Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

ITGI, Nabucco или все-таки «Южный поток»?

А.Г. Гаджиев

Южный газовый коридор ЕС столкнулся сегодня с серьезными трудностями. Обостряется конкуренция между проектами транспортировки азербайджанского газа через Турцию в Европу. Страны ЕС полагают, что преодоление проблем в этой сфере во многом зависит от турецко-азербайджанских отношений и взаимных уступок. Власти Азербайджана, которые придерживаются политики диверсификации маршрутов экспорта своего газа, все еще не определились, с какого проекта им начинать. Основная задача Азербайджана состоит в том, чтобы обеспечить доступ своих энергоносителей на европейский рынок, а средством достижения этой цели может стать любой из предложенных вариантов. Однако западные эксперты считают, что эффективность и успешность проектов Южного газового коридора может быть обеспечена за счет их совместной реализации.

«Южный коридор» является одним из приоритетных для Евросоюза энергетических проектов. Он призван диверсифицировать маршруты и источники энергопоставок, и тем самым увеличить энергетическую безопасность ЕС. К проектам Южного газового коридора относятся: газопровод Nabucco, Трансадриатический газопровод (TAP), ITGI (интерконнектор Турция-Греция-Италия) и «Белый поток». Основным источником для проектов «Южного коридора» является газ, добытый в рамках второй стадии разработки месторождения «Шах-Дениз». В рамках проекта «Шах-Дениз 2» Азербайджан предполагает поставку 10 млрд кубометров газа в Европу.

1 ноября с.г. министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз заявил, что турецкая сторона добилась значительного снижения цены на азербайджанский газ. В тот же день Греция, несмотря на свое нынешнее плачевное состояние, пообещала Турции погасить свою задолженность перед нею в размере 300 млн долл. С другой стороны, в августе с.г. турецкий министр энергетики также заявлял, что реализация Nabucco и ITGI зависит от соглашений с Баку. Азербайджан затягивал подписание соглашений, поскольку считал, что цена за газ, предложенная турками, чрезмерно низкая. Но сейчас ситуация изменилась. Можно предположить, что Турция решила расширить газовые поставки из России и Ирана. Однако на фоне последних «демонстративных» событий, среди которых и отказ Турции от одного газового соглашения с Россией, эта версия звучит малоубедительной.

Наблюдая за событиями в регионе, нельзя не заметить участившиеся в последнее время визиты лидеров стран ЕС в Азербайджан. Разумеется, в ходе таких визитов европейцы предлагают азербайджанским властям весьма заманчивые предложения. Но почему сейчас и почему с таким размахом? Очевидно, что перспектива вступления в ЕС уже не так привлекательна для Турции и, судя по заявлениям турецких лидеров, теряет свою актуальность. Турцию больше стали интересовать другие направления: тюркские, арабо-исламские, евразийские. Это означает, что Евросоюз утратил основной рычаг давления на Турцию, внешняя политика которой становится все более самостоятельной. Это непосредственным образом отражается на стремлении турецких властей диверсифицировать маршруты газовых поставок в страну, в том числе за счет российского газа.

И опять встает вопрос о причине отказа Турции от одного контракта на поставку российского газа в Стамбул. Примечательно, что сразу после этого «демонстративного» шага между Турцией и Азербайджаном было подписано межправительственное соглашение по транзиту каспийского газа в Европу. Таким образом, своим отказом Турция пыталась донести до Азербайджана и европейских стран, что готова любой ценой отстаивать свою позицию. Безусловно, на это обратили внимание и в Азербайджане и в ЕС, где сразу же засуетились. Последствия «турецкого отказа» свидетельствуют о том, что решение турецких властей носило главным образом политический характер. Это также говорит и о том, что вопрос о поставках газпромовских энергоносителей, от которых Турции пришлось временно отказаться, еще полностью не исчерпан. Переговоры сохраняют свою актуальность.

2 ноября вице-президент компании SOCAR (Госнефтекомпания Азербайджана, ГНКАР) по инвестициям и маркетингу Эльшад Насиров заявил, что до конца этого года Азербайджану предстоит принять нелегкое решение: определиться с наиболее предпочтительным транзитом азербайджанского газа со Стадии-2 проекта «Шах-Дениз» через Турцию в Европу. В настоящее время рассматриваются три варианта. Первый – усовершенствование существующей газотранспортной инфраструктуры Турции, второй – проект Nabucco, третий – строительство нового газопровода. Согласно заявлениям Э. Насирова, наиболее экономически эффективный вариант транзита для доставки газа из Азербайджана до западной границы Турции будет выбран по результатам исследований коммерческой целесообразности строительства газопровода.

При этом следует отметить, что режим транспортировки природного газа в Турции отличается от общеевропейских стандартов. Это осложняет реализацию как Nabucco, так и других проектов по транспортировке газа через турецкие транзитные трубопроводы. В отношении экономической нецелесообразности ITGI и Nabucco уже высказались другие поставщики каспийского газа: Иран и Туркменистан. Их отношение имеет большое значение для дальнейшей судьбы «Южного коридора», поскольку существуют определенные проблемы в заполнении будущих трубопроводов необходимым объемом газа. Туркменское месторождение «Южный Иолотань» после повышения оценки его запасов позволило бы наполнить трубопровод, однако для использования туркменского газа необходимо построить транскаспийский газопровод, для чего, в свою очередь, необходимо согласованное решение всех пяти прикаспийских государств. Пока согласованную позицию не могут выработать даже Азербайджан с Туркменистаном, имеющие потенциально общие интересы в этом проекте. Тем не менее, даже если будут достигнуты договоренности о строительстве «Транскаспия», перспективы Nabucco все равно остаются туманными. По всем оценкам, поставка газа по системе Nabucco с азербайджанских и туркменских месторождений для потребителей в Европе будет дороже, чем поставка того же самого газа через российские трубопроводные системы. Таким образом, без субсидий со стороны руководства еврозоны участие в проекте невыгодно для самих поставщиков газа, тем более что спрос на их газ и так существует. Это дает основание утверждать, что проекты Южного газового коридора были и остаются скорее политически, чем экономически обоснованными проектами, что вызывает сомнения в их реализации.

Между тем, строительство «Южного потока» активно продвигается, в результате чего объемы поставок российского газа в Грецию могут вдвое увеличиться. Очевидно также, что Греция попытается стать главным транзитером кипрского газа, обнаруженного в гигантском газовом месторождении «Левиафан», открытого Израилем в водах Средиземного моря между побережьем Израиля, Ливана и Кипра. Такое развитие событий может превратить ее в страну-транзитера российского природного газа в Италию. А Рим в свою очередь, с одной стороны, укрепляет энергетическое сотрудничество с Москвой, а с другой – ведет активную работу по расширению поставок ливийского газа. Такие страны как Германия, Австрия и Болгария также расширяют энергетическое сотрудничество с Россией.

Итак, до конца этого года Азербайджану предстоит принять нелегкое решение: определиться с наиболее предпочтительным транзитом на фоне активного строительства Южного потока. К тому же в отношении экономической целесообразности ITGI и Nabucco уже высказались и другие поставщики каспийского газа: Иран и Туркменистан. Финансовые ресурсы европейских стран ограничены. А брать все расходы на себя с учетом дальнейшего развития событий вокруг маршрутов транспортировки природного газа в Европу, пусть даже и взамен на приобретение государственных активов стран ЕС, не очень интересно сегодня ни странам поставщикам каспийского газа, ни Турции. А потому и будущее как ITGI, так и Nabucco, а может быть и всего Южного газового коридора стоит под большим вопросом.

Начало