Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Военно-политическая обстановка в Ираке (сентябрь 2010 года)

В.П.Юрченко

В сентябре 2010 года существенных изменений в военно-политической обстановке в Ираке не произошло и она по-прежнему оставалась сложной. В минувшем месяце в стране отмечено существенное снижение уровня воору-женного насилия. В то же время не произошло заметных подвижек в главном для Ирака вопросе – формировании правительства по итогам состоявшихся еще в марте парламентских выборов. В итоге страна продолжала жить в ус-ловиях затяжного (свыше семи месяцев) и глубокого политического кризиса. Однако после объявленного 1 октября согласия сторонников радикального шиитского лидера М. ас-Садра поддержать кандидатуру Н. аль-Малики на пост премьер-министра Ирака на второй срок, появились шансы на создание нового коалиционного правительства. В сентябре внешнеполитические кон-такты руководства страны и ведущих иракских политиков были связаны пре-имущественно с вопросами формирования нового кабинета министров.

Положение дел в сфере безопасности в Ираке в сентябре 2010 года ха-рактеризовалось существенным снижением уровня вооруженного насилия. Так, в прошедшем месяце в стране был совершено всего два крупных теракта: оба в Багдаде – 5 и 14 сентября. В первом случае погибли 18 и получили ранения 36 человек, во втором – погибли 29 и получили ранения 111 человек. Улучшение ситуации подтверждается значительным сокращением числа жертв среди мирного населения. Так, по данным иракских правительственных органов, в прошедшем месяце число погибших от различных видов воо-руженного насилия мирных жителей составило 185 человек (в августе – 295 человек), а число раненых составило 284 человека (в августе – 508 человек). Это наименьшие потери с января 2010 года. В сентябре в ходе боевых опера-ций и контртеррористических акций было задержано 487 боевиков и терро-ристов. И все же, как считают американские военные, затяжной политический кризис в Ираке не способствует стабилизации обстановки в сфере обеспечения безопасности. Активизируются шиитские боевики, «селективные убийства» совершают суннитские ударные группы. По-прежнему происходит большое число небольших терактов, вооруженных нападений, обстрелов. И хотя число жертв от подобных действий невелико, они держат в население и власти в постоянном напряжении. Американские военные предупреждают о возможной эскалации активности боевиков и террористов, «поскольку «Аль-Каида» и связанные с ней группировки постараются использовать политиче-ский вакуум в Ираке, создавая впечатление, что иракские силы безопасности слабы и не эффективны».

В сентябре на севере, в центре и на западе Ирака вооруженные нападе-ния, теракты и другие насильственные действия имели место в городах (и прилегающих к ним районах): Багдад, Киркук, Мосул, Рамади, Баакуба, Эль-Фаллуджа, Тикрит, Ширкат, Талль-Афар, Самарра, Эль-Искандерийя, Хувай-за, Эль-Мукдадийя, Карма, Саклавийя, Мадаин, Эль-Хадид, Эз-Заб, Таза, Эт-Тармия, Байджи, Туз-Хурмату, Баллад, Эль-Латифия, Абу-Грейб и в ряде других мест.

Обстановка в Багдаде и прилегающих к столице районах остается не-стабильной и напряженной. В городе и его окрестностях практически еже-дневно совершаются теракты, вооруженные нападения, ракетные и миномет-ные обстрелы, другие насильственные акции. В частности, в сентябре, по данным командования ВС США, различные объекты в Багдаде 21 раз под-вергались ракетным обстрелам. Причем большинство из них наносилось из шиитского района Садр-Сити – оплота радикального шиитского движения во главе с М. ас-Садром. Ракетным обстрелам часто подвергалась т. н. «зеленая зона» в центре иракской столицы, где находятся основные государственные учреждения и многие зарубежные дипломатические представительства. Те-ракт был совершен рядом с одним и зданий МВД Ирака.

Неустойчивая ситуация сохраняется в крупнейшем городе иракского севера – Мосуле и его окрестностях, где также регулярно продолжают со-вершаться вооруженные нападения, теракты и другие насильственные дейст-вия. Напряженность сохраняется и в Киркуке. Здесь не прекращается проти-востояние арабского и туркоманского населения с курдами. Террористы и боевики продолжали активно действовать в западной провинции Анбар. В сентябре усилилась напряженность в северо-восточной провинции Дияла.

Ситуация в ряде районов на юге Ирака в сентябре также характеризо-валась заметными элементами напряженности. Вооруженные нападения, те-ракты, другие насильственные действия имели место в городах (и прилегаю-щих к ним районах) Басра, Эн-Насирия, Джурф-эс-Сакр, Амара, Хилла, Хам-за, Эль-Мадхатия и некоторых других местах.

27 сентября военнослужащие иранского Корпуса стражей исламской революции совершили рейд на территорию Иракского Курдистана с целью нападения на боевиков сепаратистской Партии свободной жизни Курдистана (ПСЖК), которых в Тегеране обвиняют в организации крупного теракта в иранском городе Мехабад 25 сентября. Власти ИРИ сообщили об уничтоже-нии 30 боевиков ПСЖК.

Относительно спокойной была в прошедшем месяце обстановка в рай-онах Иракского Курдистана, прилегающих к границам с Турцией, где бази-руются основные боевые формирования сепаратистской Рабочей партии Курдистана (РПК), ведущей вооруженную борьбу с турецким правительст-вом. Это было связано с перемирием, которое объявило руководство РПК. Положение дел в сфере безопасности во внутренних районах Иракского Кур-дистана в прошедшем месяце в целом оставалось стабильным.

Иракские и зарубежные эксперты считают, что, терроризм продолжает оставаться реальной угрозой для Ирака, а действия экстремистских сил обу-словлены стремлением «подорвать позиции правительства и политический процесс» в стране.

В ряде провинций Ирака в последнее время заметно активизировались боевики местного ответвления «Аль-Каиды». По мнению иракских экспертов, это происходит даже в тех местах, где с экстремистами, казалось, было уже покончено. Значительное присутствие боевиков «Аль-Каиды» отмечается к югу от Багдада и в самой столице, включая ее центральные районы. Боевики активно действуют в провинции Анбар и вновь стали контролировать некоторые окраинные районы в провинциях Дияла и Найнава. Как считает директор иракского Центра стратегических исследований С. ад-Дулейми, «Аль-Каида» стремится восстановить свои позиции в Ираке, воспользовав-шись выводом американских войск и ряд других благоприятных для нее фак-торов. Среди них - политический вакуум, в котором живет страна после пар-ламентских выборов, продолжающаяся борьба за пост премьер-министра, а также неверие населения в способность армии и сил безопасности гарантиро-вать его защиту. «На руку «Аль-Каиде» играет и недовольство части суннит-ского населения, особенно бойцов армии «сахва». Они помогали американцам изгнать «Аль-Каиду» из Ирака, а сейчас обвиняют правительство в том, что оно начало аресты их лидеров и перестало выплачивать им деньги». Уча-стились случаи убийства бывших противников «Аль-Каиды» из числа бойцов формирований «сахва» и имамов суннитских мечетей, которые выступили против методов экстремистов и призывали к борьбе с ними. «Аль-Каида» планирует воспользоваться предстоящим уходом американских войск из страны, восстановить свой контроль над теми районами, из которых ее бое-вики были вынуждены уйти после «зачисток», проведенных в 2007 году. В частности, речь идет о намерении превратить провинцию Дияла «в центр ис-ламского государства, из которого эта организация распространит свое влия-ние на другие районы Ирака». Вольготно чувствует себя «Аль-Каида» про-винции Найнава, где, большинство местных бизнесменов выплачивают бое-викам 15 проц от своих доходов. Один из предпринимателей заявил: «Мы все здесь платим. Никто не смеет сказать «нет» или не уплатить вовремя». По оценкам иракских экспертов, в провинции Найнава «рождается новое мафи-озное государство», а «если подсчитать, сколько денег получают боевики, то окажется, что этой суммы может вполне хватить, чтобы поддержать их борь-бу не только в Мосуле и в Ираке в целом, но и в Афганистане и Йемене». Службы безопасности Ирака, считают эксперты, «хорошо знают, что проис-ходит в провинции, но ничего не делают, потому что боятся, либо, что еще хуже, получают процент». Со своей стороны министр обороны Ирака А. К. Обейди полагает, что «армия контролирует ситуацию», хотя ее командование и признает, что борьба с «новым поколением» «Аль-Каиды» может быть бо-лее сложной, чем это было в 2007-2008 годы.

Как и прежде, террористы и боевики совершали вооруженные нападе-ния, теракты и другие насильственные действия в отношении иракских поли-тических деятелей различных рангов и ориентации, чиновников центральных и местных органов власти, религиозных деятелей, журналистов, ученых, су-дей, преподавателей ВУЗов, шейхов племен. В сентябре продолжались ин-тенсивные целенаправленные нападения и теракты против полицейских и во-еннослужащих иракской армии. Жертвами вооруженного насилия часто ста-новятся дети. Нападениям подвергаются иностранцы, работающие в Ираке, предприниматели. Многие теракты совершаются боевиками-смертниками (зачастую – женщинами), подрывающими автомашины, начиненные взрыв-чаткой, в людных местах или вблизи различных государственных учрежде-ний. Боевики для обстрелов различных объектов широко используют мино-меты и ракеты.

Не прекращаются нападения на здания иракских органов власти, поли-цейские участки и объекты иракской армии, представительства различных политических партий и организаций, офисы иракских и иностранных фирм, медицинские учреждения, различные экономические объекты, банки.

Продолжаются похищения людей с целью получения выкупа или по политическим мотивам. В целом похищение людей и рэкет остаются в Ираке прибыльным «бизнесом», борьба с которым не приводит к заметным успехам.

Не прекращаются попытки различных политических сил, как иракских, так и зарубежных вновь обострить противоречия между суннитами и шиита-ми и тем самым не допустить стабилизации обстановки в стране. Так, очень многие теракты в сентябре целенаправленно совершались или против сунни-тов, или против шиитов. Нападениям со стороны шиитов подвергаются быв-шие и действующие бойцы суннитских отрядов «сахва».

Американское военное командование продолжает обвинять Иран в подготовке и оснащении иракских шиитских вооруженных группировок, ак-тивизировавших в последнее время свою деятельность.

По состоянию на 1 октября 2010 года в силовых структурах Ирака чис-лилось около 675 тыс. человек, в т. ч. в вооруженных силах 248 тыс. человек и в различных структурных подразделениях МВД – 427 тыс. человек.

В сентябре 2010 года потери иракских военных и полицейских при проведении ими боевых и специальных операций, а также в ходе повседнев-ной служебной деятельности составили убитыми 88 человек, в т. ч. 33 воен-нослужащих и 55 полицейских (в августе - 131 человек, в т. ч. 54 военнослу-жащих и 77 полицейских). Ранения получили 111 военнослужащих (в августе – 150) и 90 полицейских (в августе – 188).

Иракское руководство планирует в течение ближайших пяти лет при-обрести в США вооружение, военную технику и снаряжение на сумму при-мерно в 13 млрд долларов. В первую очередь, речь идет о танках, боевых са-молетах и вертолетах, боевых кораблях. Одновременно предполагается под-писать контракты на техническое обслуживание и ремонт поставляемой тех-ники, обучение иракских военнослужащих. К настоящему времени с США уже подписаны соглашения на более чем половину от указанной суммы, а по оставшимся позициям ведутся переговоры. В Багдаде и Вашингтоне считают, что выполнение этой программы военного сотрудничества позволит Ираку создать «современные вооруженные силы, располагающие достаточно слож-ной техникой, что приведет к укреплению военного потенциала страны» и одновременно упрочит «стратегические отношения» между Соединенными Штатами и Ираком. Эксперты считают, что в случае подписания все кон-трактов и их реализации Ирак выдвинется в число крупнейших покупателей американской продукции военного назначения.

А пока уровень подготовки, технического оснащения и морально-психологического состояния личного состава иракской армии и сил безопас-ности находится на уровне, не позволяющем им самостоятельно и эффектив-но решать задачи по обеспечении безопасности и поддержанию порядка в стране, а тем более защищать ее от внешнего нападения.

Министр обороны Ирака А. К. Обейди заявил 28 сентября: «Сейчас вооруженные силы Ирака занимаются только вопросами борьбы с террориз-мом на своей территории. Это позволяют нам наши нынешние возможности. Но мы работаем над развитием армии». По мнению министра, к концу 2011 года (сроку завершения полного вывода ВС США из страны) вооруженные силы Ирака будут на 100 процентов готовы обеспечить внутреннюю безо-пасность и на 65 процентов – защищать страну от внешних угроз. При этом А. К. Обейди полагает, что кроме военной силы имеются иные способы обеспечить внешнюю безопасность Ирака – заключение «мирных соглаше-ний» с соседними государствами.

Американские и иракские военные считают, что помощь США в обу-чении личного состава, обслуживании и ремонте техники потребуется Ираку до 2016 года. Также иракцы будут нуждаться в американском содействии в сфере разведки. Что же касается ВВС, то здесь помощь со стороны США бу-дет необходима до 2020 года. К этому времени Ирак рассчитывает достичь уровня, позволяющего ему самостоятельно защищать свое воздушное про-странство.

В сентябре правительство Ирака заказало у США 18 тактических ис-требителей F-16IQ с вооружением и сопутствующим оборудованием. В слу-чае одобрения сделки американским Конгрессом, ее сумма составит 4,2 млрд долларов. Функциональность истребителей, предназначенных для Ирака, бу-дет урезана. Планер самолета представлен самой последней модификацией, однако РЛС и вооружение не будут новейшими. Всего в Багдаде желают приобрести 100 истребителей F-16. Также иракцы запросили у США в рамках программы «Иностранные военные продажи» 440 восстановленных бро-нетранспортеров M113A2 из наличия американской армии на сумму 131 млн долларов.

26 сентября иракские ВМС ввели в строй действующих первый из зака-занных в США 15 патрульных кораблей. Еще три корабля прибудут в Ирак до конца 2010 года, а оставшиеся 11 иракцы получат в 2011 году. В настоя-щее время ВМС Ирака имеют в своем составе 47 боевых кораблей и катеров.

Министр обороны Ирака А. К. Обейди совершил 28 сентября визит в Турцию, где провел переговоры с главой турецкого военного ведомства В. Генюлем по вопросам расширения сотрудничества между вооруженными си-лами двух государств. Отметим, что около 600 иракских военнослужащих прошли обучение в Турции, в т. ч. по программам НАТО. Министры также подробно обсудили вопросы борьбы с терроризмом и боевиками РПК, их проникновением из Ирака на территорию Турции.

1 сентября в колледже иракских ВВС в Киркуке приступили к учебе 150 курсантов.

На ежегодном совещании министров внутренних дел стран-соседей Ирака (участвовали Бахрейн, Египет, Иордания, Ирак, Иран, Кувейт, Саудов-ская Аравия, Сирия, Турция), состоявшемся в сентябре в столице Бахрейна Манаме, были достигнуты договоренности об усилении совместной борьбы с терроризмом и трансграничной преступностью. В частности, речь идет, «о проведении каждые полгода или четыре раза в год встреч офицеров связи Ирака и соседних государств для поиска средств эффективного обмена ин-формацией». Кроме того, участники совещания высказались за более активное использование уже существующих двусторонних и многосторонних до-говоренностей в сфере борьбы с терроризмом, поиск новых механизмов дос-тижения стабильности в регионе. Также речь шла о необходимости предот-вращения использования территории Ирака и соседних с ним стран для ук-рытия, финансирования или подготовки террористов. «Министры высказались за совершенствование механизмов выдачи террористов, причастность которых к террористическим преступлениям в Ираке или на территории со-седних государств доказана». Стороны намерены усилить охрану совместных границ, перекрыть неофициальные пограничные переходы, которые часто используют контрабандисты. Соседи Ирака также обещали продолжить по-мощь в подготовке кадров иракской полиции. По мнению участников встре-чи, в настоящее время главным фактором, дестабилизирующим ситуацию в Ираке, является задержка с формированием правительства. Глава МВД Ирака Дж. аль-Булани признал, что нерешенность вопроса о создании нового пра-вительства является основной причиной террористических атак, с которыми столкнулся Ирак в последнее время. Министры призвали Багдад как можно скорее сформировать правительство, что является «национальной, регио-нальной и международной необходимостью».

Американское представительство правозащитной организации Amnesty International критически оценило действия иракских властей по управлению системой правосудия, в частности, их отношение к заключенным. В тюрьмах Ирака находятся до 30 тыс. человек, которым не предъявлены обвинения, и чьи дела не переданы в суд. Заключенные регулярно подвергаются пыткам и насилию, их права постоянно нарушаются. Организация раскритиковала также американских военных, отправлявших в иракские тюрьмы заключен-ных, зная о существующих там порядках.

1 сентября 2010 года в связи с изменением мандата операция воору-женных сил США «Иракская свобода» переименована в операцию «Новый рассвет». Одновременно генерал Л. Остин заменил генерала Р. Одъерно на посту командующего иракской группировкой ВС США.

Министр обороны США Р. Гейтс, выступая 1 сентября в Багдаде, зая-вил: «… Боевые операции прекращены. Мы будем и далее помогать иракцам в борьбе с терроризмом. Задача оставленных в стране бригад – обеспечивать обучение, консультации и поддержку. Можно сказать, что мы перешли к фи-нальному этапу наших действий в Ираке». Глава Пентагона отметил, что США готовы продлить сроки пребывания своего контингента поддержки в Ираке, однако запрос об этом должен исходить от нового иракского прави-тельства. Министр подчеркнул, что сейчас, когда главный акцент перенесен на Афганистан, Ираку по-прежнему будет уделяться достаточное внимание.

По состоянию на 30 сентября 2010 года численность американских войск в Ираке составляла около 50 тыс. человек. Этот уровень военного при-сутствия в стране командование ВС США намерено сохранить до лета 2011 года.

В сентябре 2010 года в Ираке погибло 7 американских военнослужа-щих, , в т. ч. боевые потери – 2 человека (в августе – 3 человека, все потери боевые). Число раненых в сентябре составило около 30 человек (в августе - около 20 человек). Таким образом, общие потери вооруженных сил США в Ираке с 20 марта 2003 года по 30 сентября 2010 года составили, по уточнен-ным данным, убитыми (по информации Пентагона) 4742 человека и ранеными около 31960 человек. Кроме того, один американский военнослужащий продолжает числиться пропавшим без вести.

Как показывают события в Ираке, находящиеся в этой стране амери-канские войска продолжают участвовать (совместно с иракскими силами) в операциях против боевиков и террористов. Так, 5 сентября иракское коман-дование, не справившись с вооруженным нападением боевиков на военную базу в Багдаде, вызвало на помощь подразделение ВС США. 16 сентября американские и иракские войска провели совместный рейд в городе Эль-Фаллуджа (провинция Анбар), в ходе которого погибли восемь человек. В ответ 17 сентября жители города провели демонстрацию протеста под лозун-гом «Смерть оккупантам». В демонстрации участвовало свыше 3000 человек. По утверждению губернатора провинции Найнава И. Нуджайфи, 24 сентября американские войска, действовавшие без участия иракских сил, арестовали в ходе рейда в Мосуле несколько человек. В Багдаде это опровергли, заявив, что операция проводилась совместно с иракскими силами безопасности. В провинции Дияла в районе города Баакуба американские боевые вертолеты и истребители F-16 оказывали поддержку с воздуха действиям иракских войск. Командование ВС США заявило, что в «опасном» Ираке, «когда наши солда-ты подвергаются нападению, они будут открывать ответный огонь».

Интенсивность деятельности военной авиации США в Ираке в сентябре несколько снизилась. В минувшем месяце американские самолеты и вер-толеты ежедневно совершали в среднем 35 вылетов (в августе – в среднем 43 вылета) для обеспечения повседневной деятельности группировки ВС США в стране и обеспечения действий наземных сил. Отмечается дальнейшее со-кращение числа вылетов американской авиации на выполнение боевых зада-ний (преимущественно на ведение воздушной разведки) и увеличение числа вылетов для перевозки войск и грузов. Боевая авиация (преимущественно тактические истребители F-16) оказывала поддержку войсковым и анитерро-ристическим операциям вооруженных сил Ирака, прикрывала с воздуха рас-положение частей американских войск в различных районах страны, наносила удары по базам боевиков и террористов. Транспортные перевозки в интересах американских войск, находящихся в Ираке, выполнялись главным образом самолетами типа С-17 и С-130.

Командование ВВС США вывело из Ирака самолет радиоэлектронного противодействия ЕС-130Н, который, в частности, интенсивно использовался для обнаружения и дистанционного подрыва самодельных взрывных уст-ройств.

Председатель Комитета начальников штабов ВССША адмирал М. Маллен 4 сентября заявил в Анкаре после переговоров с турецкими военны-ми, что территория Турции будет использоваться для вывода американских войск из Ирака.

Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) обратилось 5 сентября к европейским странам с призывом прекратить на-сильственную депортацию граждан Ирака на родину, где их жизни могут подвергаться опасности. По мнению УВКБ, ищущие убежища иракцы нуж-даются в защите международного сообщества. Агентство выразило беспо-койство в связи с постоянно поступающими сообщениями о случаях прину-дительного возвращения на родину иракцев, проживавших в странах Запад-ной Европы.

Таким образом, в ситуации в сфере безопасности в Ираке в сентябре 2010 года отмечены заметные позитивные изменения. Однако в целом поло-жение дел в этой области остается хрупким и неустойчивым. Учитывая про-должающуюся в стране острую борьбу между различными политическими силами, наличие значительных и активных экстремистских сил, вооруженных и террористических группировок, стремящихся помешать процессу ста-билизации обстановки, ситуация в сфере безопасности в Ираке может ослож-ниться.

Внутриполитическая обстановка в Ираке в сентябре 2010 года про-должала характеризоваться продолжением жесткой, упорной борьбы между ведущими политическими силами страны за право формирования нового правительства, а значит и за власть в Ираке. Подчеркнем, что состояние дли-тельной политической неопределенности вызывает растущую обеспокоен-ность иракцев, которые считают, что правительство уделяет недостаточно внимания вопросам безопасности и жизнеобеспечения.

Проходившие на протяжении минувшего месяца многочисленные пе-реговоры и встречи между представителями различных политических блоков и партий не привели к достижению каких-либо соглашений, которые способ-ствовали бы выводу страны из затянувшегося и глубокого внутриполитиче-ского кризиса. На неопределенный срок было перенесено заседание иракского парламента, на котором должен был быть определен состав нового прави-тельства. Неоднократно появлявшиеся сообщения о достижении «первона-чального согласия» по вопросам формирования коалиционного кабинета ми-нистров и распределения других высших государственных постов в даль-нейшем не подтверждались. И лишь в конце сентября появилась информация о согласии сторонников радикального шиитского лидера М. ас-Садра под-держать кандидатуру лидера блока «Государство закона» Н. аль-Малики на пост премьер-министра Ирака на второй срок. 1 октября это решение садри-стов было подтверждено официально.

Согласие сторонников М. ас-Садра на повторное занятие Н. аль-Малики поста премьер-министра Ирака может способствовать созданию нового коалиционного правительства страны по итогам парламентских выборов, состоявшихся в марте 2010 года. По информации СМИ, движение М. ас-Садра, которое в течение длительного времени категорически отказывалось поддерживать Н. аль-Малики, изменило свою позицию под сильным прес-сингом со стороны Ирана, но при этом выдвинуло ряд условий, содержание которых не разглашается. Помимо садристов кандидатуру Н. аль-Малики поддержали и некоторые другие члены шиитского блока Иракский нацио-нальный альянс. В результате сторонники Н. аль-Малики смогли получить в парламенте 132 места, тогда как для формирования правительства требуется, как минимум, 163 из 325 депутатских мандатов. В данной ситуации многое будет зависеть от позиции ведущих курдских партий – Демократической партии Курдистана и Патриотического союза Курдистана, имеющих 43 депу-татских кресла.

Нет единства и в рядах бывшей правящей партии Баас, ныне дейст-вующей в условиях подполья, а также в эмиграции, главным образом в Си-рии. Басисты расколоты на две крупные и ряд более мелких фракций. Ситуа-ция в Баас осложняется постоянно появляющимися сообщениями и слухами о возможной смерти И. ад-Дури – единственного из видных партийно-государственных функционеров саддамовского режима, которого американцы и иракские службы безопасности так и не смогли обнаружить и арестовать. Часть баасистов, действующих в Ираке, выступает под исламистскими лозунгами. В целом же, по мнению экспертов, партия Баас в условиях сохра-няющейся в стране политической неопределенности, хрупкой ситуации в сфере безопасности и не уменьшающихся трудностей в повседневной жизни иракцев сохранила влияние среди части населения.

Сложной остается экономическое положение Ирака и ситуация в соци-альной сфере страны. Население и экономика продолжают испытывать не-хватку электроэнергии, пресной воды, топлива. Отмечаются перебои в работе транспорта. Так, по оценке американских специалистов, потребуется, как минимум, три года, прежде чем в Ираке можно будет говорить об удовлетво-рении потребностей населения и экономики в электроэнергии.

Власти не могут решить проблему трудоустройства граждан своей страны и заявляют, что «иракское государство в настоящее время не в силах найти решение проблемы безработицы и преодоления препятствий на пути экономического роста без привлечения иностранных инвестиций». Нынешний уровень безработицы в Ираке оценивается, по официальным данным, в 25-27 процентов. Помимо этого в стране существует высокая скрытая безработица. Иракская экономика страдает от низкого уровня накопления капиталов, что затрудняет обновление производства. В правительстве считают, что «иностранные инвестиции могут оказать нам помощь, открыть доступ к тех-нологическому прогрессу». Однако высокая задолженность, которая оцени-вается в 125 млрд долларов, и нестабильность в стране отпугивают зарубеж-ных инвесторов.

Российско-швейцарская компания Wintercroft Capital подписала 25 сен-тября соглашение с руководством провинции Майсан о строительстве двух ТЭС общей мощностью 1150 мегаватт.

В Ираке число неграмотных достигло 7 млн человек (около 25 проц на-селения). Причем их число постоянно растет. Причины такого положения иракские эксперты видят в годах войн, насилия и экономической блокады, которые страна пережила за последние десятилетия. Все это привело к ухуд-шению социально-экономического положения в Ираке, сокращению ассиг-нований на образование, к тому, что дети вынуждены бросать школу, чтобы поддержать свои семьи. По данным министерства просвещения, в 2009 году 28 проц иракских детей в возрасте от шести до 11 лет не посещали школу. Большинство из них работают в магазинах и на рынках, на станциях техни-ческого обслуживания и ремонта автомобилей, в различных мастерских. Двадцать лет назад только 4 проц детей этой возрастной категории не ходили в школу. Сказывается также нехватка школ и сложная ситуация в сфере безопасности. Многие учителя бросили работу из-за угроз со стороны боеви-ков. С другой стороны, в иракских семья боятся отпускать детей в школу и из-за боязни возможных терактов, нападений и похищений. По данным офи-циальной статистики, 24 проц иракских детей недоедают, 59 проц страдают от хронических болезней, около 50 проц лишены медицинской помощи, 170 тыс. детей стали жертвами послевоенного насилия, 100 тыс. - инвалидами, а около двух миллионов - оказались в категории «перемещенные лица». В прошлое ушло бесплатное образование.

По данным министерства здравоохранения, более 37 проц иракцев страдают от психических расстройств, начиная от травматического стресса и кончая тяжелыми депрессиями и фобиями. Речь, главным образом, идет о по-следствиях войны 2003 года и последующих годах насилия. Около 70 проц людей, страдающих от психических расстройств, думали о самоубийстве. Иракские медики не могут помочь большинству из них, так как на 30 млн жителей Ирака имеется лишь 100 врачей-психиатров и всего две психиатри-ческие больницы. Правительство стало уделять внимание вопросам психиче-ского здоровья населения только в последнее время. Власти поощряют обу-чение врачей других специальностей на курсах по психотерапии. Большинст-во иракцев, страдающих психическими расстройствами, предпочитают не обращаться в больницы, так как считают, что это равноценно публичному признанию себя сумасшедшим, а пользуются услугами знахарей или религи-озных деятелей.

Таким образом, внутриполитическая ситуация в Ираке в сентябре 2010 года не претерпела существенных изменений и по-прежнему оставалась сложной и неустойчивой. Страна продолжала жить в условиях затяжного и глубокого политического кризиса.

В сентябре 2010 года внешнеполитическая активность вокруг Ирака, как и прежде, была преимущественно связана с политическими процессами, происходящими в стране. США и государства-соседи Ирака не прекращали попыток воздействовать на политическую ситуацию в стране. Одновременно противоборствующие иракские политические силы обвиняли друг друга в получении поддержки из-за рубежа.

На протяжении прошедшего месяца Соединенные Штаты продолжали активно контактировать с государственными и политическими деятелями Ирака, стремясь подтолкнуть их к скорейшему достижению договоренностей по формированию нового правительства страны. Наибольшую активность в этом деле проявлял вице-президент США Дж. Байден, курирующий в ва-шингтонской администрации иракское направление. Госсекретарь США Х. Клинтон на встрече в Нью-Йорке с министром иностранных дел Ирака Х. Зибари подчеркнула «критическую важность» для иракцев скорейшего соз-дания новой правительственной коалиции.

2 сентября Ирак и США подписали соглашение, по которому иракское правительство обязалось выплатить порядка 400 млн долларов в качестве компенсаций американским гражданам, которые подверглись насилию в пе-риод правления С. Хусейна. Прежде всего, речь идет об американцах, по-страдавших в результате иракского вторжения в Кувейт в 1990 году.

Активно действовала в сентябре на иракском направлении Сирия. В минувшем месяце Дамаск и Багдад восстановили в полном объеме диплома-тические отношения, прерванные в 2009 году. Президент САР Б. Асад при-нимал делегации главных противоборствующих иракских политических бло-ков – «Государство закона» и «Аль-Иракия». Сирия и Ирак высказывают на-мерение всемерно развивать двусторонние экономические связи. В частности, речь вновь идет о планах возобновления и расширения транспортировки иракской нефти через сирийскую территорию. На встрече с лидером «Аль-Иракии» А. Алауи, сирийский президент заявил, что «в будущий коалицион-ный кабинет должны войти все силы, представленные в иракском парламенте, что обеспечит стабильность и устойчивое развитие». Также Б. Асад выступил «за сохранение наилучших отношений между Сирией и Ираком, что отвечает их общим стратегическим интересам». По информации арабских дипломатических источников, президент САР «снял вето» с выдвижения кандидатуры Н. аль-Малики на пост премьер-министра Ирака на второй срок после произошедшего заметного потепления в отношениях между Дамаском и Багдадом.

Король Иордании Абдалла II 29 сентября в ходе телефонного разговора с премьер-министром Ирака Н. аль-Малики заявил, что в Аммане поддержи-вают усилия иракцев по скорейшему формированию нового правительства и выступают за «создание безопасного и стабильного Ирака, являющегося краеугольным камнем региональной стабильности».

Ливия намерена добиваться переноса саммита ЛАГ в 2011 году из Ба-гдада в Египет. Как известно, на общеарабском саммите в 2010 году арабские лидеры приняли решение, что Ирак будет председательствовать в ЛАГ с мар-та 2011 года. Это автоматически означает, что очередной ежегодный саммит этой организации должен пройти на иракской территории. В ходе недавнего заседания глав МИД арабских стран в Каире глава иракского внешнеполити-ческого ведомства Х. Зибари подтвердил, что его страна готова принять встречу в верхах и сделает все возможное для обеспечения безопасности. В то же время Ливия считает, что ситуация в Багдаде не позволит провести встречу на должном уровне. В Триполи заявляют: «Даже представить невоз-можно, что саммит пройдет в Багдаде при такой ситуации в сфере безопасно-сти. Ни один из арабских лидеров не приедет в Багдад». Исходя из этого, «иракское правительство должно отказаться от идеи проведения саммита в Багдаде и согласиться на перенос встречи в Египет».

Министерство по правам человека Ирака запросило в сентябре власти Кувейта о судьбе примерно 2000 иракских граждан, пропавших без вести на территории соседнего государства во время войны 1991 года. Этот шаг Ирака вызвал «раздраженную» реакцию в Кувейте.

Таким образом, в сентябре 2010 года в Ираке сохранялась сложная во-енно-политическая обстановка. Несмотря на положительные изменения в сфере безопасности, общая ситуация в стране оставалась неустойчивой, с элементами напряженности, что, в первую очередь, было связано с отсутст-вием прогресса в деле формирования нового коалиционного правительства Ирака.

Начало