Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

О программах обновления ВМС некоторых стран Ближнего Востока и Северной Африки (По итогам военно-морской выставки "ЕВРОНАВАЛЬ-2010")

Спецкорр.ИТАР-ТАСС Сергей Бабкин - специально для www.iimes.ru

В период с 25 по 29 октября в парижском пригороде Ле-Бурже прошла Международная военно-морская выставка "ЕВРОНАВАЛЬ-2010", которая позволила в той или иной степени определить основные направления программ обновления корабельного состава ВМС стран Ближнего Востока и Северной Африки.

АЛЖИР. Как сообщил на выставке заместитель генерального директора Центрального конструкторского бюро морской техники /ЦКБМТ/ Сергей Смирнов, российская сторона только что передала ВМС Алжира две дизель-электрические подводные лодки проекта 636 "Варшавянка", построенные на "Адмиралтейских верфях". "По алжирскому заказу закрыты все вопросы, - уточнил он. - Первая лодка ушла своим ходом. Вторая пока находится в Кронштадте. По ней все вопросы урегулированы".

Подводная лодка "Варшавянка" /по классификации НАТО - улучшенная "Кило"/ имеет подводное водоизмещение - 3950 тонн, рабочую глубину погружения - 240 метров, экипаж - 57 человек, вооружение - 6 носовых торпедных аппаратов, противокорабельный ракетный комплекс "Club-S". Из-за очень низкой шумности лодки этого типа называют "черными дырами".

Таким образом, в боевом составе ВМС Алжира в настоящее время имеется 4 подводных лодки проекта 636. Две субмарины, поставленные ранее, не так давно прошли модернизацию под противокорабельный ракетный комплекс "Club-S". Наличие четырех таких субмарин позволяет в принципе ВМС Алжира в случае необходимости решать самые амбициозные задачи, вплоть до блокирования Гибралтара.

К настоящему времени Служба береговой охраны Алжира получила 15 из 21 заказанного скоростных патрульных катеров типа FPB 98 Mk 1. Они строятся на верфях компании Ocea во французском Сен-Назере. Один из поставленных катеров исполнен в версии VIP, каждый из остальных оснащен 30-мм скорострельной пушкой DS-30B Mk 2 британского производства. Завершение поставки ожидается весной 2011г.

БАХРЕЙН. ВМС Эмирата получили два патрульных катера типа Mk V постройки США. 13 июля 2010г. введен в строй десантный катер "Динар", построенный на верфях компании ADSB /Абу-Даби/. Ранее, в сентябре 2009г. введены в эксплуатацию два десантных катера типа Seakeeper.

ЕГИПЕТ. 7 апреля 2010г. в США на верфях компании VT Halter Marine заложен первый из четырех заказанных ранее малых ракетных кораблей типа King Cobra. В ближайшее время ожидается поступление из Норвегии четырех ракетных катеров типа Hauk и плавучей базы подводных лодок типа Horten.

ИЗРАИЛЬ. В 2011г. планируется ввести в боевой состав ВМС еще две подводных лодки типа Dolphin II.

В декабре 2010г. будет принято решение о типе и месте постройки двух корветов. Либо это будут американские LCS, либо германские Meko A 100.

В 2009г. введены в боевой состав три патрульных корабля типа Shaldag Mk II.

ИРАК. В конце 2009 - 2010гг. итальянская группа Fincantieri поставила 3 патрульных катера типа Saettia Mk IV. 26 сентября 2010г. поставлен первый из девяти патрульных катеров типа Swiftship 35PB производства США.

ИРАН. С верфей в Бендер-Аббасе 28 ноября 2009г. спущены две дизель-электрические подводные лодки типа "Кадир", прототипом для которых послужили итальянские субмарины типа MG 110. Еще четыре заложены 8 августа 2010 года.

19 февраля 2010г. в боевой состав ВМС введен легкий фрегат Jamaran.

29 сентября 2009г. введен в строй ракетный катер Derafsh типа Combattante II. Однотипный катер Kalat должен пополнить ВМС в ближайшее время.

КАТАР. В апреле 2010г. заказаны 6 патрульных кораблей, которые будут строиться на мощностях компании голландской Damen в катарском порту Ras Laffan. Поставка первого запланирована на октябрь 2011г.

КУВЕЙТ. В ноябре 2005г. в США были заказаны 10 патрульных катеров типа Mk V. Их поставка должна быть завершена к июню 2013г.

В апреле 2010г. поставлен буксир Warjiya производства американской компании Rozema BW. Еще один буксир должен быть поставлен до конца 2010г.

Как сообщил на "ЕВРОНАВАЛЕ" представитель санкт-петербургского Центрального морского конструкторского бюро /ЦМКБ/ "Алмаз" Дмитрий Литинйский, подписан контракт на поставку ВМС Кувейта двух десантных катеров на воздушной подушке проекта 12061Э "Мурена-Э". По его словам, в ближайшее время он вступит в силу. Сейчас контракт проходит процедуры согласования. В Ле-Бурже, отметил Литинский, впервые представлен единый стенд Объединенной судостроительной компании /ОСК/, куда входит ЦМКБ. По оценке Литинского, "наиболее успешная экспортная карьера складывается у десантного катера на воздушной подушке "Мурена-Э".

Десантный катер "Мурена-Э" предназначен для высадки передовых групп морских десантов, а также доставки боеприпасов и снаряжения. Водоизмещение - 150 тонн, скорость при полной нагрузке в 24 тонны - 55 км/ч. Катер может транспортировать до 3 единиц техники массой до 24 тонн или один средний танк.

ЛИВИЯ. 14 мая 2009г. получены от итальянской таможенной службы (финансовая гвардия) три патрульных катера. Еще три будут поставлены в 2010-2011гг.

Как сообщил в ходе выставки "ЕВРОНАВАЛЬ" глава делегации "Рособоронэкспорта" Иван Гончаренко, "прошли переговоры, подписан контракт на поставку катеров Ливии". Он не уточнил при этом, о каких катерах идет речь. По его оценке, "Ливия - трудный партнер, переговоры шли тяжело".

МАРОККО. На верфях французской группы DCNS Lorient в мае 2010г. заложен ракетный фрегат типа FREMM. Его поставка намечена на 2013г.

12 июля 2010г. спущен на воду корвет типа Sigma 10513 производства голландской компании Schelde/

25 августа спущен на воду патрульный корабль Bir An Zaran производства компании STX. Всего заказано 4 таких корабля.

Королевская жандармерия получила в 2010г. одиннадцатый по счету катер типа RPB 20 производства компании Raidco Marine. Всего заказано до 60 таких катеров.

ОАЭ. Продолжаются испытания корвета Baynunah - первого из шести в серии. Он построен на верфях компании CMN в Шербурге. Пять других заказаны компании Abu-Dhabi Shipbuilding. Ввод в строй первого ожидается в июле 2011 года. В феврале 2009г. началось строительство второго корвета. Он должен войти в строй в декабре 2011г. По оценкам специалистов, эти корветы имеют мощное вооружение /8 противокорабельных ракет Exocet, 2 зенитно-ракетных комплекса ESSM, один - RAM, 76-мм артиллерийское орудие/, что делает их сравнимыми по боевой мощи с фрегатами.

22 января 2010г. ОАЭ заказали у итальянской компании Fincantieri два малых ракетных корабля типа Falaj-2 с возможным дозаказом на еще два корабля. Поставка первой пары ожидается во второй половине 2012г.

15 марта 2010г. ВМС ОАЭ поставлен первый из 34-х заказанных патрульных катеров типа MRTV. 12 из них будут построены в Турции компанией Tuzla, остальные - в ОАЭ.

Еще 15 патрульных катеров типа DV-15 будут поставлены в течение 2010г. французской компанией CMN /Шербург/.

ОМАН. 4 июля 2009г. и 23 июля 2010г. с верфей компании VT в Портсмуте были спущены на воду ракетные корветы Al Shamikh и Al Rahmani водоизмещением 2500 тонн. Спуск на воду третьего корвета - Al Rasikh - запланирован на начало 2011г.

В целом, очевидно наращивание наступательных возможностей ВМС Алжира, Израиля и Ирана за счет увеличения числа имеющихся у них подводных лодок. Похоже, обладание этим классом оружия становится знаком принадлежности к узкому кругу стран, претендующих на право называться региональными супердержавами. Тем не менее пока региональный рынок явно не вошел в насыщение. По некоторым оценкам, только страны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива намерены израсходовать в ближайшие 5 лет на закупки военно-морской техники до 8 млрд долларов. А значит, вся борьба за лакомые заказы пока впереди.

И в завершение - несколько слов о рецидивах, рецидивах "холодной войны". Представлявшийся на выставке совместный продукт французской компании Thales и израильской Rafael - система защиты кораблей и подводных лодок от различных видов управляемого оружия "Протектор" вовсю воевала с российскими противолодочными вертолетами Ка-28, хорошо хоть - виртуально, на экране монитора.

Рекламный ролик демонстрировал, в частности, эпизод, когда два противолодочных вертолета - как говорят в таких случаях, ну очень похожие на Ка-28 - атакуют "дружественную" подводную лодку с помощью противолодочной торпеды. В подкадровом титре отмечалось, что речь идет о "недружественных вертолетах".

Субмарина по сигналу командного пункта "Протектора" использовала электромагнитный имитатор подводной лодки, на который отклонялась атакующая торпеда. Затем следовал сигнал на находившийся в зоне боя надводный корабль, который своим зенитно-ракетным комплексом уничтожал противолодочные вертолеты.

Как отметили в этой связи эксперты в сфере корабельных вооружений, "рекламные ролики - обычный продукт любых компаний, в том числе и производящих оружие, однако, когда речь идет о системах поражения, правилом хорошего тона считается использование стилизованных целей, идентификация национальной принадлежности производителей которых невозможна".

Начало