пытались спровоцировать столкновения на религиозной почве в Карачи» (Dawn 31.05.10).

Члены запрещенных групп, таких как LJ и JM, проходили тренировку в районах проживания пуштунских племен. Затем они возвращались в Пенджаб, где становились частью подпольных отделений организации. В течение последнего года аффилированные с Техрик-и-Талибан Пакистан и «Аль-Каидой» организации активизировали деятельность в Пенджабе, заявив о себе громкими терактами с целью дестабилизации обстановки в стране (Dawn 31.05.10).

Уход Техрик-и-Талибан Пакистан из пограничных территорий пуштунских племен во внутренние районы страны, в частности, в Пенджаб, был связан с определенными успехами военных операций в районах пуштунских племен и, соответственно, с изменением их тактики, в частности с разжиганием розни между различными религиозными сектами. Актам насилия со стороны боевиков подвергались сунниты, шииты, христиане, индуисты и ахмадия.

Теракт 28 мая — первая громкая акция пенджабских талибов. Для большего общественного резонанса были выбраны беззащитные ахмадия. В данном случае объект террора был не самоцелью, главное — во весь голос заявить о своем существовании. Лахор — один из крупнейших городов страны, где расположены многочисленные «военные» и административные кварталы, и подобные теракты в провинции должны напомнить властям, что война идет уже во внутренних районах страны, а не только в пограничных с Афганистаном районах.

Официальные лица высказывали различные мнения относительно произошедшего. Например, министр железнодорожного транспорта Хаджи Гулам Ахмед Билоур, осудив террористические нападения в Лахоре, заявил, что «подобные террористические акты ставят своей целью очернить образ ислама, который является религией мира и проповедует путь мира и гармонии» (The Frontier Post 29.05.10).

Министр внутренних Пакистана Рехман Маликдел в интервью местному телевизионному каналу C-42 TV вскользь отметил «возможность военной операции на юге Пенджаба по образцу тех, которые проводятся на территориях племен» (Dawn 31.05.10).

Подобные высказывания вызвали резкую негативную реакцию властей провинции. Министр юстиции Пенджаба Рана Санауллах/Rana Sanaullah подчеркнул, «что армейские операции требуются только в безнадежных районах, чего нет в Пенджабе, и что подобные заявления дестабилизируют обстановку в провинции» (Dawn 31.05.10).

Противостояние администрации крупнейшей провинции и федеральной власти, иными словами — противостояние оппозиционной Пакистанской мусульманской лиги (Наваза Шарифа)/ПМЛ(Н) и правящей Пакистанской народной партии/ПНП, может вызвать рост националистических волнений, а последние в свою очередь могут привести к сепаратистским лозунгам, которые погасить в Пакистане способны только военные.

Начало