Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Почему поссорились Н.Саркози и М.Каддафи?

В.В.Куделев

В истории вокруг военной операции стран-участниц антиливийской коалиции против Ливии наиболее загадочным и пока остающимся без точного ответа является только один вопрос: почему президент Франции Николя Саркози "вдруг" воспылал такой лютой ненавистью к лидеру ливийской революции Муамару Каддафи, что его страна оказалась "впереди планеты всей" по части антиливийских риторики и практических действий? Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, вспомним, как стремительно развивались отношения между Францией и Ливией с момента прихода к власти Николя Саркози в 2007г.

Еще до этого, 7 декабря 2006г., было объявлено, что Ливия и французская группа "Софема" подписали контракт "по подъему в воздух" 12-ти истребителей "Мираж Ф1" ливийских ВВС. Контрактом предусматривалось, что эти самолеты, долгое время прикованные к земле, будут модернизированы и подготовлены к применению за 30 месяцев. Похоже, именно они и оказались наиболее боеспособными среди самолетов ливийских ВВС к моменту начала ливийского кризиса. Стоимость сделки - 100 млн евро. Она не предусматривала каких-либо работ на других 26 "Миражах", формально имевшихся в распоряжении ВВС Ливии. Поскольку, похоже, они вообще не подлежали ремонту.

В 2007г. одним из первых иностранных банков, обосновавшихся в Ливии после принятого годом ранее решения об открытии банковского сектора, стала "дочка" французского "Креди агриколь" "Кальон". Последняя к тому времени уже имела представительство в Ливии, через которое осуществляла финансирование одного из больших проектов в сфере морского судоходства.

Что касается непосредственно Саркози, то он сразу после избрания принял непосредственное участие в урегулировании проблемы осужденных в Ливии шести болгарских медсестер и палестинца-врача. Эту проблему он успешно решил путем непосредственных контактов с Каддафи, приведших к сделке с ливийским лидером.

25 июля 2007г. стало относительно ясно, какие дивиденды получила Ливия за экстрадицию болгарок. В тот день находившийся в Ливии с визитом президент Франции Н.Саркози подписал соглашение о сотрудничестве двух стран в области атомной энергии, которое предусматривало, в частности, изучение вопроса о строительстве в Джамахирии атомного реактора /цена вопроса - 3 млрд евро/, предназначенного для опреснения морской воды. Еще один пункт соглашения позволил Франции вести геологическую разведку на уран на юге Ливии. И пусть глава Франции заверил, что не было никакой связи между экстрадицией болгарок и возможной поставкой Ливии атомного реактора, его слова не были убедительными. Впрочем, французская группа "Арева" тут же пришла на помощь Саркози, заявив, что предварительные контакты с ливийцами относительно возможного строительства атомного реактора велись еще с 2006г. При этом французы сразу определили свое нежелание поставлять Ливии реактор EPR последнего поколения, хотя Триполи хотел именно его.

Что еще получила Франция? По данным французского еженедельника "Канар Аншене" /КА/, тайное соглашение между Парижем и Триполи предусматривало, что в обмен на освобождение болгарок Франция поставит Ливии военную технику и примет участие в подготовке ливийского спецназа. Примечательно, что это сообщение не было опровергнуто Министерством обороны Франции. Со своей стороны, МИД Франции подтвердил существование неких документов на этот счет, одновременно отметив, что "обычно соглашения о сотрудничестве в области обороны не становятся достоянием гласности". Согласно КА, в планы Ливии входило, в частности, приобретение бронетанковой техники, кораблей и патрульных катеров, систем ПВО, боевых и военно-транспортных самолетов, а также неких космических систем.

Затем Триполи объявил о подписании контракта с компанией ЕАДС на закупку противотанковых ракет "Милан". Сумма этой сделки составила 168 млн евро. Еще один контракт касался закупки системы связи "Тетра" стоимостью 128 млн евро. И, несмотря на то, что сын Каддафи-старшего Сейф аль-Ислам тут же заявил, что сделка с ЕАДС не имела ничего общего с делом медсестер, его слова вряд ли выглядели убедительно. Эти контракты стали первыми, подписанными /либо подготовленными к подписанию/ с европейской страной после того, как в 2004 г. было отменено эмбарго ЕС на поставки оружия Ливии.

В период с 10 по 15 декабря 2007г. во Франции с официальным визитом побывал Каддафи. Главным итогом визита стало подписание десятка контрактов и соглашений на сумму свыше 10 млрд евро. Наиболее дорогими сделками стали договоренности о покупке 21-го "Аэробуса" различных модификаций, а также "одного или нескольких атомных реакторов". Атомное соглашение предусматривало, что "один или несколько реакторов" будут построены в Ливии с целью опреснения морской воды. Кроме поставок реактора /реакторов/ предусматривалось оказание помощи в налаживании промышленной добычи урана.

Впрочем, при наличии обоюдных экономических интересов в политике Париж и Триполи нередко не могли договориться. Так, 10 июня 2008г. в Триполи прошел мини-саммит арабских государств, который мягко говоря не принял инициированный Францией проект Средиземноморского союза /ПСС/. Официальное заявление о его создании прозвучало 13 июля в Париже. Арабские страны в целом были не против этого союза как такового, однако они потребовали от Парижа разъяснений относительно участия в нем Израиля. Поскольку таких разъяснений не последовало, лидер ливийской революции Муамар Каддафи в ходе мини-саммита высказался против ПСС.

Другой "тревожный" сигнал поступил 28 ноября 2010г. от сайта "Викиликс", согласно которому ливийский лидер, будучи недовольным тем приемом, который ему оказали в Нью-Йорке в 2009 году, принял решение отказаться от заявленного ранее намерения избавиться от имевшегося в распоряжении Триполи урана, который он должен был передать России. Согласно секретным телеграммам американских дипломатов, содержание которых раскрыл "Викиликс", недовольство Каддафи было связано с тем, что во время пребывания в Нью-Йорке ему было отказано в развертывании его любимой палатки в одном из скверов города. Он также не был допущен к мемориальному комплексу, построенному на месте башен Всемирного торгового центра, разрушенных в результате терактов 11 сентября 2001г.

В итоге 5,2 кг высокообогащенного урана были все-таки вывезены в Россию 21 декабря 2009г.

18 мая 2009г. президент Франции Николя Саркози направил послание Муамару Каддафи, в котором выразил пожелание активизировать "стратегическое партнерство двух стран в области обороны". За этими громкими словами без труда читалось стремление Франции во что бы то ни стало найти первого иностранного покупателя истребителей "Рафаль", оказавшихся слишком дорогими. Считается, что речь могла идти о 14 истребителях "Рафаль", 35-ти вертолетах и других вооружениях на общую сумму в 4,5 млрд евро.

Исходя из текущих событий, можно достаточно уверенно утверждать, что Каддафи проиграл, отказавшись от "Рафалей". Если бы он их купил, либо Запад /читай - Франция/ вообще бы не пошел на создание антиливийской коалиции, либо мы увидели бы в небе над Ливией захватывающие сцены воздушных боев между "Рафалями". Кстати, два французских "Рафаля" появились в небе над Ливией еще 1 сентября 2009г. Они приняли участие в торжествах по случаю 40-летия ливийской революции.

22 октября 2010г. Ливия и Франция подписали документ, предусматривавший выведение их отношений на уровень "стратегического партнерства", и в частности, в сферах экономики, энергетики и атомной энергетики. Документом определялось, что стороны проведут переговоры относительно заключения соглашения о сотрудничестве в сфере мирного использования атомной энергии, а также строительства АЭС.

С учетом явной положительной динамики в развитии двусторонних отношений, что могло послужить поводом для очевидного всплеска враждебности к Ливии со стороны Франции?

Таких причин видится несколько. Одни из них установлены точно, другие - достаточно виртуальны.

К первой группе можно смело отнести отказ Ливии закупать супер-дорогие французские истребители "Рафаль". Еще одна причина, о которой стало известно от дипломатического источника - штраф в 0,5 млрд евро, наложенный ливийским властями на французскую группу "Тоталь".

Ко второй группе относятся также несколько причин, применительно к которым необходимо говорить как о возможных.

Известно, что потепление в отношениях между Ливией и западными странами началось с 2003г., когда Триполи отказался от программ по созданию оружия массового поражения и когда США и их союзники сделали Джамахирию образцом для подражания для других стран-изгоев. Известно, что 11 декабря 2006г. государства - участники Организации по запрещению химического оружия /ОЗХО/ приняли решение предоставить дополнительное время США, Индии, России и Ливии для уничтожения имевшихся у них запасов боевых отравляющих веществ /БОВ/. Первоначально предполагалось, что БОВ в Ливии должны быть уничтожены до 29 апреля 2007г. По решению ОЗХО срок выполнения этой задачи для Ливии был отодвинут до декабря 2010г. В этой связи напрашивается предположение о том, что Париж мог получить информацию, согласно которой Триполи совсем не собирался полностью избавиться от БОВ - на всякий случай.

В подтверждение вышеизложенного предположения можно привести и факт закупки Ливией на Украине двух пожарных самолетов Ан-32П. В мае 2005г. Киевский государственный авиационный завод "Авиант" передал Ливии эти самолеты. Понятно, что эти машины - двойного назначения. Формально они предназначены для тушения пожаров в труднодоступной местности. В подвесных выливных агрегатах каждый самолет может перевозить до 8 тонн пламегасящей жидкости. Машину также можно использовать для десантирования 27 парашютистов-пожарных и сброса специального снаряжения. Однако сразу возник резонный вопрос - что может гореть в пустыне? А вот зарядить выливные агрегаты жидкими БОВ особого труда не составит

Другая гипотетическая причина может быть связана с тем, что Триполи, возможно, передумал относительно страны, которая должна была заняться реализацией проекта строительства АЭС. Не исключено, что в Париже узнали, что это будет не Франция. И это неудивительно - ведь французы не захотели поставлять Ливии современный реактор.

Еще одна причина ухудшения отношений может быть связана с появлением во Франции бывшего главы протокола лидера ливийской революции Нури эль-Мисмари. Сначала его по требованию Триполи арестовали 29 ноября 2010г., затем тут же отпустили. В Ливии против него выдвинуто обвинение в расхищении казенных средств на сумму в 7 млн евро. Во Франции Эль-Мисмари запросил политическое убежище. И, возможно, чтобы купить это убежище, мог наговорить такого, что сделало неизбежным всплеск воинственности Саркози по отношению к Каддафи.

С учетом складывающейся ситуации, останется Каддафи у власти в Ливии или нет, Францию в любом случае ожидают многомиллиардные потери. Так, еще 23 июня 2007г. в ходе авиакосмического салона в Ле Бурже ливийская авиакомпания "Африкия" объявила о подписании протокола о намерениях относительно закупки шести дальнемагистральных авиалайнеров А350 и пяти А320 на общую сумму 1,6 млрд долларов. Предусматривалось, что поставки А-350 начнутся в 2017 году. Понятно, что теперь выполнение этого заказа - под большим вопросом. Поэтому, как представляется, действия Парижа - больше эмоции, а не трезвый расчет.

В любом случае понятно, что главная причина действий антиливийской коалиции связана не с Каддафи, хотя никто не будет спорить, что он - далеко не ангел, а с богатствами, скрытыми в недрах Джамахирии. До настоящего времени Ливия занимала второе место в Африке по объемам добычи нефти 1,5 млн баррелей в день, и имела возможность довести уровень добычи до 2 млн баррелей в день. Ее разведанные запасы "черного золота" оцениваются в 42 млрд баррелей. Не исключено, что они могут достичь 100 млрд. Как утверждал в 2007г. глава представительства французской компании "Тоталь" в Ливии Филипп Мальзак, "Ливия является в настоящее время одной из немногих стран, в которой есть огромные территории, где вообще не проводилась разведка на углеводороды". Кстати, "Тоталь" проиграла достаточно много ливийских тендеров на совместную добычу углеводородов, так что это - еще один источник "обид" Саркози.

Об опасности планов международных нефтяных компаний Каддафи предупреждал еще в марте 2007г. Он тогда предупредил ливийцев, что Запад мобилизует своих "агентов" с тем, чтобы свергнуть действующую власть и захватить нефтяные богатства страны по примеру того, что сделано в Ираке.

Выступая в городе Себха /1 тыс.км к югу от Триполи/ накануне 30-й годовщины провозглашения в Ливии Джамахирии /государства масс/, лидер ливийской революции наставлял соотечественников следующими словами: "Необходимо, чтобы вы были внимательны перед лицом колониальных сил, которые стремятся растащить наши богатства. Эти американские и западные нефтяные компании не устраивает, что они не могут получать более 20 проц. доходов от совместной добычи нефти /по ливийскому законодательству - прим.авт./, поэтому они хотят взорвать ситуацию". "Враг не атакует нас непосредственно. Однако он мобилизует своих агентов с тем, чтобы реализовать свои интересы и украсть у нас власть, как это произошло в Ираке, где агенты продали моджахеда Саддама Хусейна", - утверждал М.Каддафи.

Судя по всему, подобная риторика зазвучала из уст Каддафи в связи с тем, что уже тогда Запад, недовольный нефтяной политикой Джамахирии, пытался воссоздать и консолидировать внутреннюю оппозицию ливийскому режиму.

В любом случае очевидным представляется то, что Франция стала планировать военную операцию против Ливии задолго до ее начала. На это указывала, в частности, алжирская газета "Экспресьон". По ее наблюдению, "империалисты всякий раз приходит на помощь диссидентам, взрощенным ими же самими". Что касается Франции, то "она при поддержке США и Великобритании превратила антиливийскую акцию в персональное дело". По ее справедливому замечанию, если согласиться с выдвинутым западными странами лозунгом защиты мирного населения, то почему под удар попала только Ливия, в то время как незамеченными остались события в Бахрейне, Йемене, Сирии? Этой газете вторит не нуждающийся в представлении Жан-Мари Ле Пен. Он подверг резкой критике французскую позицию, ясно указав, что движущим мотивом Парижа является не защита человеческих жизней, а контроль над ливийской нефтью.

По данным "Экспресьон", Франция и Великобритания еще 3 месяца назад начали подготовку к совместным учениям под условным наименованием "Южный Мистраль", которые должны были пройти в период с 21 по 25 марта. По замыслу учений, союзники должны были атаковать некую страну под названием "Южная земля" в Средиземноморье, где правит "диктаторский режим". Подготовка к "учениям", таким образом, позволила западным союзникам заранее приготовиться к войне, которая была запрограммирована по меньшей мере несколько месяцев назад.

Начало