Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Американские прогнозы о развития ситуации в АРЕ

Д.К.Шишкин

Американское разведсообщество практически единодушно делает вывод о том, что Египет вступает в период смены государственной власти. Это связано с преклонным возрастом нынешнего египетского лидера Х.Мубарака и плохим состоянием его здоровья.

Египет единодушно рассматривается в Вашингтоне как одно из системообразующих звеньев нынешней модели обеспечения региональной безопасности. В случае смены власти реален приход к власти исламской оппозиции. По данным ЦРУ США, Египет может вступить в полосу политической нестабильности, связанной с указанными процессами, уже в ближайшие 6-12 месяцев.

Аналитики не выражают стопроцентной уверенности в том, что Х.Мубарак в состоянии в нынешней ситуации достаточно уверенно организовать передачу власти своему преемнику, в роли которого пока все называют его сына Гамаля. Сама фигура Гамаля Мубарака также является во многом «терра инкогнита» для большинства экспертов, которые пока не могут спрогнозировать его модель поведения в случае наступления политической нестабильности. На данный момент времени указывается лишь способность сына нынешнего лидера АРЕ принимать достаточно адекватные решения в экономических вопросах, что в современных египетских реалиях не является определяющим моментом для удержания ситуации под контролем. Согласно этому анализу в ближайший год возможно два наиболее реальных сценария развития событий.

1.Наступление политической нестабильности, что может привести к открытому вмешательству армии. К такому варианту может привести спровоцированный внутренней оппозицией политический хаос, в результате которого резко возрастет на первом этапе роль Министерства национальной безопасности. Американские эксперты расходятся в своих оценках о том, как в этой ситуации сможет себя проявить руководитель египетских спецслужб О.Сулейман. Большинство экспертов сходятся на мнении, что О.Сулейману свойственны завышенные амбиции и самомнение, что может помешать ему правильно оценить потенциал египетских спецслужб в случае дестабилизации обстановки и их способность удержать ситуацию под контролем. Кроме того, совершенно оправданно говорить и о президентских устремлениях нынешнего шефа безопасности, что может вызвать резкое отторжение со стороны египетских военных. По данным американцев, далеко не все в нынешнем руководстве египетской армии готовы принять фигуру О.Сулеймана в качестве «главного опекуна» Г.Мубарака или нового египетского лидера. Существуют опасения о том, что он настроен на изменение существующего в настоящее время порядка негласного политического симбиоза президента и армейской верхушки. Этот момент в совокупности с массовыми народными выступлениями может побудить армейское командование совершить государственный переворот и взять власть в свои руки. Создать в этой связи действенные рычаги влияния на Г.Мубарака с целью убедить его не затрагивать глобальные интересы египетских военных является на сегодняшний день одной из основных задач американской администрации.

Сценарий госпереворота не является фатальным для Вашингтона. Аналитики фактически убеждены в том, что при таком развитии событий Каир останется в зоне влияния США. Более того, этот сценарий может оказаться единственно возможным.

При этом существуют определенные риски по линии массового недовольства со стороны правозащитных организаций, чье лобби традиционно сильно как в США в целом, так и в среде демократической партии. Этот момент создает дополнительный механизм нажима с их стороны на нынешнюю американскую администрацию. При этом необходимо отдавать себе отчет в том, что в случае государственного переворота однозначно последуют репрессивные меры, что только усилит прессинг со стороны правозащитников на Белый Дом.

Вторым негативным моментом такого сценария называется возможное снижение потенциала Египта как одного из основных игроков на площадке израильско-палестинского урегулирования. Это может быть связано с приоритетом для нового египетского руководства в концентрации всех основных усилий на решении внутриполитических проблем и усмирения оппозиции. При этом не исключается «замораживание» сотрудничества с Израилем по вопросам безопасности, основным проводником которого в настоящее время является О.Сулейман. Кроме того, публичные заявления нового руководства об отказе от такого сотрудничества должны будут сыграть свою роль в качестве позитивного воздействия на исламскую оппозицию.

В этой ситуации наиболее оптимальным вариантом действий для Вашингтона называется поддержка пришедших к власти египетских военных, так как они представляют наиболее эффективную модель авторитарной политической вертикали в настоящее время. Если Г.Мубарак не сможет найти с ним общий язык, то поддерживать в любом случае необходимо армию. Это абсолютно не исключает публичного осуждения Белым Домом «отхода от конституционных норм» и соответствующих резолюций в Конгрессе США.

Приход к власти военных в настоящий момент имеет два сдерживающих фактора. Это отсутствие ярких фигур в генералитете и сохраняющаяся система взаимодействия военных с властью, гарантией которой является пока Х.Мубарак.

Наиболее приемлемым вариантом в этой ситуации остается активизация взаимодействия и сотрудничества между армиями АРЕ и США и выделение египтянам дополнительной финансовой помощи в размере 1,3 млрд долларов США на модернизацию армии и спецслужб. При этом указывается не недостаток надежных источников информации в военном руководстве АРЕ, что не позволяет четко спрогнозировать модель поведения военных в той или иной ситуации. В контексте этого рекомендовано усилить неформальные контакты между военными двух стран с целью получения более достоверных и своевременных данных о настроениях в египетском генералитете. Кроме того, это позволит создать альтернативный канал обмена информацией в случае отстранения О.Сулеймана и его сторонников от власти военными. Несомненно, будет продолжена и расширена практика обучения египетских военных в рамках «Международной программы обучения военного иностранного персонала». Одновременно необходимо резко увеличить численность и эффективность резидентуры ЦРУ США в АРЕ. Большую озабоченность вызывает существующий дефицит аналитиков со знанием арабского языка и египетских реалий, который пока не удается преодолеть.

2.Приход к власти исламистов возможен в АРЕ только в случае резкого падения уровня жизни населения. Это абсолютно реально в связи с нынешним экономическим кризисом. Именно этот момент может направить ситуацию по «иранскому сценарию». При этом существуют сомнения в лояльности младшего офицерского состава и солдат срочной службы египетской армии и их готовности применить оружие против протестующих. В этой связи целесообразно усилить взаимодействие с египетскими спецслужбами по линии борьбы с террористическими группами и изоляции наиболее харизматичных лидеров в их среде (недавно спецслужбы АРЕ при содействии американцев арестовали трех руководителей египетских «Братьев-мусульман»-авт.).

В этой ситуации аналитиками настоятельно рекомендуется резко увеличить финансовую и экономическую помощь АРЕ, которая помимо макроэкономических сфер, должна быть адресно направлена на кардинальное улучшение социальной инфраструктуры в стране. Необходимо сконцентрировать усилия на оказание аналогичных действий не только со стороны США, но и финансовых институтов Евросоюза и Японии.

В любом случае, для разведсообщества США основной задачей на сегодняшний день остается получение достоверной информации и подготовки на ее основе аналитических материалов, способных ответить на ключевой вопрос: насколько долговременна и жизнеспособна авторитарная система стабильности в АРЕ. При любых вариантах, по оценке аналитиков, через 5-10 лет Египет столкнется с резким обострением экономических проблем, что связано с демографической ситуацией, энергодефицитом и климатическими изменениями. На настоящий момент способность египетского руководства адекватно ответить на указанные вызовы расценивается как крайне низкая. В этой ситуации всем министерствам США необходимо разработать свой комплекс мер в сферах их ответственности на случай наступления дня «Х». Одновременно очень важно не упустить момент публичной поддержки США конституционного изменения политической модели АРЕ путем проведения свободных выборов, на которых в настоящий момент настаивают около 60% египтян, с целью сохранения своего влияния на новое египетское политическое руководство. Американские аналитики констатируют наступление этого переломного момента (избрание руководства путем выборов) в перспективе через 5-10 лет и отсутствие реальной альтернативы авторитарной модели в той или иной ее модификации. Проведение выборов в настоящее время означает приход к власти умеренных исламистов, что несет угрозу национальным интересам США в этом регионе.

Наиболее оптимальным вариантом остается продолжение симбиоза существования Г.Мубарака с армией. Такой тандем, учитывая «модернистский» настрой нового египетского лидера, позволит провести экономическую модернизацию страны в ближайшие 5-10 лет, что отодвинет угрозу сползания страны в радикальный исламизм.

Начало