Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

К итогам 3-го стамбульского саммита. Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии

А.Г. Гаджиев

8 июня с.г. в Стамбуле под председательством Турции состоялся 3-й саммит глав государств и правительств Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА).* Как и ожидалось, в ходе встречи сторонам не удалось принять совместный документ против Израиля, совершившего 31 мая с.г. нападение на турецкое судно «Мави Мармара» в открытых водах Средиземного моря. Пункт с осуждением действий израильских властей в отношении гуманитарной акции так и не был включен в декларацию стамбульской встречи, хотя атака израильского спецназа против активистов «Флотилии свободы» вызвала резкую критику у большинства участников саммита. В работе совещания приняли участие около 40 президентов и глав правительств различных стран, среди которых премьер-министр России Владимир Путин, президенты Ирана, Азербайджана, Казахстана, Афганистана и Сирии. По итогам саммита Вьетнам и Ирак стали новыми членами организации.

Президент Турции Абдуллах Гюль прокомментировал итоговое заявление следующим образом: «С учетом того, что против включения пункта по Израилю высказалась одна страна из 22 участников саммита при необходимом консенсусе, принятие решения с осуждением Израиля стало технически невозможным». А. Гюль, отметив, что проблемы не решаются путем нарушения норм международного права и применения насилия, выступил за необходимость выработки совместного подхода к ним. «Во многих уголках мира продолжаются интенсивные столкновения, одно из которых происходит в близком к Турции регионе. Из-за столкновений страдает в большей степени гражданское население. Наш долг – извлекать урок из войн и столкновений, подвергающих опасности мир и спокойствие будущих поколений, предотвращать конфликты. Нельзя решать проблемы, нарушая нормы международного права, подвергая риску жизнь гражданских лиц, применяя насилие. Я искренне верю в необходимость избавления от застарелой вражды, в необходимость выработки совместного подхода к разрешению конфликтов», – заявил президент Турции. По поводу значения СВМДА А. Гюль отметил, что форум собрал «за одним столом», в том числе и страны, имеющие проблемы друг с другом, такие, как Израиль и Палестина, Индия и Пакистан и добавил, что данная организация является самой эффективной в своем роде, после ООН.

С израильской стороны на саммите принял участие посол Израиля в Турции Габи Леви. Примечателен тот факт, что во время выступления президента Ирана Махмуда Ахмединежада израильский посол вышел из зала и то, что во время позирования для общей фотографии, израильскому послу было отведено место, весьма удаленное от центра.

В ходе саммита были обсуждены вопросы безопасности и сотрудничества в Азии. Вслед за израильским нападением стороны коснулись проблем укрепления доверия между членами СВМДА, а также иранской ядерной программы. В рамках саммита представляет интерес заявление главы МИД Турции Ахмета Давутоглу, выступившего на открытии совещания. В своей речи, как и предполагалось, главный акцент он сделал на нападении израильских военнослужащих в Средиземном море. «Борьба с терроризмом необходима. Однако нельзя обеспечивать безопасность ценой жизни других. Для всех безопасность имеет большое значение. Страна-участница СВМДА совершила нападение на другую страну, являющуюся также членом СВМДА. Это преступление», – отметил А. Давутоглу. Глава турецкого МИД заявил следующее: «Нормализация отношений между странами зависит от того, поддержит ли Израиль создание международной комиссии по расследованию инцидента. Если Израиль даст «зеленый свет» такой комиссии и выразит готовность ответить на все ее вопросы, это в корне изменит отношение к нему Анкары. В случае же отказа, ни о какой нормализации речи идти не может, поскольку станет ясно, что Израилю «есть что скрывать»».

Относительно ядерной программы Ирана А. Давутоглу, обращая внимание на тегеранское соглашение об обмене урана, подписанное 17 мая с.г. между Турцией, Ираном и Бразилией, подчеркнул значение дипломатических усилий. Он также отметил, что СВМДА является единственной после ООН организацией, на саммитах и совещаниях которой встречаются представители таких конфликтующих стран как Иран и Израиль, Израиль и Палестина, Индия и Пакистан.

С российской стороны на саммите принял участие премьер-министр РФ Владимир Путин. Перед началом саммита глава российского правительства провел переговоры с турецким премьером Реджепом Тайипом Эрдоганом. В ближайшие годы Россия и Турция обещали увеличить товарооборот в 5 раз. В ходе стамбульской встречи между странами было подписано 2 соглашения в области ядерной безопасности, а также по обеспечению безопасности туристов в Турции. Р.Т. Эрдоган выразил свою надежду на то, что сотрудничество между странами будет служить миру и экономическому процветанию обеих стран. А В. Путин заявил, что Россия и Турция дают «очень хороший пример» всем другим странам «как нужно выстраивать доверие в межгосударственных отношениях».

Больше внимание на двусторонних переговорах было уделено нефтегазовой сфере. Турция является надежным покупателем российских энергоносителей, турецкая сторона также не скрывает своего стремления стать одним из крупных региональных транзитеров. Напомним, что накануне саммита Турция и Азербайджан подписали соглашение по газовому проекту «Шах-Дениз-2». В. Путин по этому поводу заявил следующее: «Не видим здесь никакой проблемы. Объемы поставок из Шах-Дениза несопоставимы с российскими поставками. Потребности Турции в энергетике растут и будут расти в связи с ростом экономики этой страны. Это – во-первых. Во-вторых, мы знаем, каждый год мы замещаем недопоставленные объемы газа, которые Турция должна получать из Ирана. Поэтому если уж и говорить о каком-то замещении, то не о замещении российского газа, а скорее о том дефиците, который складывается, скажем, в зимний период времени на турецком рынке из-за недопоставок от других партнеров».

Выступление В. Путина на заседании СВМДА было посвящено основным, с точки зрения России, проблемам Азиатского континента. В частности, ближневосточной проблемы, проблемам наркотрафика из Афганистана, а также ядерного вопроса Ирана и КНДР. В. Путин призвал страны выстраивать свою политику исходя из интересов друг друга, именно этому подходу, по словам российского премьера, придерживается Россия. Ярким примером такого взаимодействия может служить сотрудничество России и Ирана в области атомной энергетики. По этому поводу В. Путин отметил следующее: «Мы заканчиваем работу по строительству атомной электростанции в иранском городе Бушер, и в августе этого года атомная электростанция будет пущена, начнет работать. Вместе с тем мы считаем, что мы сообща, безусловно, при самом активном участии иранской стороны должны снять все озабоченности у международного сообщества по поводу характера всех аспектов иранской ядерной программы».

Касаясь проблем формирования архитектуры безопасности и сотрудничества в Евразии, российский премьер отметил, что она должна базироваться на коллективных, внеблоковых началах и принципах международного права. В. Путин, отметив, что в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) обсуждаются вопросы безопасности и доверия на совместных границах, развиваются деловые, гуманитарные и общественные контакты, подчеркнул, что особое внимание в рамках сотрудничества стран необходимо уделять развитию торгово-экономических связей и инфраструктуры, продвижению интеграционных и экономических проектов. «На мой взгляд, осуществление таких многосторонних проектов, как «Голубой» и «Южный» потоки или нефтепровод Самсун-Джейхан, представляет собой реальную меру доверия», – добавил он. В рамках своего рабочего визита в Турцию В. Путин также провел двусторонние встречи с президентами Азербайджана, Украины и Казахстана.

Участники 3-го саммита СВМДА призвали Израиль присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Интересно, что среди поддержавших этот раздел заключительного коммюнике – Индия и Пакистан, которые также, как и Израиль, не являются членами ДНЯО. Стамбульская встреча, за исключением, нескольких выступлений на ее открытии, прошла за закрытыми дверями.

Итак, после рассмотрения основных, по нашему мнению, заявлений и действий участников стамбульского саммита СВМДА, следует заметить, что Турция активно продолжает свои усилия, направленные на привлечение внимания мирового сообщества к «израильской агрессии». Однако итоги попыток достичь в этом конкретных результатов оказываются весьма ограниченными. Более того, в мировой прессе, в том числе турецкой, появились предположения, что гуманитарная акция, инициированная турецкой общественной организацией, имела «провокационный характер». Такой результат, на наш взгляд, нельзя считать успешным для турецкой дипломатии. Все это самым непосредственным образом сказывается на внутриполитической атмосфере в Турции и усиливает критику в адрес лидеров правящей Партии справедливости и развития.

* Идея СВМДА была выдвинута президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым в 1992 г. на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Декларированная цель Совещания – «создание общеазиатского диалогового форума для решения ключевых региональных проблем и развития сотрудничества между странами-участниками». Членами СВМДА являются

20 государств: Азербайджан, Афганистан, Египет, Индия, Иран, Израиль, Иордания, Казахстан, Китай, Киргизия, Монголия, Объединенные Арабские Эмираты, Палестина, Пакистан, Россия, Таджикистан, Таиланд, Турция, Узбекистан, Республика Корея. В качестве наблюдателей участвуют 10 стран, включая США, Японию, Украину, а также представители ООН и ОБСЕ. Действующий председатель СВМДА – Турецкая Республика.

По итогам первого саммита СВМДА в 2002 г. был принят Алматинский Акт, а также Декларация об устранении терроризма и содействии диалогу между цивилизациями. Второй саммит СВМДА, в котором приняли участие главы государств и правительств 10 стран (остальные страны-члены были представлены полномочными представителями лидеров), состоялся 17 июня 2006 г. в Алма-Ате. По итогам встречи в верхах была принята Декларация. В рамках саммита было также подписано Соглашение о создании Секретариата СВМДА в качестве постоянно действующего рабочего органа Совещания с сугубо административно-техническими функциями. Секретариат расположен в Алма-Ате.

К настоящему времени определены конкретные направления взаимодействия стран-участниц по практической реализации мер доверия в экономической, экологической, гуманитарной областях и в сфере новых вызовов и угроз. Государствам – членам предложено выступить в роли координаторов по конкретным направлениям взаимодействия. Казахстанская сторона взяла на себя функции координатора сотрудничества по мерам доверия в гуманитарном измерении и разработала соответствующие проекты Концепции и Плана действий, которые были рассмотрены на Специализированной встрече экспертов в Астане в июне 2007 г. Аналогичные экспертные встречи состоялись также в Тегеране в декабре 2007 г. (по борьбе с незаконным оборотом наркотиков), в 2008 г. в Анкаре (по противодействию новым угрозам и вызовам), в Тель-Авиве (по сельскому хозяйству), в Душанбе (по сотрудничеству в области туризма). В планах работы Совещания – проведение встреч экспертов стран-участниц по реализации мер доверия в области информационных технологий (Республика Корея) и по развитию сотрудничества в сфере транспорта (Азербайджан). Российская сторона в качестве со-координатора (совместно с Таиландом) взаимодействия по реализации мер доверия в области содействия деловым возможностям в сфере малого и среднего предпринимательства и информационного обмена подготовила проект соответствующего концептуального документа и программы действий («дорожная карта»), который был распространен среди государств-членов Совещания и принят по итогам пекинского заседания Комитета старших должностных лиц (КСДЛ) СВМДА в 2009 г.

Казахстанское председательство активно выступало в пользу расширения связей и контактов СВМДА с другими международными организациями и многосторонними диалоговыми структурами, в том числе ООН, ОБСЕ, АСЕАН, ДСА, ШОС, ЕврАзЭС, ОЭС и СААРК. В декабре 2007 г. в ходе 62-ой сессии ГА ООН была принята резолюция о предоставлении СВМДА статуса наблюдателя при ГА ООН.

25 августа 2008 г. в Алма-Ате состоялась третья встреча министров иностранных дел государств-членов СВМДА. Принята итоговая Декларация, одобрен проект Конвенции о правоспособности, привилегиях и иммунитетах Секретариата СВМДА и его персонала, также открыт к подписанию Протокол о внесении изменений в Соглашение о Секретариате СВМДА. На заседании КСДЛ СВМДА в г. Алма-Ате в январе 2010 г. одобрена Концепция по сотрудничеству в области энергетической безопасности.

Деятельность СВМДА осуществляется в рамках регулярных заседаний Специальной рабочей группы (СРГ) и Комитета старших должностных лиц по конкретным направлениям мер доверия в экономической, экологической, гуманитарной областях и в сфере новых вызовов и угроз. Государства-члены выступают в качестве координаторов по различным направлениям взаимодействия: Казахстан – по мерам доверия в гуманитарной сфере, Иран – по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, Турция – по противодействию новым угрозам и вызовам, Израиль – по сельскому хозяйству, Таджикистан – по сотрудничеству в области туризма, Южная Корея – по информационным технологиям и энергетической безопасности.

Начало