Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

О перспективах «Аль-Каиды в Ираке»

Д.А.Нечитайло

Современную деятельность «Аль-Каиды в Ираке» можно охарактеризовать как тактику в условиях гражданской войны - её основная задача продержаться как можно дольше.

С начала этого года «Аль-Каида в Ираке» (АКИ) понесла значительные потери. В январе американским спецназом был убит Абу Халафа - один из высокопоставленных полевых командиров, отвечавший за переправку иностранных боевиков в Ирак. В марте спецслужбы страны арестовали амира «Аль-Каиды» в Багдаде М.ар-Рави, через которого удалось выйти на след первых лиц Исламского Государства Ирак (ИГИ) (провозглашенное радикалами «государственное образование» и одновременно головная организация, объединяющая несколько местных джихадистских группировок , в которое входит также и «Аль-Каида в Ираке»)(1) Абу Айюба аль-Масри и А.О.аль-Багдади; в конце апреля был уничтожен руководитель АКИ в Северном Ираке А.аль-Убайда. Наряду с этим ИГИ лишилась несколько десятков руководителей среднего звена, отвечавших за экономические вопросы, обеспечение оружием и боеприпасами.

Смерть лидеров Исламского Государства Ирак, Абу Омара аль-Багдади и Абу Айюба аль-Масри, в результате совместной операции американских военных и иракских спецслужб поставило вопрос о будущем ИГИ.

Несмотря на возрастающую численность иракских сил безопасности, а также относительные успехи в борьбе с терроризмом, они по-прежнему зависят от американской военной поддержки. Они подвержены коррупции и характеризуются наличием в их рядах элементов, связанных с радикальными группировками.

Вывод американских войск из Ирака будет расценен и представлен «Аль-Каидой» мусульманскому миру в качестве победы салафитов. Таким образом, исламисты использует это событие в пропагандистских целях для привлечения под свои знамена новых сторонников.

Именно поэтому «Аль-Каида» стремится продемонстрировать свои боевые возможности и способность проводить крупномасштабные теракты. В частности, 10 мая 2010 г. «Аль-Каида» осуществила серию диверсионных операций в Мосуле, Фаллудже, Багдаде, Хилле, Басре, в результате чего погибло около 120 и было ранено 350 чел. Причем организация постоянно импровизирует, используя различные типы взрывных устройств, бесшумное оружие. Основными целями становятся правительственные объекты, блокпосты, шиитские мечети

После непродолжительного молчания 13 мая 2010 «Аль-Каида в Ираке» представила нового лидера Ан-Наср Лидин Алла Абу Сулеймана (Абу Сулеймана), который в своем обращении выступил с угрозами в адрес шиитов, правящего режима и коалиционных войск, отметив, что продолжит курс, намеченный его предшественниками.

Одновременно на одном из сайтов салафитами был опубликован «Стратегический план улучшения политического положения Исламского государства Ирак». В документе, состоящем из пяти глав, рассматриваются сценарии и приоритетные направления борьбы «Аль-Каиды». На современном этапе исламисты будут стремиться более активно использовать межрелигиозные и межнациональные противоречия в стране, а также переманивать на свою сторону племенных лидеров. По мнению составителей программы, именно такими мерами можно будет упрочить свои позиции в стране.

В первой главе - «Серьезные попытки к единению» говорится о том, что «Аль-Каида» будет продолжать работу по объедению джихадистских группировок в одну структуру ИГИ. Вероятно одной из первых таких организаций станет «Ансар аль-Ислам», чей лидер Абу Абдалла аш-Шафи выступал в качестве одного из претендентов, чтобы занять место аль-Багдади (напомним, аш-Шафи недавно был арестован в результате совместной операции американских и иракских спецслужб). В числе возможных союзников «Аль-Каиды» можно также рассматривать организацию «Джейш Абу Бакр ас-Сиддик ас-Салафи», находящуюся в тесном взаимодействии с «АКИ» при проведении диверсий.

Во второй главе - «Сбалансированное планирование вооруженных сил» говорится о том, что «Аль-Каида» будет сосредотачивать усилия на ликвидации действующих участников «Советов пробуждения» («сахва», которые отказываются идти на сотрудничество с с салафитами. В качестве приоритетных целей для атак останутся иракские политические деятели. «90 % пуль должны предназначаться для «вероотступников» (бойцов «сахва», политических деятелей, высокопоставленных представителей военных), и 10 % - для американцев». В качестве образца исламисты предлагают руководствоваться терактом, проведенным в Афганистане иорданским смертником Х. аль-Балави, против сотрудников ЦРУ. Для этих целей авторы документа предлагают вербовать сотрудников служб безопасности на особо важных объектах страны.

Вместе с тем лидеры «Аль-Каиды в Ираке» считают контрпродуктивным развязывание боевых действий против иракской армии. Они не видят успеха в столкновениях с местными силами безопасности и военными до тех пор, пока американцы не выведут свои войска из страны.

В настоящее время исламисты больше ориентированы на укрепление своих позиций в суннитской среде Ирака. Салафиты также намерены взять под контроль территории, откуда будут выведены коалиционные силы.

Из третьей главы - «Побуждение Советов к джихаду» можно заключить, что исламисты намерены постепенно сформировать на основе бывших бойцов «сахва» вооруженные отряды (дословно «джихадистские советы пробуждения») для борьбы против иракской армии и шиитов. Главная опасность, по мнению составителей документа, для салафитов в обозримой перспективе будет исходить именно от шиитских группировок, в частности «Хизбаллы».

На нынешнем этапе в «Аль-Каиде» уже не рассматривают «сахвистов» в качестве главной угрозы. Напротив, радикалы от ислама ориентированы на сотрудничество с их лидерами. На этом направлении планируется проведение информационной поддержки проводимых операций, чтобы дистанцироваться от терактов криминальных группировок, отдельных националистических организаций сопротивления, в которых гибнут мирные жители. Одновременно «Аль-Каида» планирует выделять финансовые средства для подкупа племенных лидеров и руководителей «сахва».

Четвертая глава - «Забота о политическом символе» большей частью посвящена описанию кризисного положения «Аль-Каиды в Ираке», наметившееся, по оценкам авторов этого документа, после смерти аз-Заркауи, который пользовался значительной поддержкой ряда финансовых структур в странах Персидского залива, нежели его преемник аль-Масри. Составители документа считают, что одной из серьезных проблем, с которой сталкиваются в настоящее время радикалы - отсутствие в их рядах харизматичных фигур, сравнимых с бывшим лидером этой организации в стране - аз-Заркауи, способных поднять боевой дух бойцов.

Важное место в документе отводится рассмотрению ответных шагов на запуск американцами пропагандистской кампании против ИГИ. Самым важным элементом этой программы является стремление сформировать в иракском обществе представление об ИГИ как об « интернет-юридическом лице», которого в реальности не существует, а также возложить на него ответственность за абсолютное большинство терактов, происходящих в стране.

В последней главе документа - «Заверение противников» звучит обращение к религиозным меньшинствам Ирака, в первую очередь христианам. В частности, лидеры ИГИ гарантируют защиту их прав, а также обеспечение их безопасности в случае поддержки моджахедов, действующих в районах их компактного проживания. Вместе с тем отмечается, что шииты будут оставаться на ближайшую перспективу в числе врагов поборников чистого ислама, с которыми исламисты ориентированы на ведение непримиримой борьбы.

Несколько факторов дают радикальным исламистам возможность рассчитывать на некоторое усиление своих позиций в Ираке. Во-первых, вывод американских войск из ряда населенных пунктов обеспечивают группировкам дополнительную мобильность. Во-вторых, определенное число выпущенных из иракских тюрем заключенных вновь берутся за оружие под знаменем «Аль-Каиды». С января 2010 г. властями страны освобождены около 5300 человек, многие из которых были осуждены за деятельность в экстремистских организациях. При этом, часть амнистированных стала сторонниками «чистого ислама» под влиянием исламистов в непосредственно в тюрьмах. Среди них Мухаммад Али Мурад, в прошлом помощник аз-Заркауи в Фаллудже, который несет ответственность за организацию террористических актов в Багдаде, Я. Гафур специалист по созданию взрывных устройств.

Еще одним фактором, который в перспективе может усилить позиции «Аль-Каиды», может стать нестабильность иракской экономики. Несмотря на некоторое улучшение условий жизни по стране серьезно ударил мировой кризис. Ирак зависит от экспорта нефти на 90 процентов и падение цен на нее значительно уменьшило доходную часть бюджета. По этой причине кабинет Н.аль-Малики был вынужден сократить госрасходы в течение этого года с 79 до 59 миллиардов долл.. В свою очередь это привело к уменьшению финансирования армии и полиции. В г. Мосуле сокращение ассигнований на обеспечение безопасности явилось причиной уменьшения численности полицейских до 5 300 чел., что в два раза меньше, чем необходимо для противодействия террористам.

Экономические трудности также способствуют росту коррупции и повышению уровня безработицы в стране. «Аль-Каида» активно использует сложившуюся ситуацию для проведения террористических операций. В Ираке не однократны случаи подкупа исламистами полицейских и офицеров охраны для проникновения на различные объекты с целью проведения на них терактов. В частности, ИГИ заплатило около 10 тыс. долл. для беспрепятственного проникновения смертников через контрольно-пропускной пункт к Министерству иностранных дел страны. Жертвами этого теракта 8 декабря 2008 г. стали несколько сотен человек. Нередки случаи, когда «Аль-Каида» платит администрации тюрем за освобождение своих боевиков и удаление их из базы данных на заключенных.

Насилие и террор препятствуют реальной стабилизации режима и восстановлению Ирака. Сунниты не доверяют правительству, считая его навязанным оккупантами. Причем сами они не имеют авторитетных лидеров, способных достойно представлять суннитскую общину и вести диалог с шиитами. В свою очередь шииты ориентированы воспользоваться историческим шансом и занять лидирующее положение в Ираке. Курды считают своей главной задачей укреплять свою автономию на севере страны и установить контроль над так называемыми спорными территориями, и прежде всего Киркуком.

В сложившейся ситуации «Аль-Каида» будет прилагать максимум усилий для того, чтобы сохранить свои позиции в Ираке. Очевидно, что экстремисты стараются выиграть время до вывода американских войск из страны. По их оценкам, в Ираке должна начаться полномасштабная гражданская война, чем они намерены воспользоваться и сделать эту страну своей надежной базой.

1 ). Провозглашенное в 2006 г. радикальными исламистами Исламское Государство Ирак (ИГИ) стало, по их же словам, ответной мерой на фактическое основание курдского и шиитского государств в Ираке. ИГИ создано для объединения суннитских группировок джихада и предотвращения столкновений между ними.

Создание ИГИ, по сути, было реакцией на многочисленные заявления местных руководителей исламистских группировок о том, что, «Аль-Каида», состоящая из «инородцев», стремится доминировать в иракском движении сопротивления. Теперь же, в рамках новой структуры, в «Аль-Каиде» стало принимать участие больше иракцев, и она стала рядовой группировкой подчиняющейся лидеру ИГИ Омару аль-Багдади. Появление «Багдади», означающее «багдадский», а значит иракский, а не иностранный, является типичным пропагандистским ходом, чтобы скрыть засилье иностранцев, стремящихся задавать тон в иракском освободительном движении.

Таким образом, статус «Аль-Каиды в Ираке» был низведен до уровня рядовой организации сопротивления. Несмотря на принципиальные идеологические отличия между националистическими повстанческими группировками и «Аль-Каидой», общая заинтересованность и тех и других в борьбе против оккупационных сил и пришедших к власти в Ираке шиитов, стала причиной сотрудничества радикалов и светских повстанческих группировок. В тоже время в руководстве «Аль-Каиды в Ираке» серьезно опасались, что местные группировки сопротивления и правительство смогут договориться и сторонники вселенского джихада останутся обделенными властью, как это случилось в свое время в Йемене. В задачи сторонников «чистого ислама» входило взятие под контроль местного движения сопротивления и придание ему облика всеобщей борьбы против неверия ради установления вселенского господства шариата. Это и стало основной причиной создания Исламского Государства Ирак.

Начало