Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (26 марта – 1 апреля 2012 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Сирии и Египте. Власти Сирии и вооруженная оппозиция фактически отказались от прекращения огня – основы плана по урегулированию конфликта в стране, предложенного спецпредставителем ООН и ЛАГ К. Аннаном. Египетские «Братья-мусульмане 30 марта выдвинули собственного кандидата на предстоящих в мае с. г. выборах президента страны.

29 марта в Багдаде прошел 23-й саммит Лиги арабских государств. В нем приняли участие девять из 22 глав государств и руководитель ПНА. Основное внимание на форуме было уделено событиям в Сирии. В принятой по его итогам «Багдадской декларации» осуждается насилие в САР, но не возложена ответственность за это ни на одну из сторон сирийского конфликта. Была выражена полная поддержка плану К. Аннана по сирийскому урегулированию, который должен быть реализован «как можно скорее и в полном объеме». Участники саммита отвергли иностранное вмешательство в дела САР. За исключением президента Туниса М. аль-Марзуки, никто из арабских представителей не настаивал на отставке президента Сирии Б. Асада. В то же время участники форума призвали сирийскую оппозицию «сплотить ряды». В Багдаде ЛАГ фактически устранилась от ведущей посреднической роли в САР, передав всю ответственность ООН. На саммите также обсудили по-следствия «арабской весны» и помощь пережившим революции странам - Тунису, Египту, Ливии и Йемену, палестинскую проблему, ситуацию в Со-мали и Судане, реформирование ЛАГ, вопросы борьбы с терроризмом и инициативу по «безъядерному Ближнему Востоку». Очередной саммит Лиги пройдет в марте 2013 г. в Катаре.

В Эр-Рияде 31 марта прошла первая министерская встреча совместного форума по безопасности США и аравийских монархий. На ней американцы предложили создать региональную систему ПРО в странах ССАГПЗ для защиты от Ирана, а также предпринять практические шаги для укрепления «нашей общей безопасности». Ранее, 30 марта госсекретарь США Х. Клинтон провела встречу с королем Саудовской Аравии Абдаллой и главой МИД КСА С. аль-Фейсалом, обсудив с ними варианты давления на президента САР Б. Асада, введение новых санкций против Дамаска и способы помощи сирийской оппозиции.

Сложная военно-политическая обстановка сохраняется в Сирии. В северо-западной провинции Идлиб, центральных провинциях Хама и Хомс, в северо-восточной провинции Дейр-эз-Зор, в южной провинции Деръа и в окрестностях Дамаска продолжались боестолкновения правительственных войск с мятежниками. Наиболее крупные бои происходили в провинциях Идлиб и Хама. Отметим, что в целом масштабы вооруженного противостояния в САР уменьшились. Мятежники в основном перешли от прямого противостояния с армией к партизанским и диверсионно-террористическим формам борьбы. В этой связи в Дамаске 31 марта объявили, что «с битвой за уничтожение сирийской государственности покончено. Началась борьба за строительство новой Сирии и установление в ней стабильности и безопасности». Власти призвали оппозицию сесть за стол переговоров без предварительных условий. Одновременно было заявлено, что правительственная армия уйдет из городов, лишь когда там «возобладают мир и безопасность». Дамаск также требует прекращения иностранной помощи вооруженной оппозиции. Со своей стороны, представители мятежной Сирийской свободной армии (ССА) сообщили, что готовы прекратить огонь, только после вывода правительственных войск из городов. Эти заявления противоборствующих сторон на деле означают их отказ от главного требования плана Аннана – скорейшего прекращения насилия, хотя ранее Дамаск заявил о принятии этого документа, а оппозиция приветствовала его. Отметим, что США, другие страны Запада, Турция, аравийские монархии и К. Аннан настаивают на том, чтобы первыми прекратили огнь правительственные войска.

27 марта на совещании в Стамбуле сирийская оппозиция признала Сирийский национальный совет (СНС) официальным представителем народа Сирии и центром оппозиционной коалиции. В то же время курдская фракция покинула форум оппозиции, выразив несогласие с проектом программного документа. Курды и ряд других оппозиционеров настаивали на том, чтобы в его тексте был четко определен «светский характер будущего демократического государства» и закреплены права сирийских курдов на автономию.

Министр иностранных дел Турции А. Давутоглу заявил о «неотвратимости» турецкого вмешательства в сирийский кризис. В то же время президент России Д. Медведев предостерег от военного вмешательства в Сирии и выступил за то, чтобы дать возможность правительству и оппозиции «вступить наконец в диалог».

1 апреля в Стамбуле состоялась вторая встреча т. н. «друзей Сирии». В ней участвовали представители 74 стран. На встрече СНС признана «единственным (легитимным) представителем» сирийского народа, также был полностью поддержан план Аннана по Сирии и сформирована рабочая группа для выработки новых санкций против режима Б. Асада. Намечено учредить фонд для оказания помощи сирийской оппозиции. Аравийские монархии заявили, что будут финансировать боевиков ССА. Премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган призвал международное сообщество незамедлительно выполнить все «законные требования сирийцев», а госсекретарь США Х. Клинтон потребовала от Б. Асада не откладывать реализацию плана Аннана.

На минувшей неделе в Египте отмечено усиление активности ведущей политической силы страны – «Братьев-мусульман». Нарастает их противостояние с правящим в АРЕ военным режимом. Руководители исламистов намерены уже в ближайшее время добиться отставки назначенного военными правительства К. аль-Ганзури, которое они обвиняют в непрофессионализме, бездействии и даже в искусственном провоцировании кризисов. 28 марта начала работу Конституционная комиссия, которая должна разработать новый основной закон страны. Ее председателем избран спикер нижней палаты парламента и лидер Партии справедливости и свободы (политического крыла «братьев») С. аль-Каттатни. В то же время о своем выходе из состава комиссии заявили ряд либеральных, левых и независимых политических деятелей, представители Федерации профсоюзов рабочих Египта, представитель коптов. Все они опасаются, что исламисты, обеспечив себе большинство, намерены принять проект конституции, отражающий только их взгляды. Более того, комиссию покинул представитель крупнейшего в мире исламского уни-верситета «Аль-Азхар» в Каире. Раздаются призывы распустить этот орган и сформировать новый, в котором не будет депутатов парламента. 31марта «Братья-мусульмане» приняли решение выдвинуть в качестве кандидата на пост президента Египта заместителя верховного лидера движения Х. аш-Шатыра, после чего он заявил о формальном выходе из рядов организации.

На юге Ливии в районе г. Себха – центре региона Феццан происходили вооруженные столкновения между двумя племенами: Ауляд Сулейман и Тубу. В итоге погибли 147 и получили ранения 395 человек. В район конфликта перебрасываются отряды «революционных» бригад и подразделения формирующейся правительственной армии.

Напряженность сохраняется на ряде участков границы между Суданом и Южным Суданом, где происходили вооруженные столкновения между армиями двух государств. В первую очередь, речь идет о районе Хеглиг, где находится крупнейшее месторождение нефти Судана. 29 марта под натиском суданской армии подразделения ВС Южного Судана оставили спорный район. Тем не менее, вооруженные столкновения на границе продолжаются, а переговоры между сторонами по пограничным вопросам вновь отложены.

31 марта госсекретарь США Х. Клинтон сообщила, что переговоры между Ираном и международными посредниками по ядерной программе ИРИ пройдут 13-14 апреля в Стамбуле. Лидеры группы БРИКС (Бразилия, РФ, Индия, КНР, ЮАР) приняли 28 марта декларацию по Ирану, заявив о недопустимости перерастания ситуации вокруг его ядерной программы в конфликт, «катастрофические последствия которого не будут отвечать ничьим интересам». Также было признано право ИРИ на мирное использование ядерной энергии «в соответствии с его международными обязательствами» и поддержано «решение соответствующих проблем политическими, дипломатическими средствами и путем диалога между вовлеченными сторонами».

На прошедшей неделе Иран с визитом посетил премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган. В Тегеране он имел встречи с высшими руководителями ИРИ и высказался в поддержку права Ирана на разработку собственной мирной ядерной программы. Стороны также провели переговоры о ситуации в регионе, в частности, в Ираке и Сирии, обсудили вопросы, связанные с установкой элементов ЕвроПРО на территории Турции. По словам Эрдогана, Турция и Иран расходятся во мнениях по поводу сирийского кризиса. Было заявлено, что две страны должны развивать свои отношения. Тем временем в Анкаре сообщили, что Турция в 2012 г. сократит импорт иранской нефти на 20 проц, компенсировав это поставками «черного золота» из Ливии.

Министр обороны США Л. Панетта считает, что Иран продолжает развивать свои ядерные возможности, но пока не принял решения об изготовлении атомного оружия. Глава Пентагона также заявил, что возможное решение израильского руководства атаковать иранские ядерные объекты вынудит Вашингтон ввязаться в военный конфликт до того, как этого бы захотели все задействованные стороны.

Департамент оборонной промышленности МО Турции представил на минувшей неделе план развития крупнейших национальных оборонных проектов на 2012-2016 гг. В общей сложности речь идет более чем 280 различных проектах. В частности, планируется завершить разработку основного боевого танка, постройку первого турецкого эсминца, создать разведывательный ИСЗ. К 2016 г. Турция намерена вывести свою оборонную промышленность в десятку крупнейших в мире, а общий объем военного экспорта планируется довести до 8 млрд долларов, из которых 2 млрд придется на аэрокосмическую отрасль. Вместе с тем, отметим, что значительная часть вооружения и военной техники, создаваемой в Турции, по-прежнему будет основываться на зарубежных технологиях и образцах.

28 марта в Вашингтоне прошли переговоры командующего пакистанской армией генерала А. П. Кияни с американским военным командованием - председателем Комитета начальников штабов ВС США генералом М. Дэмпси и главой Объединенного центрального командования ВС США генералом Дж. Маттисом. Это была первая встреча высокопоставленных военных руководителей двух государств с тех пор, как в ноябре 2011 г. 24 пакистанских военнослужащих погибли в результате американского авиаудара. По словам генерала М. Дэмпси, несмотря на имеющиеся препятствия, американо-пакистанские военные отношения находятся на пути восстановления, чего не скажешь о политических связях между Вашингтоном и Исламабадом.

Израиль 26 марта заявил о прекращении всех контактов с Советом ООН по правам человека ООН, в ответ на намерение этого органа создать комиссию по расследованию влияния строительства еврейских поселений на Западном берегу реки Иордан на права палестинцев.

27 марта лидером ведущей израильской оппозиционной партии Кадима избран Ш. Мофаз - бывший министр обороны страны, а ныне председатель парламентского комитета по внешней политике и обороне.

На юге Йемена в провинции Лахдж произошли крупные столкновения между правительственными войсками и боевиками местной «Аль-Каиды», в результате которых погибли свыше 30 человек.

Демонстрации оппозиционных сил продолжаются в Бахрейне. В ходе столкновений демонстрантов с полицией 31 марта погиб один человек погиб.

Руководство правящего в Тунисе исламистского движения «Ан-Нахда» объявило, что законы шариата не будут лежать в основе новой юридической системы страны и ее конституции. Преамбула конституции останется в целом светской, «чтобы сохранить единство общества и не плодить в нем разногласий» В то же время радикальные исламистские партии, активно действующие в Тунисе, требуют введения в стране порядков на основе Шариата.

Приложение

О некоторых особенностях саудовско-иракских отношений

Исторически отношения между двумя соседними странами - Саудов-ской Аравией и Ираком – носили сложный характер. Эр-Рияд и Багдад со-перничали за влияние в зоне Персидского залива и арабском мире в целом. Это особенно проявлялось в годы правления в Ираке партии Баас (1968-2003 гг.). Вместе с тем, в два государства пытались в 1980-е гг. сотрудничать против общего регионального соперника – хомейнистского Ирана. В 1990-1991 гг. Саудовское королевство было одним из главных организаторов антииракской коалиции, активно участвовало в военной операции по освобождению захваченного Ираком Кувейта. В последующем Эр-Рияд жестко придерживался международных санкций, введенных против Ирака, отказывался от восстановления официальных отношений с Багдадом. Свержение в Ираке в 2003 г. режима С. Хусейна в результате американо-британского вторжения не только резко ослабило эту страну, но и поставило под вопрос само существование иракской государственности, что, конечно же, сказалось и на саудовско-иракских отношениях.

В отношении постсаддамовского Ирака руководство Саудовской Аравии выступает с позиций сохранения его «как единого, независимого и стабильного арабского и мусульманского государства», уважающего «конфессиональные группы своих граждан». Саудовцы постоянно участвовали в региональных и международных конференциях по Ираку. Вместе с тем, в Эр-Рияде с настороженностью следят за развитием ситуации в новом Ираке. Особое беспокойство в КСА вызывает усиление иракских шиитов в управлении страной, высокая террористическая активность в Ираке, стремление Ирана усилить свое влияние в Ираке, Серьезные опасения у саудовцев вызывает и возможность распада Ирака как единого государства.

Саудовская Аравия, опасаясь распространения насилия из Ирака на свою территорию, возвела вдоль границы с ним несколько линий защиты. Здесь же напомним, что в период наивысшего подъема насилия в Ираке за-метную часть иностранных террористов и боевиков, действовавших в этой стране, составляли саудовские подданные.

Эр-Рияд установил отношения с новыми иракскими властями, хотя, в отличие от большинства арабских государств, не стал восстанавливать по-сольство в Багдаде, направив в Ирак лишь своего представителя. И только в начале 2012 г. КСА назначило посла в Багдаде. По совместительству им стал саудовский посол в Иордании. В 2004 г. КСА с визитом посетил тогдашний глава иракского правительства А. Алауи, который обсудил с саудовскими руководителями вопросы обеспечения безопасности в Ираке, развитие двусторонних торгово-экономических отношений. В то же время Эр-Рияд отказался предоставить Ираку финансовую помощь в размере 1 млрд долларов. Еще в 2007 г. КСА заявило о намерении списать 80 процентов иракских долгов королевству (15 млрд долларов), однако до настоящего времени Эр-Рияд не реализовал на деле идет это обещание.

В 2006 г. Саудовскую Аравию посетил нынешний премьер-министр Ирака Н. аль-Малики. В Эр-Рияде ему была обещано содействие в деле достижения национального примирения в стране. По информации СМИ, руководители КСА приняли Н. аль-Малики не без «подсказки» из Вашингтона.

Официально саудовцы не поддерживают ни одну из политических и религиозных групп в Ираке, «находясь от них на равном удалении». Однако, по информации СМИ, КСА оказывает помощь иракским суннитским оппозиционным группировкам с тем, чтобы дестабилизировать позиции шиитского правительства в Багдаде и противодействовать иранским проискам в Ираке. Н. аль-Малики и ряд других иракских руководителей неоднократно обвиняли Саудовскую Аравию в негативном отношении к новым властям в Багдаде, во вмешательстве в иракские дела и разжигании насилия на территории страны. Н. Малики неоднократно отмечал, что все попытки иракской стороны наладить отношения с саудовским королевством «ни к чему не привели».

В 2010 г. Багдад обвинил КСА, наряду с другими соседними странами, «во вмешательстве в предвыборную борьбу на стороне той или иной фракции», в «оказании финансовой поддержки ключевым фигурам с целью повлиять на результаты голосования». После парламентских выборов Н. аль-Малики и поддерживающие его иракские политические силы отклонили инициативу саудовского короля Абдаллы о проведении в Эр-Рияде примирительной встречи ведущих политиков Ирака для поиска путей выхода страны из кризиса. При этом было заявлено, что эту инициативу нельзя считать «положительной», поскольку саудовцы не занимают ранее нейтральной позиции по отношению к политическим силам Ирака. Так, влиятельный в КСА бывший руководитель саудовской разведки принц Т. аль-Фейсал обвинил Н. аль-Малики в попытке исказить результаты парламентских выборов и «лишить иракский народ законно избранного правительства». В то же время блок «Аль-Иракия» во главе с А. Алауи поддержал саудовское предложение.

В последние годы Ирак стал зоной столкновений интересов и соперничества между Саудовской Аравией и Ираном, что накладывает заметный отпечаток на отношения между Эр-Риядом и Багдадом. Каждая из сторон стремится «заручиться поддержкой Багдада в политических и экономических вопросах, а с другой - настраивают Ирак друг против друга». На сегодняшний день иранское влияние в Ираке сильнее, чем саудовское. По мнению экспертов, пренебрегая Ираком в первые годы после свержения режима С. Хусейна, Саудовская Аравия «потеряла влияние в Багдаде, оставив для шиитского Ирана открытое поле».

КСА обвиняет Иран в том, что он создал на иракской территории шиитское государство, поддерживает шиитские вооруженные формирования, предоставляя им оружие и обучая боевиков, а также помогает проиранским политическим деятелям в Ираке. КСА опасается дальнейшего роста влияния ИРИ на нынешнее преимущественно шиитское руководство Ирака. Саудовцы чувствительны к тому, что перманентная нестабильность в соседней стране при одновременном усилении там шиитского фактора может негативным образом сказаться на обстановке в Восточной провинции королевства, где проживает крупная шиитская община. Руководство КСА стремится сохранить свое влияние на ситуацию и политику Ирака, чтобы «сдерживать Иран и опасность, которая исходит от него для региональной стабильности».

Иракское правительство дало негативную оценку вводу в Бахрейн в марте 2011 г. войск Саудовской Аравии и некоторых других стран-членов ССАГПЗ. Н. аль-Малики заявил, что иностранное военное вмешательство в Бахрейне «может воспламенить межконфессиональное насилие на всем Ближнем Востоке». По мнению главы иракского правительства, в Бахрейне имеет место «противостояние между суннитами и шиитами, в которое вмешались суннитские страны», а поэтому «ввод войск из суннитских арабских стран в государство, где большинство жителей - шииты, следует понимать как интервенцию». В Ираке прошли демонстрации против саудовского военного присутствия в островном королевстве.

КСА оказывает давление на Ирак, пытаясь ужесточить его позицию по Сирии. В то же время Багдад не намерен изменять свою позицию в отношении Дамаска и продолжает выступать против любых форм иностранного вмешательства в сирийский конфликт.

Следует особо отметить негативное влияние на современные саудов-ско-иракские отношения межличностных отношений руководителей двух стран. Так, король Абдалла не раз достаточно прозрачно намекал, что видит в Н. аль-Малики слабого лидера, который, к тому же, имеет обширные связи с проиранскими шиитскими партиями. Американцы утверждали, что саудовцы рассматривают аль-Малики «агентом Ирана», политиком, который не в состоянии «преодолеть слабости своего правительства». И все же саудовские правители понимают, что Н. аль-Малики «является едва ли не единственным представителем Тегерана в регионе и именно через него можно будет в случае необходимости взаимодействовать с режимом мулл и в случае усиления санкций Запада и весьма серьезных последствий их для экономики Ирана сделать режим мулл более уступчивым в будущих переговорах».

После ухода американских войск из Ирака в декабре 2011 г. Саудовская Аравия активизировала свою иракскую политику. Недавно иракская делегация во главе с советником по национальной безопасности Ф. аль-Файядом посетила Эр-Рияд, где провела переговоры по вопросам улучшения двусторонних отношений и борьбе с терроризмом. КСА и Ирак обсудили возможность обмена пленными боевиками. Ранее две страны согласились проводить мониторинг фетв (религиозных предписаний) экстремистского содержания с тем, чтобы не допускать дальнейшего обострения отношений между суннитами и шиитами. В то же время тот факт, что саудовскую делегацию на арабском саммите в Багдаде 29 марта с. г. возглавил лишь представитель КСА при ЛАГ, свидетельствует, что отношения между двумя странами еще далеки от подлинной нормализации, чему препятствуют в значительной степени не преодоленные взаимное недоверие и недоброжелательность.

Начало