Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Марокко: исламисты во власти

А.Б.Подцероб

На состоявшихся в Марокко 25 ноября 2011г. парламентских выборах внушительную победу одержала исламистская Партия справедливости и развития (ПСР), которая набрала 27% голосов и заняла  107 из 395 мест в Палате представителей, существенно опередив следующие за нею Партию "Истикляль" (ПИ, 60 мест) и Национальное объединение независимых (52 места)[i].  Председатель ПСР Абд аль-Илах бен Киран был назначен королем Мухаммедом VI премьер-министром Марокко.  Партия получила в сформированном после выборов правительстве более трети портфелей, включая ключевые посты министров иностранных дел, внутренних дел и юстиции.

ПСР образовалась в 1962 г. в результате раскола партии Народное движение.  До 1998 г. она называлась Партия народное конституционно-демократическое движение (ПНКДД).  Вскоре в нее влилась умеренная исламистская группировка "Аль-Ислах ва-таухид", принявшая выдвинутые  ПНКДД три условия: "Ислам, уважение конституционной монархии и осуждение насилия"[ii].

Предвыборной программой, принятой Движением в 1997 г., декларировались выделение беспроцентных ссуд на жилищное строительство, запрет на алкоголь, борьба против преступности, производства и торговли наркотиками, перенос выходного дня с воскресенья на пятницу.  В отношении туризма довольно невнятно говорилось о "принятии необходимых мер, которые позволят избежать негативных социальных и моральных последствий открытости в сфере туризма"[iii].  В коммюнике, распространенном в октябре 1998 г. в связи с переименованием ПНКДД в ПСР, подчеркивалась «приверженность партии ценностям ислама, которые всегда представляли собой фактор, объединявший марокканский народ», и указывалось, что партия будет приверженной "свободе, демократии, правам человека и верховенству закона в рамках принципов ислама"[iv].

В 1997 г. ПНКДД решила принять участие в выборах в Палату представителей.  Это ее решение совпало с изменением стратегии марокканских властей в отношении исламистов – отказавшись от фронтального подавления религиозно-политических движений, они перешли к более гибким методам, проявляя известную терпимость к умеренным группировкам.  Правда, первая попытка войти в парламент оказалась для Движения не слишком удачной: оно получило всего 9 мест из 325.  Тем не менее, ПНКДД стало первой в истории Марокко политико-религиозной организацией, представленной в Палате депутатов.  Ее влияние начало нарастать – в 2002 г. ПСР провела в парламент 38 депутатов, став третьей по численности фракцией, а в 2007 г. получила 52 места, превратившись во вторую после ПИ парламентскую фракцию.

Прологом к победе Партии справедливости и развития на последних выборах стали прошедшие в Марокко в конце февраля 2011 г. демонстрации с требованием политических реформ.  Хотя выступления носили не столь массовый характер, как в других арабских станах (десятки, а не сотни тысяч участников, один, а не сотни или тысячи убитых), Мухаммед VI тут же пошел на уступки, предотвратив тем самым нарастание протестного движения.  1 июля прошел конституционный референдум, одобривший предоставление парламенту и Правительству дополнительных полномочий, назначение премьер-министром руководителя победившей на выборах партии, расширение прав женщин, смягчение языковой политики. 

Успех ПСР был в немалой степени  предопределен неверием избирателей в возможность решения социально-экономических проблем по рецептам, предлагаемым традиционными партиями, будь-то правые, центристские или левые.  Недовольство вызывали, в частности, низкие, по мнению марокканцев, темпы экономического роста, составлявшие 4,5% в год, сохраняющееся социальное неравенство (пятая часть населения страны живет за чертой бедности), высокий уровень безработицы в целом (20%) и, особенно, среди молодежи (30%).  Авторитет партии в глазах населения во многом объясняется тем, что она не запятнана коррупцией (правда, считает американский исследователь Р. Майнитер, некоррумпированность членов ПСР связана с тем, что, не обладая властью, "они никогда не имели возможности обменивать политические преимущества на деньги"[v]).

Грозит ли Марокко переход с победой ПСР на "исламский путь развития"?  Скорее всего, нет.  В парламенте этой партии придется блокироваться с другими группировками, прежде всего с ПИ.  Такое блокирование облегчается тем, что хотя "Истикляль" не является исламистской партией, она всегда прибегала к религиозной риторике.  Достаточно вспомнить заявления ее лидера Алляля аль-Фаси, что "Коран – это лучшая конституция, лучший трактат политической экономии.  Он может с успехом заменить современному мусульманину “Декларацию прав человека” и “Капитал”"[vi].  С программами исламистских партий перекликается и выдвинутая ПИ концепция таадулийи, предусматривающая соблюдение экономического, социального и политического равновесия между трудом и капиталом, ограничение крупной собственности при сохранении собственности "неэксплуататорской" и перераспределение национального богатства для установления социальной справедливости[vii].  Как свидетельство блокирования ПСР и ПИ можно, видимо, рассматривать согласие Партии справедливости и развития на то, чтобы председателем Палаты представителей стал член "Истикляль" Керим Гелляб.

Барьером на пути скатывания Марокко к исламизму является и наличие в парламенте  60 депутатов-женщин, которые совместно со светскими партиями в состоянии не допустить принятия каких-либо законов, ущемляющих их права.

Главное же, пожалуй, заключается в том, что программа ПСР исламистского характера, в общем-то, не носит.  Целью партии объявлено увеличение роста валового внутреннего продукта до 7% в год, проведение приватизации и снижение государственного вмешательства в экономику, понижение максимального уровня налогообложения с 30 до 25%[viii].  Среди приоритетных направлений деятельности называются также сферы занятости, здравоохранения, образования, доступности жилья, улучшения условий жизни, особенно нуждающихся категорий населения[ix].  Выдвигается идея создания зон свободной торговли с Европейским союзом и странами Африки.  Обращает на себя внимание, что в программе ничего не говорится о запрете на рибу[x].  Что касается внутренней политики, то марокканский журналист Зинеб аль-Газви характеризует ПСР как "партию исламистов-роялистов"[xi].  Сам А.И. бен Кирим не скрывает, что, по его мнению, существующая в Европе система конституционных монархий, при которой король царствует, но не управляет, для Марокко не подходит[xii].  В целом, таким образом, констатирует Р.Майнитер, партия "желает создать рабочие места и вести борьбу с коррупцией, а не катапультировать Марокко назад в седьмой век"[xiii]

Не носит исламистского налета и программа возглавляемого А.И. бен Киримом правительства.  Ею предусматривается повышение к 2016 г. темпов экономического роста до 5,5% в год, снижение уровня безработицы до 8%, строительство сотен тысяч единиц жилья, доведение до конца проекта "Город без трущоб", понижение уровня неграмотности с 30 до 20%.  Одним из основных направлений работы кабинета объявлена борьба с коррупцией.  Каким образом собираются достичь этих целей, пока не ясно.  В высказываниях А.И. бен Кирима, как и других руководителей ПСР на этот счет содержатся лишь довольно-таки общие положения типа улучшения управления, избавления от бездельников в государственных учреждениях, повышения доверия и прозрачности для привлечения инвестиций[xiv]

Программа выглядит весьма амбициозной, и добиться ее претворения в жизнь будет непросто.  Особенно сложно будет покончить с коррупцией.  "Как и предыдущие правительства, - отмечает З. аль-Газви, – ПСР, которая согласилась подчиниться махзену, может оказаться в ситуации нестабильности, столкнувшись с распространенной на вершине режима коррупцией"[xv].  Многое будет зависеть и от одобрения – или неодобрения – политики нового Правительства Мухаммедом VI, без согласия которого не может быть принято ни одно важное решение.

В том случае, если ПСР не удастся выполнить свою программу, можно ожидать, что симпатии населения сместятся в сторону интегристов, уже сейчас пользующихся в Марокко заметным влиянием.  Наиболее авторитетной фундаменталистской организацией является действующая в подполье "Аль-Адль ва-ль-ихсан", число приверженцев которой оценивается в 200 тыс. человек.  Не исключено, что если бы эта группировка была допущена к выборам, то именно она, а не ПСР получила большинство голосов.  "Аль-Адль ва-ль-ихсан" критикует "светский характер" марокканского государства, требует ликвидации монархии и замены короля советом улемов.  Она выступает за "исламский путь", как единственно ведущий к "торжеству подлинной демократии", ликвидации социального неравенства и искоренению коррупции.  Вместе с тем, организация отвергает насилие и делает ставку на свою легализацию и приход к власти в результате выборов.  В выборах и во всех видах легальной деятельности активно участвуют также Ассоциация исламской молодежи и Группа Мухаммеда, осуждающие тех, кто прибегает для достижения своих целей к террору. 

Одновременно в Марокко действовали или действуют десятки нелегальных экстремистских группировок.  К ним относятся Салафитский джихад (в который входили, в основном, представители неимущих слоев), ассоциированная с ним группировка Правильный путь, "Ансар аль-махди" (объединявшая представителей среднего класса, а также военнослужащих, жандармов, полицейских), Братья-мусульмане, "Джамаа исламийя", Партия исламского освобождения, быстро разгромленная марокканскими органами госбезопасности Организация "Аль-Каида в странах арабского Магриба", (большинство членов которой составляли безработные молодые люди),  Вооруженная исламская группа Марокко, Группа единобожия и джихада в Марокко (сформированная проживающими в Европе эмигрантами), Сражающаяся исламская группа, Исламская группа марокканских бойцов и др.  Считается, что в стране насчитывается несколько десятков тысяч человек, готовых пожертвовать собою во имя торжества исламской идеи. 

Впрочем, в ближайшее время в развитии ситуации в Марокко вряд ли произойдут какие-либо драматические подвижки.  Население будет, скорее всего, ждать реализации ПСР заявленной ею программы, и прежде всего успехов в борьбе с коррупцией и создания новых рабочих мест.   Дальнейшее же будет во многом зависеть от того, насколько эффективно Партия справедливости и развития, да и сам Мухаммед VI сумеют воспользоваться "кредитом доверия", предоставленным им  марокканцами.



[i]    Les résultats définitifs des élections législslatives du 25 novembre tels que communiqués par l'Intérieur. // L'Opinion, 29.11.2011.

[ii]    Сергеев М.С.  История Марокко – ХХ век. М., 2001, с. 234.

[iii]   Там же, с. 234 – 235.

[iv]   Там же, с. 211.

[v]    Miniter R. Don't Fear Morocco's Islamists. // Forbes, 28.11.2011 - at: http://www.forbes.com/sites/richardminiter/2011/11/28/dont-fear-moroccos-islamists/

[vi]   Gaudio A. Allal al-Fassi ou l’Histoire de l’Istiqlal. P., 1972, p. 92 – 96.

[vii]  См.: Подцероб А.Б.  Ислам во внутренней и внешней политике стран Магриба. М., 2009, с. 89.

[viii]  Ibidem.

[ix]   Le Soir, 10.11.2011.

[x]    Miniter R.  Don't Fear Morocco's Islamists...

[xi]   Arefi A. Maroc: les islamistes de Sa Majesté. // Le Point.fr, 29.11.2011-à: http://www.lepoint.fr/monde/maroc-les-islamistes-de-sa-majeste-28-11-2011_24.php

[xii]  Ibidem.

[xiii]  Miniter R.  Don't Fear Morocco's Islamists...

[xiv]  Miniter R.  Don't Fear Morocco's Islamists... ;  Le Soir, 10.11.2011.

[xv]  Arefi A. Maroc: les islamistes de Sa Majesté...

Начало