Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Выборы в египетский парламент: первые результаты

А.А. Крол

28 ноября в Египте начались выборы в нижнюю палату египетского парламента, Народную ассамблею. 50 миллионов граждан страны, общее население которой составляет около 85 миллионов, впервые за многие десятилетия получили возможность принять участие в настоящих альтернативных выборах.

На первом этапе голосование проходило в течение двух дней (28 и 29 ноября). Свой выбор делали жители мухафаз Каира, аль-Фаюма, Порт-Саида, Думьяты, Александрии, Кафр аш-Шейха, Асьюта, Луксора, а также мухафазы аль-Бахр аль-Ахмар (Красное море).

Второй этап начнется 14 декабря и продлится до 21 декабря. Выборы пройдут в мухафазах аль-Гиза, Бени-Суэйф, Минуфия, Шаркия, Исмаилия, Суэц, Бухейра, Сохаг и Асуан.

На третьем этапе в выборах примут участие жители аль-Миньи, Кальюбии, Гарбии, Дакахлии, Шималь Сина (Северного Синая), Гануб Сина (Южного Синая), Марса Матрухи, Кены и аль-Вади аль-Джадид (Новая Долина). Выборы будут проходить с 3 по 10 января.

На 17 марта назначено первое заседание Народной ассамблеи.

Выборы в верхнюю палату парламента - Совет Шуры будут также проходить в три этапа с 29 января по 11 марта. 24 марта состоится первое заседание Шуры.

Народную ассамблею будут составлять 508 депутатов, из которых 498 будут избраны и 10 назначены. 332 члена палаты будут избираться по партийным спискам; 166 – в качестве самовыдвиженцев.

Совет Шуры будет представлен 270 депутатами, 190 будут избраны (130 из них будут представители партий и коалиций , 60 – самовыдвиженцы), а 80 назначены.

На первом этапе выборов в борьбе за 168 мест в нижней палате Парламента приняли участие 3809 кандидатов.

Многие наблюдатели утверждают, что избирательная система Египта, претерпевшая многие изменения после революции 25 января, в настоящее время относится к числу наиболее сложных, если не сказать запутанных. Многие вопросы либо детально не проработаны, либо не разъяснены избирателям. В результате более полумиллиона бюллетеней были признаны недействительными.

Наблюдение над подготовкой и проведением выборов осуществляет Высший избирательный комитет (ВИК), от имени которого на всех избирательных участках и местах работы счетных комиссий действуют судьи. Одной из возложенных на них обязанностей является надзор над недопущением агитации с использованием религиозных лозунгов во время выборов. За нарушение этого требования грозит заключение в тюрьму сроком на 15 лет и штраф в размере 200 000 египетских фунтов.

За ходом выборов следили многочисленные иностранные наблюдатели.

Избирательные участки открылись в 8 утра и работали до 7 вечера. Выборы показали высокую степень политизации общества. Несмотря на то, что 28 и 29 ноября были рабочими днями, уже с утра у дверей школ, где в большинстве случаев и размещались пункты для голосования, выстраивались очереди, которые к 2-3 часам дням растянулись на несколько километров. Многим, прежде чем отдать свой голос, приходилось выстоять в очереди два-три часа. За два дня в выборах приняло участие 8 миллионов избирателей, что составило 62 процента от общего количества жителей девяти мухафаз, обладающих правом голоса. «Столь высокой явки избирателей не было со времен фараонов», - сказал глава ВИК Абдель-Муиз Ибрагим. Для сравнения: в последних выборах, состоявшихся при Президенте Мубараке в 2005, явка избирателей составила 23 процента.

Задолго до начала выборов по всем округам, в которых должны были пройти выборы, были расклеены специальные плакаты, на которых была подробно изображена процедура голосования. Она представляла собой следующую последовательность действий. Показав пластиковую идентификационную карточку, которая является своеобразным внутренним паспортом в Египте, и пройдя на участок, избиратель получал два бюллетеня: в первом нужно было выбрать кандидата по партийным спискам, а в другом – двух кандидатов-самовыдвиженцев. Бюллетени опускались в две разные урны. После этого подушечку указательного пальца правой руки прокатывали стойкой краской. С той целью, чтобы избиратель не мог проголосовать второй раз. Таким образом, при входе на избирательный участок необходимо было показать правую руку.

Так как часть населения Египта неграмотна, то для того чтобы не умеющий читать избиратель мог запомнить кандидата, за которого он решили голосовать и идентифицировать его на избирательном участке, каждому самовыдвиженцу - претенденту на парламентское кресло присваивался символ, изображавшийся на его предвыборных плакатах. Символы распределялись по жеребьевке. Они, как правило, изображали бытовые вещи: холодильник, стиральную машину, люстру, молоток и т.д. Еще одна особенность египетских выборов: мужчины и женщины голосовали на отдельных избирательных участках.

По мнению египетских официальных лиц, в целом, выборы прошли спокойно, если не считать несколько случаев драк и подкупа избирателей. Кроме того, наблюдатели отмечали, что многие пожилые и больные люди страдали от отсутствия возможности сидя дожидаться своей очереди. Впрочем, этот недосмотр властей был быстро замечен активистами из Партии свободы и справедливост, которые привозили стулья и раздавали их желающим. На многих избирательных участках «Братьями-мусульманами» были разбиты шатры, в которых активисты на основании имеющихся у них баз данных, помогали избирателям уточнить к какому участку те приписаны для голосования. В ряде мест волонтеры от ПСС организовывали раздачу горячего питания. Несмотря на то, что по закону о выборах, агитация в какой либо форме должна была быть приостановлена за неделю до начала избирательной компании, автор этих строк, наблюдал, на многих участках в Каире 28 и 29 ноября как дети распространяли листовки с именами и фотографиями кандидатов, по улицам ездили машины, с установленными динамиками, из которых доносились лозунги и призывы голосовать за такого-то кандидата.

Результаты выборов не вызвали особого удивления. Как и ожидалось, по количеству полученных голосов лидирует Демократический альянс Египта (ДАЕ), в котором главную роль играет Партия свободы и справедливости (ПСС), являющаяся политическим крылом движения «Братьев-мусульман». В семи из девяти мухафаз они получили около 40 процентов голосов.

Второе место занимают салафитские партии, входящие в Исламистский альянс (ИА), в котором бесспорное лидерство принадлежит партии «ан-Нур». За них в среднем проголосовало 20 процентов выборщиков.

Наиболее высокий процент голосов кандидаты от исламистких партий (к которым причисляют партии, входящие как в ИА, так и в ДАЕ), получили в Александрии, Фаюме и Порт Саиде.

Египетский блок, объединяющий либеральные силы, вышел на третье место по числу полученных голосов. Коалицию возглавляет партия Свободных египтян, основателем и лидером которой является миллиардер копт Нагиб Савирис. Именно христианское вероисповедание лидера коалиции, по мнению аналитиков, обеспечило ей третье место в результатах голосования. За нее отдали свои голоса большинство коптов Египта (около 10 миллионов человек). Впрочем, обойти своих основных конкурентов Египетских блок смог лишь в Луксоре, где заработок многих так или иначе связан с туризмом и где живет большое число коптов.

По итогам первого тура голосования лишь четыре кандидата набрали достаточное количество голосов, чтобы обеспечить себе место в Парламенте. Остальным придется выходить на второй тур, который состоится 5-6 декабря с тем, чтобы набрать более 50 процентов голосов избирателей. На большинстве участков борьба разгорится между представителями ПСС и членами партии «ан-Нур».

Начало