Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Амбиции и реалии Катара: взгляд из Западной Европы

И.С.Берг

Катарская экономика растет небывалыми (двузначными, как уточняют мировые эксперты) темпами с 2006 года. Даже в условиях мирового финансового кризиса 2009 года прирост ее составил 9,5%. Движущей силой прироста является углеводородное сырье - газ и нефть. Доля этого сектора, который в катарской экономике в конце 90-х уже составлял одну треть, к середине 2000-х был почти три пятых.

Совершенно очевидно, комментируют в этой связи аналитики ФРГ, что Катар хочет стать в ближайшем будущем не просто ключевым игроком в данном сегменте рынка, но и безусловным лидером.

Набранный Катаром темп и расширение его газовых владений будут продолжаться еще по крайней мере до 2012 года, пока не станет понятно, справился ли он с глобальной задачей или просто остался в тройке мировых лидеров, как сегодня. Пока ничто не указывает на то, что Катару не под силу высшая планка. Если в 2003 году Катар находился на уровне производства сжиженного природного газа примерно 13 млн тонн, то к 2008 году – уже на уровне 32 млн тонн, то есть тройной прирост на пять лет. На 2011 год цель поставлена еще более масштабная - 77 млн тонн. Иными словами, 600-процентный прирост за восемь лет.

Крошечный, территориально 165-й в мире полуостровной эмират в Персидском заливе, лишь на юге имеющий 60-километровую границу с Саудовской Аравией, по населению 158-й (хотя коренных жителей около 20 процентов от официально зарегистрированных 1,6 млн, по данным на сентябрь 2009, остальные приезжие), буквально через несколько лет собирается диктовать правила экономики признанным политическим и экономическим тяжеловесам, которые остро нуждаются в углеводородах.

В Катаре третьи по величине после России и Ирана подтвержденные запасы газа в мире. Месторождение North Field в Катаре сродни Южному Парсу в Иране, подчеркивают эксперты рынка углеводородов. «Сродни» в буквальном смысле, поскольку и то и другое – по существу две части единого супергигантского месторождения углеводородов. North Field является крупнейшим, если не самым крупным на планете не только по объему (900 млрд кубических футов, 20% газового резервуара планеты на площади 6 тыс. квадратных километров), но и по качеству – добыча идет здесь непрерывно и без попутных газов. Экономисты подсчитали: останься Катар на уровне добычи 2008 года, он без особых хлопот проживет на углеводородном ресурсе еще 300 лет. При этом существуют - геологоразведчики подтвердили и этот факт – значительные и богатые запасы качественной нефти, к которым если и подступали, то в первом приближении. Опять-таки, если ориентироваться на объем добычи все того же 2008 года, при всех зигзагах рынка, включая взлеты и падения цен в экстремальном диапазоне, Катару минимум на 85-87 лет гарантированы высокие экспортные поступления от реализации нефти и газа.

Подобные гарантии придают местному населению уверенность в высоких доходах, которые по данным на 2007 год составляли 55 тыс. долларов, в 2008-м – 61 тыс. долларов, а в 2009 году уже почти 73 тыс. долларов. Это при том, что ежегодный прирост населения составляет в последнее пятилетие 5-6%. Рост благосостояния сопряжен с надежным финансированием крупномасштабных проектов по созданию инфраструктуры и недвижимости. Благодаря крупным финансовым вливаниям, о которых мы более подробно скажем позже, можно будет использовать больше иностранных рабочих (в основном, из стран Юго-Восточной Азии), что, в свою очередь, повышает спрос на те же объекты инфраструктуры - на срок около шести лет, как подсчитали немцы. Речь идет о строительном буме, при котором проектируются и строятся электростанции, заводы по опреснению воды, автодороги к новым районам, кольцевая дорога, опоясывающая столицу и столичный регион, плотина и так называемая мостовая дорога над водами Бахрейнского залива в Бахрейн, современная железнодорожная сеть.

К слову сказать, план строительства самого длинного 40-километрового моста в мире, связывающего Катар с Бахрейном, который будет сооружен к 2013 году при участии Deutsche Bahn, начал приобретать конкретные формы, как пишет печать ФРГ. Уже в первые недели 2010 года начато его воплощение. Несмотря на то, что дирекция Qatar Bahrain Causeway (другое название Qatar Bahrain Friendship Bridge) еще не утвердила дизайн моста, специалисты Deutsche Bahn и государственной катарской компании Diar приступили к сооружению метро в Катаре и национальной железнодорожной сети, а затем, вторым этапом, предусматривается удлинение маршрута благодаря строительству упомянутого моста в Бахрейн. Проектировщики из эссенской Hochtief AG и французского концерна Vinci убеждены, что воплощение их замысла будет самым грандиозным не только на Ближнем Востоке, но и в мире. Ведь этот мост, мало того, что красив, почти на три мили длиннее сооруженного в Шанхае моста Ningbo, который считается сейчас наиболее протяженным на планете. Стоимость сооружения также впечатляет – 5 млрд долларов, включая 2 млрд долларов на проектирование, которое длилось почти 5 лет.

Немецкие специалисты воспринимают, как отчетливый сигнал дальнейшей либерализации экономики, принятие Катаром ряда новых законов, которые расширяют права иностранных инвесторов в эмирате. Отменены, в частности, ограничения для иностранцев, которых одно время держали подальше от зон свободной торговли, а теперь они обладают правом иметь более чем 49-процентную долю в бизнес-консалтинге, сфере инженерных технологий, в развлекательном и спортивном секторах. При этом, правда, минимальный порог инвестиций в 500 тысяч катарских риалов, сокр. КР (1 евро = 5,1 КР, по данным на сентябрь 2009). Однако бизнес-налог был снижен в январе 2010 года с 35 процентов до 10 процентов. Катар хочет смягчить этими шагами негативные последствия региональных кризисов, отмечают эксперты. Экономика эмирата отличается самой высокой в регионе Ближнего Востока стабильностью. В 2009 году был отмечен ее рост в 11 процентов, в 2010 году ожидаются 17 процентов реального экономического роста.

Таковы последствия газо-нефтяного прорыва, который Катар осуществил в последние годы. Страна приближается к глобальной доле на мировом рынке 29-30 % (2012), указывают немецкие эксперты. Газ способствует поступлению доброй трети экспорта, а в целом нефте- и газопродукты – дают более половины доходов от их реализации за рубежом (2008). В том же 2008-м доходы от продажи природного газа составили 24,3 млрд долларов. 69 % поставок газа приходятся на азиатские страны, при этом только на долю Японии приходится 40 % газового экспорта.

Но Катар удовлетворяет потребности многих стран не просто газом, но и продуктами на его основе, которые создаются, в основном, в Раз Лаффане (Ras Laffan Industrial City) на северо-востоке страны, считающемся важнейшим игроком по газопереработке. Сами катарцы называют регион энергетической столицей мира, и особого преувеличения в этом нет. Здесь на площади 106 квадратных километров расположены мощности по производству сжиженного природного газа.

Богатые запасы газа и наработанный опыт страны оказались решающими обстоятельствами при выборе в пользу Дохи для штаб-квартиры Форума стран-экспортеров газа – 23 февраля 2008 года представители 14 стран юридически оформили эту организацию в Москве. Ряд стран Форума возражают против создания картеля наподобие ОПЕК: среди экспертов бытует мнение, что особенности рынка вообще делают затруднительным процедуру регулирования цен на газ. Существуют аргументы против принятия любого картельного типа фиксирования цен в связи с меняющимся курсом евро по отношению к доллару и другие соображения, которые пока не дают возможности сторонникам создания газового ОПЕК воплотить идею в жизнь. Однако выражение «Доха – столица газового ОПЕК» принято, хотя и с определенной долей условности, в международных экономических кругах.

Опасения тех же США не беспочвенны: страна ввозит 11,4% газа, что делает ее глобально зависимым импортером. Затем следуют Япония и Италия (по 10%), а на четвертом месте – ФРГ с 7,8%. Понятно, что названные крупнейшие индустриальные державы не потерпят давления газодобытчиков и газоперевозчиков. Безосновательны или нет соображения экономического, так и политического характера, в том числе подозрение США о создании глобальной организации по вымогательству или вероятность введения Россией жесткого контроля над потреблением энергии в странах Европы, они имеют место, и Форуму стран-экспортеров нефти приходится с этим считаться.

Особенно на фоне амбиций Катара, который хочет быть в долгосрочной перспективе, независимо от добычи ископаемых видов топлива, в числе лидеров Ближневосточного региона. Правительство эмирата, осознавая, что газодоллары, хотя и продолжительны, но не вечны, ибо недра все же исчерпаемы, делают одним из условий экономической реформы диверсификацию. В связи с этим ставится опять же амбициозная задача – снизить сегодняшний показатель получения доходов (60 % от продажи газа и нефти) к 2015 году на 25 %. Поэтому одним из приоритетных направлений с учетом прогнозов на будущее является сфера финансовых услуг. Согласно последним доступным данным, в банковском и страховом секторе в настоящее время сосредоточено около 8,3 % ВВП. До 2010 года планировалось уже 17 %. Насколько эти ожидания оправдались, сведений пока нет.

Однако планов по диверсификации никто не отменял. Тема коренной перестройки экономики затрагивается в германо-катарском внешнеполитическом векторе на протяжении последних лет довольно часто. В ходе поездки по странам Ближнего Востока вице-канцлер ФРГ и шеф федерального МИДа 9-10.01.2010 побывал в Катаре. В повестку переговоров с эмиром Шейхом Хамадом бин Халифом аль-Тани, премьер-министром Шейхом Хамадом бин Яссимом бин Лабором аль-Тани и постоянным представителем премьер-министра и одновременно министром энергетики Абдуллой бин Хамадом аль-Атияхом были включены вопросы дальнейшего развития двусторонних экономических отношений, в том числе и энергетики. Министр энергетики Катара, в частности, получил приглашение от вице-канцлера прибыть в Германию, чтобы на месте познакомиться с разработками немецких компаний в области возобновляемых источников энергии, опреснения и переработки воды, что будет способствовать переводу углеводородной отрасли в состояние, соответствующее современным реалиям.

К 2012 году в нефтехимической промышленности, как объявил в начале 2008 год министр энергетики Катара, производственная мощность будет доведена до 18 млн тонн, что позволит стране войти в число мировых лидеров в области нефтехимических производств. В частности, они включают в себя производство этилена и полиэтилена в Qatar Petrochemical Company (QAPCO), которая приступила к реализации программы развития стоимостью 700 млн долларов. В частности, в промышленном городе Месайед (Mesaieed Industrial City, в 40 км к югу от Дохи) с первоначальным этапом инвестиций в 220 млн долларов уже начали работу, здесь собираются достичь проектных отметок к середине 2010 года. Полный цикл запланированных к пуску производств будет действовать к 2030 году, объем работ суммарно определен в 700 млн долларов.

Пока развивается нефтехимия, Катар в рамках все того же Mesaieed Industrial City работает над созданием нового имиджа. Создается в рамках Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) крупнейшее предприятие по производству алюминия. С 585 тыс. тонн (а при необходимости производство может быть доведено до 1,2 млн тонн) в год члены ССАГПЗ обретают благодаря Катару другое экономическое измерение в регионе. Торжественное открытие Qatalum, строительство которого обошлось в 5 млрд долларов, запланировано на 12 апреля с.г. С выходом предприятия на проектную отметку ожидается повышение национального ВВП примерно на 1,5 млрд долларов и значительное ускорение темпов диверсификации экономики страны. Предприятие уже выпустило первую продукцию – в декабре 2009 года Qatalum отправил первую партию алюминиевого литья в Индии, что ознаменовало начало «алюминиевой эры» в катарском экспорте. Основными рынками сбыта продукции будут, как ожидается, страны ССАГПЗ, региона Ближнего Востока, Азии, государства Северной Америки. Эксперты отмечают, что алюминиевый комбинат Qatalum, созданный как совместное предприятие катарского концерна Qatar Petroleum и норвежской Norsk Hydro ASA (с равными долями собственности 50:50) – детище нового тысячелетия, в котором воплощены идеи промышленных достижений, высоких технологий и забота об окружающей среде. Благодаря совместной приверженности «к устойчивости и экологической безопасности, оперативной деятельности и технологическому лидерству Катар находится в авангарде алюминиевой промышленности в регионе», отмечает норвежский эксперт и бизнесмен, главный исполнительный директор Qatalum Ян Арве Хауган. Открытию алюминиевого гиганта придается в Норвегии важное политическое значение. В частности, на 11 апреля с.г. запланировано отбытие на Ближний Восток наследного принца Хокона и кронпринцессы Метте-Марит. Западноевропейские эксперты полагают, что совмещение пуска комбината и пребывание принца и кронпринцессы не случайно; оно вписано в программу официального визита высокой норвежской четы в Катар и Объединенные Арабские Эмираты едва ли не первой строкой. Поездка на Ближний Восток, а именно в государства Персидского залива рассматривается, как указывает печать Норвегии, в качестве одной из основных для наследного принца и его супруги в этом году. К тому же посещение этой части мира происходит для них впервые. Основной целью визита является укрепление двусторонних связей между Норвегией, с одной стороны, и Катаром и Объединенными Арабскими Эмиратами, с другой.

Свои планы у катарских сталелитейщиков. Qatar Steel – первая интегрированная сталепроизводящая компания в Персидском заливе – планирует удвоить производство продукции к 2012 году. Сделать это предполагается при помощи ряда западноевропейских специалистов. В частности, австрийской компании INTECO, договор о сотрудничестве с которой был подписан в Вене 25 января 2010 года. INTECO, известная на протяжении трех десятилетий своими проектами для металлургических заводов в России, Китае и Европе, обязалась провести модернизацию существующих сталеплавильных цехов. При этом ввод в эксплуатацию новых мощностей запланирован на четвертый квартал 2011 года. Немецкие производители стальных труб, которые ввозятся в Катар их ФРГ, пока не испытывают волнения: сведений о том, что Катар собирается наладить производство данного вида продукции, пока нет. Стальной бум объясняется благоприятными прогнозами в сфере строительства, где необходимы ее особые сорта и профили. Среди основных потребителей ее - новый аэропорт в Дохе, расположенный примерно в двух километрах от существующего. Он будет построен на вновь осваиваемых землях и рассчитан на эксплуатацию самолета Airbus A380. В 2012 году строительство будет завершено, что означает потенциальное обслуживание 50 млн пассажиров в год по сравнению с 13 млн в настоящее время. В Катар, в связи с газо-нефте-промышленным бумом зачастили бизнесмены, до 90 %посетителей страны прибывают сюда сегодня с целью открытия или расширения бизнеса.

Однако цель эмирата, как и в целом государств Персидского залива, - увеличить долю туристов. «Наша задача - 20-процентое увеличение их численности в ближайшие пять лет, на что предусмотрено вложить инвестиций в инфраструктуру туризма за тот же период в объеме 17 млрд долларов», говорит Ахмед Абдулла аль-Нуаими, генеральный директор Qatar Tourism and Exhibition Authorizy (QTEA). 101 отель находится в стадии строительства или планирования, количество гостиничных номеров и меблированных квартир с сегодняшних 6000 вырастет почти до 30000 в 2012 году.

В то же время эксперты отмечают, что «несмотря на экономическую политику катарских намерений», желание уменьшить в бизнесе зависимость и значение ископаемого топлива пока не дают ощутимых сдвигов, особенно в период кризиса. Газовый бизнес остается двигателем роста катарской экономики. Развитие промышленности по-прежнему определяется состоянием газовой отрасли. Шесть новых крупных установок по сжижению газа и несколько нефтехимических производств будут в течение ближайших двух лет введены в эксплуатацию. Это приведет к 80-процентному увеличению объемов добычи газа и переработки его. Другие проекты включают в себя расширение уже имеющихся месторождений и перерабатывающих производств в Аль-Шахене и на полях Барзана. Инвестиционные проекты в названных зонах превышают 96 млрд долларов.

При подготовке статьи использованы данные сайтов федеральных ведомств – МИДа и министерства экономики и технологий; изданий Ghorfa: экономического журнала SOUQ и информационного бюллетеня Newsletter; газет Aftenposten (Осло) и Qatar Tribune (Доха); официальных сайтов Qatar Petrochemical Company, Norsk Hydro ASA , Mesaieed Industrial City, Qatar Steel. .

Начало