Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Состояние пакистано-американских отношений

Н.А. Замараева

23 мая в Пакистане доктор Шакил Африди был признан виновным в государственной измене. Вынесение приговора по обвинению в государственной измене в суверенном государстве — событие внутреннего порядка, если бы не громкий международный резонанс и ряд обстоятельств. Во-первых, США встали на защиту неизвестного до настоящего времени широкой публике пакистанского врача; во-вторых, приговор был вынесен на следующий день после завершения работы саммита Североатлантического альянса в Чикаго, и в совокупности эти события повлекли за собой новый всплеск напряженности в пакистано-американских отношениях.

Одной из целей саммит НАТО, проходившего 21–22 мая, было утверждение стратегии «завершения передачи ответственности за обеспечение безопасности афганским силам к концу 2014 г.» и постепенный вывод иностранных войск. Перед Пакистаном, имевшим с 2004 г. статус основного союзника вне структуры Североатлантического альянса, ставилось несколько задач, одна из которых — транзит грузов по сухопутным маршрутам для коалиционных сил в Афганистане. Перевалка натовских контейнеров на двух основных погранпереходах в пакистанских провинциях Хайбер-Пахтунхва и Белуджистане в районе пакистано-афганского пограничья была запрещена властями Исламабада с 27 ноября 2011 г. Основная причина — урегулирование спорных вопросов, включая запрет использования США/НАТО беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) и нанесение авиаударов по территории Пакистана, введение международных тарифов за транспортировку транзитных грузов и т.д. Перед началом саммита в Чикаго предполагалось, что Исламабад отступит от своей жесткой позиции, и сухопутные маршруты по его территории будут открыты для вывоза техники, оборудования США/НАТО/МССБ и т.д. из Афганистана. До настоящего времени пакистанские блокпосты Торхам и Чамман не пропускают иностранные грузы, за исключением грузов для дипломатических миссий.

Сюжет с арестом, содержанием под следствием, судебным решением, предъявленным Ш. Африди, — очередной шаг к углублению противоречий между Вашингтоном и Исламабадом. В конце мая 2011 г. доктор Ш. Африди был арестован спецслужбами Пакистана и заключен под стражу за участие в заговоре против государства. Это произошло вскоре после рейда в пакистанский город Аббаттабад американского спецназа с целью уничтожения Усамы бен Ладена 1–2 мая того же года. Исламабад утверждает, что любая страна сделала бы то же самое, если бы получила доказательства, что «один из граждан работает на иностранное государство». Согласно материалам пакистанской прессы, в июне 2011 г. службы безопасности Пакистана арестовали нескольких подозреваемых, во-первых, «за помощь в дозаправке американских вертолетов», во-вторых, «за разжигание костров для указания маршрутов полета вертолетов к вилле Усамы бен Ладена для последующего ее штурма». Напомним, что по заявлению тогдашнего директора ЦРУ Леона Панетты в операции были задействованы два вертолета Blackhawk. Согласно материалам пакистанского МИДа, несколько обстоятельств способствовало беспрепятственному проникновению американских вертолетов на пакистанскую территорию со стороны Афганистана: «...американские вертолеты вошли в воздушное пространство Пакистана через радиолокационные «зоны молчания», чему способствовали горная местность, эффективное использование новейших технологий и режим облета и огибания местности на предельно малой высоте. Корпуса машин были покрыты особым радиопоглощающим материалом, что значительно снижало вероятность их обнаружения радиолокационными средствами».

Операция по ликвидации Усамы бен Ладена вызвала кризис в отношениях между США и Пакистаном, власти которого расценили ее как нарушение территориальной целостности и нарушение суверенитета государства и были серьезно озабочены, когда выяснилось, что Усама бен Ладен жил в Пакистане.

Согласно материалам местной пакистанской прессы, «после первого допроса Ш. Африди признался, что сотрудничал с ЦРУ и провел вымышленную кампанию по вакцинации местного населения против полиомиелита в местечке Билал города Аббаттабада 15-18 марта и 21-23 апреля 2011 г.». Основной его целью была попытка получить образцы ДНК людей, проживавших на закрытой вилле, где, как предполагалось, скрывался Усама бен Ладен. Идея заключалась в том, чтобы взять анализ крови у одного из детей, и по составу ДНК в дальнейшем определить, действительно ли они были родственниками Усамы бен Ладена. Ш. Африди помогали две медсестры; их целью было проникнуть в дом. Считается, что, по крайней мере, одной из медсестер удалось войти на закрытую территорию и взять анализ крови.

Однако до сих пор неясно, во-первых, стали ли тесты ДНК косвенными причинами для принятия США решения о проведении военной операции по ликвидации Усамы бен Ладена. Пакистанская пресса утверждает, что первоначально «Ш. Африди не знал, кто был главной мишенью США в изучаемом районе». Во-вторых, до настоящего времени неясно, удалось ли взять анализ крови в результате программы вакцинации местного населения против гепатита B.

Ш. Африди — уроженец одного из семи агентств (Хайбер), входящих в так называемую зону племен, которая носит официальное название Территории племен федерального управления/ТПФУ. В 1990 г. окончил медицинский колледж, затем работал в Пешаваре, столице провинции Хайбер-Пахтунхва, и в ТПФУ.

Доктор Ш. Африди был осужден в соответствии со статьей 40 Уголовного кодекса зоны племен/УКП законодательством колониальной эпохи, которое действует в зоне племен и в настоящее время. УКП не входит в общую юрисдикцию Исламской Республики Пакистан. УКП применим к гражданам Пакистана, выходцев из зоны пуштунских племен Доктор Ш. Африди родился в местечке Малик Дин Хель, которое административно входит в состав зоны племен пакистано-афганского пограничья.

Обвинение было вынесено в соответствии с подпунктами 121, 123 и 124 УКП. Согласно каждому из трех подпунктов, врач был приговорен к десяти годам лишения свободы, что в совокупности равно 30 годам лишения свободы. В то же время, согласно подпункту 124 статьи 40 УКП, он также был оштрафован на сумму 3 500 долларов. В случае если он не заплатит штраф, тюремный срок будет продлен еще на три года, что в общей сложности составляет 33 года.

Ш. Африди не присутствовал при вынесении ему приговора и, согласно УКП, не имеет права на адвоката. В местных СМИ приводится много утверждений, что «...если бы он был осужден в соответствии с конституционным законом, он был бы приговорен к смертной казни». Политическая администрация агентства Хайбер отказалась предоставить копию решения Комиссии УКП родственникам осужденного, которые оставляют за собой право на обжалование «незаконного наказания» и намерены подать апелляцию в Комиссию УКП.

Форум юристов Территорий племен федерального административного управления отказал в предоставлении правовой помощи Ш. Африди; в то же время отдельные адвокаты высказались за юридическую консультацию в личном порядке, так как считают, что подпункт 121 (ведение войны против государства), согласно которому доктор Шакил Африди был осужден, «применен неправильно».

Многие в Пакистане считают, что «...каждый человек имеет право на судебное разбирательство в суде общей юрисдикции и в обычном порядке»; ставят под сомнение совершение врачом преступления в Аббаттабаде; считают, что Ш. Африди по-прежнему имеет право оспорить решение, подав апелляцию в судебные инстанции ТПФУ, однако, как полагают, он по-прежнему надеется на помилование президента А.А. Зардари.

Премьер-министр Юсуф Раза Гилани заявил, что «пакистанский врач, приговоренный к 33 годам за государственную измену, имеет право защищать себя, и ему должен быть предоставлен доступ к высшим правовым инстанциям страны».

В настоящее время Ш. Африди содержится в тюрьме Пешавара под усиленной охраной, так как он столкнулся с угрозами со стороны талибов. Многие из них содержатся в разных тюрьмах ТПФУ, и, узнав о его помощи американцам, поклялись отомстить за смерть Усамы бен Ладена.

Госсекретарь США Х. Клинтон выступила против приговора доктору Африди, заявив, что «Соединенные Штаты не считают, что имеются основания для задержания доктора [Шакила] Африди: «Мы сожалеем о том, что он был осужден, а также о тяжести его наказания». Она добавила, что будет продолжать переговоры по этому вопросу с властями Пакистана, и официально обратилась к президенту Пакистана А.А. Зардари с просьбой об освобождении врача, заявив, что назначенный судом срок его заключения был «несправедливым и необоснованным».

Леон Панетта, министр обороны США, а в 2011 г. — директор ЦРУ, потребовал от пакистанского правительства немедленного освобождения Ш. Африди, однако спецслужбы Пакистана исключили такую возможность.

В ответ на арест пакистанского врача, который помогал США найти Усаму бен Ладена, в мае с.г. комитет по ассигнованиям сената США принял решение о сокращении помощи Пакистану. В следующем финансовом году Исламабад не досчитается 33 миллиона долларов, т.е. по одному миллиону долларов за каждый год тюремного заключения Ш. Африди. Решение сената последовало вслед за принятым ранее сокращением бюджетного запроса Белого дома для Пакистана. Урезание финансирования станет частью законопроекта, согласно которому США выделяют 1 миллиард долларов для оказания помощи Пакистану.

Однако МИД Пакистана в своем заявлении подчеркнул: «что касается дела г-на Африди, то все было проведено в соответствии с пакистанскими законами и нормами судопроизводства, и мы должны уважать судебные процессы каждой страны».

33 миллиона, конечно, значительная сумма для пакистанского бюджета, но Исламабад, вероятно, ожидал ответных действий США/НАТО на отказ открыть сухопутные маршруты транспортировки грузов для коалиционных сил США/НАТО/МССБ до урегулирования спорных вопросов с США.

Начало