Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Движение «Горан» («Перемены») Курдистанского региона Ирака

О.И.Жигалина

Борьба за депутатские мандаты в Курдистанском регионе на выборах в парламент Ирака, состоявшихся 7 марта 2010 г., развернулась между Курдистанским альянсом, в который вошли две правящие партии иракских курдов – Демократическая партия Курдистана (ДПК), возглавляемая М.Барзани, и Патриотический союз Курдистана (ПСК), руководимый Дж.Талабани, и фракцией «Перемены» («Горан»). Предварительные результаты голосования показали, что «Горан» пользуется поддержкой определенной части населения Курдистанского региона Ирака.

Еще в 2008 г. группа членов ПСК, находившаяся в Лондоне , объявила о создании внутри этой партии нового политического движения или фракции «Перемены» - «Горан» - (Rafti Gorani Democracy –RGD). Первоначально группа состояла из четырех человек –это были Шориш Хаджи, Мала Хидир Маменд, Хаваль Кустани и Хишьяр Абид. Они заявили о необходимости проведения реформ в управлении, внутренней политики Курдистанского региона и модернизации политической структуры. Группа утверждала, что после свержения диктаторского режима С.Хусейна в Ираке, в Иракском Курдистане увеличился разрыв между курдским населением и руководством региона, возникли коррупция, непотизм, сложности продвижения по службе, отсутствие политической и экономической прозрачности и т.д. Они аргументировали тем, что пребывание у власти двух курдских партий делит Курдистанский регион на две части: до сих пор сохраняются территориальные зоны контроля ДПК и ПСК, партийная милиция (пешмерга) и т.п. Группа потребовала от лидера партии Дж.Талабани покинуть свой пост, поскольку он будто бы не был способен предложить новую программу, соответствующую требованиям поствоенного времени, направленную на строительство нового общества Курдистанского региона.

Однако эта позиция встретила негативную реакцию как со стороны руководителя ПСК Дж.Талабани, так и большинства членов его партии. Организаторы фракции «Горан» были тотчас же исключены из ее состава. Между тем, среди их последователей начались дискуссии по поводу необходимости создания новой курдской партии. Но они не привели к консенсусу. Партия не была создана, но фракция «Горан» стала функционировать в Курдистане как альтернативное (ПСК и ДПК) политическое движение, которое возглавил бывшим заместитель генсека ПСК Н.Мустафа. Его последователи отдают предпочтение именно этому определению, поскольку, по их мнению, «политические или социальные движения состоят из лиц или организаций, объединяющихся для реализации специфических политических или социальных задач, требующих коллективного решения». (1) Они выступают за реформу управления, согласно которой предпочтение отдается парламентской системе, способной якобы воспрепятствовать развитию авторитаризма власти.

«Горан» отдельным списком (Change List) выступило на парламентских и президентских выборах, состоявшихся в Курдистанском регионе летом 2009 г. Тогда острая политическая борьба между талабанистами и «Горан» развернулась в Дохуке, где традиционно были сильны позиции ДПК. Отметим, что «Горан» тогда поддержал один из претендентов на президентский пост К.Миравдали, известный курдский журналист и общественно-политический деятель, поддерживавший преимущества парламентской системы управления, закрывающей, по его мнению, дорогу к диктатуре.(2)

В основе политической программы «Горан» находились нерешенные проблемы Курдистанского региона: дефицит бюджета, высокий уровень безработицы, коррупция и непотизм, неоправданно раздутый аппарат чиновников и бюджетных служащих, недостаток квалифицированной рабочей силы, требование объединения сил пешмерга, урегулирование разногласий с Багдадом по проблемам закона об углеводородах и финансово-банковским проблемам и пр. Она была поддержана частью курдского населения, что позволило «Горан» получить 15 парламентских мест в Региональном парламенте Курдистана. Эта группа стала в нем «фракцией Горан». Это придало движению «Горан» определенный вес для участия в выборах в иракский парламент, которые состоялись 7 марта 2010 г.

Науширван Мустафа сформулировал позицию, с которой руководимая им фракция «Горан» выступила на выборах. Во главу угла он поставил проблему объединения всех политических и религиозных сил на основе гражданства и равноправия. Он сказал, что приверженцы «Горан» работали над проблемой равноправия для граждан Курдистанского региона и равного распределения среди них его богатств и прибыли. Кроме того, они заявляли о своем стремлении добиться включения Киркука в состав региона Курдистан, а также решения проблем Ханакина, Мандали, Синджара и других районов. Это одна из центральных и принципиальных задач, стоящих перед «Горан», которую она намерена решать путем реализации ст. 140 конституции Ирака. Решение этой проблемы, по мнению функционеров «Горан», было осложнено из-за сложившейся политической практики, а именно: разделения власти в Курдистанском регионе между ДПК и ПСК, ареалов их контроля, армии (пешмерга) и полномочий между ДПК и ПСК, которые также якобы подвергали дискриминации и курдов. В районах Киркука, Ханакина, Синджара и др., считал Мустафа, курдов раздражает больше, чем туркмен и арабов, то, что в них недостаточно быть курдом для того, чтобы иметь равные права и обеспечить себе сносную жизнь. Курдам необходимо быть также членом одной из этих партий, но и этого недостаточно: надо принадлежать к их руководящим кругам и фракциям, тогда можно иметь права, свободы и привилегии.(3)

«Горан» хотел примирить многонациональное население Киркука и добиться прочного взаимодействия между различными этнополитическими группами этого района путем предоставления всем равных возможностей для получения работы, участия в его управлении, предоставление политических и культурных свобод всем, независимо от религиозной и этнической принадлежности. Фракция вела пропаганду среди населения Киркука в пользу присоединения его к Курдистану, обещая, что в этом случае киркукцы получат гарантии больших свобод и привилегий.

Н.Мустафа подчеркнул, что присоединение Киркука к Курдистанскому региону является важной политической задачей «Горан», с реализацией которой он связывает борьбу за подлинную демократию. Этот тезис находился в центре предвыборной агитации «Горан», выступившей против приоритета партийности, который будто бы служил причиной политического, социального и культурного кризиса курдского общества. Н.Мустафа отметил, что «Горан» хотела «создать новое открытое демократическое общество на основе гражданства, а не партийной принадлежности». Он высказался против дискриминации по национальному и религиозному признаку, за справедливое распределение ресурсов Курдистана среди населения и против приоритета партийной принадлежности, разъединяющей курдское общество, а также объединение курдских пешмерга, поскольку они на практике продолжали оставаться партийной милицией.

Политические возможности «Горан» весьма сдержанно оценивали некоторые курдские политические деятели. Так, например, д-р Ахмед, президент и основатель «Фонда курдских исследований д-ра Ахмеда», отмечал, что фракция «Горан» имеет немного различий с Курдистанским альянсом. Она хотела перемен политики Регионального правительства Курдистана внутри Курдистанского региона, но поддерживала его позицию в отношениях с Багдадом. (4)

Действительно, между «Горан» и Курдистанским альянсом не много различий: программа в определенной степени декларативна, поскольку, например, не удалось сдержать тенденцию увеличения численности бюджетников и сокращения бюджетных ассигнований на поддержку бюджетников и пешмерга. Так, например, бюджет Иракского Курдистана на 2010 г. свидетельствует, в частности, об увеличении численности госслужащих с 616,3 тыс. до 625,8 тыс. и ассигнований на содержание пешмерга и госаппарата. Все это говорит о сохранении дефицита бюджета, составляющего 835 млн иракских динара.

Несмотря на критику со стороны «Горан», ДПК и ПСК во время парламентских выборов удалось удержать свои позиции в районах их традиционного доминирования: ДПК в Дохуке, а ПСК в Сулеймании и обе в Эрбиле. ДПК рассчитывала захватить преимущества в тех районах, где ПСК уступила «Горан», которая вела агитацию в 170 районах Ирака. По предварительным данным (которые будут уточняться) «Горан» удалось получить только 11 парламентских мест, что свидетельствует о том, что население Курдистанского региона отдает предпочтение традиционным методам управления и организациям.

Готово ли иракские курды создать институты гражданского общества, способные взаимодействовать с региональной властью, пока что находится под вопросом.

Выборы показали, что основные политические силы Ирака признают авторитет Курдистанского альянса и ведут с его руководством консультации по актуальным политическим вопросам, таким как, например, формирование нового правительства и избрание президента.

1) Mufid Abdulla. The change “Goran” between Political Parties&Movements – Part 1.- http://www.kurdishaspect.com/doc121209MA.html

2) Подробнее см. О.И.Жигалина. Предвыборная кампания в Иракском Курдистане. 17.07.09.-iimes.ru

3) Nawshirwan Mustafa: “The issue of the detached areas for us is a big democratic change”.- http://www.kurdistanaspect.com/doc022710NM.html

4) Dr.Mohammed Ahmed doesn’t think Kirkuk will join Kurdistan.-http://www.kurdishaspect.com/doc030210WW.html

Начало