Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

План аннексии западного берега представлен на девятой иерусалимской конференции

Велвл Чернин

27-28 февраля 2012 года в иерусалимского гостинице «Дан» прошла Девятая ежегодная Иерусалимская Конференция «Кенес Ерушалаим». «Кенес Ерушалаим» проводится популярным израильским еженедельником «Ба-шева» и интернет-сайтом «7-й канал», предоставляя трибуну для обсуждения актуальных политических и идеологических проблем израильского общества. Поскольку оба названных средства массовой информации отчетливо идентифицируются в Израиле с правым и религиозным лагерем, то и «Кенес Ерушалаим» служит трибуной в первую очередь для политических, религиозных и научных деятелей правой ориентации.

Нынешняя, девятая Иерусалимская конференция в целом носила несколько расплывчатое название «Еврейство, государство и современность», но тема по меньшей мере одной из ее секций была сформулирована предельно четко: «Какова альтернатива идее палестинского государства?». Вот уже почти два десятилетия, с момента подписания Норвежских соглашений, идея раздела Эрец-Исраэль (Палестины) на два государства – еврейское (Израиль) и арабское (палестинское) государства преподносится израильскими левыми в качестве единственного (вынужденного – умеренные левые; или справедливого – левые радикалы) выхода из создавшейся после Шестидневной войны 1967 года ситуации, когда часть территории исторической Эрец-Исраэль (Палестины), именуемая арабами «Западным Берегом», а евреями «Иудеей и Самарией» с численно преобладающим там арабским населением оказалась под контролем Государства Израиль, но не была юридически включена в ее состав.

На протяжении более 40 лет, прошедших с 1967 года, израильские правые, настаивающие на историческом праве еврейского народа на всю Эрец-Исраэль, включая Иудею и Самарию, и на основе этого исторического права прилагающие огромные усилия для развития еврейского поселенчества в названных районах, так и не сумели сформулировать практической политической программы в отношении дальнейшей судьбы упомянутых территорий. Причиной было опасение утраты еврейского большинства в Государстве Израиль в случае аннексии упомянутых территорий.

Исключение в этом отношении составляла радикальная партия «Моледет» (ныне в составе блока «Национальное единство»), настаивавшая на идее трансфера арабского населения Иудеи и Самарии, и еще более радикальная (ныне объявленная вне закона) партия «Ках», настаивавшая на аннексии упомянутых территорий и на насильственной депортации из Израиля всего арабского населения, включая арабских граждан Государства Израиль. Однако подавляющее большинство израильтян не поддержало правых радикалов. Идея трансфера, т.е. добровольного перемещения арабского населения за пределы Иудеи и Самарии, представлялась утопической. Еще более утопической представляется на современном этапе и идея насильственной депортации этого населения.

В последнее время идея раздела на два государства утратила свою былую популярность, но альтернативной идеи, претендующей на решение существующей проблемы по сути так и не было предложено. В этой связи особый интерес среди представленных на секции «Какова альтернатива идее палестинского государства?» докладов представляло выступление депутата Кнессета Ури Ариэля (блок «Национальное единство»). Он представил свой план новой политики, в основе которой лежит полная аннексия Иудеи и Самарии.

План Ури Ариэля исходит в частности из предположения, что даже если израильской гражданство будет предложено арабам Иудеи и Самарии, большинство из них предпочтут статус постоянных жителей, как это сделали жители Восточного Иерусалима после его аннексии Израилем в 1967 году. Таким образом, арабы этих районов получат легальный статус в Израиле и практически все права его граждан за исключением права участвовать в выборах в Кнессет. Надо полагать, что такое предположение базируется на тесной связи арабов Иудеи и Самарии (как и арабов Восточного Иерусалима) с Иорданией и на их желании сохранить иорданское гражданство, дающее им возможность свободно перемещаться по арабскому миру, включая страны, не поддерживающие отношения с Израилем.

Вместе с тем стопроцентной уверенности в том, что арабы Иудеи и Самарии (или даже их большинство) предпочтут ограничиться статусом постоянных жителей Израиля, а не его полноценных граждан, нет. Ури Ариэль настаивает на том, что Израиль должен быть готов к возможности резкого увеличения численности своих арабских граждан. Он подчеркнул в своем докладе, что «нельзя аннексировать территории Иудеи и Самарии и оставить арабов Иудеи и Самарии без гражданства и статуса. Израиль быстро будет объявлен государством апартеида и ему придется столкнуться с изоляцией в мире, экономическим бойкотом и, наконец, он может кончить, как кончила Южная Африка». В данном случае докладчик просто повторил доводы своих левых оппонентов.

Левые настаивают на том, что аннексия Иудеи и Самарии станет концом Израиля как еврейского государства. Ури Ариэль признает, что это «пугает многих израильтян», но настаивает на том, что «в конце концов, это и есть правильное решение. Мы должны аннексировать 100 % территорий Иудеи и Самарии и дать арабам Иудеи и Самарии возможность получить полноценное израильское гражданство, включая право голосовать на выборах в Кнессет. Такая возможность действительно звучит пугающе. Высказывания в стиле «конец еврейского государства», «Ты приведешь нас в государству всех граждан и к двунациональному государству, и в итоге тут будет господствовать арабское большинство», - безуслово, вертятся на языке у значительной части людей, читающих это предположение, однако при правильной реализации мы сможем жить здесь в мире с арабским населением и в то же время сохранить еврейский и демократический характер Израиля» - сказал он.

Ури Ариэль подчеркнул, что реализация его плана должна сочетаться с изменением системы выборов таким образом, чтобы не дать возможность арабам Иудеи и Самарии в полном объеме использовать свой электоральный потенциал. «Ныне действующая система выборов не подойдет к новой реальности, когда соотношение между евреями и арабами будет 70 % к 30 % . Система выборов должна быть изменена на выборы по округам. Причем, когда будут определяться границы избирательных округов, необходимо создать ситуацию, при которой Иудея и Самария не будет одним избирательным округом, а будет разделена между различными избирательными округами. Например: Дженин будет присоединен к избирательному округу Афулы, Шхем (Наблус) – к избирательному округу Гуш-Дана (большого Тель-Авива), Раммала – к избирательному округу большого Иерусалима и т.д. Таким образом, будет сохранено еврейское демократическое большинство в Кнессете».

Ариэль добавил также, что, возможно, что арабы Иудеи и Самарии будут заинтересованы именно в таком решении. «Важным элементом в успехе этого плана является способность Израиля дать равные услуги и крепкую экономику всем арабам Иудеи и Самарии. Есть ясные признаки того, что само арабское население очень устало от террора и анархии, которые господствуют над ним со времени Норвежских соглашений. В последние годы можно заметить ясные признаки экономического роста в крупных городских центра, в том числе в Шхеме, в Дженине и в Рамалле. Арабы Иудеи и Самарии, имеющие возможность работы в пределах Израиля, обеспечивающей их экономическое благосостояние, не заинтересованы вернуться к временам блокады и бедности». Нельзя не согласиться с утверждением Ури Ариэля о том, что «опыт показывает, что в пределах Израиля – в Галилее, в Негеве и в Восточном Иерусалиме, арабы очень не хотят отказываться от «голубого удостоверения» (израильское удостоверение личности-авт.) и от получаемых, благодаря нему, прав».

Депутат Ури Ариэль, представляющий самую правую фракцию нынешнего израильского Кнессета, оказавшуюся вне право-центристской коалиции, возглавляемой Биньямином Нетаньягу, видит залог успеха своего плана в обеспечении израильским стандартам уровня и качестве жизни новым арабским гражданам (или постоянным жителям) Государства Израиль. «Очень важно, - подчеркнул он, - чтобы все те арабы Иудеи и Самарии, которые станут частью Государства Израиль, получили бы услуги на надлежащем уровне, включая хорошее образование, благосостояние и трудоустройство. Точно также как в центральной части Израиля здесь тоже необходимо установить порядок и законность, открыть полицейские участки и позаботиться о том, чтобы арабы Иудеи и Самарии жили в безопасности, чтобы здесь соблюдались правила дорожного движения, законы строительства и выплаты местных налогов. Хорошая, крепкая экономика и равные для всех услуги это залог успеха», - добавил он.

К сказанному следует добавить, что доклад Ури Ариэля не был просто докладом некого малоизвестного депутата от мелкой праворадикальной оппозиционной партии. Речь идет о политическом деятеле, обладающим большим опытом (Ури Ариэль был генеральным секретарем Совета поселений, генеральным секретарем поселенческого движения «Амана», главой местного совета крупного поселения «Бейт-Эль», а сейчас он является членом комиссии по назначению судей) и весом в израильском обществе. В этой связи можно предположить, что сам по себе факт выдвижения Ури Ариэлем на обсуждение данного плана свидетельствует о существенно сдвиге вправо израильского политического мейнстрима.

Начало