Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (18-24 апреля 2011 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Йемене и Сирии. Президент Йемена А. А. Салех и руководство ведущих оппозиционных партий согласились с планом передачи власти в стране, предложенным аравийскими монархиями. В Сирии растут масштабы и ожесточенность противостояния властей и оппозиции. На минувшей неделе различные по направленности и масштабам акции протеста прошли в Йемене, Сирии, Египте, Ираке, Марокко, Саудовской Аравии и Омане. В связи с продолжающимися волнениями и политической нестабильностью в ряде арабских стран их руководители приняли решение об отмене общеарабского саммита, который должен был пройти в мае в Багдаде. Новая дата саммита должна быть определена 15 мая на совещании министров иностранных дел арабских государств.

23 апреля президент Йемена А. А. Салех, правящая партия Всеобщий народный конгресс (ВНК) и руководство основных оппозиционных партий сообщили о своем согласии с планом передачи власти в республике, который разработали выступившие в качестве посредников страны-члены ССАГПЗ. Документ предусматривает трехмесячный переходный период. Причем А. А. Салех должен уйти в отставку в течение 30 дней после формирования временного правительства национального единства во главе с представителем оппозиции. Свои полномочия глава государства должен передать вице-президенту, который совместно с временным кабинетом министров подго-товят выборы нового президента страны. При этом от оппозиции требуется незамедлительно прекратить все акции протеста. А. А. Салеху и его родственникам гарантируется иммунитет от судебного преследования. Сообщив о принятии инициативы аравийских монархий, представители йе-менской оппозиции заявили, что не согласны с тем, что парламент, где большинство мест принадлежит пропрезидентскому ВНК, должен принять или отклонить отставку главы государства. Оппозиция также не согласна с тем, что присягу нового правительства будет принимать А. А. Салех, настаивая на его отставке до формирования кабинета национального единства. Кроме того, лидеры оппозиции заявляют, что акции протеста будут продолжены до ухода президента в отставку. Последнее, в частности, они объясняют тем, что «не имеют власти над молодыми протестующими» (и это подтверждается демонстрациями, прошедшими в стране 24 апреля), которые не доверяют Салеху, отвергают план, предложенный ССАГПЗ, особенно в части, касающейся предоставления иммунитета президенту, требуя привлечения его к суду.

На всем протяжении минувшей недели в различных городах Йемена не прекращались многотысячные демонстрации с требованием немедленной отставки А. А. Салеха. Они сопровождались столкновениями с полицией и силами безопасности, имеются человеческие жертвы.

Все более напряженной и нестабильной становится обстановка в Сирии. В стране усиливается конфронтация между правящим режимом и оппозиционными силами. 21 апреля президент САР Б. Асад издал декрет об отмене действовавшего с 1963 г. чрезвычайного положения. Одновременно был упразднен Высший суд государственной безопасности, а население получило право на проведение мирных демонстраций после получения разрешения в МВД. Также был принят закон об ослаблении цензуры. В то же время власти объявили о запрете всех несанкционированных акций. Оппозиция назвала эти меры недостаточными, т. к. они не ограничивают произвол со стороны спецслужб. В различных районах Сирии проходили массовые демонстрации, участники которых требовали смены режима, отставки президента Б. Асада и правительства, предоставления реальных политических свобод.

Массовые волнения произошли в ночь с 18 на 19 апреля в Хомсе, третьем по величине городе страны, где власти силой разогнали протестующих. При этом с обеих сторон имелись многочисленные жертвы. Однако пик акций протеста пришелся на 22 апреля, когда в Дамаске и приле-гающих к столице районах, городах Хомс, Хама, Баниас, Камышли, Деръа, Израа и во многих других местах прошли антиправительственные демонстрации, в которых приняли участие десятки тысяч человек. В ходе столкновений с полицией и силами безопасности погибло свыше 100 демонст-рантов. 23 апреля в Дамаске снайперы открыли огонь по участникам похорон погибших демонстрантов. Было убито еще 12 человек. Официальные сирийские СМИ оправдывают применение силы агрессивным поведением демонстрантов, их нападениями на полицейских, государственные учре-ждения, офисы правящей в САР партии Баас, объекты частной собственности. Сообщается об 11 погибших и десятках раненых полицейских и сотрудниках сил безопасности. Произведены аресты активистов оппозиции. Усилена охрана границы с Ливаном с целью «пресечь проникновение тер-рористических банд» и ввоз оружия.

В знак протеста против насилия при разгоне демонстраций о своей отставке заявили два депутата парламента от провинции Деръа и муфтий этого региона. Действия сирийских властей осудили США и страны Евросоюза. В Дамаске же считают, что заявление президента США Б. Обамы с осуждением действий властей САР «не отражает реальных событий». МИД России в заявлении от 23 апреля выразил обеспокоенность событиями в Сирии, призвав правительство и все общественно-политические силы САР исключить насилие и «продолжить поиск справедливых решений назревших проблем в правовых рамках».

Сложная ситуация сохраняется в Ливии и вокруг нее. Оппозиционный режиму М. Каддафи Национальный переходный совет (НПС) активизирует действия по упрочению своих внешнеполитических позиций. Глава НПС М. А. Джалиль на минувшей неделе посетил Италию и Францию. В Париже президент Франции Н. Саркози обещал повстанцам усилить воздушные удары по силам Каддафи и заявил о намерении посетить столицу мятежников Бенгази. Великобритания, Франция и Италия сообщили, что направят в Бенгази группы своих военных советников для оказания повстанцам помощи в организации управления войсками и логистике, но без права участия в боевых действиях. НПС настаивает на предоставлении ему заблокированных в соответствие с резолюциями Совбеза ООН средств режима Каддафи. Эту позицию НПС поддерживает Франция. Руководители повстанцев также считают, что заставить М. Каддафи уйти из власти можно лишь при помощи военной силы и не видят политического выхода из создавшейся ситуации, настаивая на усилении силового воздействия на режим со стороны международной коалиции. Евросоюз продолжает подготовку военно-гуманитарной операции в Ливии. 22 апреля Бенгази посетил влиятельный аме-риканский сенатор Дж. Маккейн, призвавший мировое сообщество признать НПС и оказать повстанцам всяческую помощь. О признании НПС объявил 21 апреля Кувейт. Со своей стороны, правительство Ливии вновь выразило желание вести переговоры по мирному урегулированию конфликта, заявило о намерении провести в стране свободные выборы через полгода после прекращения вооруженного противостояния и даже вести речь о будущем М. Каддафи. Министр иностранных дел России С. Лавров 24 апреля в телефонном разговоре с главой правительства Ливии Б. аль-Махмуди сообщил о готовности Москвы содействовать урегулированию ситуации в этой стране при условии выполнения решений Совета Безопасности ООН и прекращения огня.

На фронтах военных действий бои продолжались на востоке Ливии в районе Марса-эль-Брега и Адждабия. 23 апреля ливийские власти заявили о выводе войск из Мисураты и предоставлении местным племенам возможности урегулировать ситуацию в городе. Тем не менее, обстрелы Мисураты продолжаются. На западе Ливии повстанцы вышли на один из участков границы с Тунисом, а правительственные войска заняли г. Яфран. Авиация стран НАТО продолжала наносить удары по войскам М. Каддафи и различным объектам в районе Триполи и в других местах. С 23 апреля американские БПЛА начали наносить удары по войскам Каддафи. Председатель Комитета начальников штабов (КНШ) ВС США адмирал М. Маллен считает, что ситуация в Ливии движется к «патовому» состоянию, когда ни одна из сторон не сможет предпринять каких-либо быстрых и решительных действий.

На юге Египта в провинции Кена не прекращаются массовые протестные выступления мусульман против назначения губернатором региона христианина-копта бывшего генерала полиции И. Михаила. Наибольшую активность при этом проявляют ультраконсервативные салафиты. К ан-типравительственным выступлениям присоединились и «братья-мусульмане». Участники протестных выступлений нападают на правительственные учреждения, перекрывают дороги и мосты.

Продолжаются протестные выступления в Ираке. В Сулеймании (курдская автономия) регулярно происходят столкновения демонстрантов с полицией, ранены десятки человек. Демонстранты выступают против политики курдских властей. В Багдаде, Мосуле и Басре 22 и 23 апреля прошли демонстрации с требованием вывода из страны американских войск. Демонстранты также требовали улучшения работы коммунальных служб, усиления борьбы с безработицей и коррупцией. Кроме того, в Багдаде прошла демонстрация с требованием немедленного вывода саудовских войск из Бахрейна. Премьер-министр Ирака Н. аль-Малики после переговоров в Багдаде с председателем КНШ ВС США адмиралом М. Малленом заявил, что правительство не будет просить о продлении пребывания американских войск в стране после 2011 г., хотя сохранит «прочные военные узы» с Вашингтоном.

22 апреля шииты вновь провели демонстрацию протеста в Восточной провинции Саудовской Аравии, призвав власти королевства уважать права человека и воспрепятствовать закрытию шиитских мечетей в Бахрейне.

Король Саудовской Аравии Абдалла заявил 19 апреля о полной поддержке Бахрейна в деле обеспечения безопасности и стабильности, отвергнув обвинения во вмешательстве во внутренние дела этой страны. Монарх подчеркнул, что «безопасность Саудовской Аравии и Бахрейна неделима».

В Марокко прошли мирные демонстрации, участники которых призывали власти к скорейшему проведению политических и социально-экономических реформ, усилению борьбы с коррупцией и произволом чиновников. В городе Салала на юге Омана 22 апреля демонстранты требова-ли расследовать случаи коррупции и злоупотребления чиновников госаппарата.

Председатель КНШ ВС США адмирал М. Маллен, посетивший на минувшей неделе Пакистан, заявил, что пакистано-афганские пограничные районы являются «эпицентром мирового терроризма», т. к. там обосновались сразу несколько террористических группировок, включая «Аль-Каиду». Причем возможности террористов нарастают, а их деятельность все чаще выходит за пределы региона. При этом М. Маллен обвинил Объединенное разведывательное управление Пакистана в оказании помощи афганским талибам, что в Исламабаде категорически отвергают. В целом же глава КНШ положительно оценил итоги своих переговоров с пакистанскими военными. Сообщается, что США поставят Пакистану 85 легких разведывательных БПЛА RQ-15, а общий объем американской военной помощи этой стране в 2011 финансовом году составит примерно 3 млрд долларов. В ответ на американские обвинения командующий пакистанской армией генерал А. П. Кияни заявил, что правительственные войска «сломали хребет» боевикам, связанным с талибами и «Аль-Каидой».

23-24 апреля на северо-западе Пакистана в районе Пешавара прошли многотысячные акции протеста против действий американских БПЛА, жертвами которых часто становятся мирные жители. Демонстранты перекрыли дорогу, по которой осуществляется снабжение войск НАТО в Аф-ганистане.

Обстановка на Юге Судана становится все более нестабильной. В настоящее время южносуданская армия ведет бои сразу с семью повстанческими группировками. Руководство Юга обвиняет Хартум в поддержке мятежников. В ответ министр обороны Судана генерал М. Хусейн заявил, что если южносуданские власти не прекратят поддержку повстанцев, действующих в Дарфуре на западе страны, то правительство может предпринять военные акции против южан. По мнению зарубежных экспертов, Южный Судан после получения в июле независимости может превратиться в «несостоявшееся государство», представляющее угрозу всему региону.

Приложение

Об эмиратско-американских отношениях

Официальные отношения между Объединенными Арабскими Эмиратами и Соединенными Штатами были установлены в декабре 1971 г. вскоре после получения страной независимости. В настоящее время, «несмотря на периодические разногласия по некоторым проблемам» региона Персидского залива и арабского мира, ОАЭ являются одним из наиболее важных и надежных военно-политических партнеров США в зоне Персидского залива и на Ближнем Востоке в целом.

Во второй половине 1980-х гг. в период ирано-иракской войны Эмираты для обеспечения защиты своего суверенитета и государственных интересов пошли на значительное расширение военно-политического сотрудничество с США. Так, американским военным кораблям было предос-тавлено право захода в порты страны, осуществлять в них ремонт и заправку топливом. В 1990-1991 гг. Эмираты приняли самое активное участие в международной военной коалиции во главе с США с целью освобождения Кувейта от иракской оккупации. В 1998 г. США использовали воздушное пространство страны в интересах нанесения воздушных ударов по Ираку (операция «Лис пустыни»).

В 2001 г. ОАЭ оказали поддержку США в войне против режима талибов в Афганистане и по настоящее время предоставляют свои аэродромы для базирования американской разведывательной и транспортной авиации, участвующей в афганской кампании. В 2004 г. Эмираты направили в Афганистан для действий в составе возглавляемой США международной коалиции подразделение своих вооруженных сил (250 чел.), оказывают кабульскому правительству финансовую и гуманитарную помощь. ОАЭ также поддержали инициативу США по оказанию финансовой помощи Па-кистану в рамках программы «Друзья Пакистана».

В 2003 г. эмиратская территория и воздушное пространство использовались вооруженными силами США в операции по свержению режима С. Хусейна в Ираке. По просьбе Вашингтона ОАЭ оказали содействие новым иракским властям в различных сферах, в т. ч. в деле подготовки кадров для армии и полиции, их технического оснащения, предоставили Ираку финансовую и гуманитарную помощь. ОАЭ стала первой арабской страной, направившей своего посла в Багдад после 2003 г.

Учитывая уроки кувейтского кризиса, растущую военную мощь Ирана, отсутствие полноценных собственных возможностей для надежного обеспечения внешней безопасности и обороны государства, а также военную слабость союзников по ССАГПЗ, руководство ОАЭ, начиная с 1990-х гг., сделало упор на развитие тесного военно-политического партнерства, а фактически союзнических отношений с ведущими странами Запада – США, Великобританией и Францией, имея при этом цель получить от них гарантированную военную помощь в случае внешней агрессии. Вместе с тем, это не означает жесткой привязанности Абу-Даби к политическому курсу Вашингтона, отказа от самостоятельности внешней политики страны.

Эмиратские лидеры подчеркивают «стратегический характер» отношений с США, их важность для поддержания стабильности в районе Залива. В Абу-Даби считают, что пока регион Персидского залива остается в зоне американских интересов, объектом долгосрочных политических, экономических и военных интересов Вашингтона, это будет гарантировать безопасность ОАЭ. Между двумя странами поддерживаются регулярные политические и военные контакты. Высокопоставленные руководители госдепартамента США и Пентагона регулярно посещают ОАЭ, а по-литические и военные руководители Эмиратов – Вашингтон.

Ядерная программа Ирана «вызывает тревогу» в Абу-Даби, поэтому руководство страны поддерживает американский курс на усиление политического и экономического давления на Тегеран с целью не допустить появления у ИРИ ядерного оружия. Эмираты поддерживают и выполняют резолюции Совета Безопасности ООН, запрещающие передачу Ирану «чувствительных» материалов и технологий. Власти страны закрыли большое число местных и иностранных фирм, занимавшихся реэкспортом в ИРИ технологий двойного назначения и «контролируемых» материалов. ОАЭ поддержали инициативу США по созданию системы ПРО в зоне Персидского залива для защиты территории аравийских монархий от возможных иранских ракетных ударов.

Что касается арабо-израильского урегулирования, то ОАЭ часто критикует позицию США, настаивает на усилении американского давления на Израиль, в частности, по вопросам недопущения расширения еврейских поселений на Западном берегу реки Иордан и создания палестинского государства.

ОАЭ являются одним из важнейших торговых партнеров США в регионе. В 2010 г. американский экспорт в Эмираты составил 11,68 млрд долларов (включая военную продукцию), а импорт из ОАЭ – 1,145 млрд долларов. Эмираты закупают в Америке преимущественно продукцию машиностроения и другие промышленные товары, а продают США сырую нефть (до 50 проц экспорта), одежду и драгоценности. На территории ОАЭ действуют свыше 750 американских компаний и проживают около 30 тыс. граждан США. Эмиратские компании активно инвестируют свои средства в различные отрасли американской экономики (3,5 млрд долларов в 2006 г.). В то же время американцы ограничивают сферы деятельности эмиратского капитала, не допуская его в стратегические отрасли – крупные морские порты, военную промышленность, электронику. Для этого используется закон, предусматривающий ограничение иностранных инвестиций, если они могут нанести вред национальной безопасности США. До настоящего времени ОАЭ и США не смогли заключить соглашение о свободной торговле, хотя переговоры по этому вопросу начались в 2004 г. Эмираты в 2009 г. первыми из арабских стран подписали с США соглашение о сотрудничестве в сфере мирной ядерной энергетики, которое предусматривает обмен ядерными технологиями, материалами и оборудованием для АЭС, отказ ОАЭ от обогащения урана на своей территории, контроль МАГАТЭ над ядерной деятельностью страны.

ОАЭ и США активно сотрудничают в борьбе с терроризмом, включая вопросы контроля торговых и финансовых операций. На таможне Дубая находится небольшая группа американских таможенников и пограничников, которые взаимодействуют с местными спецслужбами, контролируя грузы, поступающие из США, в т. ч. с целью воспрещения реэкспорта в Иран товаров, запрещенных для продажи в эту страну. Американцы оказывают Эмиратам техническую и иную помощь в вопросах улучшения охраны границ и таможенного контроля.

Военно-техническое сотрудничество между ОАЭ и США началось в 1975 г. В 1994 г. стороны подписали соглашение, предусматривающее заблаговременное размещение на территории ОАЭ запасов вооружения и материальных средств ВС США, строительство военных объектов, проведе-ние совместных мероприятий по боевой подготовке. Имеется договоренность об аренде американцами аэродромов Рас-эль-Хайма и Эль-Фуджейра, которые по планам оперативного развертывания группировки военной авиации США в регионе предназначены для базирования тактической авиации и стратегических самолетов-разведчиков. На территории ОАЭ имеются небольшие склады для американских ВМС, в качестве пункта материально-технического обеспечения ВМС США используют порт Эль-Фуджейра, американские военные корабли и суда имеют право захода в порт Абу-Даби. На регулярной основе проводятся совместные учения ВС двух стран.

В настоящее время Соединенные Штаты являются ведущим поставщиком вооружения и техники для эмиратских ВС. Америка в 2002-2009 гг. заняла первое место по стоимостному объему экспорта ОАЭ продукции военного назначения: 9,431 млрд долларов или 60,4 проц рынка. Всего же по состоянию на 2009 г., по данным тогдашнего главы Объединенным центральным командованием ВС США генерала Д. Петрэуса, Эмираты приобрели в США военную продукцию на общую сумму в 18 млрд долларов. По планируемому военному экспорту в ОАЭ в 2010-2013 гг. согласно подписанным контрактам и намерениям первое место также должны занять США – 12,825 млрд долларов (71,6 проц от общего прогнозируемого объема поставок). В Вашингтоне рассматривают масштабные военные поставки ОАЭ как средство усиление системы безопасности в зоне Персидского залива, создаваемой США и направленной против Ирана. Причем в Вашингтоне считают, что в этой системе роль и значимость американских партнеров должны возрастать. Наряду с другими аравийскими монархиями ОАЭ участвуют в руководимом США «Диалоге по безопасности в Заливе», целью которого, как заявляют в Вашингтоне, является «сдерживание Ирана».

Руководство ОАЭ подчеркивает необходимость продолжения многопланового военного сотрудничества с США в интересах поддержания военно-политической стабильности в регионе.

Начало