Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Россия-Тунис: отношения в политической области

А.Б.Подцероб

Заинтересованность российской стороны во взаимодействии с Тунисом объясняется принадлежностью этой страны к двум важным для РФ с геополитической точки зрения регионам – арабскому миру и Средиземноморью. Основу для такого взаимодействия создает идентичность подходов Москвы и Туниса к таким кардинальным проблемам, как формирование многополярного мироустройства, обеспечение Организации Объединенных Наций и Совету Безопасности центральной роли в системе международных отношений, недопустимость использования силовых методов без санкции СБ. Обе стороны рассматривают международную законность как базу, на которой должны строиться отношения между государствами, считают неприемлемой политику «двойных стандартов», выступают за укрепление режимов нераспространения оружия массового уничтожения, за наращивание международного сотрудничества в противодействии новым вызовам и угрозам. В Москве, подчеркивалось в послании, направленном в ноябре 2005 г. президентом В.В.Путиным президенту Зин аль-Абидину бен Али, считают, что «близость или совпадение позиций России и Туниса по широкому кругу международных и региональных вопросов являются хорошей основой для укрепления безопасности и стабильности на Ближнем Востоке и в Северной Африке» . В Тунисе в свою очередь считают РФ державой, играющей весомую роль в мировых делах, в том числе в ближневосточном и североафриканском регионах. Поддержание активных контактов с Россией, позволяет проводящему политику «всех азимутов» Тунису поддерживать сбалансированный характер системы своих внешнеполитических связей.

Все это создает благоприятные условия для поддержания политического диалога между Москвой и Тунисом, хотя устойчивый характер такой диалог приобрел не сразу. За беседой министров иностранных дел А.В.Козырева и Хабиба бен Яхьи, состоявшейся в 1992 г. «на полях» Московской встречи по организации многосторонних переговоров по Ближнему Востоку, последовала восьмилетняя пауза. Ее возникновение во многом объяснялась переориентацией в 90-е годы внешней политики Москвы на западное направление, сопровождавшееся потерей интереса российского руководства к отношениям со странами Востока. Ситуация изменилась к лучшему после назначения Е.М.Примакова министром иностранных дел и, особенно, после избрания В.В.Путина президентом РФ. В сентябре 2000 г. на Саммите тысячелетия в Нью-Йорке состоялась первая в истории двусторонних отношений встреча глав двух государств - В.В.Путина и З.А.бен Али, за которой последовали обмены визитами мининдел: в 2001 г. Тунис посетил И.С.Иванов и в 2005 г. С.В.Лавров, в 2001 г. в Москве побывал Х. бен Яхья и в 2008 г. А.Абдаллах. Кроме того, Х.бен Яхья принял участие в проходившем в Москве в 2000 г. заседании Группы содействия многосторонним переговорам по Ближнему Востоку. Встречи глав внешнеполитических ведомств РФ и Туниса проводятся также в ходе сессий Генеральной Ассамблеи ООН. С 2000 г. осуществляются консультации между министерствами иностранных дел двух стран на уровне заместителей министров и директоров департаментов.

В ходе всех этих контактов координируются позиции двух стран, в первую очередь по ближневосточному урегулированию, положению в Ираке и Афганистане, ситуации в Африке. В 2000-2001 гг., когда Тунис был непостоянным членом СБ, между двумя странами осуществлялось тесное взаимодействие по вопросам, входящим в повестку дня Совета.

Одной из центральных тем обмена мнениями является БВУ. В своих подходах к этой проблеме тунисцы исходят из того, что решающая роль в достижении урегулирования принадлежит Соединённым Штатам, но что добиться установления мира на Ближнем Востоке не удастся без участия других влиятельных игроков, к которым они относят РФ, Европейский союз и Японию . В Москве в свою очередь учитывают, что, несмотря на свою географическую удаленность от ближневосточного региона, Тунис всегда играл в его делах активную роль (достаточно напомнить, что в 80-х-начале 90-х гг. там находилась штаб-квартира Организации освобождения Палестины), что в арабских столицах прислушиваются к продуманным, реалистичным мнениям тунисцев.

Эффективность российско-тунисского взаимодействия во внешнеполитической сфере продемонстрировала эволюция, которую претерпела выдвинутая американской администрацией идея реформирования Расширенного Ближнего Востока и Северной Африки. В арабском мире отнеслись к ней настороженно, усмотрев в этом попытку Вашингтона навязать странам региона демократизацию по западному образцу без учета их специфики. Тем не менее, и арабским лидерам была ясна необходимость осуществления назревших социально-экономических и политических преобразований. В этой ситуации тунисцы сделали сильный дипломатический ход, позволивший арабам перехватить инициативу. На состоявшемся в Тунисе в мае 2004 г. XVI заседании Совета ЛАГ на высшем уровне З.А.бен Али выступил за проведение самими странами Ближнего Востока и Магриба экономической и политической либерализации на «наиболее адекватных путях» и добился включения соответствующих положений в заключительные документы саммита . Подход тунисцев был поддержан российской стороной. В послании, направленном В.В.Путиным участникам совещания «в верхах», подчеркивалось, что Россия заинтересована «в успешном поиске самими странами и народами этого обширного региона путей ускорения своего развития в социально-экономической, политической и гуманитарной областях. Готовы поддержать исходящие из региона соответствующие инициативы, учитывающие его специфику и интересы» . Одновременно российская сторона высказалась за включение данной проблематики в повестку дня «Группы восьми», задача которой, как считали в Москве, должна была состоять в том, чтобы «оказывать этим [арабским – А.П.] государствам возможное содействие в соответствии с их пожеланиями» . Такой шаг создал возможность для воздействия ведущих держав мира на разработку и реализацию проекта РБВСА, который приобрел характер международной – а не чисто американской - инициативы. Кроме того, работа, проводившаяся Москвой с Вашингтоном, стала, судя по всему, одним из факторов, побудивших в последующем США следовать более гибкой линии.

Официальный Тунис занимал в целом благоприятную для России позицию в связи с событиями в Чечне. Тунисцы неоднократно подтверждали, что считают происходящее там внутренним делом Российской Федерации, выступают за сохранение её территориальной целостности. В то же время они советовали Москве изыскать возможности политического решения проблемы. В конце 1999 г. Тунис посетил специальный представитель Министра иностранных дел РФ, детально проинформировавший Х. бен Яхью о ситуации на Северном Кавказе. Вопросы противодействия международному терроризму стали одним из вопросов, рассматривавшихся на встрече И.С.Иванова с Х.бен Яхьей в Нью-Йорке в сентябре 2000 г. . В то же время тунисская общественность реагировала на события в Чечне неоднозначно. Время от времени в прессе появлялись комментарии с критикой «этнических чисток», якобы осуществлявшихся федеральными войсками. Однако и авторы этих статей не выступали за независимость Чеченской республики, а ограничивались призывами к предоставлению ей широкой автономии . Заметного распространения среди секуляризированного и вестернизированного населения Туниса подобные настроения, впрочем, не получили, в стране не было проведено ни одной антироссийской демонстрации. Более того, тунисская печать публиковала не только собственные комментарии, но и заявления по ситуации на Северном Кавказе официальных российских представителей .

В текущем десятилетии после 11-летней паузы возобновились контакты между российским и тунисскими парламентами. В 2003 г. в Тунисе побывал председатель Государственной думы Г.Н.Селезнев, в 2004 г. там находился председатель Российско-арабского межпарламентского объединения Совета Федерации Р.Г.Абдулатипов, в мае 2010 г. состоялся визит заместителя председателя Госдумы Н.В.Герасимовой. Российские парламентские делегации посещали Тунис также в 2002 и 2006 гг. Вместе с тем с 1985 г. не было визитов в Москву делегаций Палаты депутатов Туниса, несмотря на то, что соответствующие приглашения тунисцам были переданы. Ответственность за это несут, как представляется обе стороны, не уделяющие данному вопросу должного внимания.

Вместе с тем, Тунис остается единственной североафриканской страной, с которой у России не было обмена визитами на высшем уровне. Намеченная, по словам посла Туниса в Москве Мухаммеда Белладжи, на конец 2006 г. поездка в Москву З.А.бен Али так и не состоялась . Подобная ситуация создает определенный дисбаланс в отношениях РФ со странами этого региона. Российско-тунисский саммит был бы важен не только с политической точки зрения, но мог бы дать существенный импульс также и наращиванию экономического сотрудничества нашей страны с Тунисом.

1.http://www.rian.ru/politics/20051124/42202648.html

2.См.: Tunisie. Discours de Son Exellence Monsieur Habib Ben Yahya Ministre des Affaires Etrangeres de la Republique Tunisienne devant la 55eme Session de l’Assemblee Generale des Nations Unies, New York, le 18 Septembre 2000 – a: http://www.un.org/ga/webcast/statements/tunisiaF.htm

3.См.: Discours du President Zine El Abidine Ben Ali President de la Republique Tunisienne a l’ouverture de la 16e session du Sommet Arabe. Tunis, le 22 mai 2004, p. 3-4, 6.

4.Дипломатический вестник, № 6, 2004, с. 46.

5.Там же, с.79.

6.Там же, № 10, 2000, с. 54.

7.См., напр.: Lе Temps, 19.03.2001.

8.См., напр.: Аль-Муляхиз, 14-20.03.2001, с. 7.

9.http://www.fr.rian.ru/world/20060322/44671513.html

Начало