Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

О закупках оружия странами Северной Африки в 2009 году

В.В.Куделев

В 2009 году основные страны Северной Африки /Алжир, Египет, Ливия и Марокко/ осуществляли достаточно активные закупки вооружений и военной техники /ВВТ/ у основных стран - производителей оружия. Активность этих закупок определялась финансовыми возможностями стран региона, последствиями мирового финансового кризиса, уровнем военной помощи, оказываемой Соединенными Штатами некоторым странам региона. В этой связи наибольшую активность проявляли Алжир, Египет и Ливия как страны, обладающие заметными доходами от экспорта нефти.

Выбор закупаемых ВВТ в значительной степени определялся региональным соперничеством в парах Марокко - Алжир, Ливия - Египет, стремлением Египта поддержать видимость военного паритета с Израилем, а также создать для себя имидж военной супердержавы арабского мира. Для Марокко объемы и типы закупавшихся ВВТ во многом определялся необходимостью поддержания в высокой степени боевой готовности королевских вооруженных сил в связи с неурегулированностью конфликта в Западной Сахаре, стремлением Рабата играть определенную роль в африканских делах.

Для Ливии главным направлением работы по закупкам ВВТ стала не только чисто закупка, сколько заключение контрактов на модернизацию ранее поставленных вооружений. Это в первую очередь касается ВВТ, поставленной в свое время в Джамахирию из Советского Союза.

Все более заметным новым направлением конкуренции стран региона стало их стремление получить доступ к разведывательной информации из космоса, что реализуется на практике за счет развития программ создания космических систем дистанционного зондирования Земли /ДЗЗ/ двойного назначения.

Одним из основных партнеров Алжира по военно-техническому сотрудничеству /ВТС/ пока остается Россия. Российский оборонно-промышленный комплекс /ОПК/ поставляет в АНДР авиационную технику, корабли и подводные лодки для ВМС, реактивные системы залпового огня /HCPJ/ и боеприпасы к ним, бронетехнику, а также осуществляет модернизацию и ремонт ранее поставленной техники.

В 2009г. было объявлено, что Алжир направил российской Объединенной авиастроительной корпорации /ОАК/ запрос на поставку дополнительной партии истребителей Су-30МКА. Ранее по контракту от 2006г. ОАК поставила Алжиру 28 истребителей Су-30МКА на сумму до 1,8 млрд долларов. Поставка была завершена в 2009г.

Запрос на дополнительную партию, судя по всему, обусловлен стремлением командования ННА обеспечить на среднесрочную перспективу гарантированное превосходство ВВС Алжира над королевскими ВВС Марокко. Последние ожидают поступления из США 24-х истребителей F-16. Ожидается, что дополнительный запрос касается 12 - 16 истребителей Cу-30МКА.

В 2009г. входящая в ОАК корпорация "Иркут" изготовила для Алжира первые учебно-боевые самолеты /УБС/ Як-130 из партии в 16 машин, заказанных в 2006г. на сумму в 200 млн долларов. Первые шесть машин этого типа ВВС Алжира получат в 2010 году. Их применение в боевом варианте /самолет оборудован девятью узлами подвески вооружений и способен нести боевую нагрузку массой до 3 тонн/ считается наиболее оправданным в условиях фактической войны низкой интенсивности, которую ННА ведет против действующих в стране бандформирований религиозных экстремистов. Таким образом Алжир станет первым зарубежным заказчиком и эксплуатантом УБС этого типа.

В 2009г. вторая из двух заказанных Алжиром дизель-электрических подводных лодок проекта 636 /тип "Кило"/ была передана заказчику. Они были построены на "Адмиралтейских верфях" /Санкт-Петербург/. Таким образом, ВМС Алжира в настоящее время имеют на вооружении четыре подводных лодки этого типа, что представляет собой силу, которой располагают немногие страны Средиземноморского бассейна.

Похоже, в 2009г. российский ОПК потерял очень выгодный заказ. В сентябре того года базирующаяся в Лондоне арабоязычная газета "Аш-Шарк аль-Аусат" сообщила о намерении ВМС Алжира построить в Италии шесть фрегатов УРО типа FREMM. Стоимость сделки оценивается в 4 млрд евро. Планируется, что эти современные фрегаты начнут поступать на вооружение ВМС Алжира с 2011 года.

Первоначально Алжир намеревался разместить контракт на строительство кораблей во Франции. Тогда Алжир высказывал заинтересованность в приобретении во Франции 4-х фрегатов FREMM, двух десантно-командных кораблей-доков типа "Мистраль", постройке новой военно-морской базы и современного кораблестроительного предприятия. Планировалось, что два фрегата будут построены в Алжире. Однако позднее алжирское правительство изменило решение. Судя по всему, это произошло после того, как в апреле 2008г. был подписан контракт на поставку компанией DCNS в Марокко одного фрегата типа FREMM.

В любом случае, имея 4 подводных лодки типа "Кило" и 6 фрегатов типа FREMM ВМС Алжира будут обладать ударной такой мощью, с которой придется считаться всем средиземноморским странам. К тому же стоит напомнить, что ранее Алжир получил 22 фронтовых бомбардировщика Су-24МК, которые вряд ли можно назвать оборонительным оружием.

Еще одна потеря российского ОПК на алжирском рынке случилась в сентябре 2009г., когда стало известно, что британская компания "Агуста/Уэстленд" заключила крупный контракт на поставку силовым структурам Алжира около 100 вертолетов различных типов. Стоимость сделки - около 5 млрд долларов. Сборку части машин планируется осуществлять на базе создаваемого в Алжире совместного предприятия. Эта сделка, равно как соглашение по фрегатам, лишний раз подтверждают, что Алжир взял курс на постепенное создание собственной военной промышленности.

Ранее, в 2007г., алжирское правительство и компания "Агуста/Уэстленд" подписали контракт на поставку 4-х разведывательных вертолетов "Супер Линкс" Мк.300 и 6-ти поисково-спасательных AW-101 "Мерлин". Сумма этой сделки - 400 млн евро. Поставка машин заказчику осуществлена в 2009г.

До настоящего времени силовые структуры Алжира эксплуатировали вертолеты, приобретенные главным образом в России и Франции.

В 2009г. "Северные верфи" /Санкт-Петербург/ передали ВМС Алжира первые два корвета из четырех, проходивших ремонт на предприятии. Эти сторожевики проекта 1159Т и 1234Э разработки Зеленодольского проектно-конструкторского бюро поступили в ремонт в 2007г. Еще два аналогичных корабля прибыли на предприятие в 2008г.

В 2009г. Алжир сделал несколько серьезных заявок, по использованию космоса для решения прикладных задач, и в частности, ведения разведки ближайших соседей. Так, в 2014г. он намерен совместно с Египтом, Нигерией и ЮАР запустить спутник ДЗЗ с задачей слежения за изменениями климата в странах Африки. К этому времени в странах-участницах проекта будут созданы наземные станции проиема информации со спутника. Еще одна станция будет построена на территории Евросоюза, который будет участвовать в проекте инвестицияями, а также в технической части его реализации.

В 2009г. Алжирское космическое агентство /АКА/ и специализированный офис ООН подписали соглашение о сотрудничестве, согласно которому предполагается учредить в Африке специализированный центр. Он займется приемом информации о стихийных бедствиях и техногенных катастрофах на континенте, которую будут передавать находящиеся в космосе спутники ДЗЗ ряда стран. Еще одно соглашение подписали представители правительств Алжира, Кении, Нигерии и ЮАР. Оно предусматривает создание африканской космической системы ДЗЗ, четыре спутника которой будут следить за состоянием водных ресурсов и сельскохозяйственных угодий.

Алжир намерен обзавестись в ближайшем будущем собственным телекоммуникационным спутником. Его создание предусмотрено Национальной космической программой на 2006 - 2020гг. Такой спутник стоимостью 220 млн долларов обеспечит автономию Алжира в вопросах связи.

Первый алжирский спутник ДЗЗ "Алсат-1" был создан при содействии Великобритании и запущен в 2003г. с российского космодрома Плесецк. В 2006г. Алжир приступил к созданию последующих спутников ДЗЗ, на сей раз - собственными силами. Для этого в Алжире создано специализированное предприятие. 14 августа 2009г. посольство Индии в США объявило о заключении технического соглашения между двумя странами о сохранении секретов. Оно позволяет космическому агентству Индии осуществить запуск алжирских спутников "Алсат-2А" и "Алсат-2Б", при изготовлении которых использовались американские комплектующие. Отсутствие такого соглашения не позволяло Алжиру использовать индийские средства выведения.

В 2009г. отчетливо проявилось, что диверсификацию закупок ВВТ Алжир стремится сделать главным образом за счет европейских стран. США пока не входят в число поставщиков вооружений для ННА. Это подтвердил побывавший в ноябре 2009г. в Алжире командующий Африканским командованием Пентагона /АФРИКОМ/ генерал Уильям Уорд. По его словам, в ходе встреч с алжирскими политиками и военными он не получил ни одного запроса на поставки каких-либо вооружений.

Отмечены случаи передачи ранее закупленных Алжиром ВВТ третьим сторонам. Одним из получателей техники, ранее состоявшей на вооружении Национальной народной армии /ННА/ Алжира, является базирующийся на территории АНДР близ г.Тиндуф и сепаратистский по отношению к Марокко Фронт ПОЛИСАРИО.

Другим получателем вооружений в виде "военной помощи" стала армия Мали. Она в течение 2009г. была активным партнером ННА в вопросах борьбы против действующих в регионе формирований "Аль-Каиды в странах исламского Магриба" /АКМ/. Особенностью обеих армий является то, что они имеют на вооружении главным образом технику, поставленную в свое время из СССР, однако у Мали не хватает средств на ее поддержание в боеготовом состоянии.

В связи с возникновением ряда проблем в отношениях между Египтом и США, бывшими в последние 30 лет основными поставщиками ВВТ для АРЕ, в 2009г. определенные шансы на возвращение на египетский рынок появились у российского ОПК. Этому способствовало, во-первых, то, что прежняя администрация США увязала предоставление части ежегодно предоставляемой американской военной помощи в 1,1 млрд долларов с демократизацией египетского общества и улучшением ситуации с правами человека, что не могло не вызвать резко негативной реакции Каира. Во-вторых, 23 июня 2009г. в Каире побывал с визитом президент РФ Дмитрий Медведев. В столице АРЕ Россия и Египет подписали соглашение о стратегическом партнерстве между двумя странами, которое теоретически может позволить России возобновить военно-техническое сотрудничество с АРЕ, практически свернутое в 70-е годы прошлого столетия.

Как бы там ни было, пока США остаются основным партнером Египта в сфере ВТС. В частности, в 2009г. стало известно, что американская компания "Локхид-Мартин" продаст Египту 24 истребителя F-16 и дополнительное оборудование на сумму 3,2 млрд долларов. Поставки самолетов начнутся в 2010 году.

Как известно, с начала 80-х годов ХХ-го столетия Египет приобрел в США более 200 истребителей F-16A, B, C и D "Файтинг Фалкон" наряду с другими системами вооружений в рамках шести этапов программы "Пис Вектор". Последние самолеты F-16, закупленные Египтом по этой программе, были поставлены в 2009г.

По имеющимся данным, закупка дополнительной партии истребителей F-16 произведена в связи с проводимым реформированием структуры ВВС, в ходе которого новые эскадрильи будут размещены на западе и юге страны для обеспечения патрулирования воздушных границ с Ливией и Суданом.

В 2009г. Египет заказал в США дополнительную партию из 12-ти ударных вертолетов AH-64D "блок 2" "Апач Лонгбоу", а также вспомогательного оборудования и вооружений к ним. Полная стоимость соглашения оценивается в 820 млн долларов. Ранее, в период с 1994 по 1996гг., в Египет были поставлены 36 вертолетов конфигурации AH-64A "Апач". Позднее 35 из них были модернизированы до конфигурации AH-64D "Апач Лонгбоу".

Также в 2009г. Египет заказал в США 6 транспортных вертолетов CH-47D "Чинук" и вспомогательных систем к ним. Общая стоимость контракта - около 300 млн долларов. На вооружении ВВС Египта с 1999г. уже имеется около 20 вертолетов этого типа.

Что касается России, то ее шансы в сфере ВТС, как представляется, в современных условиях наиболее предпочтительны в части, касающейся поставок зенитно-ракетных комплексов. При этом надо учитывать, что Израиль всегда негативно относился к подобным поставкам в арабские страны. Тем не менее, в конце 2008 - начале 2009г. Россия приступила к поставкам модернизированного зенитно-ракетного комплекса "Печора-2М" в Египет. По имеющимся данным, закуплено до 70 батарей этого мобильного комплекса. Поставки должны быть осуществлены до 2012г. Официальных сообщений на этот счет не поступало.

В условиях нарастания ракетной угрозы со стороны Ирана египетские военные рассматривают возможность приобретения российских зенитных ракетных систем С-300 или С-400.

В 2009г. впервые после длительного периода несколько важных контрактов на поставку ВВТ и модернизацию ранее поставленной техники заключили Россия и Ливия. Интерес Джамахирии к подобной работе обусловлен прежде всего тем, что после долгого времени нахождения под международными санкциями она остро нуждается в модернизации имеющихся вооружений и закупке новых.

В канун 2009г. заместитель директора российской Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Александр Фомин сообщил, что после состоявшегося в ноябре 2008г. визита в Россию лидера ливийской революции Муамара Каддафи Триполи и Москва приступили к переговорам относительно поставок в Ливию "всех видов ВВТ". По имеющимся данным, особый интерес ливийцы проявили к зенитно-ракетным комплексам С-300 и "Тор-М1", истребителям МиГ-29 и Су-30, танкам Т-90. Сумма готовящихся сделок может составить до 2 млрд долларов. Тогда же, по данным газеты "Ведомости", Россия приступила к поставкам в Ливию модернизированного зенитно-ракетного комплекса "Печора -2М". Официальных собщений на этот счет не поступало.

Подписание пяти контрактов состоялось в ходе прошедшей в октябре в Триполи арабо-африканской выставки вооружений LAVEX-2009. Конкретные суммы сделок не назывались, но, по данным "Рособоронэкспорта", речь идет о поставках запчастей и боеприпасов для техники советского и российского производства, а также о модернизации танков Т-72. "В основном контракты касаются вооружения и техники Сухопутных войск и ВМС, в том числе это контракты на модернизацию танков Т-72, а также поставки запчастей для техники Сухопутных войск и ВМС", - заявил в этой связи заместитель генерального директора "Рособоронэкспорта" Александр Михеев. По состоянию на конец 2009г. по трем контрактам были открыты аккредитивы.

Также в октябре 2009г. стало известно о намерении Ливии приобрести в России свыше 20 самолетов на сумму в 1 млрд долларов. По имеющимся данным, речь идет о покупке 12 - 15 истребителей Су-35, 4-х Су-30 и 6-ти учебно-боевых самолетов Як-130. Соответствующие контракты предполагалось подписать в конце 2009 - начале 2010 года.

В случае реализации всех упомянутых контрактов у России появятся хорошие шансы вернуться на достаточно емкий ливийский рынок ВВТ. При этом по некоторым направлениям Россия уже столкнулась с сильным конкурентом в лице Украины. В мае 2009г. в Триполи побывала премьер Юлия Тимошенко. По ее словам, две страны намерены расширить ВТС, подтверждение чему - подписание соглашения по ВТС и связанного с ним соглашения о защите секретной информации. В частности, как сообщил генеральный конструктор АНТК им.Антонова Дмитрий Кива, Украина и Ливия рассматривают вопрос о создании совместного предприятия по производству самолетов. По его словам, "сборочное производство планируется наладить на базе ливийского центра обслуживания и ремонта авиатехники". "Речь идет о самолетах типа Ан-28 или Ан-38", - пояснил он.

Другим важным партнером Ливии в сфере ВТС стремится стать Франция. 18 мая 2009г. президент Франции Николя Саркози направил послание Муамару Каддафи, в котором выразил пожелание активизировать "стратегическое партнерство двух стран в области обороны". За этими громкими словами без труда читается стремление Франции во что бы то ни стало найти еще одного иностранного покупателя истребителей "Рафаль", оказавшихся слишком дорогими. Считается, что речь может идти о 14 истребителях "Рафаль", 35-ти вертолетах и других вооружениях на общую сумму в 4,5 млрд евро.

Ряд стран до сих пор, несмотря на отмену действовавшего много лет антиливийского эмбарго, очень осторожно относится к ВТС с Ливией. Так, 30 октября правительство Бельгии приостановило действие пяти экспортных лицензий общей стоимостью около 12 млн евро на поставку стрелкового оружия для спецподразделений ливийской армии и полиции. Их выдача региональным правительством вызвала протесты со стороны правозащитных организаций, регулярно обвиняющих Триполи в нарушениях прав человека.

Марокко в сфере ВТС в 2009г. продолжало активно взаимодействовать со своими традиционными партнерами - США и Францией. Россия, пробившаяся на марокканский рынок оружия в 2007г. поставками ЗРК "Тунгуска", также постепенно укрепляет свои позиции. Тем не менее этому процессу в определенной мере препятствует Алжир как более важный покупатель российских ВВТ, который стремится не допустить закупок марокканцами некоторых видов российских вооружений. Так, еще с 2006г. ведутся переговоры о поставках в Марокко боевых машин пехоты БМП-3 российского производства, однако дело до подписания соглашения до сих пор не дошло. ВВС Марокко рассматривают возможность приобретения российских ударных вертолетов Ми-35 и многоцелевых Ми-17.

Не исключено, что определенным тормозом для заключения новых соглашений стала новая схема принятия решений по контрактам на закупку ВВТ. Дело в том, что король Мохаммед VI пытается изменить существовавшую ранее практику закупок вооружений, когда значительные суммы оседали в карманах проводивших переговоры генералов в виде пресловутых "откатов". Теперь конкретные решения принимаются либо на самом высоком уровне, либо по итогам тендеров. А за тем, чтобы любители "откатов" ничего не получили, следит по поручению монарха руководитель его разведки и доверенный друг Ясин Мансури.

Как бы там ни было, имеется информация, что Мохаммед VI одобрил подписание в течение следующих двух лет нескольких крупных соглашений на поставку ВВТ из США, Франции, России и Белоруссии, общая стоимость которых оценивается в 64 млрд дирхамов /7,5 млрд долларов/.

Мохаммед VI по примеру восточного соседа планирует создание в Марокко основ военной промышленности - в ближайшие годы он намерен создать промышленный потенциал, способный производить боеприпасы и легкое стрелковое вооружение. И здесь, как представляется, Россия может сделать Марокко интересные предложения.

В 2009г. Марокко заказало в США к ранее закупленной партии из 24-х истребителей F-16 вспомогательное оборудование и вооружения на сумму 187 млн долларов. Это - уже вторая закупка вооружений к новым истребителям. На первую партию стоимостью 155 млн долларов сделка была оформлена в июле 2008г.

В октябре марокканский еженедельник "Ле Тан" сообщил об очень интересной сделке. По его данным, в 2009г. Марокко подписало контракт с Израилем на сумму 100 млн долларов на поставку для закупаемых в США истребителей F-16 вспомогательного оборудования, необходимого для дозаправки этих самолетов в воздухе. В этой связи можно предположить, что либо в ближайшее время королевские ВВС обзаведутся парой - тройкой самолетов-заправщиков, либо марокканское военно-политическое руководство не исключает их боевое применение совместно с самолетами ВВС США или Франции. Возникает законный вопрос - где могут применяться эти самолеты? С учетом особой роли, которую Марокко всегда играло в африканских делах, можно предположить, что речь в первую очередь может идти о поддержке неких миротворческих операций на континенте.

Еще один заказ, размещенный в 2009г. в США, касается поставки 24-х учебно-тренировочных самолетов Т-6С "Тексан-2". Стоимость контракта оценивается в 200 млн долларов. "Тексан" имеет шесть подкрыльевых точек подвески и способен нести на каждом крыле 680 кг вооружений и дополнительные топливные баки. Планируется, что поставка самолетов начнется в 2010 году и завершится до конца 2012 года.

В 2009г. стало известно, что командование марокканских Сухопутных войск отказалось от закупки китайских танков "Тип-90-II" в пользу 140 американских танков М-60А2. Несмотря на то, что производство танков М-60 давно завершено, проведенная глубокая модернизация позволяет эксплуатировать их еще длительное время.

В 2009г. началась поставка марокканской армии 102 бельгийских бронемашин в рамках конфиденциального соглашения, подписанного двумя странами в 2008г. Завершение поставок ожидается до мая 2010 года.

В целом, в 2009г. подтвердились основные тенденции в ВТС стран Северной Африки с основными государствами - производителями ВВТ. Во-первых, страны региона стремятся диверсифицировать источники получения оружия. Во-вторых, они намерены развивать собственную военную промышленность, начав с производства стрелкового оружия и боеприпасов. В-третьих, региональная гонка вооружений привела к тому, что ряд стран обзавелся и обзаводится явно наступательным оружием.

Что касается места России в ВТС со странами региона, то у нее есть все шансы добиться большего в сегментах бронетанковой техники /Алжир, Ливия, Марокко/ и систем ПВО. Хорошие перспективы могут возникнуть в связи с намерениями стран региона развивать собственную военную промышленность. Кроме того, Россия может выступить в роли поставщика пусковых услуг в связи с космическими амбициями стран региона.

Начало