Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

К визиту сирийского генерала Манафа Тласа в Саудовскую Аравию

А.А. Железнов

Побег в начале июля с. г. бригадного генерала Республиканской гвардии Сирии Манафа Тласа, ранее входившего в ближний круг президента Башара Асада, неоднократно обсуждался на страницах арабской и западной прессы. Высказывались различные предположения, что же заставило представителя сирийской «золотой молодежи»», сына одного из «отцов-основателей» правящей сирийской партии Баас, стать перебежчиком и оказаться в числе критиков сирийского нынешнего режима. Стоит напомнить, что семья Тласов принадлежит к высшим кругам сирийской элиты еще со времен президента Хафеза Асада. Отец Манафа Тласа – генерал Мустафа Тлас был близким другом президента Хафеза Асада и занимал в течение 30 лет, до мая 2002 г., посты министра обороны Сирии и заместителя командующего Вооружёнными силами. А сам Манаф Тлас являлся другом детства, не только Башара Асада, но и его старшего брата - Басиля, погибшего в 1994 г.

Для саудовской прессы заявления Тласа о разрыве с Башаром Асадом и его эффектное появление в гражданской одежде «в виде американской кинозвезды с бронзовым загаром, преднамеренно небрежной прической и толстой сигарой во рту» тоже представлялось удивительным. Газета «Аль-Хайат» (Al-Hayat) предполагала, что он не единственный из сирийской элиты, кто решил оставить Асада совсем не по идейным принципам: «Все большее число группировок внутри режима чувствуют, что борьба проиграна и предпочитают покинуть судно, которое со всей очевидностью тонет».

Однако скоро тон изменился, и саудовская пресса даже вступилась за Тласа в ответ на обвинения, озвученные на канале «Аль-Джазира» депутатом сирийского парламента Шарифом Шахада (Shareef Shahada), заявившего, что причиной бегства генерала была его коррумпированность: «Мы также должны задаться вопросом о тайне его бегства и назвать это как коррупция, после всех этих лет молчания об этом». На страницах все той же «Аль-Хайат» был задан риторический вопрос: «Как мы можем этому верить, поскольку читали все ваши газеты на протяжении десятилетий, в которых он был безупречным человеком? Нам не хватает других десятков лет, чтобы в нашем сознании закрепилась реальность его коррупции». Заметим, что катарская газета «Галф Таймс» (Gulf Times) также подкидывала информацию, что якобы причиной его конфликта с Башаром Асадом стал не только отказ от участия в операции против повстанцев в Хомсе или несогласие с силовым решением сирийского кризиса, а обида на сирийского президента за нежелание «повысить его в звании от бригадного генерала до дивизионного генерала или командующего».

Поэтому неудивительно, что первым арабским каналом, на котором Манаф Тлас выступил со своим политическим заявлением, был канал «Аль-Арабия», основным владельцем, которого, как известно, является саудовская медиа-группа «Middle East Broadcasting Center (MBC). Тем более, «Аль-Арабия» негласно рассматривается как информационная альтернатива катарской «Аль-Джазире». В своем обращении от 25.07.2012 Тлас «как один из сыновей Сирийской арабской армии» призвал граждан своей страны «объединиться для построения свободной и демократической Сирии», а также обратился к «честным солдатам» переходить на сторону повстанцев. Затем СМИ сообщили, что в Манаф Тлас находится в Саудовской Аравии, куда они прибыл для совершения умры (малого паломничества). Оказалось, что наряду с религиозными целями его посещение имело и политические. Как это стало видно из его интервью, опубликованном в газете «Аш-Шарк Аль-Аусат» 25 июля с.г., он в основном развил свою точку зрения на дальнейшее развитие политической ситуации Сирии, в которой он не видит «места Асаду» при «сохранении сирийского государства и национальных институтов». Кроме того, он выразил готовность «вступить в контакты с представителями Сирийского национального совета, Сирийской свободной армии и всеми честными людьми внутри существующего режима, которые не причастны к кровопролитию». По его мнению, «таких людей, чьи руки не запятнаны кровью, очень много, и их нельзя вычеркивать из будущего Сирии», к ответственности должны быть привлечены «только те, кто причастен к карательным операциям». Поблагодарив короля Абдаллу за возможность посетить Саудовскую Аравию, он сделал акцент на построении «особых» саудовско-сирийских отношений в будущем: «Я очень счастлив, что нахожусь в Королевстве Саудовская Аравия, и я очень рад, что смог совершить умру. Саудовская Аравия - дружественное государство для Сирии, и одна из стратегических ошибок этого режима была в потере отношений с Саудовской Аравией. Я надеюсь, что Саудовская Аравия и Сирия будут всегда иметь прочные отношения, т.к. обе придерживаются одинаковых ориентиров с точки зрения вероучения и с точки зрения арабского национализма. Поэтому, я и приехал в Саудовскую Аравию, чтобы приветствовать наших саудовских братьев и узнать, чем они могут помочь в разработке "дорожной карты" по выходу из этого кризиса вместе с нашими другими региональными и международными друзьями», подчеркнув, что Саудовская Аравия традиционно являлась другом Сирии, предоставляла, по его словам, значительную помощь как в прошлом – «Октябрьская война (1973 г.)», так и в настоящее время.

Таким образом, Манаф Тлас фактически дал понять, что в случае отстранения Башара Асада от власти вектор внешней сирийской политики будет переориентирован с проиранского направления на союз с суннитскими государствами региона, прежде всего, с Саудовской Аравией. В этой связи интересно отметить, что Тлас сделал акцент на своей религиозной принадлежности, заявив, что он прибыл в КСА, прежде всего, для совершения религиозных обрядов. Напомним, что как уроженец мухафазы Хомс, он принадлежит к самой большой религиозной общине Сирии (74%) – суннитам. Хотя в отличие от КСА, где господствующим признан ханбалитский мазхаб, большинство суннитского населения Хомса принадлежит к более умеренному шафиитскому мазхабу. Тем не менее, для саудовцев Тлас, так открыто продекларировавший свою принадлежность к «Ахль Ас-Сунна», даже несмотря на его репутацию «светского мусульманина», несомненно, гораздо более приемлем, чем «рафидит/кафир» алавит Асад. Возможно, что семья Тласов, по мнению аналитиков из «Стратфора» (Stratfor) Рева Бхалла (Reva Bhalla), Камран Бохари (Kamran Bokhari), оказавшись под давлением суннитской общины, решила действовать заранее «до того, как наступит час расплаты за преданность режиму». Далее предполагается, что за этим стоят планы суннитских кругов о постепенном переходе власти к ним, а также признание реального саудовского влияния в Сирии. Особенно это актуально в данный момент, когда в стране находится большое количество воющих джихадистов-салафитов и транснациональных джихадистов в стиле «Аль-Каиды», которых на негосударственном уровне финансово и материально поддерживает Эр-Рияд, называя все это «легитимным джихадом». Поэтому, осознавая опасность роста саудовского влияния, возможно, была попытка достичь каких-либо договоренностей. Тем более, по мнению тех же аналитиков из Стратфора: «Исходя из исторического опыта, Эр-Рияд боится, что транснационалисты усилят свои позиции в Сирии и окажутся проблемой в будущем». В таком случае выдвижение «сильной руки» входит в часть плана по нейтрализации таких групп на следующем этапе.

Очень интересной подробностью посещения Тласа королевства, явилось сообщение «Wall Street Journal», полученное из компетентных источников, что оно было организовано не кем иным как принцем Бандаром бин Султаном, который с начала июня с. г. является Генеральным директором Службы Общей Разведки КСА. По мнению Саймона Хендерсона (Simon Henderson) – эксперта Вашингтонского института ближневосточной политики (the Washington Institute on Near East Policy) его кандидатура в значительной мере была пролоббирована американцами, с которыми он связан давними деловыми и дружескими контактами. Как обычно в таких случаях, данное сообщение осталось без комментариев со стороны дипломатов саудовского посольства в Вашингтоне. Заметим, что по сообщению корреспондента эмиратской газеты «The National» Элизабет Дикинсон (Elizabeth Dickinson) со ссылкой на неназванный саудовский источник роль принца Бандара, известного «ястреба» внешней политики КСА, в этом деле не случайна: «Саудовско--американское сотрудничество по Сирии - предприятие, в котором принц Бандар стал стержневой фигурой - облегчит заботы Эр-Рияда значительным образом».

Выбор представителя сирийского генералитета, как ключевой фигуры, заставляет некоторых аналитиков предполагать, что саудовцы еще ранее решили использовать в Сирии пример Йемена, когда при смене режима в Сане в 2011 г. президенту Али Абдалле Салеху была предоставлена возможность уйти в отставку с гарантией политического и юридического иммунитета; а новым президентом стал Абд Раббо Мансур аль-Хади, занимавший до этого посты министра обороны и вице-президента. По мнению генерального директора канала «Аль-Арабия» Абдель Рахмана ар-Рашида (Abdul Rahman Al-Rashed), «путь в Дамаск» может быть также проложен по «йеменскому сценарию» (Aш-Шарк Аль-Аусат, 26.0.2012). Он считает, что такое решение сирийского вопроса было бы возможным выходом из нынешней ситуации. По его словам, такой же план для Сирии был ясно заявлен членом Сирийского национального совета Джорджем Сабра (George Sabra): «Мы согласимся на уход Асада и передачу его властных полномочий лицу, принадлежащему режиму, которое может возглавить переходный период, как это случилось в Йемене». Однако А.Р.ар-Рашид осознает, что реализация «йеменского сценария» в нынешних сирийских условиях кровопролитных боевых действий и межконфессионального конфликта связана с гораздо большими трудностями.

Вероятно, что такой выход из ситуации вполне может удовлетворить и другие страны, вовлеченные в урегулирование сирийского конфликта. Например, газета Аль-Ватан (Al-Watan) сообщала, что кандидатура Манафа Тласа, как возможного будущего лидера Сирии, была предложена С. Лаврову во время встречи в российском МИД с представителями сирийкой оппозиции в июне с.г. Это было озвучено накануне переговоров с российской стороной главой оппозиционного «Демократического форума» Мишелем Кило (Michel Kilo), по мнению которого «генерал Тлас вполне подходит на ведущую роль в предстоящий период в Сирии. Для нас этот генерал, не запятнавший себя, является одной из приемлемых фигур». Как предполагается, именно эта кандидатура по мнению группы «Друзей Сирии», может быть наиболее приемлема и для России, учитывая его происхождение из одного влиятельнейших сирийских кланов, который имел хорошие связи с Москвой еще со времен Советского Союза. Тем более, Сирийский национальный совет рассматривается многими аналитиками, как непрочная коалиция, которая может исчезнуть как единая политическая структура после ухода Асада и не способна обеспечить стабильность и единство Сирии в будущем.

Однако, несмотря на все предпочтения, отданные Тласу некоторыми «Друзьями Сирии» и саудовцами в частности, по мнению «The Guardian» Тлас все же не может стать такой безусловной компромиссной фигурой по целому ряду причин. В среде оппозиционеров у него немало политических противников, которые считают, что его семейство слишком уж тесно было связано с правящим режимом. Предполагается, что наибольшую опору он может найти в суннитских военных и политических кругах. По мнению британского аналитика Риме Аллаф (Rime Allaf) из Королевского института международных отношений («Royal Institute of International Affairs/ Chatham House»), в своем заявлении и интервью: «Манаф Тлас обращался не к оппозиции или к народу Сирии. Он направил призыв к людям своего круга в армии». Заметим, что бригадный генерал Мустафа аш-Шейх (Mustafa Ash-Sheikh), который ранее присоединился к Сирийской свободной армии, уже заявил о своей поддержке Тласа.

По свидетельству французского аналитика Жоржа Мальбрюно (Georges Malbrunot) из «Le Figaro», в настоящее время имеется два механизма смены режима в Дамаске – 1) создание Верховного совета вооруженных сил с опорой на сирийскую армию, «который будет править в течение переходного периода, около 9 месяцев, после чего будут организованы выборы и составлен проект Конституции», в котором центральная роль отведена генералу Тласу, и 2) создание переходного правительства, «в которое бы вошли Сирийский национальный совет, Свободная сирийская армия, представители внутренней оппозиции, а также крупные суннитские семьи Дамаска». Первый план поддерживается британцами и американцами, и как показали последние события саудовцами, второй французами, и вероятно катарцами. Пока, по свидетельству «The Guardian», реальным конкурентом Тласу является бывший член сирийского парламента Рияд Сейф (Riad Seif) в настоящее время возглавляющий Форум по Национальному диалогу (Forum for National Dialogue). Именно он может быть объявлен на Секретариате СНС, заседание которого намечено на ближайшее время в Дохе, основным кандидатом на должность главы «основанной на консенсусе гражданской администрации».

Вполне очевидно, Эр-Рияд как «главный спонсор сирийской революции», посчитал, что именно ему должна принадлежать ведущая роль в построении постасадовской Сирии, и новый лидер страны должен быть в большей степени его креатурой, а не Дохи. Здесь дело не только в давней конкуренции, но также в том, что саудовцы считают катарцев «не совсем надежным партнером» в решении некоторых региональных вопросов и не только в рамках деятельности ССАГПЗ. Однако такой элемент соперничества между двумя аравийскими монархиями может заметно осложнить весь процесс урегулирования. Как будут развиваться события покажет ближайшее время. Можно предположить, что уже Тласу удалось добиться поддержки другого «коспонсра» сирийского урегулирования - Турции, которую он посетил сразу после Саудовской Аравии, где встретился 26.07.2012 с министром иностранных дел Ахметом Давутоглу (Ahmet Davutoglu) и главой турецкой спецслужбы MIT Хаканом Фиданом (Hakan Fidan).

Начало