Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Победа Турции или удачная ловушка Саркози?

А.Г. Гаджиев

Дискуссии экспертов относительно целей и успехов «антитурецкой» инициативы президента Франции Николя Саркози, выдвинутой накануне президентских выборов, продолжаются. Многие эксперты считают, что главная цель Саркози далеко не в криминализации отрицания геноцида армян. По их мнению, «затея Саркози – это всего лишь средство, направленное против Турции с тем, чтобы ограничить ее участие в европейских делах путем демонстрации неготовности турок уступить ради общеевропейского блага». Хотя Саркози и поручил правительству подготовить новый текст закона с учетом позиции Конституционного суда Франции, но, как сообщает генеральный секретарь правящей партии «Союз за народное движение» Франсуа Коуп, новый законопроект не будет выдвинут раньше июня, поскольку 6 марта завершается работа парламента. Такое положение дел заставляет иначе взглянуть на ситуацию и усомниться в общеизвестных утверждениях о том, что мотивацией для подобного маневра послужило внутриполитическое соотношение сил.

События, связанные с процессом криминализации отрицания геноцида армян, развиваются очевидным образом. На это обращают внимание и турецкие наблюдатели. Так, например, заместитель председателя Международного центра стратегических исследований Турции профессор Камер Касым в своем интервью РГРК «Голос России» сообщает: «Саркози получает поддержку, в том числе и со стороны тех, кто выступает против принятия Турции в состав Евросоюза. Саркози понимает, что Турцию за пределами ЕС можно удержать двумя способами. Либо ЕС должен принять соответствующее решение, либо необходимо сделать все возможное, чтобы Турция сама отказалась от вступления в ЕС. Таким образом, Саркози, путем вынесения на повестку дня армянского вопроса, с одной стороны, пытается подтолкнуть Турцию к тому, чтобы она отказалась от вступления в ЕС. С другой стороны, Саркози пытается выставить Турцию в крайне негативном свете с тем, чтобы определенные страны ЕС отказались от своих намерений принять Турцию в состав Европейского союза».

Обратим внимание на то, что настойчивость по вопросу о криминализации отрицания геноцида армян проявляет и оппозиция. Так, главный соперник главы французского государства в президентской гонке кандидат от оппозиционной Французской социалистической партии Франсуа Олланд тоже пообещал в случае победы на выборах «рассмотреть вновь данный вопрос». Получается, что по этой проблеме между партией власти и оппозицией расхождений нет и даже более того, прослеживается определенная стратегия государства. На это указывает и обзор последствий «антитурецкой» инициативы и прежде всего, реакции турок, против которых была развернута вся эта «анти-PR-акция».

Заметим, что после того, как Конституционный совет Франции признал закон о криминализации отрицания геноцида армян несоответствующим конституции страны, в прессе появились громкие заявления турецких лидеров, демонстрирующие общее ликование турецких граждан. Обращают на себя внимание оскорбительные выражения. Так, например, вице-премьер Бюлент Арынч отметил, что Конституционный совет Франции «преподал урок политикам» своей страны. А министр по делам ЕС Эгемен Багыш заявил, что «разум оказался выше глупости». В принципе, с учетом сложившихся турецко-французских отношений и увеличившейся антифранцузской риторики в стране такой результат можно было предугадать и Саркози об этом прекрасно знал. Ведь Турция уже не так как прежде стремится в Евросоюз. И демонстративные заявления турецких лидеров, кроме всего прочего, говорят об утрате прежнего желания Турции стать полноправным членом ЕС.

На эту тенденцию обращает внимание и эксперт Института стратегической мысли Зейнеп Сонгюлен Инанч: «Интерес у Турции к ЕС существенно снизился. Турция установила хорошие отношения с другими регионами. Пример этому – турецко-российские и турецко-китайские отношения, а также связи Турции с ближневосточными странами. К тому же, в самом ЕС появились разные группы. Есть европейские страны, которые относятся к зоне евро, а есть страны, которые находятся за пределами этой зоны. Турция все еще хочет стать членом ЕС. Однако ЕС уже не обладает прежней привлекательностью. Потому что мы живем уже в другом мире. И сегодня в странах ЕС возникли серьезные проблемы. Если взглянуть на проблему со стороны ЕС, то он в последнее время сильно расширился. Может быть, ему стоит направить пока свои усилия на то, чтобы переварить это расширение».

Решение Конституционного совета Франции вызвало недовольство не только среди парламентариев, но и среди представителей французских общественных организаций. Так, например, по мнению Координационного совета армянских организаций Франции, Конституционный совет пошел на поводу у турецкого лобби. Это, по мнению функционеров армянских организаций, свидетельствует о том, что Конституционный совет «сдался под натиском Турции, которая оказала невыносимое давление на французских народных избранников», что, в конечном счете, повлияло на независимость республиканских институтов. С точки зрения армянских организаций Франции, решение Конституционного совета является «несправедливым и явно политизированным». И в ближайшее время армяне Франции намерены организовать по этому поводу акции протеста. «Армяне Франции не собираются сдаваться, и в скором времени будут проведены акции протеста в связи с данным решением суда», – заявил Общественному телевидению Армении один из руководителей партии «Дашнакцутюн» во Франции Грач Варжапетян.

Турецкие власти, в свою очередь, приветствовали решение Конституционного совета Франции, который счел закон о наказании за отрицание геноцида армян несоответствующим конституции. В заявлении МИД Турции с удовлетворением отмечается, что решение «относится с уважением к свободе выражения и исследовательской деятельности, верховенству закона и принципам международного права». Кроме того, турецкие дипломаты призвали Францию выработать «конструктивный, справедливый и научно обоснованный подход к противоречивой истории турецко-армянских отношений, чтобы содействовать решению проблемы, а не ее углублению». По мнению представителей турецкого МИД, такой подход «позволит турецко-французским отношениям развиваться во всех сферах, как они того заслуживают».

Решение Конституционного совета Франции удовлетворило и азербайджанцев. Об этом сказал заведующий общественно-политическим отделом Администрации Президента Азербайджана Али Гасанов. По его словам, это результат мер, предпринятых правительствами Азербайджана и Турции, различных структур двух братских государств во всем мире, в том числе и в самой Франции. «Со дня принятия парламентом Франции этого решения и даже ранее различные структуры, представляющие Азербайджан и Турцию, в том числе госструктуры, посольства Азербайджана в европейских странах, представительства в Совете Европы, ОБСЕ и других структурах, диаспорские организации, наши друзья в международных организациях проводили соответствующую работу, что привело к аннулированию этого антидемократичного, построенного на ложной информации закона», – заявил А. Гасанов.

Итак, судя по всему, за «антитурецкой» инициативой Саркози кроется стратегическая задача Франции. Париж косвенно, но ловко подтолкнул Анкару к тому, чтобы та показала мировому сообществу и, прежде всего, странам ЕС уровень развития в Турции демократических ценностей, продемонстрировав, таким образом, разницу между культурно-цивилизационными стандартами турок с обычаями европейцев. Ведь достаточно лишь поверхностно взглянуть на жесткие и критические высказывания турецких политиков в адрес французских лидеров, чтобы дать не совсем удовлетворительную оценку развитию либерально-демократических ценностей в стране. Разумеется, все это не в лучшем свете отразится в ежегодном Отчете ЕС о развитии Турции за 2012 год, в котором главное внимание будет уделено последствиям внутриполитических реформ. Однако в настоящее время Турцию это мало беспокоит. В итоге, ловушка Саркози удалась, и турецкие лидеры охотно в нее попали.

Начало