Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

О российско-сирийских отношениях

А.Б. Подцероб

Начало официальных контактов России с Сирией были положено открытием в конце XVIII в. консульства в Дамаске и нештатного вице-консульства в Алеппо. В XIX в. было учреждено российское консульство в Латакии.

В 1944 г. между Советским Союзом и получившей независимость Сирией были установлены дипломатические отношения. Несмотря на противодействие западных держав, Москва настояла на включении этой страны в число государств – основателей Организации Объединённых Наций. В качестве постоянного члена Совета Безопасности СССР выступил в 1946 г. в поддержку требования Сирии о выводе с её территории французских и английских войск.

В годы «холодной войны» придерживавшаяся социалистической ориентации САР стала одним из основных партнёров Советского Союза на Ближнем Востоке. 8 сентября 1980 г. между двумя странами был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве. Особое значение для Москвы отношения с Дамаском приобрели после переориентации Каира на Соединённые Штаты и заключения АРЕ сепаратного мирного договора с Израилем, когда политика Дамаска превратилась в главное препятствие на пути реализации планов Вашингтона добиться появления «новых Египтов». Сирия стала одним из инициаторов создания Национального фронта стойкости и противодействия, в который вошли страны, настаивавшие на продолжении борьбы с Израилем, рассматривавшие США как противника арабов и призывавшие к укреплению сотрудничества с СССР. В ноябре 1978 г. НФСП инициировал принятие IX совещанием глав государств и правительств арабских стран решения о разрыве дипотношений с Каиром. Во многом благодаря усилиям САР Ливаном 5 марта 1984 г. было денонсировано соглашение 1983 г. о мире с Израилем. Дамаск сыграл важную – если не решающую – роль в сохранении Советским Союзом, несмотря на потерю АРЕ, своих позиций на Ближнем Востоке. В свою очередь сирийцы опирались на поддержку Москвы в конфронтации с Израилем, а также в деле упрочения своих позиций в Ливане.

Переход СССР в конце 80-х гг. к политике разрядки, повлекший за собою восстановление дипотношений с Израилем и массовую эмиграцию туда советских евреев, а затем падение интереса Москвы к происходившему на Ближнем Востоке, были восприняты Дамаском с серьёзной озабоченностью. Тем не менее, между сторонами продолжался обмен мнениями по ближневосточному урегулированию, обстановке в Средиземноморье, ситуации в мире в целом. 28 апреля 1990 г. в ходе визита в Советский Союз президента САР Хафеза Асада был подписан протокол о консультациях между министерствами иностранных дел двух стран.

После распада СССР Сирия, проявив «запас прочности», сумела адаптироваться к новым реалиям и решать свои внешнеполитические задачи без поддержки извне. Вплоть до середины нынешнего десятилетия САР сохраняла за собою доминирующее положение в Ливане, сирийцы продолжают тесно взаимодействовать с Ираном, наладили, выйдя из изоляции, взаимоотношения с ведущими государствами Ближнего Востока – Египтом и Саудовской Аравией. В руках у них и такой рычаг воздействия на обстановку в регионе, как взаимодействие с радикальными палестинскими группировками, а также с ливанскими «Хизбаллой», Батальонами ливанского сопротивления и Свободным патриотическим движением. Как констатировал в одной из бесед с директором СВР РФ Е.М.Примаковым Х.Асад, «может быть, мы и не сможем самостоятельно привести дело к всеобщему урегулированию, но уж во всяком случае, в состоянии не допустить такой ситуации, когда Сирия останется одинокой лицом к лицу с Израилем» . Свёртывание военно-технического сотрудничества с Россией было в какой-то мере компенсировано налаживанием связей в этой области с Китаем, Северной Кореей, Украиной, Белоруссией. Сохраняется внутриполитическая стабильность.

Тем не менее, Сирия, находящаяся в состоянии конфликта с Израилем и подвергающаяся давлению США, продолжает остро нуждаться в поддержке России. В Москве, в свою очередь, исходят из того, что САР является влиятельным игроком на ближневосточной арене, без которого невозможно добиться установления в регионе прочного мира Поддержание контактов одновременно с Израилем и с Сирией, как и с Ираном, ХАМАС и «Хизбаллой» расширяет возможности России воздействовать на процесс ближневосточного урегулирования.

Москва неоднократно выступала с инициативами, призванными разблокировать БВУ. Так, в 1996 г. ею было выдвинуто предложение, чтобы главы государств и правительств стран-участниц конфликта взяли на себя обязательства соблюдать достигнутые их предшественниками договорённости и параллельно продвигаться вперёд по всем переговорным «трекам», включая сирийско-израильский (т. н. «идея креста»). Реализовать эту инициативу, однако, не удалось из-за отказа ставшего премьер-министром Израиля Б.Нетаньяху считать себя связанным договорённостями, на которые вышли его предшественники И.Рабин и Ш.Перес, и согласиться на уход с Голанских высот, но также из-за позиции Х.Асада, поддержавшего российское предложение, но обставившего своё согласие неприемлемыми для израильтян условиями.

В конце 1997 г. российской дипломатии удалось предотвратить вспышку вооружённого конфликта между Израилем и Сирией, когда обе стороны, подозревая друг друга в намерении нанести упреждающий удар, начали стягивать войска к линии прекращения огня. В результате возникла угроза выхода ситуации из-под контроля. Решающую роль в нормализации обстановки сыграли тогда «челночные» поездки между двумя странами министра иностранных дел РФ Е.М.Примакова, сумевшего убедить стороны конфликта в необоснованности взаимных подозрений.

Вместе с тем в конце 2009 г. стремление Вашингтона вести дело к возобновлению переговоров между Сирией и Израилем под американской - а не под американо-российской – эгидой породило потенциальную угрозу оттеснения России от сирийско-израильского «трека».

Возможности России оказывать поддержку Сирии не являются, однако, безграничными. Москва не может не считаться с линией в ближневосточных делах США, Израиля, западноевропейских держав.

Характерной в этом отношении является позиция, занятая Россией в связи с убийством в феврале 2005 г. бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири. Хотя причастность к террористическому акту Дамаска была (и остаётся) недоказанной, Вашингтон использовал случившееся, чтобы добиться ухода Сирии из Ливана. 15 февраля США отозвали из САР своего посла, и Государственным департаментом было заявлено, что «сирийское военное присутствие в Ливане и её вмешательство в ливанскую политику являются причиной ливанской нестабильности» . Позиция американцев была поддержана Великобританией и Францией. Оказавшись в меньшинстве в Совете Безопасности, РФ предпочла не идти на обострение отношений с западными державами и проголосовала 7 апреля 2005 г. за резолюцию 1559, требовавшую вывода сирийских войск из Ливана, а 31 октября поддержала резолюцию 1636, в которой, в частности, говорилось со ссылкой на выводы комиссии Д.Мехлиса (сформированной СБ для расследования обстоятельств гибели Р.Харири): «<…> есть достаточные основания полагать, что решение об убийстве бывшего премьер-министра Рафика Харири не могло быть принято без одобрения высокопоставленных должностных лиц службы безопасности Сирии». Оставшись без поддержки России, сирийцы отвели свои войска из Ливана. Тем не менее, Москва сохранила хорошие отношения как с Дамаском, так и с Бейрутом, что позволило ей в 2006-2007 гг. внести заметный вклад в усилия по снижению остроты кризиса между этими странами, с просьбой о чём к России в декабре 2006 г. одновременно обратились президент САР Башар Асад и премьер-министр Ливана Фуад Синьора.

Об ограниченности возможностей РФ оказывать поддержку Сирии свидетельствует и её относительно сдержанная реакция на бомбардировку американской авиацией окрестностей сирийского города Абу Кямаль осенью 2008 г. Выступая 14 ноября на заседании СБ, постоянный представитель РФ при ООН В.И.Чуркин ограничился тогда констатацией, что эта акция «идёт вразрез с усилиями, предпринимаемыми в интересах стабилизации обстановки в Ираке», воздержавшись от более жёсткой критики действий США, и в частности от употребления термина «акт агрессии» .

В свою очередь и Дамаск подходит к вопросам взаимодействия с Россией с оглядкой на Запад. Подтверждением тому является, например, позиция, занятая им в связи с событиями в Закавказье в августе 2008 г. Хотя сирийцы и высказались тогда в поддержку действий РФ, на признание независимости Абхазии и Южной Осетии они пойти не решились.

Начинает восстанавливаться экономическое сотрудничество России с Сирией, хотя по своим объёмам оно и уступает имевшему место в советский период. Ведущим направлением двусторонних связей сейчас является газовая сфера (остающаяся одной из немногих областей, где РФ в состоянии соперничать со своими конкурентами). В декабре 2005 г. «Стройтрансгазом» было заключено два соглашения на сумму 370 млн долл., которыми предусматривается участие этой компании в строительстве сирийского участка панарабского газопровода от границы с Иорданией до населённого пункта Ар-Раян, протяжённостью 320 км, и сооружение газоперерабатывающего завода в районе Пальмиры . В апреле 2007 г. «Стройтрансгаз» подписал ещё одно соглашение – на строительство второго газоперерабатывающего завода в районе Ас-Себхи.

Начало возобновляться ВТС с Сирией. Москва, однако, выстраивает его так, чтобы оно не оказывало чрезмерно негативного влияния на её отношения с Израилем и США. Так, в конце 90-х гг. Россия не согласилась прекратить поставки САР противотанковых ракет, несмотря на введение Вашингтоном санкций в отношении производящих их предприятий. Вместе с тем в 2006 г., по словам члена Общественной палаты при Минобороны РФ А.Цыганка, российская сторона отклонила под нажимом Израиля просьбу сирийцев о продаже им ракет «Искандер» . Как пояснил министр иностранных дел России С.В.Лавров, «мы готовы продавать Сирии такое оружие, которое имеет, прежде всего, оборонительный характер и никоим образом не нарушает стратегического баланса сил в регионе» . В последнее время были подписаны контракты на поставку САР современных боевых самолётов, зенитных ракетных комплексов, танков, противотанковых средств . Сирийская армия, оснащённая, в основном, советским и российским вооружением и располагающая 600 боевыми самолётами, 4,5 тыс. танков, 70 пусковыми установками ОТР, остаётся по количественным показателям одной из наиболее сильных на Ближнем Востоке.

Сирия является единственной арабской страной, на территории которой – в Тартусе - сохраняется пункт материально-технического обеспечения российского ВМФ. Хотя в настоящее время пребывание наших кораблей в Средиземном море носит символический характер, использование базы в Тартусе может стать для России, по оценке американского исследователя А.Коэна, «первым шагом на долгом пути к возобновлению глобального военно-морского присутствия» .

Сирийцы готовы к наращиванию военного сотрудничества с РФ, полагая, видимо, что это побудит Москву более решительно выступать на их стороне. Симптоматично, что после заключения между Вашингтоном и Варшавой соглашения о размещении в Польше элементов американской противоракетной обороны, Б.Асад высказался в апреле 2008 г. в том плане, что Сирия будет готова рассмотреть возможное предложение Москвы о размещении на её территории российских «Искандеров» .

Важной составляющей двусторонних отношений являются культурные и гуманитарные связи. Сирийская интеллигенция хорошо знает русскую литературу и музыку. Особой популярностью у неё пользуются произведения Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, М.А.Шолохова, А.П.Чехова, сочинения Н.А.Римского-Корсакова и П.И.Чайковского. Несколько десятков тысяч сирийцев закончили советские и российские высшие учебные заведения, ок. 8 тыс. из них обзавелись в нашей стране семьями .

Вес и влияние Сирии на Ближнем Востоке, да и в арабском мире в целом, обусловливают важность наращивания сотрудничества с этой страной для обеспечения интересов России в регионе. Дамаск, со своей стороны, нуждается и будет нуждаться в поддержке РФ, пока продолжается конфликт САР с Израилем и не преодолена напряжённость в её отношениях с США. Вместе с тем и в случае нормализации обстановки вокруг их страны сирийцы сохранят заинтересованность в тесных отношениях с Россией, поскольку это позволит им обеспечить своим внешним связям сбалансированный характер.

Начало