Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Ни размежевания, ни мира: Израиль и Сектор Газа пять лет спустя

Эстер Сурикова

«Одностороннее размежевание» представляет собой план, реализованный правительством Израиля в августе 2005 года, в соответствии с которым в одностороннем порядке была осуществлена эвакуация поселений и баз ЦАХАЛа из сектора Газа, а также четырех отдельных поселений в Северной Самарии. Инициатива и контроль за реализацией проекта принадлежали возглавлявшему на тот момент израильское правительство Ариэлю Шарону. С тех пор прошло ровно пять лет, и можно постараться проанализировать произошедшие события в некоторой исторической ретроспективе.

Выступая на конференции Междисциплинарного центра в Герцлии 18 декабря 2003 года, Ариэль Шарон заявил о том, что в скором времени Израиль инициирует ... одностороннее размежевание, при котором «часть поселений будет перемещена» [1]. Осуществив односторонний вывод войск и поселенцев с части палестинских территорий, Израиль предоставляет Палестинской национальной администрации право объявить о создании независимого государства и выражает готовность вернуться к переговорному процессу после того, как палестинское руководство демонтирует инфраструктуру террора [2]. В своей речи А. Шарон не назвал те поселения, которые будут «перемещены» (то есть ликвидированы), ограничившись фразой, что речь идет о тех населенных пунктах, «которые при любом возможном раскладе будущего окончательного соглашения не будут включены в территорию Израиля» [3]. Важно отметить, что речь шла не об эвакуации поселений в рамках мирного договора с соседней арабской страной или с палестинцами, а об односторонней инициативе израильского правительства, согласованной исключительно с администрацией США [4]. Премьер-министр Израиля Ариэль Шарон углубил раскол в партии «Ликуд», наотрез отказавшись от идеи референдума по вопросу об одностороннем отделении от палестинцев. С момента появления на повестке дня плана премьера по одностороннему уходу Израиля из сектора Газа и части Западного берега реки Иордан, «Ликуд» фактически раскололся на два лагеря. Первым и самым острым сигналом стал внутрипартийный референдум, состоявшийся в мае 2004 года. Не сомневавшийся в своей популярности Шарон сам был инициатором этого референдума с целью нейтрализовать набирающую силу оппозицию своему плану. Однако более 60% членов партии проголосовали против «отделения» [5].

После утверждения плана премьер-министра А. Шарона в правительстве и кнесете в 2004 г., принятия закона о компенсациях, оперативно-технической подготовки на местности, а также проработки юридических вопросов начало эвакуации 21-го поселения из сектора Газа и 4 из Северной Самарии было запланировано на 15 августа 2005 г. По предварительным оценкам, звучавшим в военных и политических кругах, в ходе реализации плана размежевания армия и полиция могли столкнуться с агрессивным сопротивлением со стороны поселенцев и ультраправых активистов, вплоть до применения физического насилия. В качестве дополнительной угрозы называлась возможность возобновления террористической активности палестинских группировок, которые постараются воспользоваться массовым скоплением людей в местах эвакуации.

План размежевания подлежал поэтапному утверждению правительством. Поселения были разделены на четыре группы. К первой относились изолированные поселения сектора Газа – Нецарим, Мораг, Кфар-Даром. Ко второй – блок Гуш-Катиф. Третью группу составляли поселения на севере сектора Газа – Дугит, Нисанит, Элей-Синай. В четвертую входили четыре поселения Северной Самарии: Хомеш, Са-Нур, Ганим, Кедим. Непосредственно перед началом операции правительство утвердило сразу две группы поселений с тем, чтобы военному командованию было легче принимать решения о порядке эвакуации в соответствии с обстоятельствами на местности. Непосредственно в эвакуации было задействовано около 42 тысяч солдат и полицейских, еще 10 тысяч оставались в резерве.

Эвакуация более восьми тысяч поселенцев из сектора Газа и Северной Самарии была завершена в кратчайшие сроки. Солдаты начали снос домов, эвакуацию синагог и кладбищ. Межминистерская комиссия по размежеванию провела в августе серию заседаний, посвященных обустройству поселенцев во временных жилищах: на съемных квартирах, в гостиницах и в домах караванного типа. При этом Управление по размежеванию вело переговоры с семьями поселенцев с целью согласования приемлемых для них вариантов постоянного жилья, социально-бытового обустройства, образования и занятости.

Восприятие плана размежевания различными слоями населения Государства Израиля занимает важное место в различных журналистских и аналитических исследованиях. Согласно результатам опросов общественного мнения, 47.7% израильтян согласны с утверждением, что размежевание внесло самый сильный раскол в общество. «Израильское общество очевидно раскололось на три лагеря, идентифицируемые разными цветовыми символами. «Синие» (по разным опросам – от четверти до трети населения) поддерживают идею Шарона о выводе еврейских поселений и ЦАХАЛа из Газы и Северной Самарии, даже если это, как предупреждают их противники, нанесет ущерб безопасности Израиля. «Оранжевые» (также примерно 25–30% израильтян), напротив, выступают решительно против ликвидации этих поселений, даже если в обмен на это на Израиль прольется поток благ и преимуществ. Наконец, самая значительная группа – до 40% населения, хотя и не являются частью двух вышеуказанных лагерей, также не являются, вопреки оценкам канцелярии премьер-министра, в полном смысле слова «неопределившимися». Большинство из этой группы (часть из которых украшает свои автомашины белыми, либо одновременно синими и оранжевыми ленточками) готовы согласиться с уходом из Газы, но абсолютно не удовлетворены тем «как мы это сделали» [6]. Отдельной группой населения, права и интересы которых были в значительной степени затронуты реализацией плана размежевания, стали жители демонтируемых поселений. Потерпев поражение в парламенте (законопроекты представителей правого лагеря, предусматривающие отсрочку эвакуации на три месяца, не получили большинства голосов), поселенцы перенесли борьбу на улицы и в СМИ: организовывали массовые демонстрации и шествия. Так, несколько десятков тысяч человек приняли участие в несанкционированном шествии к сектору Газы и были остановлены крупными силами армии и полиции в селении Кфар-Маймон. Через несколько дней после «Кфар-Маймона» Дов Конторер одним из первых высказал мысль о тщетности усилий сопротивленцев, столкнувшихся с неумолимой государственной машиной подавления. Накануне 15 августа на площади Рабина в Тель-Авиве состоялся 150-тысячный митинг противников размежевания. Организаторы акции – представители Совета поселений Иудеи, Самарии и Газы – призвали своих сторонников двигаться к Гуш-Катифу и стараться всеми силами помешать эвакуации поселенцев. По оценкам военных, в сектор Газы в течение нескольких недель перед размежеванием незаконно проникли от трех до шести тысяч человек [7]. Среди позиций представителей религиозных кругов наблюдались и противоположные тенденции – так, в эти дни появилась публикация от имени рава Лихтенштейна, одного из глав иешивы Хар-Эцион в поселении Алон Швут, под названием «Размышления дней всеобщей мобилизации». В статье рав Лихтенштейн приводит свои доводы против отказа солдат от выполнения преступных приказов в том случае, когда это

касается действий, связанных с выселением евреев из Гуш Катифа и северной Самарии, аргументируя свою точку зрения опасностью ослабления армии, раскола в общества и «уменьшения национального самосознания». Лидер фракции «Еврейское руководство» в партии Ликуд Моше Фейглин вступил в полемику с идеями, выраженными в письме рава Лихтенштейна, утверждая, что «с точки зрения прагматической, как на основании опыта последних лет, так и основании анализа расстановки сил в израильском обществе, солдаты, которые не откажутся выполнять приказы об изгнании, подвергают опасности как существование государства, так и жизни миллионов евреев».

Как бы то ни было, отсрочить или предотвратить эвакуацию «правым» не удалось, и программа т.н. «одностороннего размежевания» была реализована. Каковы же оказались ее последствия?

После ухода израильской армии и эвакуации еврейских поселений из сектора Газа в августе 2005 года интенсивность ракетных обстрелов резко возросла. За первые 28 месяцев, прошедших после «размежевания», на территорию Израиля упали почти две тысячи «кассамов», в то время, как за 56 месяцев Интифады Аль-Акса, предшествовавших эвакуации – менее пятисот ракет. Показатели за 2006 год составляют 580 обстрелов, около 1020 ракет – 2 убитых, 36 раненых. 2007 год – 437 обстрелов, около 760 ракет – 2 убитых, 125 раненых. 2008 год – 560 обстрелов, около 1490 ракет – 7 убитых, 162 раненых. Эти обстрелы стали поводом для проведения Израилем с 28 декабря 2008 года по 20 января 2009 года беспрецедентно масштабной военной операции «Литой свинец». Следует также отметить, что в 2001–2005 гг. лишь каждая третья палестинская ракета, выпущенная в сторону Израиля, перелетала через забор, после размежевания же лишь каждая третья не долетает. Кроме усовершенствования самих ракет, это обусловлено отсутствием еврейских поселений, препятствовавших возможности подбираться для запуска ближе к границе сектора. Спецслужбы отмечали, что к концу 2005 года в ракетных обстрелах израильской территории из сектора Газа принимали участие практически все палестинские террористические группировки: «Бригады аль-Кудса» ("Исламский джихад"), «Бригады Изз ад-Дин аль-Кассам» (ХАМАС), боевики «Комитетов народного сопротивления», «Бригады Абу Риша» и «Бригады мучеников аль-Аксы» (ФАТХ). Первоначально радиус действия «кассамов» не превышал 6 км, однако, со временем, их дальность была значительно увеличена. В 2006 году лидеры палестинских боевиков (а еще раньше – противники «размежевания» среди израильских правых) заявили о том, что вскоре дальность палестинских ракет будет увеличена до 25 км, и под ударом окажется город Ашкелон – прогноз, полностью подтвердившийся летом 2009 года. Предпринимались также и попытки палестинцев осуществить ракетные обстрелы израильских объектов в Иудее и Самарии. Итак, к 2009 году зона досягаемости ракет значительно расширилась и на данный момент она охватывает около одного миллиона израильтян. Показатели составляют 302 обстрела, около 570 ракет – 42 раненых.

Пристального внимания с юридической и социальной точек зрения заслуживает положение, в котором оказались бывшие жители еврейских поселений сектора Газа. Вынужденные переселенцы, в большинстве своем, до сих пор живут в караванных поселках с временными строениями, несмотря на обещания представителей власти как можно скорее обеспечить их постоянным жильем и завершить процесс «размежевания». Примером подобного поселка является Ницан, где проживает примерно треть изгнанников, около шестисот семей. Журналист Алуф Бен в обзоре, опубликованном в еженедельнике «Newsweek» приводит следующие цифры: 1940 семей, около 9000 человек были изгнаны в августе 2005 года из 25 поселений в секторе Газа и северной части Самарии. Как утверждает автор, поселенцам были предложены «щедрые компенсационные пакеты на общую сумму около 2 млн долларов Одна пятая часть эвакуированных лиц получила деньги и переселилась по своему собственному усмотрению в разные районы страны, а 80% предпочли сохранить существующие сообщества и поселиться вместе, что и стало главным камнем преткновения, не предусмотренным ответственными за реализацию плана. Израильская пресса отмечает, что караванный поселок Ницан был и остается живым свидетельством провала правительства по обустройству изгнанников из Гуш-Катифа. Комиссия во главе с отставным судьей Йехошуа Маца постановила, что «может создаться нежелательная ситуация увековечения временного существования в Ницане», и пришла к выводу, что государственная программа временных поселков для изгнанников из сектора Газы и северной Самарии потерпела полный крах: «Временные поселки были построены без надлежащего юридического сопровождения, а их возведение и содержание обошлось в сотни миллионов шекелей. Комиссия считает, что юридический провал возник с самого начала, так как закон о размежевании не учитывал создания временных поселков для проживания». На создание караванных поселков было отведено всего пять месяцев, но принятие законодательной базы откладывалось, что отразилось как на качестве строительства, так и на стоимости. Кроме того, условия договоров изгнанников с государством составлялись поспешно и не учитывали всех возможных нюансов. В 2006 году жители поселка Ницан подали 3470 жалоб на всевозможные недостатки, а в 2007 году поступило 2700 жалоб. Серьезные нарекания вызывают состояние временных построек, водопровода и канализации, отсутствие необходимой теплоизоляции, работа кондиционеров, уровень противопожарной безопасности. По мнению комиссии, заявление правительства Шарона о том, что временные караванные поселки будут ликвидированы в течение двух лет, и все изгнанники переедут в постоянные дома, с самого начала было нереальным. Комиссия также подчеркнула неудовлетворительное морально-психическое состояние население, обусловленное низким уровнем доходов и резким снижением мотивации. Половина семей, проживающих во

временном поселке Ницан для изгнанников из Гуш-Катифа, живут на пособия собеса регионального совета побережья Ашкелона. По данным начальника отдела социального обеспечения Маозии Сегала, из проживающих в Ницане семей 250 находятся под постоянным патронажем собеса, в 89 семьях без работы оказались оба родителя, и у 100 детей были выявлены проблемы с усвоением учебного материала вследствие психологической травмы, причем только 80 семей состояло на учете в то время, когда они жили в Гуш-Катифе. По мнению Сегала, проблемами с усвоением учебного материала из-за посттравматического синдрома страдают не 100 детей, а гораздо больше, просто многие родители отказываются посылать своих детей на психо-дидактическую проверку [8]. В то же время, посетив поселок Ницан 25 октября 2009 года, лидер партии Кадима Ципи Ливни позитивно высказалась об итогах размежевания, не взирая на «временные трудности», которые переживают бывшие жители Гуш-Катифа [9].

Лобби в защиту Эрец-Исраэль добилось одобрения кнесетом законопроекта о дополнительной компенсации ущерба, нанесенного «размежеванием» изгнанникам из Гуш-Катифа: дополнительные компенсации получат те из них, кто имел, до размежевания, рентабельный и прибыльный малый бизнес. Инициаторами законопроекта выступили депутаты Зеэв Элькин (Ликуд) и Арье Эльдад («Национальное единство»). Их законопроект получил, на голосовании в кнесете, одобрение 39 депутатов, что оказалось достаточным для принятия закона в предварительном чтении. На основании этого закона, если он будет принят, бывшее Управление СЭЛА, переименованное его новым директором, Бенци Либерманом, в Управление «Тнуфа» («Импульс»), получит дополнительные средства для выплаты компенсаций, на основании анализа ущерба, нанесенного предприятиям Гуш-Катифа, проведенного Управлением по данным, ранее не учтенным разработчиками «размежевания» [10].

Неоднозначные итоги «плана размежевания», в первую очередь, в политическом и стратегическом отношении стали основанием для различных инициатив, направленных на завершение процесса размежевания. Так, глава МИД Израиля Авигдор Либерман подтвердил существование плана «окончательного размежевания» с сектором Газа [11]. В соответствии с планом А. Либермана (пока он не утвержден правительством, и неизвестно, будет ли утвержден), граница сектора Газа будет герметично запечатана и все сухопутные КПП закрыты с тем, чтобы между сектором Газа и Израилем больше не было никакого сообщения [12]. С другой стороны, египетский КПП в Рафахе и морская акватория сектора Газа позволят организовать его снабжение всем необходимым после проверки грузов в портах Греции и Кипра иностранными военными силами, включая французский Иностранный легион и подразделения коммандос, во избежание контрабанды оружия. А. Либерман также предложил, чтобы Евросоюз взял на себя финансирование трех больших проектов: строительство в Газе электростанции, опреснительной установки и завода по очистке сточных вод. В Израиле план А. Либермана уже назвали «вторым размежеванием» [13].

План одностороннего размежевания и вывода израильских военных сил и поселений из сектора Газы и Северной Самарии представляет собой пример общественно-политического события высокой значимости, вызвавшего бурную общественную полемику на грани раскола в израильском обществе. Очевидные недостатки, в полной мере проявившиеся в обсуждении и освещении плана и подробностей его реализации, затронули многие грани жизни израильского общества. Недостаточная проработанность плана, неоправданно ускоренные темпы осуществления предлагаемых в его рамках действий, односторонний анализ ситуации прямым образом повлияли на положение Израиля, его политические интересы, сферу национальной безопасности, а также социальное положение многочисленной категории его граждан, и ряд проблем, заложенных в этот период, продолжают сохранять свою высокую актуальность и по сей день. Уйдя из сектора Газы, Израиль своими руками создал все условия для его превращения в плацдарм ХАМАСа; это можно охарактеризовать как угодно, но только не путем к миру.

Автор выражает благодарность д-ру А.Д. Эпштейну за конструктивные советы и рекомендации, которые помогли сформулировать отдельные тезисы статьи.

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] А.Д. Эпштейн, «Израиль и (не)контролируемые территории: уйти нельзя остаться». М./Иерусалим: Институт Ближнего Востока – Мосты культуры/Гешарим, 2008. С. 247

[2] Г.А. Асмолов, «План – это не пара носков, которые меняют каждый день». Коммерсант, 11 мая 2004 г.

[3] Речь премьер-министра А.Шарона на конференции в Герцлии, 18 декабря 2003 г., на официальном сайте Министерства главы правительства Израиля http://www.pmo.gov.il/PMO/Archive/Speeches/2003/12/Speeches8996.htm [на языке иврит].

[4] А.Д. Эпштейн, «Инициативы Израиля на «палестинском направлении» в период правления Ариэля Шарона» // «Палестино-израильский конфликт в зеркале общественного мнения и международной дипломатии», под ред. А.Д. Эпштейна (М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 2004). С. 219–240.

[5] Г. Вольфсон, «Партия Шарона сказала «Надо!», Независимая газета, 05 марта 2005 г.

[6] З. Ханин, «Биби как зеркало оранжевой революции», Независимая газета, 31 августа 2005 г.

[7] О.А. Зыкова, «Израиль: реализация плана размежевания» на сайте Института Ближнего Востока (Москва), 8 сентября 2005 г.

[8] «Половина изгнанников из Газы живет на пособие» на сайте http://www.7kanal.com/news.php3?id=265387, 22 июля 2009 г.

[9] «Ц. Ливни: «Размежевание» было правильным шагом!» на сайте http://www.7kanal.com/news.php3?id=269280, 25 октября 2009 г.

[10] «Еще один закон о компенсации принят в предварительном чтении» на сайте http://www.7kanal.com/news.php3?id=276270, 23 июня 2010 г.

[11] «Израиль подтвердил существование плана «окончательного размежевания» с Газой», Известия, 16 июля 2010 г.

[12] «Отключить Газу от Иудеи и Самарии». Полный текст программы Либермана на сайте http://newsru.co.il/mideast/31may2007/lib_text_113.html, 31 мая 2007

[13] А. Гордин, «Второе размежевание» на сайте http://www.russian.rfi.fr/v-mire/20100718-vtoroe-razmezhevanie, 18 июля 2010 г.

Начало