Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (3-9 октября 2011 года)

На минувшей неделе наиболее важные события в регионе были связа-ны с Сирией и Йеменом. Россия и Китай использовали 4 октября право вето в Совете Безопасности ООН, не допустив тем самым принятия проекта резолюции по ситуации в Сирии, предложенного странами Западной Европы. Президент Йемена А. А. Салех 8 октября в обращении к нации заявил о своей готовности уйти с поста главы государства в ближайшие дни.

По российской оценке, принятие Советом Безопасности ООН проекта резолюции по ситуации в Сирии привело бы к дальнейшему нагнетанию конфронтации и разжиганию в этой стране гражданской войны, т. к. «проект голосовался на фоне заявлений западных лидеров о том, что они не считают больше легитимным правительство Асада и призывают оппозицию отказываться от диалога с правительством Сирии». В документе, разработанном Великобританией, Германией, Португалией и Францией, решительно осуждались «серьезные и систематические нарушения прав человека, которые продолжают совершать сирийские власти», выдвигалось требование «немедленно положить конец любым насильственным действиям», содержался призыв ко всем сторонам «отвергнуть насилие и экстремизм» и начать «открытый для всех и возглавляемый сирийцами политический процесс, который бы проходил в атмосфере, свободной от насилия, страха, запугивания и экстремизма». Из окончательного варианта проекта были убраны прямые ссылки на санкции, однако выражалась решимость Совбеза ООН «в течение 30 дней рассмотреть вопрос о том, как Сирия выполняет требования данной резолюции» и в случае, если она их не выполнит, рассмотреть вопрос о принятии «адресных мер». Президент России Д. Медведев заявил 7 октября, что сирийское руководство во главе с президентом Б. Асадом должно провести в стране преобразования, а если оно не способно сделать это, то ему придется уйти, подчеркнув, что данное «решение должны принимать не в НАТО и отдельных европейских странах, а должен принять народ Сирии и руководство Сирии». Российский МИД заявил о готовности работать над новым проектом резолюции по Сирии.

Премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган сообщил 5 октября, что его правительство намерено вести собственные санкции против Сирии. В при-граничной провинции Хатай 5 октября начались учения турецких ВС, которые продлятся до 13 октября. Президент Ирана М. Ахмадинежад считает, что Сирия способна самостоятельно урегулировать возникший кризис без какого-либо иностранного вмешательства в её внутренние дела. МИД ИРИ также заявил о недопустимости постороннего вмешательство в дела САР, но отметил, что требования протестующей части сирийцев должны быть услышаны.

Между тем в Сирии сохраняется напряженная обстановка. Правительственные войска продолжают спецоперации против мятежников в районах, прилегающих к границам с Турцией и Ливаном. Верховный муфтий САР А. Б. Хассун, выступая 3 октября на похоронах своего сына, погибшего от рук экстремистов, обратился к оппозиции с требованием «остановиться у опасной черты и не разжигать в стране напрасного кровопролития в угоду враждебным силам», назвав «откровенный и братский диалог между сирийцами» наилучшим выходом из внутриполитического кризиса. В Эль-Камышлы на северо-востоке страны 8 октября до 50 тыс. жителей вышли на демонстрацию с требованием отставки Б. Асада. Акция проходила на фоне похорон лидера сирийских курдов М. Тамо, застреленного неизвестными лицами днем ранее.

В условиях не прекращающихся в стране массовых и кровопролитных протестных выступлений президент Йемена А. А. Салех в своем обращении к нации 8 октября заявил о готовности уйти в отставку в ближайшие дни. Одновременно глава государства призвал своих сторонников «предотвращать и противостоять» любой борьбе за власть и беспорядкам. А. А. Салех также подчеркнул, что не намерен отдавать бразды правления оппозиции, т. к. ей «нельзя позволить разрушить страну». Оппоненты А. А. Салеха скептически оценили его заявление, считая, что президент стремится лишь затянуть процесс передачи власти в стране. Кроме того, оппозиция опасается, что А. А. Салех, скорее всего, попытается передать власть кому-либо из членов своей семьи - сыну Ахмаду или одному из племянников, которые контролируют основные силовые структуры, в частности, Республиканскую гвардию.

5 октября на встрече министров обороны стран-членов НАТО было заявлено, что операция «Объединенный защитник» в Ливии близка к завершению, хотя военная ситуация в этой стране «стабилизировалась не полностью». По словам главы Пентагона Л. Панетты, решение о завершении операции в Ливии будет принято с учетом четырех факторов: «развития ситуации в Сирте, способности отрядов Каддафи атаковать гражданское население, способности самого Каддафи осуществлять командование войсками и способности новых властей Ливии обеспечивать безопасность в стране». Министр обороны Франции Ж. Лонге сообщил, что НАТО прекратит военные операции, «когда более не будет проявлений сопротивления (сил М. Каддафи-авт.), способных помешать нормальному функционированию государства» в важнейших и наиболее населенных регионах Ливии. По мнению министра, на это потребуется «определенное время». Тем временем в городах Сирт и Бани-Валид не прекращаются ожесточенные бои между сторонниками и противниками М. Каддафи. Не уменьшается поток беженцев из Ливии в соседний Тунис. Ежедневно в эту страну прибывают из Ливии порядка 10 тыс. человек. В сентябре число беженцев составило 400 тыс. человек.

Председатель исполкома Переходного национального совета (ПНС) Ливии М. А. Джибриль заявил 3 октября, что уйдет в отставку после взятия Сирта отрядами ПНС, подтвердив, что новое ливийское правительство будет сформировано «только после окончательной победы над сторонниками Каддафи». Глава ПНС М. А. Джалиль сообщил 5 октября, что «шариат станет основным источников законодательства в Ливии», но при этом «страна будет жить по нормам умеренного ислама, далекого от экстремизма».

Сложная внутриполитическая обстановка сохраняется в Египте. Под давлением оппозиционных партий, которые угрожали бойкотировать парламентские выборы, правящий в стране Высший военный совет 8 октября изменил статью избирательного закона, согласно которой треть мест в парламенте отводилось независимым кандидатам, не входящим в политические партии. Их планировалось избирать в одномандатных округах. В новой редакции закона в одномандатных округах смогут баллотироваться как независимые кандидаты, так и члены партий. Кроме того, ужесточены наказания за нарушения, совершенные в ходе голосования. В то же время военные власти не идут на отмену действующего в АРЕ с 1981 г. режима чрезвычайного положения, мотивируя это нестабильностью в сфере безопасности в стране.

4 октября Каир посетил министр обороны США Л. Панетта, который провел переговоры с главой военного режима маршалом А. Тантауи и премьер-министром Египта И. Шарафом. Было подтверждено стремление АРЕ и США к дальнейшему развитию двусторонних военных связей. Также речь шла о напряженности, возникшей в отношениях между Египтом и Израилем.

Ранее, 3 октября Л. Панетта побывал в Израиле, где заявил, что эта страна заявил, может оказаться в изоляции, если не приложит усилий к налаживанию конструктивных отношений с соседями по региону. Дипломатическая изоляция, по мнению главы Пентагона, ставит под удар безопасность еврейского государства. Он призвал израильтян и палестинцев к совместной работе над достижением мирного соглашения. Л. Панетта подтвердил обязательства США в деле обеспечения безопасности Израиля.

Министр обороны США также посетил палестинские территории, где глава ПНА М. Аббас заявил, что палестинцы поддерживают существование Израиля и не собираются оспаривать его законность, но желают «оспорить законность политики строительства поселений и оккупации наших земель». М. Аббас подчеркнул свою готовность вернуться к переговорам с Израилем в случае прекращения им поселенческой деятельности на оккупированных палестинских территориях и принятие принципа существования двух государств в границах 1967 г.

Президент Афганистана Х. Карзай признал, что за десять лет, про-шедших со времени начала военной операции западных союзников, ни аф-ганская армия, ни войска коалиции во главе с НАТО не смогли обеспечить безопасность гражданского населения в стране. Также Х. Карзай заявил о готовности начать переговоры с талибами в случае, если смогут найти их представителя. По словам генерального секретаря НАТО А. Ф. Расмуссена, передача охраны границы Афганистана в руки афганской армии и полиции не означает, что НАТО оставляет страну без всякой военной помощи. «Мы уйдем из Афганистана только тогда, когда он будет готов нас отпустить», заявил А. Ф. Расмуссен. Военнослужащие США останутся в Афганистане и после 2014 г., несмотря на существующие договоренности, заявил командующий войсками США и международной коалиции генерал Дж. Аллен. Он отметил, что вопрос численности остающихся в Афганистане войск и их статус должен решаться в рамках новых договоренностей с кабульским правительством.

В ходе состоявшегося 4-5 октября визита президента Афганистана Х. Карзая в Индию было подписано соглашение о стратегическом партнерстве между двумя странами и ряд документов о сотрудничестве в экономической, политической и гуманитарной сферах, а также в области безопасности. Афгано-индийское сближение вызвало негативную реакцию в Пакистане.

Президент США Б. Обама 6 октября обвинил Пакистан в поддерживании связей с экстремистскими афганскими группировками. По его словам, в Исламабаде допускают возвращение к власти в Афганистане радикальных движений после вывода из страны международного контингента, намеченного на 2014 г., и, исходя из этого, налаживают связи с экстремистскими группами. Б. Обама отметил, что если подобная позиция Пакистана, идущая вразрез с интересами США, не будет пересмотрена, это может отразиться на стратегическом партнерстве двух стран.

Боевики действующей в Сомали экстремистской группировки «Аш-Шабаб» совершили 4 октября крупный теракт в правительственном квартале столицы страны Могадишо. В результате погибли около 100 человек, десятки человек получили ранения. Экстремисты выступили с угрозой совершения новых терактов. В ответ миротворческие силы Африканского союза и сомалийские правительственные войска начали масштабную операцию по вытеснению боевиков «Аш-Шабаб» из районов к северу от Могадишо.

На минувшей неделе в Судане с первым официальным визитом после провозглашения 9 июля с. г. независимости побывал президент Южного Судана С. Киир. По итогам переговоров с президентом Судана О. аль-Баширом стороны заявили о своем намерении исключить войну, как средство решения спорных проблем, имеющиеся между двумя странами.

Акции протеста шиитского населения произошли на минувшей неделе на востоке Саудовской Аравии в районе Эль-Катиф и Авамия. В ходе столкновений протестующих с полицией имеются раненые с обеих сторон. Власти королевства в обвиняют в случившемся иностранное государство (подразумевается Иран).

Демонстрации протеста шиитского населения происходили и в сосед-нем Бахрейне. Для разгона демонстрантов полиция применила слезоточивый газ и звуковые гранаты. Один подросток погиб, имеется много раненых. Тем временем в королевстве проходят суды над участниками массовых антирежимных выступлений, проходивших в начале текущего года. К различным срокам тюремного заключения приговорены уже более 60 человек. В то же время Верховный суд страны отменил приговоры в отношении 20 врачей и медсестер, оказывавших медицинскую помощь участникам выступлений.

Отмечается активизация исламских радикалов в Тунисе. Группа радикальных исламистов 8 октября попыталась разгромить телестудию в столице страны, которая показала мультфильм, критически рассказывающий о жизни в Иране, а 9 октября полиция была вынуждена силой разогнать сотни исламистов в городе Сус, протестовавших против решения властей запретить женщинам посещать местный университет в никабе, головном уборе, закрывающим лицо с узкой прорезью для глаз.

Приложение

О событиях в Сирии и роли армии

С марта 2011 г. в Сирии происходят массовые выступления оппозиции. Начавшись в южном городе Деръа на границе с Иорданией, они быстро распространились на всю территорию страны. Первоначально участники акций протеста требовали отставки правительства, отмены режима чрезвычайного положения, политических свобод, улучшения условий жизни, наказания лиц, виновных в расправах с участниками демонстраций, освобождения политических заключенных. Однако довольно скоро требования оппозиционеров стали более радикальными, их представители, особенно находящиеся за рубежом, категорически отказываются от диалога с властью, считая его бесперспективным, т. к. правящий режим, по мнению его противников, «не способен трансформироваться», и настаивают на необходимости свержения режима и его главы президента Б. Асада. На совещании в Стамбуле 2 октября си-рийские оппозиционеры объявили о создании Национального совета, как органа для борьбы с действующей властью.

Власти же постоянно запаздывают с проведением реформ, поэтому принимаемые ими меры (замена правительства, отмена режима ЧП, амни-стии для политзаключенных, заявления о готовности к диалогу, введение многопартийности, признание ошибок в ходе «стабилизации обстановки» и др.) не ведут к стабилизации обстановки в стране. Кроме того, для подавления демонстраций и других акций протеста используются преимущественно силовые методы. Правительственные СМИ оправдывают это агрессивным поведением демонстрантов, их нападениями на полицейских, государственные учреждения, офисы правящей в САР партии Баас, объекты частной собственности. В целом ряде случаев это реально происходило и происходит, хотя в большинстве случаев демонстрации носили мирный характер. Власти также заявляют, что операции по подавлению выступлений противников режима проводятся с целью «пресечения деятельности террористических группировок, дестабилизирующих ситуацию» и «против вооруженных банд, тер-роризирующих население».

Пик массовых антиправительственных выступлений пришелся на лет-ние месяцы. В последние недели число демонстрантов уменьшилось, но при этом усиливается радикализация сирийской оппозиции. Часть ее лидеров все больше склоняются к ведению преимущественно вооруженной борьбы против режима, приветствуя иностранную помощь, в т. ч. оружием». При этом экстремисты из числа местных «Братьев-мусульман» уже давно ведут вооруженную борьбу с властями, совершая нападения на силовиков, провоцируя их ответные действия в отношении мирных демонстраций. На территорию Сирии из соседних Ливана, Ирака, Турции и Иордании проникают боевики, контрабандно ввозится оружие и боеприпасы.

Число жертв столкновений демонстрантов с силами безопасности, операций по подавлению вооруженных мятежников, действий боевиков постоянно растет, превысив, по информации Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, 2900 человек убитыми. Сирийские власти заявляют о гибели от действий террористов более 1100 человек, в т. ч. сотрудников силовых структур. В сопредельных с САР странах появились сирийские беженцы, однако по мере стабилизации обстановки в части приграничных районов их число сократилось. Так, в Турции летом находилось до 18,5 граждан САР, сейчас их число составляет ок. 7,5 тыс. человек. В Ливане число беженцев летом было 6,5 тыс. человек, но постепенно уменьшилось до 3,8 тыс. человек. В Иордании число беженцев из САР было невелико - 522 человека.

Таким образом, обстановка в Сирии остается очень сложной, а в ряде районов напряженной. Усиливается враждебность между представителями различных религиозных общин. Прежде всего, между алавитами (к ним принадлежит президент Б. Асад и значительная часть сирийской элиты) и суннитами, которые составляют большинство населения САР и наиболее активно выступают против режима.

Как показывают последние события в арабских странах, сохранение у власти правящих режимом, их устойчивость во многом зависит от позиции армии. Причем, в отличие от 50-70-х гг. ХХ-го века, речь идет не только о звене высшего военного командования, но и об офицерах среднего и младшего звена и даже сержантах и солдатах. Рассмотрим это на примере Сирии.

Сирийские вооруженные силы традиционно представляют собой структуру, непосредственно влияющую на обстановку в стране. Армия полностью выведена из-под контроля гражданских органов власти, подчиняется непосредственно главе государства, который лично контролирует в ней кадровые и организационные изменения. Опорой президента Башара Асада остается алавитский генералитет, многие представители которого перешли к нему в «наследство» от отца - Хафеза Асада. Отметим, что благодаря целенаправленной и вдумчивой работе Асада-старшего в высшей военной среде не появился признанный лидер, способный вступить в борьбу за власть. Асад-младший продвигает на ключевые армейские посты офицеров, в чьей лояльности он не сомневается. Зарубежные эксперты считают, что высшее командование сирийских вооруженных сил, включая суннитский генералитет, сохраняет верность Б. Асаду, которому, в отличие от Туниса и Египта, пока «не угрожает одиночество».

С самого начала антиправительственных выступлений армия активно привлекалась к их подавлению. Причем, учитывая, что большинство солдат и офицеров сухопутных войск (220 тыс. чел.) составляют сунниты, к борьбе с противниками режима привлекаются в основном соединения и части, укомплектованные преимущественно алавитами. Это - 4-я танковая дивизия под командованием младшего брата президента М. Асада и войска «коммандос» (дивизия и 10 полков), насчитывающие в общей сложности примерно 40 тыс. человек. Кроме того, непосредственную охрану режима в Дамаске и его пригородах осуществляет элитная дивизия Республиканской гвардии (до 15 тыс. чел.). Значительная прослойка алавитов имеется и в двух танковых дивизиях (1-й и 3-й), дислоцированных, соответственно, южнее и севернее Дамаска. Причем все эти войска оснащены наиболее современным оружием, имеющимся в сирийской армии. Тем самым, если предположить, что «суннитские» войска, находящиеся в районе Голанских высот (три дивизии), а также в центральных и северных районах страны (четыре дивизии), выступят против режима, то им придется встретиться с очень мощными силами, прикрывающими столицу. Причем этим войскам придется проделать длительные марши к Дамаску по открытой местности, благоприятной для действий авиации. А, как известно, летный состав ВВС представлен преимущественно алавитами. Но здесь пока не ясно, какую позицию займет наземный персонал авиации и силы ПВО. До настоящего времени власти не привлекали боевую авиацию в борьбе с противниками режима.

Тем временем растет число дезертиров (солдат и младших офицеров) из правительственной армии. Большинство из них объясняют свой поступок нежеланием участвовать в расправах над мирным населением. Их численность оценить трудно (называемая оппозицией цифра 10 тыс. человек, явно завышена), но, как видится, их количество еще далеко от критического для армии. Также можно полагать, что часть дезертиров относится к солдатам, недавно призванным в армию и, что вполне возможно, активно участвовавшим в выступлениях оппозиции. Часть из них организуется в отряды во главе с офицерами. Именно бывшие военнослужащие правительственной армии, в ряде случаев объединившиеся с исламистскими боевиками, оказывали сильное сопротивление правительственным силам в городе Эр-Растан в центре страны, а сейчас воюют в приграничных с Турцией районах на северо-западе Сирии и некоторых других местах.

Единственным старшим офицером, перешедшим на сторону противников режима, пока остается полковник ВВС Р. М. Асад, объявивший о создании т. н. «Свободной армии Сирии», состоящей из бывших военнослужащих правительственных ВС. В настоящее время Р. М. Асад находится в Турции. Он планирует создать в горно-лесистой местности, прилегающей к турецкой границе, «освобожденную территорию» и обратиться к мировому сообществу или Турции с просьбой установить над ней «бесполетную зону» наподобие той, что авиация НАТО контролирует в настоящее время над Ливией, а также оказать ему помощь оружием. После чего Р. М. Асад намерен собрать силы (рассчитывая на возможный раскол в армии и зарубежную помощь) и предпринять наступление на правящий режим с целью его свержения.

Не исключено, что спецслужбы аравийских монархий, Турции и стран Запада ведут работу среди различных категорий сирийских военных, особенно среди генералитета и офицеров среднего звена, не исключая алавитов, недовольных властью, с целью привлечения их (в т. ч. путем подкупа) на сторону противников режима президента Б. Асада.

Таким образом, дальнейшее развитие ситуации в Сирии в значительной степени будет зависеть от того, сохранит ли большая часть армии верность ныне правящему в стране режиму.

Начало