Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Германская «Команда трансформации Северной Африки»: цели и задачи

И.С.Берг

28 февраля с.г. печать ФРГ обнародовала решение Федерального кабмина по созданию так называемой «Команды по трансформации Северной Африки», куда вошли главы экономических ведомств и ведущие эксперты страны. По словам Федерального министра экономики Ф.Реслера, стимулировать «процесс трансформации в целом, поддерживая создание экономического управления», будет группа из восьми экспертов. Они должны помочь уменьшить размах бюрократии, придать новый импульс бизнесу, особенно малому и среднему. Эксперты разработали программу действий для стран с переходной экономикой региона. Собственно, база для этой программы уже была сформирована: для Египта – «Берлинская декларация», для Туниса - соглашение о трансформации партнерства.

«Арабская весна» имела в активе мощную силу в лице разочарованной молодежи, которая, будучи достаточно образованной и квалифицированной, осталась без работы. Именно безработный сегмент населения придал динамику протестному движению. За минувший год положение молодежи не изменилось, напряжение в обществе растет, и немецкие эксперты не исключают вероятность второй революционной волны, которая в условиях уже сформированных или формирующихся переходных правительств способна закончиться гораздо большими жертвами, чем это уже было в Египте и Тунисе. Именно эти две страны сейчас в центре внимания Федерального правительства, которое, предлагая свои варианты, хочет повысить шансы поколения «Фэйсбука» на достойную жизнь.

В Египте стремление к демократическим преобразованиям и надежды на лучшее будущее весьма ощутимы. Таковы впечатления Федерального министра развития Дирка Нибеля, который не однажды побывал в этой стране в последнее время. Он считает, что сейчас надо использовать «исторический момент», созданный для кардинальных перемен в жизни молодежи. Учитывая возможности и проблемы, вытекающие из ситуации, он озвучивает мнение Федерального кабмина: ФРГ желает предложить помощь странам региона Северной Африки, пережившим глубокие социальные потрясения. «На глубокие изменения мы должны соответствующим образом ответить - найти не только политический ответ, но и открыть экономические возможности», заявил Д. Нибель в Берлине на презентации межведомственной инициативы. Согласно ей Министерство экономики участвует в разворачивании команды, которое намечено в марте: группы экспертов – а это ведущие должностные лица из числа политиков и менеджеров – займутся вначале проблемами Египта, а затем Туниса. Их задача - консультирование по вопросам развития структур управления этих стран, которые в конечном итоге станут основой для роста и процветания. Для финансирования команд Министерством развития, которое возглавляет Д.Нибель, определена сумма в 250 тыс. евро.

Министр экономики Филипп Реслер, дополняя коллегу, подчеркнул, что любая реформа или процесс могут быть успешными только в том случае, если партнеры желают того же. В частности, говоря о Египте, он упоминал о желании Каира иметь в активе результаты немецкой экспертизы. Поскольку был спрос на германский опыт, немецкие эксперты и сформировали так называемую переходную команду. Существует желание египтян строить своеобразную «экономическую конституцию» - узаконенные правовые нормы в хозяйстве. Федеральный кабмин в своих акциях исходит из того, что помощь странам «арабской весны» навязать невозможно.

То, что первоначальный акцент посвящен Египту, Д. Нибель объяснил огромным значением страны для всего региона. После недавних рейдов египетских силовиков против иностранных НПО в Каире и, в частности, обвинений против сотрудников фонда Конрада Аденауэра, Ф.Реслер имел все основания охарактеризовать ситуацию: «Это не простая среда для действий».

Его признание дополнил экс-министр экономики в Бранденбурге и Саксонии Вальтер Хирхе, который будет руководить командой. Он, в частности, дал понять: «Помощь не должна восприниматься как доминирующее желание немцев. Мы хотели бы поставить во главу угла местные потребности, знания и опыт людей и создание соответствующих условий». Основной целью является «формирование стимулов для нового, поскольку постоянно приходится иметь дело со старым». Под понятием «старый» политкорректные немецкие эксперты подразумевают широкий спектр реалий – от свирепствующей коррупции до устоявшихся представлений в стиле восточного менталитета.

Немецкая инициатива продиктована желанием включиться в борьбу с высокой безработицей среди молодежи и содействовать развитию малых и средних предприятий в странах с переходной экономикой. Только в Египте около 30 процентов молодых людей не имеют работы, сказал Ф.Реслер, оговорившись, что такова официальная статистика, но, вероятно, цифра гораздо больше. Группа экспертов рассчитывает после окончательного формирования нового правительства помочь в разработке решений, которые могут воплотиться в конкретные проекты и быть профинансированными. Направления есть, но как проекты будут выглядеть, в каких сферах – этот вопрос еще в стадии проработки и нуждается в уточнении. Главное, что «трансформация возможна, если в ней участвуют люди, которые обеспокоены ситуацией», подчеркнул Ф.Реслер. Тем не менее, тематика предварительных обсуждений намечается уже сейчас: это – сферы туризма и возобновляемых источников энергии.

Таким образом, целевые составляющие в настоящий момент еще в зачаточном состоянии. Деньги на проекты существуют, теперь важен сам факт наличия детально продуманных проектов. Опыт уже есть: начиная с прошлого года, три немецких фонда предложили свои услуги для поддержки демократии, образования и бизнеса в странах Северной Африке и Ближнего Востока. В частности, 3,35 млн евро выделено ими для поддержки политических основ формирующихся партий и организации свободной прессы. Федеральный кабмин выделил также 8 млн евро для проектов по дальнейшему развитию профессиональных навыков молодежи. Фонд экономического развития SANAD обладает 52 млн евро с целью кредитования малых и средних предприятий, формируя таким образом дееспособный рабочий рынок. Министерство иностранных дел ФРГ из своего бюджета предоставляет для реализации процессов трансформации в регионе в 2011-2013 гг. 50 млн евро.

Эксперты ФРГ по-разному оценивают инициативу Федерального кабмина. Одни сомневаются, возможно ли в странах Северной Африки строительство структур управления. Не исключено, что египтяне, особенно те, кто освоил коррупционные схемы, знают кому и сколько взяток предлагать, будут в восторге от немецкого подарка. Другим непонятно выражение «экономическая конституция». Третьи считают, что ввиду обострения проблемы безработицы и низкой оценки перспектив молодежи весьма вероятен переход ее в иное качество, а именно – в террористов и преступников. В связи с этим подход Федерального кабмина - создание рабочих мест и средств к существованию, возможности для продвижения вперед - совершенно верен. Есть надежда, что большое количество людей сможет извлечь из этого пользу. Ряд экспертов полагает, что помощь в целях развития, к сожалению, используется в странах Северной Африки неэффективно. Поэтому предлагаемые миллионы евро просто канут в небытие. Так уже было при реализации проектов по опреснению воды, орошения и дренажным работам, которые проводились в регионе.

И все же следует надеяться на лучшее, предлагает политический обозреватель Сабине Риппбергер. Она приводит мнение Филиппа Реслера: не может быть экономической свободы без социальной свободы. В этом смысле названная команда действует в русле договоренностей, достигнутых в ходе январского 2012 года визита Федерального министра иностранных дел Гидо Вестервелле в Египет. В частности, согласно соглашению между ФРГ и Египтом при инициативе представительства Германской торгово-промышленной палаты в Каире разработаны программы учебных профессиональных курсов для 5 тыс. молодых египтян. Это – лишь один, но уже четко проработанный пункт из «Берлинской декларации», согласованной и принятой в августе 2011 г. двумя министрами иностранных дел в столице ФРГ.

Эксперты ФРГ, комментируя создание «Команды по трансформации Северной Африки», напоминают об основных положениях «Берлинской декларации», как об основе германо-египетского партнерства в актуальных условиях. Она свидетельствует о том, что Германия активно поддерживает процесс демократизации в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, по-прежнему считая Египет «ключевой страной в арабском мире», как указал, встречаясь в Берлине 12 августа 2011 г. с министром иностранных дел Египта, министр иностранных дел ФРГ Гидо Вестервелле. Ключевой страной Египет назван неслучайно. Германия была одной из первых стран, которые поддержали демократические преобразования, а также предложила существенную помощь для перехода к демократии в Египте. Египетская сторона приветствовала инициативу германского правительства отработать идею «трансформации партнерства» в Египте, чтобы перенести ее в другие страны региона. «Команда по трансформации Северной Африки» как раз и призвана ускорить воплощение этой идей.

Германия чрезвычайно заинтересована в том, чтобы сделать эффективным процесс перехода. Что именно это означает, указано в «Берлинской декларации». Предоставление помощи в строительстве демократических институтов, способствование поддержке верховенства закона, содействие культурному диалогу, о чем говорил Г.Вестервелле в ходе визита в Египет в августе 2011 г., подразумевают, прежде всего финансовую помощь. С этой целью Федеральное правительство заявило о намерении преобразовать египетский долг таким образом, чтобы 240 млн евро его можно было вложить в течение ближайших четырех лет в совместно согласованные проекты развития и реформы.

В соответствии с «Берлинской декларацией» и при консультационной проработке ее положений членами «Команды по трансформации Северной Африки» будут реализованы многочисленные проекты в области масс-медиа: серия документальных фильмов о том, что дает демократия Египту; поддержка независимых египетских журналистов по освещению актуальных событий в стране; поддержка деятельности молодых демократических активистов и правоохранительных организаций, которые проводят самостоятельные расследования относительно людей, которые были арестованы во время революции или исчезли.

Основы современного германо-египетского партнерства, как сказано в «Берлинской декларации», базируются на ряде принятых совместно принципов. В их числе: признание права жителей Ближнего Востока на свободу, человеческое достоинство и социальную справедливость; решение о сотрудничестве в рамках партнерства для демократии и общего процветания в Южном Средиземноморье, воспринимая это партнерство как часть активизации Европейской политики добрососедства; признание необходимости дальнейшей либерализации рынков и снижения торговых барьеров и поддержка инициатив, направленных на улучшение доступа к рынкам для преобразования страны.

Движение Египта к президентским выборам, планируемым на 23-24 мая с.г, сопровождается серьезными проблемами в германо-египетских отношениях. Немецкие эксперты, напоминая строку из «Берлинской декларации» («Обе стороны согласились, что демократические перемены, происходящие в Египте, приведут к тесному и конструктивному сотрудничеству в международных организациях, в том числе в области верховенства закона, прав человека и социально-экономического развития), считают, что ей противоречит привлечение к суду сотрудников фонда Конрада Аденауэра после акции силовиков в офисе фонда 29 декабря 2011 г., когда были конфискованы документы и парализована работа НПО. Решение этой проблемы также входит в задачи «Команды по трансформации Северной Африки».

Следом за Египтом объектом пристального изучения станет Тунис. Он также имеет для Германии особое значение в регионе. Об этом говорят встречи на высшем уровне лидеров двух стран, проходящие в последнее время достаточно часто. Федеральный министр иностранных дел Г.Вестервелле побывал в Тунисе 12 февраля 2011 года и 9 января 2012 года. В столице ФРГ также побывал 5-7 февраля 2012 г. с первым официальным визитом в должности шефа ведомства Рафик Бен Абдессалем, министр иностранных дел Туниса. Для Туниса ФРГ третий по значимости зарубежный партнер, к тому же много лет назад включивший Тунис в список стран, для которых определена приоритетная задача: к 2030 г. покончить с голодом. В 2012-2013 гг. Германия выделяет Тунису 32 млн евро для формирования демократических структур, причем 60% этой суммы будет направлено на политико-экономические преобразования, а 40% — на образовательные и научно-исследовательские цели. Для реализации проектов в области занятости, образования и туризма правительство ФРГ списало 60 млн евро долга и выделило 40 млн евро.

Если удастся закрепить успех, достигнутый в процессе демократизации и перемен, то Тунис станет образцовой страной региона – эта ключевая мысль Г.Вестервелле сегодня должна быть воплощена обоюдными усилиями, в том числе и командой германских экспертов. В германо-тунисском активе – подписанные Гидо Вестервелле и Рафиком Бен Абдессалемом документы, в том числе соглашение о трансформации партнерства. Коренные изменения в обществе невозможны без уважения прав, верховенства закона. В этой связи немецкая команда экспертов приступает к обучению тунисских коллег- юристов, оказывая содействие в строительстве национальной судебной системы.

Федеральное правительство привлекло к партнерству ведущие немецкие политические фонды, общества по международному сотрудничеству, банки и другие авторитетные организации. С ними реализуется широкий спектр проектов, оценку которым и даст «Команда по трансформации Северной Африки»: от поддержки деятельности НПО и медиатренинга активистов политических партий до организации правового обучения по программам Transitional Justice и обучения молодых безработных выпускников тунисских вузов на курсах немецкого языка с последующим трудоустройством их в немецких компаниях в Тунисе (последних в стране уже 280).

ВЫВОДЫ

Первый. Создание германской «Команды по трансформации Северной Африки» - следующий этап реализации базовых документов для стран «арабской весны», призванных стать образцом для обновляющегося региона. Экономический акцент преобразований выдержан в духе договоренностей с новыми политическими лидерами Египта и Туниса. Германия видит себя в качестве главного европейского консультанта в процессе преобразований, с одной стороны, укрепляя свои позиции в исключительно важных странах Арабского Востока, с другой стороны, зарабатывая политические баллы в рамках ЕС и НАТО.

Второй. Политические наблюдатели ФРГ отмечают ряд особенностей в формировании «Команды по трансформации Северной Африки». Ключевые ее эксперты – представители Свободной демократической партии. Это говорит о том, что канцлер ФРГ Ангела Меркель дает возможность партнерам по правительственной коалиции усилить вес СДП на фоне внутрипартийных потрясений и ключевых кадровых перестановок, а также потери привлекательности в немецком обществе.

Третий. Навыки демократизации на Западе, изучение на практике основ укрепления государственности, не в последнюю очередь должны сказаться на предстоящей борьбе с коррупцией и клановыми структурами на Севере Африки. К примеру, известно, что в руках диктатора Бен Али и его приспешников было сосредоточено 40% от валового национального продукта. Это крепко связывало кланы при Бен Али, формировало преступные сообщества, грабившие страну. Аналогичные схемы были выстроены и все еще действуют в Египте. Риск коррупции, которая является структурной угрозой для демократии, должен быть полностью исключен. О том, как это осуществить, расскажут конкретные проекты, получившие экспертную оценку«Команда по трансформации Северной Африки». Поэтому предстоящее партнерство между германскими экспертами и высшими чиновниками Египта и Туниса будет проходить на новых основах, в центре которых принцип «Экономика должна быть прозрачной и контролируемой».

Использованы данные сайтов Федерального правительства, МИДа ФРГ, Свободной демократической партии, SPIEGEL, ZEIT.

Начало