Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Новая «интернациональная» антиизраильская интифада?

Е.Е.Кирсанов

Турецкий премьер-министр Р.Эрдоган выступил с грозной речью «о возможности военного отпора израильским агрессорам» в случае, если они продолжат свою практику нападения на гражданские турецкие суда. Естественно, никто воевать не собирается, но выжать максимум пользы из сложившейся ситуации Р.Эрдоган не преминул. Трудно даже приблизительно просчитать, на сколько пунктов вырос его личный рейтинг внутри страны. То же в равной степени относится и к его партии/

Подобного рода эпатаж вообще в стиле нынешнего турецкого руководства, достаточно вспомнить инцидент в Давосе.

По нашей оценке, Израилю необходимо готовится совсем к другим формам борьбы, нежели обмен ракетными ударами с Турцией. Совершенно очевидно, что мы становимся свидетелями новой фазы противостояния, в которой пушки и ракеты уходят на второй план. Действительно, воевать с Израилем никто не может и не хочет: турецкое руководство для этого слишком умно и хитро, а хамасовцы и ливанские шииты не имеют для этого достаточно сил и средств. В этой ситуации оптимальным является вариант провокационных «мирных» мероприятий, в которых, в худшем случае, самым страшным оружием является булыжник.

Кстати, официальная «мягкая» реакция США на последние события не должна никого обманывать. Повторим, несмотря на всю независимость суждений и действий, Анкара продолжает находиться в сфере влияния Вашингтона. О гуманитарном конвое было известно, по меньшей мере, за месяц. Аналитики в Вашингтоне наверняка предсказывали итог. И за это время ни одного официального и полуофициального предупреждения со стороны Вашингтона Анкаре не последовало. В этой связи можно предположить, что в Белом Доме используют (конечно, не путем выдачи прямых директив) в данном случае Турцию для «поддавливания» неуступчивого Израиля в выгодном для себя направлении по разрешению БВУ. При этом естественно внешне соблюдаются «рамки приличия», вроде вчерашней «антитурецкой» реакции представителя США при ООН С.Райс. При этом предположим, что тезис о «беспристрастном международном расследовании» Вашингтон поддержит.

Новое – это, как известно, хорошо забытое старое, поэтому что-то подобное случившемуся мы уже наблюдали во время первой и второй интифад. Коренным отличием нынешней ситуации от предыдущих является ее «активная интернационализация». Основным «заводилой» нынешней вспышки насилия является Турция, которая активно задействует в своей игре европейцев. Естественно, что свои действия она в той или иной степени координирует и с Ираном, и с ХАМАС, и с Сирией. Кстати, появление в этом сценарии европейцев является для Израиля плохим признаком. На стороне ХАМАС начинает активно играть уже не на словах, а на деле довольно влиятельная часть европейских интеллектуалов, леваков и анархистов, которые, несомненно, имеют влияние на общественное мнение в своих странах. Недооценивать их и называть «кучкой левых радикалов», как это делают некоторые израильские дипломаты, опрометчиво.

Израиль устроив «показательную порку» пацифистам и турецким радикалам в нейтральных водах, похоже, совершенно не учитывает этого факта. Используя широко практикуемые ими силовые методы подавления на палестинских территориях, израильтяне решили их в автоматическом режиме распространить и на всех «иногородних». Таким образом, видимо предполагалось «напугать» «гуманистов». Рискнем предположить, что «напугать» их этим не получится, а лишь спровоцирует новые акции подобного рода. Нынешний инцидент достиг главного результата (помимо пропаганды, конечно). Он ясно продемонстрировал «брешь» в оборонительных израильских порядках. Теперь, будьте уверены, эту «брешь» начнут всяческим образом «расширять».

Нынешняя тактика борьбы возникла в головах турецких стратегов не случайно. Она логически вытекает из нынешнего положения дел, когда «в фаворе» отказ от одностороннего применения силы, что и провозглашено администрацией Б.Обамы. Соответственно, резко усиливается гуманитарная составляющая, что взято Анкарой и ХАМАСом «на вооружение» в качестве основного принципа выстраивания своей стратегии в настоящее время. Главным поборником такой тактики, кстати, выступает один из лидеров ХАМАС в Секторе Газа И.Хания. Именно в этом он расходился до недавнего времени с Х.Машалем, который долго колебался между «силовым» и «мирным» способом борьбы. В ходе развернувшейся внутрипартийной дискуссии победил И.Хания, который считает «протестные, мирные» способы борьбы приоритетными для снятия экономической блокады с Сектора Газа. Эту задачу он считает первоочередной. И естественно, что ракетные обстрелы израильской территории в эту концепцию не укладываются.

В этой связи в ближайшее время преобладать будут «мирные» формы борьбы с одной стороны и ползучая экспансия по «захвату» руководящих должностей активистами ХАМАС в зарубежных палестинских организациях. Примером этому стали последние выборы в Союз палестинских студентов (СПС) в Москве. Он должен был стать альтернативой существующему уже Культурному палестинскому центру (КПЦ). По данным некоторых экспертов, КПЦ спонсируется Ираном и, соответственно, координирует с ним свою деятельность. В качестве проводника интересов ФАТХа в московской палестинской диаспоре в Раммалле было решено избрать вновь создаваемый СПС. Надо отметить, что выборы руководства организации (а, в конце концов, на них все-таки победили фатхисты) прошли под жестким прессингом немногочисленных хамасовцев. Настолько жестким, что выборы пришлось в последний момент переносить из одного места в другое, чтобы «отсечь» недовольных. Конечно, «до кровавых схваток», о которых писали СМИ, было далеко, но сама ситуация красноречиво передает в миниатюре весь расклад сил как в ПНА, так и в палестинских диаспорах за рубежом. Более малочисленные сторонники ХАМАСа на порядок мобильнее и агрессивнее своих соперников и даже при численном преимуществе последних, способны серьезно бороться за руководящие посты в общественных палестинских организациях. Все дело в том, что ХАМАС – это «молодая сила», которая еще по большому счету не прошла испытание серьезной властью и не забюрократизирована в той «БЕЗНАДЕЖНОЙ» степени, как ФАТХ. Другое дело, что этой «молодой силе» необходимы деньги. И в «московском» случае некоторые прозрачно намекают на Иран.

Да и сами выборы, несмотря на свою «несерьезность», являются классическим образцом голосованием «по-восточному», где «отсекают» «ненужных» избирателей и финансируют кандидатов из-за рубежа.

Это имеет под собой основания, исходя из явно возросшей в последнее время активности иранцев по разворачиванию подрывной деятельности за рубежом. Здесь и финансирование зейдитов в Йемене, и разведывательная сеть в Бахрейне и т.п. «Московский вариант» из той же серии. Не в той «суровой тональности», конечно. Но главное в таких случаях сам процесс. А он, как говорили, «пошел». И «пошел» после поддержки Москвой режима экономических санкций в отношении Ирана.

Начало