Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Развитие военно-технического сотрудничества ФРГ и Израиля: оценки экспертов

И.С.Берг

Военно-техническое сотрудничество ФРГ и Израиля осуществляется, начиная с середины 1950-х гг. Оно с самого начала затрагивало сферу производства оружия. Военно-технические контакты осуществлялись с различными целями. Во-первых, для организационного формирования боеспособных армий обеих стран, проходившего практически одновременно. Во-вторых, для создания соответствующего арсенала создававшихся армий. В-третьих, для конструирования уникальных видов вооружения на базе новейших технологий. В-четвертых, для продажи различных типов оружия с тем, чтобы обеспечить приток валюты, что было важно и для ФРГ и для Израиля, но для Израиля в особенности. В-пятых, даже тогда, когда Израиль стал разработчиком и производителем новых видов вооружений, экспортная доля Европы в разные годы не превышала 10-15%. Израилю необходим был мощный менеджер в Старом Свете, чтобы полнее осваивать европейский рынок. Им и стала ФРГ. Чтобы плотнее привязать Германию к партнерству подобного рода, надо было подключить ее к израильской оборонке. В этой связи, отмечают немецкие исследователи, с середины 90-х годов значительно увеличилось число совместных предприятий, при этом обычно израильские компании поставляли современные технологические решения или готовые подсистемы, а немецкие выступали в качестве генерального подрядчика на европейском рынке, указывает военный эксперт BITS (Berliner Informationszentrum fuer Transatlantische Sicherheit) Кристофер Штайнметц.

Он отмечает: первое из таких совместных предприятий - созданное в 1995 году компаниями Rafael и Zeiss Eltro Optronik - участвовало в тендере на получение заказа бундесвера по производству лазерных целеуказателей Litening Pod к 20 самолетам Tornado. Rafael поставила базовую технологию, в то время как Zeiss интегрировала свою оптико-электронную систему FLIR SYNERGI. Технология FLIR также должна была быть включена в заявку Rafael на оборудование израильских самолетов F-16. Далее последовало совместное участие в конкурсах, касающихся производства истребителя JAS-39 Gripen, и другие проекты в военно-воздушной сфере.

В настоящее время идея подключения израильских компаний – обладателей уникальных технологий – к немецкому генподрядчику получила выражение в проекте по производству оружия для многоцелевого истребителя Eurofighter. Самолет создан конструкторами и производственниками Великобритании, ФРГ, Италии и Испании. Он несет от 6,5 до 8 тонн ракет, бомб и другого оружия. В настоящий момент предпринимается замена на более совершенное вооружение, которое произведут усилиями инженеров и конструкторов ФРГ и Израиля. Речь идет об усовершенствовании ракет класса «земля-воздух», комплект которых будет нести истребитель. Когда в Европе говорят «ближневосточные технологии», имеют в виду разработки израильских специалистов, пользующиеся спросом во всем мире, уточняет обозреватель ftd Герхард Хегманн.

Последний проект, начало которого датируется 8 июня 2010 г., затрагивает интересы нюрнбергского концерна Diehl, а именно предприятия Diehl Defence (годовой оборот 690 млн евро в 2009 г., 3200 сотрудников). «Мы планируем немецко-израильское сотрудничество в сфере высоких технологий, - поясняет шеф Diehl Defence Клаус Гюнтер. – Это позволит создать как ракеты с высокой точностью наведения для Eurofighter, так и оснастить бундесвер так называемыми «скользящими бомбами». И в том и в другом случае будут использованы технологии от Diehl и израильского оборонного концерна Rafael».

Усовершенствованная ракета получила название Pilum, как называлось метательное копье, которое было на вооружении римских легионеров еще за 600 лет до н.э., и поныне удивляющее простотой и эффективностью. Даже если оно не поражало цель, то впивалось в щит противника и за счет тяжелого древка выбивало щит из рук, делая бойца уязвимым в ближнем бою. Pilum обладает подобным поражающим эффектом. Она неизменно поражает цель, находящуюся на расстоянии в 100 км. (оно считается относительно безопасным расстоянием для самолета), используя либо спутниковые данные (GPS) либо систему электрооптической навигации. Это позволяет пилоту следить за тем, как ракета ведет себя в полете, что особенно важно, когда речь идет о движущихся целях. Как и пресловутое римское копье, Pilum, ввиду сдвоенной ориентации, идеально подходит для поражения наземных и надводных целей (в частности, радарных установок систем ПВО, любых оборонных укреплений и кораблей), поскольку дает максимально возможный процент попадания.

В качестве образца для Pilum использована ракета Spice, которую в свое время разработала компания Rafael. Эта технология, успешно использовавшаяся в течение многих лет на различных управляемых ракетах. Представляя совместный проект Diehl и Rafael 26 июня с.г. на авиасалоне в Ле-Бурже под Парижем , Клаус Гюнтер отметил, что вначале разработка будет предложена бундесверу, чтобы последующие покупатели – производители Eurofighter - имели возможность убедиться в достоинствах Pilum. Одновременно он указал, что бундесвер уже протестировал «скользящие бомбы» (Hosbo), основанные на сочетании технологий Diehl и Rafael, и эксперты дали оружию высокие оценки.

Совместные немецко-израильские разработки означают задействование научного и инженерно-конструкторского потенциала как исследовательских центров обеих стран, так и концернов Diehl, Rheinmetall и Rafael. Напомним, что общество с ограниченной ответственностью EuroSpike GmbH (штаб-квартира в Ретенбахе близ Нюрнберга) было основано в 2004 году тремя участниками: Diehl BGT Defence GmbH & Co. KG (Юберлинген, 40%), Rheinmetall Defence Electronics GmbH (Бремен, 40%), Bremen и Rafael Advanced Defense Systems Ltd., (Хайфа, 20 %). EuroSpike - поставщик ракетных систем SPIKE, обеспечивающих, как указывается в военно-технических журналах Запада, «самое высокое качество, отличный сервис и экспертную поддержку в течение всего времени работы системы».

В настоящее время специалисты ФРГ и Израиля ведут усовершенствование немецкой бронемашины Puma, используемой при патрулировании и оперативной наземной доставки небольших подразделений и эвакуации раненых. В рамках стратегии партнерства бундесвер в Афганистане оснащается беспилотниками Heron производства израильского концерна IAI (Израиль Aerospace Industries), причем, Израиль обеспечил обучение немецких специалистов. Примечательно в этой связи, что первый совместный немецко-израильский опыт был накоплен в конце 80-х гг. при создании беспилотного летательного аппарата.

Новый проект, предпринятый Diehl и Rafael и касающийся оснащения Eurofighter, не только расширяет сферу сотрудничества, но и позволяет конструкторским группам двух стран значительно сократить время и суммы на разработку новых технологий, если бы они создавались порознь. Процесс объединения усилий немцев и израильтян значительно обострит ситуацию в сегменте вооружений для самолетов, прогнозируют эксперты ФРГ. Данный процесс протекает в рамках тенденции сближения инженерно-конструкторских кадров Израиля и Европы. Так, в ходе работы авиасалона в Ле-Бурже Airbus Military, дочерняя компания EADS, договорилась о сотрудничестве с израильским концерном IAI о строительстве новых систем воздушной радиолокационной разведки. Это сделано для того, чтобы создать европейский аналог американской системы AWACS и покончить с монополией США в этой сфере. Европейская система вооружений, дополненная израильскими технологиями, ничуть не хуже заокеанской. «Жесткая конкуренция всегда полезна», отметил Клаус Гюнтер, указывая, что только в таких условиях можно осуществлять прорыв в высоких технологиях.

Следующий этап немецко-израильского военно-технического сотрудничества в аспекте Diehl-Rafael – создание ракет для будущей системы ПВО для бундесвера, которая хотя и дороже на 20 процентов, но на 80 процентов эффективней приостановленного в последнее время трансатлантического многомиллиардного проекта Meads (Medium Extended Air Defense System), в котором задействованы США, ФРГ, Франция и Италия. Только ФРГ должна затратить 1,25 млрд евро, что составляет четверть всех затрат. По мнению эксперта от зеленых Александра Бонде, эту сумму гораздо разумней можно потратить на противоракетные системы альтернативного характера, что и собирается сделать ФРГ, вместе с Италией готовящая соответствующий проект. Важная роль в нем отведена израильскому концерну Rafael.

Комментируя последние примеры развития военно-технического сотрудничества Diehl-Rafael, немецкая пресса напоминает о событии, относящемся к 1987 года, когда отмечалось 80-летие Фердинарда Фридриха Вильгельма Карла Диля, основателя концерна Diehl и почетного председателя одноименного фонда. Семью предпринимателя и Израиль связывает давная личная история. В свое время Франц-Йозеф Штраус и Карл Диль пришли к выводу, что их общей задачей является безопасность Израиля. Озабоченность по поводу угроз самому существованию Израиля объяснялась военно-политическими и экономическими причинами, поэтому Карл Диль способствовал первым поставкам немецкого вооружения Израилю. Однако хозяйственный интерес – не единственное, что связывает Карла Диля и Израиль. Он прошел непростой путь от деловых отношений к дружеским и личным. Когда в Израиле его друзья высадили в честь его 80-летия деревья, это чисто по-человечески его очень тронуло, подчеркивается на сайте концерна.

1954 год - этим временем датируется официальный старт германо-израильских связей в области вооружений. Первая же сделка была посвящена укреплению израильских ВМС. Это – доставка в Израиль, несмотря на существовавший в ту пору запрет, двух патрульных катеров, которые, по данным эксперта Шломо Шпиро, были произведены в 1955-56 гг. в Бремене. После того, как в 1958 году главы оборонных ведомств Шимон Перес и Франц Йозеф Штраус договорились о дальнейших поставках вооружений, в сторону Ближнего Востока, но замысловатыми окольными путями были доставлены различные типы вооружений. В частности, транспортные самолеты Noratlas (через Францию), подводные лодки типа GAL (через Великобританию). Все это существенно пополняло арсенал Израиля и давало уверенность в том, что на вооружении молодого государства, несмотря на враждебное окружение, имеется техника, способная дать отпор агрессорам.

Последние десятилетия отмечены рядом существенных военных заказов, которые были выполнены в соответствии с долгосрочной программой военно-технического сотрудничества, одобренной правительствами обеих стран. В данном ряду выделяется проект по созданию подводной лодки Dolphin. Идея проекта относится к концу 70-х гг., когда командование израильских военно-морских сил определило стратегию ВМФ и, в соответствии с ней, требования: в течение ближайших лет получить на вооружение пять дизельных подводных лодок водоизмещением 1500 тонн, которые должны заменить три подводные лодки GAL (тип 540).

В настоящее время Германия продолжает поддерживать израильскую морскую программу вооружений, готовя очередную подводную лодку класса Dolphin, указывает военный эксперт Отфрид Нассауэр. По его данным, правительство Германии предприняло ряд мер по пересмотру федерального бюджета, чтобы вновь помочь Израилю, на этот раз при закупке следующей, шестой по счету подводной лодки класса Dolphin. Томас де Мезьер, министр обороны ФРГ, подтвердил это решение во время своего первого официального визита в Израиль в начале июля с.г. Проект правительства в рамках германского бюджета на 2012 год означает в общей сложности 135 млн евро финансовой помощи, чтобы субсидировать Израиль при закупке продукции «оборонного назначения» от немецких производителей в течение ближайших четырех лет. Однако это – лишь часть расходов на производство Dolphin.

Если немецкий парламент одобрит предлагаемый бюджетный расклад в ходе осеннего обсуждения, это будет означать, что правительство Израиля, считающее приобретение шестой подлодки Dolphin приоритетной задачей, с ней справилось. (Поясним, что приоритетной приобретение Dolphin считается в связи с тем, что подводный флот Израиля – ядро доктрины гарантированного возмездия в случае нападения с использованием оружия массового поражения). Пока все в стадии обсуждения. По крайней мере, в начале июня правительство Германии на запросы депутатов по этому поводу заявило, что «федеральное правительство не приняло окончательных решений по этому поводу».

Нерешительность кабмина ФРГ легко объяснима. Следует отметить, что военная помощь Израилю по закупке немецких подводных лодок, которые сооружаются на германских верфях с учетом конструктивных особенностей, разработанных совместно экспертами Любека и Хайфы, традиционно, в течение последних двух десятилетий осуществляется на деньги немецких налогоплательщиков. Израиль частично покрывает расходы. Если первые Dolphin обходились Германии в 500 млн евро, то предполагаемые субсидии для программы по производству шестой полодки составляют более 1 млрд евро. Это связано с дополнительным совершенствованием, которое при уже достигнутой уникальности (возможность автономного плавания 30 дней; дальность автономного плавания 8 тыс. миль; подводная скорость до 20 узлов; системы управления огнем и электронной разведки; наличие крылатых ракет) сделают Dolphin центром контроля в акватории радиусом 900-1000 миль.

Военные историки напоминают: в 1990-х годах правительство Германии выделило 880 млн немецких марок, чтобы изготовить две дизель-электрические подлодки Dolphin, которые были переданы в дар Израилю. Позже 220 млн немецких марок были добавлены в счет 50-процентной доли расходов на производство третьей подлодки. Три первые подводные лодки были поставлены в течение 1999-2000 гг. и находятся в составе израильского ВМФ.

Пять лет спустя красно-зеленое правительство канцлера Герхарда Шредера и министра иностранных дел Йошки Фишера в свой последний день во власти дали согласие на новые субмарины, в связи с чем 21 ноября 2005 года заместители министров ФРГ и Израиля подписали соглашение «о помощи со стороны правительства Федеративной Республики Германии по строительству двух подводных лодок для израильского флота». Новые подлодки были более крупными, более маневренными и более современными : двигатели были заменены и усовершенствованы, была полностью изменена система воздухообеспечения, что увеличивало дальность похода и время работы под водой. Цена на эти лодки была намного выше прежней: в совокупности 1 млрд евро. Израиль не мог финансировать проект без посторонней помощи. Поэтому Германия пообещала выплатить до одной трети цены непосредственно из собственного бюджета и помочь Израилю заработать валюту на другую треть путем приобретения продукции оборонного характера из Израиля. Таким образом Израиль должен был оплатить фактически только последнюю треть затрат. В настоящий момент эти четвертая и пятая подводные лодки находятся в стадии строительства на кильской верфи HDW (Howaldtswerke-Deutsche Werft). Поставка запланирована на 2012 и 2013 годы. Однако пока не совсем ясно, будет ли выдержан этот график. Правительство Норвегии сообщило руководству HDW, что по причине ввода ограничений в Норвегии в отношении экспорта оружия, оно не разрешит использовать HDW норвежскую военную инфраструктуру для проверки этих лодок в глубоких водах (традиционно все подводные лодки, которые строятся на верфи HDW, тестируются в Норвегии).

Производство в Германии подводных лодок для Израиль вызывает политические споры в течение длительного времени, констатирует Отфрид Нассауэр. В центре внимания две основные проблемы: во-первых, эксперты опасаются, что Израиль может использовать эти лодки в качестве систем доставки ядерного оружия и, таким образом, реализовать угрозу своего незаявленного ядерного арсенала. В этом случае Германия волей-неволей будет способствовать распространению ядерного оружия на Ближнем Востоке, обеспечивая Израиль подводными лодки как средством его доставки. С другой стороны, существуют проблемы неядерного характера, поскольку Израиль – обладатель чрезвычайно эффективных подлодок, которые одним своим появлением могут стать поводом для эскалации конфликтов в неспокойном регионе Ближнего Востока.

Подлодки класса Dolphin были разработаны в соответствии с израильскими требованиями. Торпедные отсеки лодок являются экстраординарными: содержат шесть стандартных торпедных аппаратов, имеющих диаметр 533 мм. Этого достаточно, чтобы пустить в ход все оружие, которое официально несет «Дельфин»: торпеды, ракеты Harpoon и мины. Однако есть также четыре дополнительных больших торпедных аппарата, имеющих диаметр 650 мм. Эксперты предполагают, что Израиль включил их в свой список требований к конструктивным особенностям, чтобы сохранить вариант для запуска крылатых ракет с ядерной боеголовкой. На эти подозрения наводят испытания крылатых ракет, способных преодолевать 1000-1500 км, которые были проведены в 2000 году у побережья Шри-Ланки. По другой версии, диаметр 650 мм., заложенный при конструировании в инженерном центре Любека, означает вероятность использования торпедных отсеков боевыми пловцами и силами спецназа.

Конструктивные особенности, а также уникальность топливных элементов силовой установки позволяют эксплуатировать эти подлодки для походов из Красного моря в Персидский залив, Аравийское море и Индийский океан и, следовательно, вплотную подходить к иранским берегам. Таким образом могут решаться различные задачи: сбор разведданных, съемка и отслеживание морских перевозок, наблюдение за работой наземных, надводных и подводных систем обороны, проведение специальных операций. Подобные действия могут спровоцировать соответствующую реакцию как иранских так и арабских властей, указывает Отфрид Нассауэр.

ВЫВОДЫ

Первый. Развитие военно-технического сотрудничества ФРГ и Израиля основано на двух элементах: мощная производственно-финансовая база Германии и израильские разработки в сфере высоких технологий. И база и технологии являются уникальными. Это отражено в последнем по времени проекте по производству оружия для многоцелевого истребителя Eurofighter, которое создается инженерами и конструкторами ФРГ и Израиля.

Второй. Европейская система вооружений, дополненная израильскими разработками, является технологическим ответом на ряд разработок США и способна стать их мощным конкурентом, а, стало быть, катализатором в борьбе за различные сегменты рынка вооружений.

Третий. В ходе военно-технического сотрудничества ФРГ и Израиля происходит взаимное обогащение идеями и технологиями, что превращает обе стороны в равноценных партнеров при сохранении уникальных особенностей военно-промышленного комплекса каждой из стран. Если учесть, что между учеными и инженерами двух стран практически нет секретов друг от друга, можно предположить, что каждая сторона делает существенный прорыв в сфере военных технологий и безопасности.

Четвертый. Поставка Израилю модифицированных подводных лодок Dolphin, способных нести крылатые ракеты большой дальности, в том числе и с ядерными боеголовками, а также используемых для активной электронной разведки и десантирования разведподразделений, может сыграть ключевую роль в случае, если Израиль решится нанести удар по иранским ядерным объектам. По этой стратегической причине приобретение новой Dolphin израильское правительство считает приоритетной задачей.

Использованы данные сайтов ftd, taz, tagesschau, Diehl Defence, BITS.

Начало