Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

К итогам выборов в Тунисе

А.А.Быстров

Прошли первые в истории Туниса свободные выборы. Так, по крайней мере, об этом пишут в западных СМИ. Согласимся полностью, без всяких натяжек. Эти выборы являлись действительно свободными, и они были востребованы абсолютным большинством населения страны (очереди на участки составляли до 200 человек в течение всего дня голосования). Об этом свидетельствует и явка избирателей, которая составила, по предварительным опросам, до 70% избирателей. Всего же их по стране и за рубежом было зарегистрировано 4 млн.

Как и предполагалось, на выборах уверенно лидирует исламистская партия «Ан-Нахда», которая собирает до 40% мест в будущей Учредительной Национальной Ассамблее (УНА). С большим отставанием от нее идут «светские» прозападные партии Прогрессивно-демократическая партия /ПДП/, во главе которой стоит известный политик Ахмед Наджиб Шебби; Демократический блок за труд и свободу (ДБТС) Мустафы бен Джафара и Республиканский конгресс (РК) Монсефа Марзуки. Причем последний рассматривается рядом экспертов как возможный союзник «Ан-Нахды» по будущему альянсу. ПДП наберет, по разным оценкам, 8-10%; ДБТС и РК– 5-6% .

Все ломают голову над причинами успехов исламистов, а они крайне прозаичны. Начнем с того, что лидер «Ан-Нахды» Р.Гануши очень ясно говорит о том, что в случае прихода к власти они не будут строить истинно теократическое государство «а ля Иран». Ориентир для «Ан-Нахды» - это турецкая модель развития, которая устраивает большинство населения страны. То есть умеренный «мягкий» ислам, всестороннее развитие экономики; плюрализм мнений и сохранение многопартийности. При этом о «полнокровном» введении шариата не может быть и речи. Турция предоставила мусульманскому миру очень гибкую и «удобную» модель развития, в которой сочетаются исламская составляющая с существованием светской власти и многопартийности. Именно в этом заключается основная привлекательность для избирателей, которые полностью отвергают возвращение к любой форме диктатуры, как бы она при этом не называлась. И объясняется это, прежде всего экономическими причинами, ибо как показывает практика, любая диктатура рано или поздно начинает душить экономических конкурентов «не из клана», а турки в своей схеме дают возможность людям «из низов» интегрироваться и в экономику, и в политику. Кроме того, она дает возможность взять все привлекательное из Европы, сохраняя при этом свою некую национальную самобытность. Ровно поэтому именно турецкая модель и будет основным ориентиром для избирателей не только в Тунисе, но и в Египте, а возможно и в Ливии. Хотя в последнем случае, с большими оговорками. Для Туниса же Турция очень близка по укладу экономики и по степени «европеизации».

Светские тунисские партии не могли не проиграть. Они просто не предлагают ничего нового. Их экономическая программа не подкрепляется ничем, кроме сухих экономических выкладок, в которых большинство тунисцев понимают мало. Та же ПДП долгое время находилась в официальной оппозиции к режиму Бен Али и, как всегда бывает в таких случаях, между ними образовался своеобразный симбиоз. Тунисцы просто на протяжении долгих лет слушали высказывания лидеров ПДП, которые при этом не сопровождались ничем более действенным. А в желании народа - сменить собеседников кардинальным образом, и дать возможность иным лицам показать, на что они способны. Это обычная история, которая сопровождает падение любых диктатур, и чему так удивляются политологи, непонятно. Повторим, что этот процесс «поиска новенького» будет идти по всему мусульманскому миру. И лидером на эту роль всегда и везде (по крайней мере на первом этапе) будут «мягкие исламисты», так как они на примере Турции доказали свою состоятельность прежде всего в экономических вопросах, не зажимая при этом «религиозные гайки». Тунисцы жаждут справедливости и ликвидации коррупции, что не могут дать «светские», которые были в той или иной степени инкорпорированы в прежнюю модель управления. Нужен «новый игрок», у которого в силу обстоятельств просто не было возможности запятнать себя. И этот игрок в мусульманском мире сейчас только объективно один – умеренные исламисты.

Их победа на прошедших выборах – это лишь пробный камень. По итогам волеизъявления будет сформирована Учредительная Национальная Ассамблея (УНА), на которую возложена задача формирование новой конституции. Вот почему «Ан-Нахда» так рвется получить в ней большинство. Нет уверенности в том, что ее лидеры проявили бы такую же прыть, если бы речь шла о формировании органов исполнительной власти. Сейчас они получают возможность оказать влияние на формирование основного закона, который определит жизнь тунисского общества, как минимум, на среднесрочную перспективу. Естественно, что там не будет место шариату, но какие-то элементы мягкого исламизма, благодаря усилиям «Ан-Нахды» там будут обязательно присутствовать. Что-то типа многоженства или свободы отправления культовых обрядов.

Другое дело – исполнительная власть. Надо если не ликвидировать, то серьезно уменьшить безработицу, которая составляет сейчас рекордные 600 тыс. человек. То есть, каждый восьмой тунисец не имеет работы. Введение шариата в данном случае не поможет. Запретить спиртное в «туристической стране» конечно можно, но если при этом иметь еще «катарский газ» или «саудовскую нефть». В противном случае, безработным станет каждый второй. И это не говоря об экономической элите, которая имеет очень сильные прозападные ориентиры и связи, и не собирается их переориентировать на «заливников». Тем более, что последние не торопятся «вкладываться» в Тунис, что называется, «по полной». Как и страны ЕС, которые тем самым показывают будущим властям страны, что будущее сотрудничество будет очень сильно зависеть от их идеологии. Поэтому «Ан-Нахда» просто вынуждена играть по «мягким правилам».

И еще один момент, который присущ для всех «арабских революций», но который пока «не замечает» большинство политологов. Это огромная популярность революционных идей справедливости Че Гевары, изображения которого присутствуют повсеместно. Это характерно не только для Туниса, и как кажется, объясняется не только модой. Самыми популярными песнями, которые транслируются по радио, являются песни чилийского «Народного Фронта» времен С.Альенде или итальянских партизан. Это течение очень популярно среди молодежи, которая инстинктивно ищет своих путей достижения социальной справедливости. Остается только гадать, насколько долго такая тенденция сохранится, и во что она может вылиться в результате. По всей видимости, ровно столько, сколько новые власти будут решать экономические проблемы.

Начало