Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Военно-политическая обстановка в Ираке (январь 2010 года)

В.П.Юрченко

В январе 2010 в Ираке сохранялась сложная военно-политическая об-становка. Положение дел с обеспечением безопасности в целом оставалось неустойчивым, а в некоторых районах страны ситуация в этой сфере харак-теризовалась напряженностью. По мере приближения назначенных на 7 марта парламентских выборов в Ираке усиливается противоборство между раз-личными политическими силами, стремящимися упрочить свои позиции с целью завоевания большего числа депутатских мандатов. Внешнеполитиче-ская деятельность иракского руководства по-прежнему была сосредоточена преимущественно на отношениях с соседними государствами и США.

В сфере безопасности в Ираке в январе 2010 года существенных изме-нений не произошло и ситуация продолжала оставаться хрупкой и неста-бильной. По информации иракских правительственных органов, в прошед-шем месяце число погибших от различных видов вооруженного насилия сре-ди гражданского населения составило 135 человек (в декабре – 303 человека), а число раненых достигло 620 человек. Кроме того, было убито 54 боевика и террориста, а 681 человек – арестован. Террористические нападения, совер-шенные в прошедшем месяце, в очередной раз продемонстрировали в целом низкую эффективность работы местных силовых структур.

По данным МВД Ирака, число преступлений, совершенных в стране в 2009 году, увеличилось на 36 проц по сравнению с 2008 годом, и составило около 8,4 тысяч. Из них только треть – теракты. По подозрению в причастно-сти к терроризму в 2009 году были обвинены около 4,2 тыс. человек, кото-рым в вину вменялось участие в примерно 2,98 тыс. террористических акци-ях. К другим наиболее распространенным правонарушениям относятся убий-ства, захват заложников, вооруженные грабежи, преступления, связанные с вымогательством и шантажом.

В январе на севере, в центре и на западе Ирака вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия имели место в городах (и прилегающих к ним районах): Багдад, Киркук, Мосул, Эль-Фаллуджа, Карма, Эш-Ширкат, Балад, Туз-Хурмату, Эль-Баадж, Зуммар, Ханакин, Хит, Самар-ра, Эз-Заб, Эль-Мукдадия и в ряде других мест.

По оценке американского военного командования, «сложность ситуа-ции в Северном Ираке означает, что в регионе после выборов 7 марта будет оставаться больше войск США, чем в других районах страны». Речь, прежде всего, идет о четырех провинциях: Найнава, Эт-Таамим, Салах-эд-Дин и Дияла. В настоящее время на территории этих провинций, а также в трех курдских провинциях Дахук, Эрбиль и Сулеймания дислоцируется группи-ровка ВС США численностью 21 тыс. человек.

Сложная ситуация сохраняется в крупнейшем городе иракского севера - Мосуле, где регулярно продолжают совершаться вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия. Особую обеспокоенность у аме-риканцев взывает стремление иракского филиала «Аль-Каиды» закрепиться Мосуле и провинции Найнава в целом. Напряженная обстановка сохраняется и в Киркуке. Здесь продолжается противостояние арабского и туркоманского населения с курдами. В городе часто совершаются вооруженные нападения и другие насильственные действия.

7 января турецкая артиллерия обстреляла районы расположения боеви-ков сепаратистской Курдской рабочей партии в Cеверном Ираке. Вместе с тем, ситуация в Иракском Курдистане в целом остается стабильной.

По инициативе командования ВС США и с согласия правительств Ирака и курдской автономии в провинциях Дияла, Найнава и Эт-Таамим в местах проживания смешанного арабского, курдского и туркоманского населения, и особенно в спорных районах, на владение которыми претендуют как арабы, так и курды, создаются трехсторонние блокпосты с участием военно-служащих ВС США, иракской армии и бойцов курдских вооруженных фор-мирований пешмерга. Здесь также организуется совместное патрулирование, а со временем предполагается создать региональный совместный координа-ционный центр. Все это делается с целью предотвращения столкновений и других инцидентов между правительственной армией и курдскими отрядами и общей стабилизации обстановке на севере страны. В то же время местные арабские политические лидеры негативно относятся к американской инициа-тиве, т. к. видят в ней «де-факто признание курдских территориальных пре-тензий». Кроме того, подчеркивается, что в рядах иракской армии на севере страны служат много курдов, а это ставит под сомнение беспристрастность действий военных. В ряде районов вопрос об организации совместного пат-рулирования стал предметом острых переговоров между местными властями и военными.

Ситуация в сфере безопасности в Багдаде остается в целом напряжен-ной. В столице 25 и 26 января вновь была совершена серия крупных терактов, в результате которой погибли свыше 50 и получили ранения около 180 человек. Ответственность за эти акции взяла на себя иракская «Аль-Каида». Кроме того, в Багдаде регулярно совершаются небольшие теракты, воору-женные нападения и т. п. В январе обстрелам вновь подвергалась «зеленая зона» в центре столицы, где расположены основные правительственные уч-реждения и многие иностранные посольства.

Теракты и вооруженные нападения продолжают иметь место в западной провинции Анбар.

В южных районах Ирака положение дел в сфере безопасности в январе в основном характеризовалось относительной стабильностью. Вместе с тем, вооруженные нападения, теракты, другие насильственные действия имели место в городах (и прилегающих к ним районах) Хилла, Кербела (здесь про-изошел крупный теракт) и некоторых других местах. В январе командование ВС США передало под контроль иракской гражданской администрации меж-дународный аэропорт крупнейшего города на юге страны – Басры.

Как и прежде, террористы и боевики совершали вооруженные нападе-ния, теракты и другие насильственные действия в отношении иракских поли-тических деятелей различных рангов и ориентации, чиновников центральных и местных органов власти, работников избирательных комиссий, кандидатов в депутаты парламента, религиозных деятелей, военнослужащих правитель-ственной армии, сотрудников полиции и спецслужб, бывших бойцов суннит-ских отрядов «Сахва», шейхов племен. Нападениям подвергаются представи-тели иракской интеллигенции, иностранцы, работающие в Ираке, предпри-ниматели. Многие теракты совершаются боевиками-смертниками, подры-вающими автомашины, начиненные взрывчаткой, в людных местах или вблизи различных государственных учреждений.

После войны 2003 года в Ираке были убиты более 620 врачей и меди-цинских работников. В январе правительство страны одобрило законопроект, призванный защитить их от вооруженного насилия и тем самым удержать врачей от отъезда за рубеж, а эмигрировавших – побудить к возвращению на родину. Документ, в частности, позволяет медикам иметь оружие для само-защиты.

Не прекращаются похищения людей с целью получения выкупа или по политическим мотивам. В целом похищение людей и рэкет остаются в Ираке прибыльным «бизнесом», борьба с которым не приводит к заметным успехам.

Продолжают иметь место нападения на административные здания, по-лицейские участки и объекты иракской армии, офисы различных политиче-ских партий и организаций, представительства иракских и иностранных фирм, медицинские учреждения, различные экономические объекты.

Власти Ирака серьезно озабочены ростом числа преступлений, в т. ч. терактов, совершаемых лицами, переодетыми в военную или полицейскую форму, которая находится в свободной продаже. Министерства обороны и внутренних дел принимают меры по усилению контроля за хранением и вы-дачей форменной одежды, что, однако, пока не привело к исправлению си-туации. Не исключено принятие специального закона, запрещающего продажу формы силовых ведомств.

Серьезную угрозу стабильности и безопасности в Ираке продолжают представлять противоречия и враждебность между суннитами и шиитами, арабами и курдами.

Командующий войсками США в Ираке генерал Р. Одьерно считает, что в последнее время действия боевиков местной «Аль-Каиды» мотивируются не столько идеологическими факторами, сколько стремлением к «насилию и деньгам». Вместе с тем, генерал предупреждает, что боевики и террористы все еще представляют серьезную угрозу и в состоянии осложнять обстановку в стране. Генерал Одьерно утверждает, что многие лидеры иракского филиала «Аль-Каиды» - это лица, получившие хорошее образование, а большинство из них – иракцы, а не иностранцы, как это было прежде. Целью экстремистов, по мнению американского командующего, является дестабилизация ситуации в стране на как можно более длительный срок.

По состоянию на 1 января 2010 года в силовых структурах Ирака (воо-руженных силах и МВД) числилось около 675 тыс. человек.

По официальной правительственной информации, в январе 2010 года иракские силовики при проведении боевых и специальных операций, а также в ходе повседневной служебной деятельности потеряли убитыми 61 человека (в декабре – 34 человека), в т. ч. 20 военнослужащих и 41 полицейского. Чис-ло раненых составило 162 человека, в т. ч. 42 военнослужащих и 120 поли-цейских.

В январе вертолетные подразделения армии США и ВВС Ирака начали проводить совместные боевые операции.

Продолжается, хотя и медленно процесс интеграции бывших бойцов суннитских вооруженных формирований «Сахва», помогавших американским войскам бороться с «Аль-Каидой», в различные государственные структуры. К настоящему времени трудоустроены примерно 50 тыс. из 96 тыс. бывших бойцов. Так, на службу в МВД приняты до 15 тыс. человек, из них 9,5 тыс. человек – в Багдаде. Кроме того, в столице в гражданском секторе получили работу еще 30 тыс. человек. И если в Багдаде эта проблема решается в целом успешно, то в провинциях она все еще далека от завершения.

В ходе предвыборной кампании оппозиционные партии подвергли пра-вительство острой критике за неспособность создать эффективные армию и полицию, которые могли бы успешно противостоять террористам и обеспе-чивать безопасность в стране.

25 января был казнен через повешение двоюродный брат С. Хусейна А. Х. аль-Маджид («химический Али») – один из наиболее одиозных деятелей прежнего режима, обвиненный в многочисленных преступлениях против иракского народа, особенно курдского населения.

В январе 2010 года численность группировки вооруженных сил США в Ираке сократилась примерно на 3 тыс. человек. По состоянию на 1 февраля 2010 года в стране находилось около 107 тыс. американских военнослужащих в составе 11 боевых бригад и других частей.

В январе 2010 года в Ираке погибли 5 американских военнослужащих, в т. ч. 2 человека – боевые потери (в декабре – 4 человека, все потери – не боевые). Число раненых в январе составило около 20 человек (в декабре - около 20 человек). Таким образом, общие потери вооруженных сил США в Ираке с 20 марта 2003 года по 31 января 2010 года составили, по уточненным данным, убитыми 4622 человека и ранеными около 31620 человек. Кроме то-го, один американский военнослужащий продолжает числиться пропавшим без вести.

Президент США Б. Обама 25 января подтвердил, что полный вывод американских войск из Ирака завершится в конце августа 2010 года, однако Соединенные Штаты «будут поддерживать иракское правительство в ходе выборов и помогать гражданам страны в восстановлении мира и благополу-чия».

1 января 2010 года Командование многонациональных сил – Ирак офи-циально стало называться Командование вооруженных сил США – Ирак. Это связано с тем, что на территории страны остались только американские вой-ска.

В январе морская пехота США официально завершила свою деятель-ность в Ираке. Из находившихся в стране 23 тыс. морских пехотинцев оста-лись лишь 3 тыс. человек, которые в ближайшее время вернуться на родину. Морская пехота несла службу главным образом в провинции Анбар. Сейчас там дислоцированы части 1-й бронетанковой дивизии армии США.

Интенсивность действий авиации США в Ираке в январе существенно не изменилась. В минувшем месяце американские самолеты и вертолеты ежедневно совершали от 17 до 56 вылетов (в декабре от 39 до 55 вылетов) для поддержки действий наземных войск и обеспечения повседневной дея-тельности группировки ВС США в стране. Боевая авиация (преимущественно тактические истребители F-16) оказывала поддержку войсковым и ани-террористическим операциям вооруженных сил США и Ирака, прикрывала с воздуха расположение частей американских войск в различных районах страны, наносила удары по базам и лагерям боевиков и террористов, складам оружия и боеприпасов, мастерским по изготовлению взрывных устройств, прикрывала с воздуха передвижение важных транспортных конвоев на авто-дорогах, вела воздушную разведку противника. Одним из наиболее часто применяемых способов действий авиации США в Ираке является демонстра-ции силы над неспокойными районами. Для нанесения ударов по противнику использовались авиационные боеприпасы различных типов. Авиация США также регулярно привлекалась к решению поисково-спасательных задач и эвакуации раненых. Транспортные перевозки в интересах американских войск, находящихся в Ираке, выполнялись главным образом самолетами типа С-17 и С-130. Дозаправку горючим боевых самолетов в воздухе производили самолеты-заправщики КС-10 и КС-135.

В тюрьмах и лагерях, контролируемых американскими войсками, про-должают оставаться до 5 тыс. заключенных. Их передача иракским властям должна быть завершена в июле с. г.

Таким образом, положение дел в сфере безопасности в Ираке в январе 2010 года продолжало оставаться сложным и неустойчивым. Американское командование и иракские власти опасаются усиления активности экстреми-стских сил по мере приближения даты парламентских выборов.

В январе 2010 года обострение предвыборной борьбы значительно ос-ложнило внутриполитическую обстановку в Ираке.

За 325 депутатских мандатов борются около 6500 кандидатов, пред-ставляющих 86 политических партий и группировок, 12 предвыборных бло-ков, а также независимые политики. Иракцы, проживающие за рубежом, смо-гут проголосовать в 16 странах: Сирии, Ливане, Иордании, Египте, ОАЭ, Турции, Иране, США, Австрии, Австралии, Швеции, Германии, Нидерландах, Дании, Великобритании и Канаде.

Политическую ситуацию в стране резко обострило решение Комитета за справедливость и стабильность (более известен как Комитет по дебааси-фикации) отстранить от участия в парламентских выборах более 500 канди-датов, обвиненных в связях с правившей при С. Хусейне, а ныне запрещенной партии Баас. Решение было мотивировано тем, что все эти лица попадают под действие закона по искоренению баасизма.

Премьер-министр Ирака Н. аль-Малики поддержал решение Комитета, заявив, что «не позволит ни одному замаскировавшемуся баасисту прокра-сться в парламент». Однако оппозиционные силы раскритиковали его как не-объективное, политизированное и сделанное в интересах правящей группи-ровки во главе с Н. аль-Малики. Кроме того, оппозиция увидела в этом шаге «грубое попрание демократических устоев» и «дискриминацию суннитской общины».

Со своей стороны, представители правительства заявляют, что среди исключенных кандидатов преобладают шииты, или «примерно равное» число представителей двух общин. Однако при более внимательном изучении «черных списков» становится ясно, что если включенные в него шииты представлены лицами, как правило, малоизвестными, то сунниты в большин-стве являются известными и активно действующими политиками. В частно-сти, среди них оказался видный политик-суннит С. аль-Мутлак - лидер Ирак-ского совета за национальный диалог. Он действительно не скрывает своих симпатий к баасистам и является одним из самых ярых критиков правитель-ства Н. аль-Малики. В 2005 году, когда подавляющее большинство иракских суннитов бойкотировало парламентские выборы, С. Аль-Мутлак повел своих сторонников к избирательным урнам и получил 11 депутатских кресел. Ныне С. аль-Мутлак пользуется поддержкой нео- и бывших баасистов, озабочен-ных засильем шиитов во властных структурах и влиянием через них Ирана на политическую жизнь Ирака. В 2009 году С. аль-Мутлак и его партия всту-пили во влиятельный оппозиционный блок «Аль-Иракия», в который входят преимущественно светские шиитские силы во главе с бывшим премьер-министром Ирака А. Алауи. Этот блок способен бросить вызов правящей верхушке. Многие в Ираке считают, что попытка нейтрализовать аль-Мутлака может подтолкнуть многих членов суннитской оппозиции к возобновлению вооруженного насилия.

В противостояние между властями и оппозицией вмешался президент Ирака Дж. Талабани, поставивший под сомнение законность вердикта Коми-тета по дебаасификации. По его мнению, «басисты, которые не были тесно связаны с прежним режимом, имеют право участвовать в политической жизни страны», том числе быть избранными в парламент. По мнению Талабани, в стране идет борьба не с баасистами, а против террористов. Президент Ирака также выступил в поддержку участия С. аль-Мутлака в парламентских вы-борах.

Активную деятельность по поиску выхода из создавшейся в Ираке кри-зисной ситуации предприняли Соединенные Штаты, также опасающиеся но-вого витка масштабного противостояния между шиитами и суннитами. Вице-президент США Дж. Байден, курирующий иракское направление в вашинг-тонской администрации, посетил 22 января Багдад, чтобы лично подклю-читься к посредническим усилиям. Официально Байден утверждал, что дело об отстранении кандидатов – «это иракский вопрос, и он не желает вмеши-ваться в правовой и конституционный процесс», а в Вашингтоне поддержи-вают запрет на деятельность в Ираке партии Баас. При этом американский вице-президент призвал сделать предстоящие выборы «транспарентными, справедливыми и заслуживающими доверия» как в стране, так и за ее преде-лами. Однако багдадские власти по итогам переговоров с Дж. Байденом зая-вили, что проблема не может быть решена путем иностранного вмешательст-ва, а тем более давления, хотя и согласились с тем, что отвергнутые кандида-ты могут быть восстановлены в избирательных списках, если они публично осудят «тоталитарный баасистский режим и подтвердят приверженность де-мократическим принципам». Однако, С. аль-Мутлак, сообщил, что он «нико-гда не будет подписывать документ», осуждающий партию Баас, так как счи-тает это для себя «постыдным».

Представитель Комитета за справедливость и стабильность 25 января заявил, что принято решение о восстановлении 59 человек в списках канди-датов в депутаты парламента. Отметим также, что 150 политиков из «черного списка» подали аппеляцию в судебные органы.

Как видится, шиитский правящий истеблишмент решил непременно добиться гарантированного прохождения в законодательный орган страны максимального числа своих сторонников, а посему пошел на шаги, которые политические наблюдатели рассматривают не иначе, как произвольные. Тем более, что всеми необходимыми инструментами для осуществления подоб-ного рода мер он располагает как по линии правительства и парламента, так и опираясь на ряд им же «изобретенные» с подачи американцев разного рода «комитеты» и «комиссии». Также есть основания полагать, что действия ши-итской правящей верхушки ставят под вопрос судьбы курса на достижение в Ираке национального примирения.

В то же время, по информации иракских официальных лиц, представи-тели власти встречались в Сирии, Иордании и ОАЭ с активистами партии Баас и повстанческих группировок в попытке «вернуть их в политический про-цесс» в стране.

Президент курдской автономии М. Барзани заявил, что альянс ведущих курдских партий – Демократической партии Курдистана и Патриотического союза Курдистана – не будет вступать в предвыборные блоки с другими пар-тиями и коалициями.

М. Барзани в январе посетил Вашингтон, где встречался с президентом США Б. Обамой и вице-президентом Дж. Байденом. В ходе встречи Б. Обама отметил, что американская администрация готова взаимодействовать с вла-стями курдской автономии, а также предложил посредничество США в деле урегулирования разногласий между правительством Иракского Курдистана и центральным правительством в Багдаде на основе положений иракской кон-ституции и в тесном взаимодействии с ООН.

Член Демократической партии Курдистана Р. Н. Шавис в январе был назначен заместителем премьер-министра Ирака. Он занял место Б. Салеха, ставшего главой правительства курдской автономии.

Иракский парламент утвердил в январе бюджет на 2010 год. Его до-ходная часть установлена в размере 52,8 млрд долларов, расходная - в преде-лах 72,4 млрд. Дефицит составит 19,6 млрд долларов. В Ираке 95 проц бюд-жета пополняются за счет доходов от продажи нефти. На покрытие дефицита будут использоваться государственные валютные резервы, а также внутрен-ние и внешние заимствования. Багдад рассчитывает получить 4,5 млрд дол-ларов от МВФ и 2 млрд долларов - от Всемирного банка. В бюджете преду-смотрено сокращение на 10 проц заработной платы высокопоставленным чи-новникам.

Правительство Ирака 31 января завершило подписание соглашений с иностранными компаниями на разработку нефтяных месторождений страны. Так, в последний день января министерство нефти подписало окончательное соглашение с российским «Лукойлом» и норвежской компанией «Статойл» на разработку супергигантского южного месторождения Западная Курна-2 с оценочными запасами 12,9 млрд баррелей. «Статойл» планирует инвестиро-вать в месторождение 1,4 млрд долларов в течение четырех-пяти лет, а «Лу-койл» - до 30 млрд долларов. Всего Ирак заключил 10 соглашений по итогам двух раундов тендера, прошедших в 2009 году, надеясь с помощью ино-странных инвестиций повысить добычу нефти до 12 млн баррелей в сутки с нынешних 2,5 млн баррелей. Правительство стремилось заключить все со-глашения до парламентских выборов, чтобы показать избирателям, что стра-ну ждет приток инвестиций и рост государственных доходов. В то же время нет никакой гарантии, что правительство, которое придет к власти по итогам выборов, не захочет изменить условия соглашений. Некоторые чиновники уже сейчас называют подписанные контракты незаконными. К политическим рискам, связанным с предстоящими выборами, и продолжающимся в стране насилием, прибавляется коррупция, а обязательства по добыче нефти, кото-рые взяли на себя многие компании, некоторые аналитики считают недости-жимыми. Еще одно серьезное препятствие – слаборазвитая инфраструктура Ирака. «Учитывая состояние нефтяной инфраструктуры страны с ржавыми трубопроводами и недостаточным объемом хранилищ, невозможно достичь (добычи в 10–12 млн баррелей в сутки), – сказал председатель нефтегазового комитета парламента А. Х. Балу. – Прежде чем говорить о такой добыче, Ирак должен потратить миллиарды долларов на модернизацию инфраструк-туры, строительство хранилищ и трубопроводов».

Таким образом, в январе 2010 года внутриполитическая ситуация в Ираке заметно осложнилась и, как предполагают эксперты, по мере прибли-жения даты парламентских выборов обстановка будет становиться все более напряженной.

В своей внешнеполитической деятельности в январе 2010 года ирак-ское руководство, как и прежде, основное внимание уделяло отношениям с соседними государствами и США.

Президент Б. Обама в январе неоднократно заявлял о приверженности Соединенных Штатов долгосрочным отношениям с Ираком.

8 января на встрече в Багдаде министры иностранных дел Ирака и Ира-на Х. Зибари и М. Моттаки обсудили вопрос о пограничном инциденте, про-изошедшем в декабре 2009 года, когда иранские военнослужащие заняли участок иракской территории. По итогам переговоров было заявлено о наме-рении Багдада и Тегерана урегулировать вопросы, связанные со спорными участками границы между двумя государствами, чем займутся специальные технические комитеты.

По заявлению губернатора юго-восточной иракской провинции Майсан, иранские военные в конце января были полностью выведены с территории Ирака в районе нефтяного месторождения Факка. Таким образом, погра-ничный инцидент был исчерпан.

В январе правительство Ирака направило официальный запрос в МА-ГАТЭ в связи со строительством Ираном ядерного реактора вблизи иракской территории. В документе говорится о намерении Багдада предпринять со-вместно с МАГАТЭ необходимые шаги с целью «избегания возможных рис-ков», связанных с этим строительством. Причем иракские шаги «будут зави-сеть от информации, которую предоставит иранская сторона».

Заметные элементы напряженности, взаимного недоверия и подозри-тельности сохраняются в отношениях Ирака с Саудовской Аравией. В январе 40 видных деятелей саудовского религиозного истеблишмента подписали за-явление, в котором обвинили иракских шиитов в сговоре с йеменскими ши-итскими мятежниками с целью свержения правящего в королевстве вахха-битского режима. Кроме того, авторитетный саудовский проповедник Аль-Урефи выступил с оскорбительными выпадами в адрес духовного лидера иракских шиитов аятоллы А. ас-Систани, назвав его «атеистом и пьяницей». Все это вызвало резкие протесты у иракских шиитов, а глава правительства Н. аль-Малики сделал специальное заявление, обвинив саудовских религиозных авторитетов в склонности «к оскорблениям имамов и аятолл, что порождено их ненавистью к шиитам». Н. аль-Малики потребовал от властей Саудовской Аравии «обуздать зарвавшихся проповедников».

Министр иностранных дел Кувейта шейх М. ас-Сабах заявил 17 января, что его для страны главное не то, чтобы Ирак выплатил репарации за окку-пацию в 1990-1991 годы (до 25 млрд долл.) и долги времен ирано-иракской войны 1980-1988 годов (16 млрд долл.), а установление с Ираком отношений, основанных на гарантированной безопасности и добрососедстве.

Президент Сирии Б. Асад и король Иордании Абдалла II в совместном заявлении выразили надежду, что предстоящие парламентские выборы в Ираке будут содействовать «единству иракского народа, усилению безопас-ности и стабильности» в этой стране.

В январе Ирак подписал с Евросоюзом меморандум о «Стратегическом энергетическом партнерстве» на период 2010-2015 годов. В документе опре-делены приоритеты сотрудничества, «принимая во внимание возможную роль Ирака как поставщика природного газа для «Южного коридора». В Брюсселе ожидают, что Ирак «может стать энергетическим мостом между Ближним Востоком, Средиземноморьем и Евросоюзом». Меморандумом определяет также следующие области сотрудничества ЕС и Ирака в энергетике: «развитие энергетической политики для народа Ирака, обеспечение безопасности поставок энергоносителей между Ираком и Евросоюзом, развитие во-зобновляемых источников энергии и меры по обеспечению энергоэффектив-ности».

Таким образом, в январе 2010 года военно-политическая обстановка в Ираке продолжала оставаться сложной. Нестабильность по-прежнему харак-терна в вопросах обеспечения безопасности. Однако наибольшие сложности в минувшем месяце имели место в политической сфере, где по мере прибли-жения намеченных на март парламентских выборов обостряется борьба меж-ду различными партиями и группировками. Неурегулированные проблемы политического, территориального и иного характера сохраняются в отноше-ниях Ирака с соседними государствами.

Начало