Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (25 июня – 1 июля 2012 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Египте и Сирии. 30 июня принес присягу и официально вступил в должность новый президент Египта М. Мурси. Участники международной конференции по Сирии, состоявшейся 30 июня в Женеве, одобрили основные принципы переходного политического процесса в этой стране.

25-26 июня президент России В. Путин посетил с визитом Израиль, палестинские территории и Иорданию. На встрече с главой израильского правительства Б. Нетаньяху обсуждалась ситуация на Ближнем Востоке, ядерная программа Ирана и положение в Сирии. В. Путин призвал стороны арабо-израильского конфликта возобновить мирные переговоры, поскольку это единственный путь урегулирования. Главной темой переговоров с главой Палестинской национальной администрации М. Аббасом стали перспективы возобновления прямого израильско-палестинского диалога. В Иордании В. Путин и король Абдалла II подтвердили обоюдную заинтересованность в дальнейшем развитии двусторонних отношений.

30 июня в Египте завершился переходный период, в течение которого страной управлял Высший совет Вооруженных сил. В этот день перед высшим конституционным судом принял присягу и официально вступил в должность новый президент АРЕ исламист М. Мурси. В речи, последовавшей за официальными церемониями, М. Мурси пообещал, что Египет под его руководством будет «гражданским, конституционным и современным государством». Он заверил, что не отдаст «никакие из президентских полномочий», а «египетская армия вернется к исполнению своих обязанностей по обеспечению безопасности нашей родины, сохранности ее границ». Президент поблагодарил военное руководство за ту роль, которую оно сыграло в переходный период, и пообещал способствовать усилению мощи египетских ВС, заявив одновременно, что армия будет действовать в рамках закона и конституции, как и остальные государственные структуры Египта. Днем ранее, 29 июня М. Мурси выступил перед своими сторонниками на каирской площади Ат-Тахрир. В этом выступлении президент пообещал развивать страну «в демократическом русле», обеспечить экономическое процветание, выразил намерение защищать права женщин, религиозных и этнических меньшинств, обеспечить свободу слова, подчеркнув, что под его руководством Египет останется светским государством.

Сообщается, что М. Мурси начал консультации по формированию нового правительства АРЕ. По информации СМИ, военные в новом правительстве будут «курировать» министерства обороны (пост главы этого ведомства сохранит за собой маршал Х. Тантауи), внутренних дел и юстиции, в то время как МИД и Минфин будут находиться в ведении президента. Кроме того, военные согласились не оказывать давления на работу и структуру Конституционной комиссии, которой предстоит в бли-жайшие месяцы подготовить новый основной закон страны. Также военные готовы не вмешиваться в процесс выбора и назначения нового премьер-министра.

В своих публичных выступлениях М. Мурси заверил международное сообщество в том, что Египет будет придерживаться всех взятых на себя обязательств, подтвердил намерение Каира соблюдать мирный договор с Израилем и строить равноправные отношения с еврейским государством, отстаивая одновременно права палестинцев. Первую международную встречу в ранге президента М. Мурси проведет в Каире с госсекретарем США Х. Клинтон. Глава израильского правительства Б. Нетаньяху в своем послании М. Мурси призвал последнего соблюдать мирный договор между двумя странами и подчеркнул стремление Израиля к сотрудничеству с Египтом.

Военная и политическая обстановка в Сирии остается очень сложной. Президент САР Б. Асад 27 июня заявил: «Мы по-настоящему живем в состоянии войны, которая ведется со всех сторон. Если мы ведем войну, то вся наша политика и все сферы жизни должны быть направлены на достижение победы в этой войне». Б. Асад назвал действия противников режима «терроризмом». Ситуация в Сирии «имеет признаки немеждународного вооруженного конфликта», при этом она «опасно и стремительно ухудшается», говорится в докладе ооновской Комиссии по расследованию возможных нарушений прав человека в Сирии. Его авторы возлагают вину на эскалацию конфликта на обе стороны. По оценке Института изучения войн (США), разрозненные группы сирийских повстанцев, сражающихся против режима Б. Асада, в последние месяцы начали координировать свои действия и приобретать черты единой структуры. В провинциях у повстанцев появились «ответственные» органы управления - военные советы, под началом которых находятся отряды оппозиционеров городского и районного уровней. Провинциальные военные советы, однако, пока действуют разрозненно. На сегодняшний день повстанцам удалось взять под свой контроль обширные территории вокруг Хомса, к северу от Хамы, в провинциях Идлиб и Алеппо, ряде других мест на севере и в центре страны. Эксперты отмечают, что «у режима Асада нет достаточных сил для проведения широкомасштабной наступательной операции, хотя он и удерживает ряд ключевых населенных пунктов, отбитых у оппозиции весной. Для проведения такой операции потребуется собрать все имеющиеся силы, а это поставит под угрозу контроль над важными населенными центрами».

На прошедшей неделе боевые действия между правительственными войсками и вооруженной оппозицией продолжались в провинциях Хомс, Хама, Идлиб, Алеппо, Дейр-эз-Зор, Деръа и в пригородах Дамаска. В самой столице было совершено несколько терактов. 30 июня правительственные части очистили от боевиков г. Дума в 13 км к востоку от Дамаска. Этот город считался одним из главных оплотов оппозиции в столичной провинции.

Напряженность сохраняется между Дамаском и Анкарой, что связано с недавним уничтожением силами ПВО САР самолета ВВС Турции. В Брюсселе 26 июня прошло внеплановое заседание НАТО, посвященное этому инциденту, на котором, однако, не обсуждался вопрос о применении 5-й ст. Вашингтонского договора о коллективной безопасности, которая предусматривает возможность общего военного ответа на агрессивные действия против одной из стран альянса. Участники встречи ограничились осуждением действий Сирии. Турция стягивает к границе с САР войска, включая танки, артиллерию, силы ПВО и истребители. Анкара потребовала у НАТО составить план по введению бесполетной зоны над Сирией для защиты территории Турции в случае «дальнейших агрессивных действий» сирийской стороны.

30 июня в Женеве прошла встреча Группы действий по Сирии с участием глав МИДов Великобритании, КНР, РФ, США, Франции, Турции, Ирака, Катара, Кувейта, верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности К. Эштон, главы ООН Пан Ги Муна и генсека ЛАГ Н. аль-Араби. Участники встречи одобрили основные принципы политических перемен в Сирии, которые предусматривают создание переходного правительства для превращения страны в демократическое плюралистическое государство. Этот кабинет «может включать в себя членов нынешнего правительства и оппозиции, а также других групп, и должен быть сформирован на основе взаимного со-гласия». Причем, по настоянию России, в документ не был включен пункт об отставке президента Б. Асада, на уходе которого жестко настаивают США. Было подчеркнуто, что «любое решение должно включать четкие и необратимые переходные меры в закрепленных временных рамках». Причем сирийский народ должен сам определять будущее своей страны. Участники встречи призвали все стороны конфликта прекратить насилие, полностью вывести войска из городов, разоружить и расформировать вооруженные группы, освободить политических заключенных. Была подтверждена общая поддержка плана сирийского урегулирования, выдвинутого спецпосланником ООН и ЛАГ К. Аннаном. В то же время еще до совещания Б. Асад заявил, что Дамаск не приемлет никакого решения по сирийскому урегулированию, навязанного извне. Официальные СМИ САР отмечают, что в Женеве противникам Дамаска не удалось реализовать своих замыслов о вооруженном вмешательстве под эгидой ООН. Что касается оппозиции, то она отказывается принимать любой план урегулирования, предусматривающий диалог с Б. Асадом, а женевский документ назвала «слишком неопределенным», хотя некоторые оппозиционеры и отмечает в нем отдельные позитивные моменты. В целом международная встреча в Женеве не привела, да и не могла привести к реальным подвижкам в решении сирийской проблемы.

В Судане продолжаются массовые протестные выступления, участники которых осуждают решение властей об отмене субсидий на топливо, что привело к общему резкому росту цен. Оппозиция требует отставки правительства, где в основном представлены члены правящей партии Национальный конгресс, и замены его на переходный кабинет министров с участием всех политических партий, а также общественных организаций. Наряду с Хартумом волнения происходят в штате Гедареф на востоке страны, в столице штата Северный Кордофан Эль-Обейде и в городе Кости в штате Белый Нил. Как правило, демонстрации перерастают в столкновения с полицией, которая жестко действует в отношении манифестантов. Произведены массовые аресты среди участников акций протеста. Министр финансов Судана А. Махмуд 25 июня подтвердил, что правительство не отступится от принятого им решения по отмене топливных субсидий.

С 1 июля страны-члены Евросоюза ввели эмбарго на импорт нефти из Ирана. В то же время США решили не применять новые односторонние санкции против Китая и Сингапура, являющихся крупными импортерами иранской нефти. По утверждению главы американской дипломатии Х. Клинтон, эти две страны уже значительно сократили объем импортируемой из ИРИ сырой нефти.

На минувшей неделе в Исламабаде безрезультатно завершились переговоры командующего Международными силами содействия безопасности в Афганистане американского генерала Дж. Аллена с командующим пакистанской армией генералом А. Кияни. Стороны обсудили возможность и условия возобновления транспортных поставок для войск НАТО в Афганистане через территорию Пакистана, а также пути преодоления кризиса в отношениях между Исламабадом и Вашингтоном.

Нестабильная ситуация сохраняется в некоторых районах Ливии. 26 июня в Триполи боевики предприняли попытку атаковать консульство Туниса. С начала этого года в Ливии совершено уже несколько нападений, целью которых были как иностранные представительства и их персонал, так и госучреждения. Не прекращаются ожесточенные бои между боевиками племен Тубу и Зувайя в районе Куфра на юго-востоке страны, которые привели к гибели 47 и ранению примерно 100 человек. Отметим, что подразделения правительственных сил, дислоцированные в этом районе, в вооруженных столкновениях не участвовали.

Власти Туниса 29 июня объявили «закрытой военной зоной» часть территории на юге страны, примыкающей к границам с Ливией и Алжиром.

1 июля эмир Кувейта ас-Сабах принял отставку правительства. Этот шаг стал еще одним признаком политического кризиса в стране. Ранее, 18 июня эмир своим декретом приостановил работу парламента сроком на один месяц, а 20 июня Верховный суд Кувейта аннулировал результаты февральских выборов в парламент, на которых победила исламистская оппозиция. В Эль-Кувейте 27 июня прошла многотысячная антиправительственная демонстрация, участники которой требовали введения в стране конституционной монархии и «полноценной парламентской системы».

В Ираке на фоне продолжающегося политического кризиса активизируется террористическая активность. На минувшей неделе серия кровавых терактов была совершена в Багдаде и ряде других городов страны.

28 июня король Иордании Абдалла II призвал парламентариев пересмотреть закон о выборах после того, как исламистская оппозиция выступила с угрозой бойкота намеченных на конец года выборов в законодательный орган власти. 1 июля в Аммане прошла демонстрация оппозиции, организованная исламистами. Ее участники выступали против высокой стоимость жизни в стране и требовали введения жестких антикоррупционных законов.

Приложение

О силах и средствах ПВО Сирии

Военно-политическое руководство Сирии, учитывая уроки войн с Израилем, других локальных войн и вооруженных конфликтов в регионе и мире, рассматривает развитие сил и средств ПВО, поддержание их в боеспособном состоянии в качестве одного их важнейших направлений национального военного строительства. Основа ныне существующей системы противовоздушной обороны страны была создана еще в 1980-е гг. при решающей помощи СССР, поставившего Сирии необходимое во-оружение и технику, оказавшего содействие в подготовке личного состава и организации сил ПВО.

Организационно войска противовоздушной обороны САР (60 тыс. человек) входят в состав единого вида вооруженных сил – ВВС и ПВО. На войска ПВО возложено выполнение следующих основных задач: прикрытие крупных политико-административных центров страны, экономических объектов, группировок войск и сил флота от ударов средств воздушного нападения противника; отражение массированных ударов авиации противника при проведении им воздушной операции, уни-чтожение самолетов-разведчиков, постановщиков помех, нарушителей воздушного пространства САР (в т. ч. БПЛА) до подлета их к важным объектам, оповещение войск и Гражданской обороны о непосредственной угрозе воздушного нападения.

Территория Сирии разделена на Северную и Южную зоны ПВО. Для управления силами и средствами авиации и противовоздушной обороны имеется три полностью компьютеризированных командных пункта: Центральный командный пункт (Дамаск), командные пункты Северной зоны (в районе Хомса) и Южной зоны (в районе Дамаска).

Войска противовоздушной обороны имеют в своем составе две дивизии ПВО, 25 зенитных ракетных бригад (отдельных и в составе дивизий ПВО, всего до 150 батарей), полки зенитной артиллерии и две бригады радиотехнических войск. На их вооружении имеется 685 ПУ ЗУР (ЗРК С-75 – 320, С-125 «Печора» - 148, «Квадрат» - 195, С-200ВЭ - 44, «Оса» - 60, «Бук» М2Э – 18), 36 зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С1», ПЗРК типа «Стрела» и «Игла», а также большое число орудий и установок зенитной артиллерии калибра 23, 37, 57 и 100 мм. Радиотехнические войска имеют на вооружении РЛС следующих типов: П-12, П-14, П-15, П-30, П-35, П-80, а также радиовысотомеры ПРВ-13 и ПРВ-16. По информации зарубежных СМИ, Украина в 2002 г. поставила Сирии несколько РЛС «Кольчуга», а Россия недавно поставила в САР комплексы радиотехнической разведки ПВО «Автобаза».

Соединения и части ПВО размещены главным образом в районе Дамаска, на юге страны, в районе Хомс-Хама, на побережье Средиземного моря и вокруг Алеппо (Халеба).

Истребительная авиация (ИА) ВВС насчитывает 309 самолетов: МиГ-29 – 40, МиГ-25 – 30, МиГ-23 различных модификаций – 80, МиГ-21 различных модификаций – 159. На вооружении ИА имеются ракеты класса «воздух-воздух»: К-13, Р-40, Р-23, Р-24, Р-60, Р-27, Р-73, Р-74, Р-37. Военная авиация базируется на 21 аэродроме, основными из них являются: Абу-эд-Духур, Алеппо, Блей, Думейр, Дейр-эз-Зор, Насирия, Сейкал, Табака, Тияс, Тифор, Хальхале и Хама. Большая часть военно-воздушных баз расположена в районе Дамаска и в центральной части страны. На всех аэродромах базирования боевой авиации сооружены железобетонные укрытия для самолетов. На некоторых аэродромах в укрытиях имеются системы автономной заправки топливом, созданы запасы кислорода, сжатого воздуха и азота.

Значительными силами и средствами ПВО располагают сухопутные войска, имеющие на вооружении 35 ЗРК ближнего действия («Стрела-10» – 35, «Стрела-1» – 20); до 4000 ПЗРК «Стрела» и «Игла» различных модификаций (часть ПЗРК «Игла» установлена на пусковых модулях «Стрелец»); до 2000 орудий зенитной артиллерии (100-мм КС-19, 57-мм С-60, 37-мм, ЗСУ-23-4 «Шилка», ЗУ-23-2).

На вооружении сирийской ПВО состоят в основном устаревшие зенитные ракетные комплексы С-75, С-125, С-200, «Квадрат», «Оса» (на части ЗРК «Квадрат», С-75 и С-125 проведены отдельные модернизационные работы) и РЛС. Значительная часть ЗРК и РЛС требует ремонта, а часть из них не боеготова. Средства управления, разведки и наведения также устарели. ЗРК и радиотехнические средства не обладают достаточной помехозащищенностью, уязвимы от современных средств электронного подавления, что наглядно проявилось в 2007 г. во время налета израильских самолетов на ядерный объект в районе Дейр-эз-Зора. Большинство зенитных ракетных комплексов являются стационарными, их местоположение хорошо известно потенциальным противникам, что делает сирийские ЗРК легко уязвимыми для поражения. Собственные возможности САР по модернизации средств ПВО очень ограничены. Имеются проблемы с подготовкой личного состава.

Войсковая ПВО также имеет на вооружении в подавляющем большинстве устаревшие ЗРК, ПЗРК и зенитные орудия, что, несмотря на их общее большое количество, не позволяет надежно прикрывать наземные части от воздействия воздушного противника.

На протяжении десятилетий Сирия считала своим главным противником Израиль, а поэтому созданная система ПВО страны ориентирована на противостояние с израильской авиацией, в то время как на севере и, особенно, на северо-востоке САР размещены незначительные силы противовоздушной обороны.

На вооружении ВВС состоят в основном устаревшие типы самолетов, полученные в 1970-х–1980-х гг. и имеющие ограниченные возможности по боевому применению. К настоящему моменту они в значительной степени выработали установленные сроки эксплуатации, физически и морально устарели, их технические и тактические возможности не отвечают современным требованиям войны в воздухе. Исправность авиатехники ниже нормативной. Причем, даже наиболее современные истребители МиГ-29 требуют модернизации. Имеющиеся электронное оборудование, наземные и бортовые средства РЭБ устарели и не в состоянии эффективно противодействовать натовским. В ВВС САР отсутствуют самолеты ДРЛО, управления и РЭБ.

Недостаточно высоким остается уровень подготовки летного и инженерно-технического состава. Большие трудности имеются в деле ремонта и технического обслуживания техники. Авиация испытывает острую нехватку запасных частей. Это, в свою очередь, негативно сказывается на качестве подготовки летного состава. По информации иностранных источников, средний годовой налет сирийских летчиков составляет всего около 30 часов. И все же до последнего времени сирийские ВВС в целом поддерживались, хотя и со значительными трудностями, в боеспособном состоянии.

Поддержание, а по возможности и повышение боевых возможностей ВВС и ПВО производится за счет приобретения новой и модернизации части имеющейся на вооружении боевой и специальной техники. Это делается преимущественно за счет военно-технического сотрудничества с Россией. Так, в 2008-2010 реализован контракт на поставку из нашей страны ЗРПК «Панцирь-С1», реализуются соглашения по ремонту авиатехники на российских предприятиях. Выполняется контракт на модернизацию ЗРК С-125 до уровня «Печора-2М». Не исключается и модернизация других, ранее поставленных ЗРК. В 2007 г. был подписан контракт на поставку из России восьми дивизионов ЗРК среднего радиуса действия «Бук-2МЭ», который также выполняется. Велись переговоры и, возможно, подписаны контракты на поставку зенитной ракетной системы (ЗРС) С-300ПМУ-2, модернизацию истребителей МиГ-29 и приобретение 24 истребителей МиГ-29М/М2. В то же время, по сообщениям СМИ, поставки в Сирию ЗРС С-300ПМУ-2 приостановлены по указанию руководства России. В качестве причин называются нежелание обострять отношения с Израилем и Западом, а также отсутствие у сирийской стороны средств на оплату столь дорогостоящего оружия.

В целом нынешнее состояние сил и средств ПВО САР, не смотря на их многочисленность, не позволяет им успешно противостоять современным средствам воздушного нападения, особенно в случае их массированного применения. Приобретение же сирийцами в последние годы сравнительно небольшого количества современных средств ПВО несколько улучшило ситуацию, но не изменило кардинально общее положение дел. Не следует преувеличивать возможности сирийской ПВО и в связи с уничтожением 22 июня турецкого «Фантома» в районе Латакии.

Следует отметить и то, что продолжающееся в Сирии вооруженное противостояние между правящим режимом и оппозицией ставит вопрос о лояльности части личного состава войск ПВО нынешней власти. Так, в мае солдаты и офицеры одного из зенитных ракетных дивизионов, дислоцированного в районе Хомса, дезертировали и частично перешли на сторону оппозиции, а 21 июня впервые со времени начала антиправительственных выступлений дезертировал военный летчик полковник Х. Хамад, угнавший истребитель МиГ-21 в Иорданию, где получил политическое убежище.

Начало