Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Саудовская Аравия: смена руководства УОР

Ю.Б.Щегловин

Мы уже писали о том, что новый этап трансформации и активизации подрывной деятельности против режима Башара Асада в Сирии связывается с кадровыми перестановками в руководстве саудовских спецслужб. 19 июля с.г главой Управления Общей Разведки (УОР) КСА стал принц Бандар Бен Султан. Перед ним саудовским монархом было поставлено две основные приоритетные задачи. Помимо свержения нынешнего сирийского режима, это и глобальное противодействие иранской экспансии в регионе Ближнего и Среднего Востока с акцентом на шиитские общины в Ираке и суннитских монархиях на Аравийском полуострове. Отметим и еще одну миссию, которую предстоит решать новому руководителю УОР: Это создание и подпитка салафитских ячеек в арабских странах, которые пережили катаклизмы «арабской весны» и в настоящее время нащупывают пути строительства новой политической и государственной системы. Эту часть деятельности саудовской разведки можно воочию наблюдать в Тунисе, Египте, Йемене, и в меньшей части – в Ливии. Безусловно, что направление «джихадистов» в Сирию для борьбы с режимом также не проходит «мимо» УОР КСА.

Смена бывшего руководителя УОР принца Мукрина Бен Абдельазиза, которая была официально мотивирована «состоянием здоровья», была предпринята саудовским руководством под прессингом новых реалий в арабском мире, и все возрастающим давлением со стороны Запада, и, прежде всего Вашингтона. Последний был недоволен «апатией и безынициативностью» саудовского разведоргана, на что регулярно указывал во время консультаций с саудовцами на разных уровнях. То, что «смена состава» произошла задолго до срока официальной ротации (конец 2013 года), свидетельствует о том, что в Эр-Рияде эту критику восприняли. Саудовскую разведку ждут перемены и встряска, которые должны оптимизировать ее аппарат, а главное придать ее деятельности необходимую наступательность. Одновременно перед Бандаром стоит задача насыщения аппарата разведки новыми кадрами, в котором большой сегмент будут занимать иностранцы. По некоторым данным, это будут не только европейцы и американцы, но и пакистанцы. Все сотрудники-саудовцы должны пройти процедуру переквалификации во Франции, США и Пакистане, либо же на базе королевского центра специальных операций в Эр-Рияде. В последнем уже работает большой штат инструкторов из Пакистана. Пакистанские инструкторы из Межведомственной разведки, в условиях дефицита квалифицированных экспертов, уже сейчас составляют основной «костяк» советников в филиалах УОР КСА на Бахрейне и «шиитских» провинциях королевства, где они координируют действия Национальной гвардии по предотвращению экспансии Тегерана.

Ближайшим помощником Бандара во всех этих мероприятиях будет его сын Абдулазиз, который является заместителем руководителя УОР с 2003 года, и до недавнего времени считался основным претендентом на пост главы саудовской разведывательной службы. Этому помешал его возраст (35 лет) и объем задач, который необходимо сейчас решать. В общем-то, назначение Абдулазиза было во многом следованию традиции преемственности. Его мать, принцесса Хайфа – сестра Турки Фейсала, который руководил УОР КСА с 1977 по 2001 гг. Другой дядя Абделазиза Сауд Фейсал является сейчас министром иностранных дел.

Ну, и конечно, в Вашингтоне ждут от саудовских партнеров более активного сотрудничества по вопросу противодействия исламистскому терроризму. В этой связи фактически синхронно с перестановками в саудовской разведке, произошел эпизод разоблачения группы радикалов в Йемене, которые планировали взорвать американский гражданский авиалайнер. Причем основную роль в успехе здесь сыграла именно саудовская разведка, которая внедрила в группу своего агента, что и привело к срыву ее преступных намерений. О том, насколько все это соответствовало действительности можно долго спорить, но «яичко дорого к Христову дню». Бандар подтвердил в глазах американцев, что он тот, «кто нужен». Его назначение, учитывая тесные и доверительные связи принца с высшими финансовыми и политическими кругами США, в которых он долгое время проработал послом, тоже явная уступка Белому Дому. Ну, и конечно, учитывалась патологическая личная ненависть принца к Башару Асаду, что сейчас очень актуально. Кроме того, Бандар неоднократно проводил консультации с секретарем Совета Безопасности РФ Н.Патрушевым, что по оценке Эр-Рияда, должно помочь трансформировать позицию Москвы по отношению к событиям в Сирии.

Еще до своего нынешнего назначения Бандар помогал организовать бегство в КСА и переправку затем в Париж бывшего друга Башара Асада, генерала М.Тласа и его семьи, за что получил благодарность от руководства французских спецслужб. М.Тлас опрашивался и сотрудниками МИТ Турции в отношении степени боеготовности основной ударной силы сирийского режима Республиканской гвардии, которой командует брат сирийского президента Махер Асад, а также в отношении сирийского химического и ракетного оружия. По некоторым данным, М.Тлас «сдал» и секретные коды, которые использует в своих переговорах сирийская армия.

В начале сентября с.г. намечены консультации Бандара с Анкаре с руководством МИТ Турции с целью усиления координации действий по свержению режима Асада в Сирии и поддержки Сирийской свободной армии (ССА). В частности, саудовские офицеры уже работают совместно с турецкими коллегами на базе Адана в 100 км от сирийской границы, где проходят подготовку боевики ССА. Судя по всему, в ближайшее время эта деятельность приобретет еще большие объемы.

Начало